Сенсорное развитие малышей - что это такое?




Сенсорное воспитание ребенка – фундамент умственного развития

 

Сенсорное развитие малышей - что это такое?

Сенсорное развитие (лат. sunser — ощущение) — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.

Сенсорное воспитание детей раннего возраста - это очень важный этап в жизни маленького человека, который влияет на:

- нормальное функционирование зрения, осязания, слуха, обоняния;

- функциональность моторных функций и стимуляцию подвижности активности;

- ликвидацию тонуса в мышцах и психического эмоционального напряжения, которое достигается в расслабленном состоянии и комфортном самочувствии;

- формирование позитивного психоэмоционального фона и повышение у ребёнка способности к работе;

- активизацию таких процессов, как мышление, воображение, внимание, восприятие и память;

- побуждение к автономной и экспериментальной деятельности

Сенсорное воспитание в раннем возрасте у нас было нацелено на необходимость вызвать простую заинтересованность к игрушке, какому-либо познавательному пособию, предмету. Поэтому мы и звеним, шуршим, выбираем яркие, музыкальные игрушки, покупаем игрушки с всевозможной текстурой, сопровождаем игру разной интонацией и с радостью ловим любые, даже самые незначительные изменения в реакции малыша на наши действия. И врачи и мы смотрим: ага, следит за предметом, морщит нос от запахов, реагирует на прикосновения, поворачивает голову в сторону шума, выплевывает молоко если мама съела что-то не то - системы чувств развиты, ребенок здоров.

И для этой цели имеются самые простые, однако, довольно-таки важные методы: Осязание - постоянный физический контакт с мамой, совместный сон с ней, выкладывание крохи на различные поверхности, не вызывающие аллергии, упражнения пальчиков, ношение малыша на руках, совместные купания и прочее…

Обоняние - ребёнок должен воспринимать запах тела своей мамы, по причине этого мы не используем духи (месяцев до 6-12 примерно) во время тесного физического контакта с ребёнком.

Зрение - не слишком приближаем собственное лицо к малышу, чтобы у него не развилось косоглазие. Показываем белые, черные, однотонные, а со временем многоцветные и яркие игрушки, помогать изучать собственное отражение в зеркале, наблюдать пейзаж за окном, беседовать, слушать приятную музыку и многое другое.

Вкусовые качества - после введения первого прикорма мы вводим разнообразное меню.

На этом этапе пока нет сенсорного развития деток через игровую деятельность. Это больше похоже на демонстрацию, изучение и наблюдение. Восприятие мира через игры начинается уже с одного года жизни.

И тут уже можно дать определение, что:

Сенсорное воспитание - это проведение игр и упражнений с учетом специфических особенностей каждого малыша.

Развитие сенсорики происходит путем узнавания величины, формы, запаха, цвета предмета, осознавания себя и своих чувств, ощущений. Чтобы в полной мере понять, что тот или иной объект собой представляет, ребенку нужно прикоснуться к нему или попробовать на вкус. Только так он в данный момент воспринимает понятия, характеризующие свойства: гладкий, шероховатый, сладкий, горький и.т.д.

Нервная система ребенка воспринимает внешние раздражители, такие как звук, свет, давление, запах, ощущает перемещение предмета, его цвет, форму, размер. На основе личного опыта будет происходить дальнейшее умственное, физическое и эстетическое развитие каждого малыша.

 

Занятия мы начинали выполнять в 3 этапа:

-сначала я демонстрировала игру, предмет, вызывая интерес к объекту

-далее выполнили задания «рука в руке», как совместные действия родителя и ребенка

- -дальше взрослый может менять своё месторасположение: находиться недалеко от малыша, сидеть напротив него. Любое самостоятельное движение ребенка при этом комментируя и озвучивая.

И тут важно набраться терпения и позволить ребенку быть самостоятельным, мне это часто бывает тяжело сделать, так как руки так и тянуться вмешаться, сделать быстрее за Машу, иногда я себя сдерживаю, говоря себе, что моя задача научить ребенка делать, ведь: «Кто играется, тот и развивается» –это известный факт. А иногда делаю за нее, уговаривая себя, что ребенок должен видеть пример перед глазами и развивать в себе чувство прекрасного)))

Эти игры нацелены на развитие речи, воображения, на восприятие окружающего мира, на логику и мышление, на развитие стабильного психо-эмоционального фона, на эстетическое развитие, на развитие творческого мышления.

Подобные навыки, что приобретает ребенок составляют фундамент общего умственного развития ребенка. С момента восприятия предметов и явлений вокруг начинается познание. Все иные его формы, такие как память, мышление и воображение, формируются на основании восприятия. По этой причине нормальное развитие интеллекта невозможно без полноценного восприятия.

Тогда тут можно дать определение, что:

Сенсорное воспитание - это залог умственного развития малыша. Этот фундамент будет необходим ему в будущем для благополучной адаптации в общеобразовательной школе. Нужно напитать, укрепить фундамент, чтобы вырос прочный дом. Если ребенок недостаточно воспринимает предметы, окружающие явления, то у него могут возникнуть трудности с чтением и пониманием того, что читаешь, письмом, выполнением разнообразных изделий, подделок, с творческим проявлением себя, да и вообще с осознанием себя и своих желаний, потребностей.

 

Ведь наш ум определяет и наше настроение, и наше мировоззрение, и наше отношение с окружающими, и умение взаимодействовать, общаться. Наш ум определяет наши привычки, а привычки формируют наш характер, а характер определяет нашу судьбу. Поэтому так важно развивать умственные способности. Но, как известно, что человек не есть только ум, поэтому вместе с ним важно развивать и помогать ребенку осознавать свое тело и чувства, и на это тоже способно сенсорное развитие.

То есть сопоставление сенсорики и моторики считается самым главным условием умственного развития ребёнка

 

 

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

 

Проводя развивающие игры с детьми, нужно делать упор на равнозначное развитие всех систем. Несмотря на то, что зрение и слух более задействованы в повседневной жизни, но осязание, вкус и обоняние тесно связаны с эмоциональной сферой. Когда ребенок учится различать предметы на ощупь, называть вкус еды, находить имена разным ощущениям, он учится управлять своими эмоциями, осваивает их многообразие и контрастность через телесные ощущения.

Я с рождения Маши покупала не очень много игрушек, тщательно их отбирала, некоторые сама шила, делала и при покупке упор делала на сенсорные.

Сенсорные игрушки для маленьких помогают им познакомиться и научиться пользоваться окружающими предметами, выполнять манипуляции с ними, общаться с людьми посредством речи. Эти развивающие игрушки через тактильные ощущения воздействуют на мозг ребенка, развивают мелкую моторику, а, значит, и речь малыша.

Все сенсорные игрушки можно условно подразделить на:

- Мягкие игрушки, которые сшиты из разных по фактуре материалов. В качестве наполнителя в таких игрушках могут быть холлофайбер, синтепон, крупы, косточки (любимые были мишка с крупой, книжка- шуршалка и пр)

- Игрушки, развивающие точность и координацию движений детей: шнуровки, развивающие книжки, коврики, панно, массажные дорожки (любимые были коврики сенсорные, бизиборд, до сих пор доделываю развивающее пано времена года)))

-Игрушки с функцией простого конструктора: вкладыши, пирамидки, матрешки, кубики, коробочки. Они могут быть сделаны из дерева, пластмассы, из ткани или резины в виде подушки или зверей. И тут все, что можно в них положить играет не меньшее значение.

У Маши было 3 основные сенсорные коробки, о них я расскажу, когда буду про игры рассказывать.

-Всевозможные мозаики и строительные конструкторы с разными вариантами сцепки (пластмассовый, металлический, тряпочный, деревянный, магнитный). Сейчас очень полюбился магнитный, подарок от бабушки.

-Музыкальные игрушки (колокольчики, трещотки, свистелки, гуделки, гремелки, звучалки)

- Дидактические игры и пособия

Дидактические игры являются одним из главнейших средств воспитательного процесса.

Существуют разные дидактические игры, которые обеспечивают трудовое воспитание, развивают сенсорику. К этим играм можно отнести те, в которых малышу предлагают что-то склеить, сшить, нанизать бусинки, вылепить или смоделировать.

Дидактические игры по развитию речи, например, можно условно разделить на настольно-печатные и словесные. Первые, в свою очередь, можно разделить на разновидности лото, домино, карточные и «ходовые», в которых используется игровое поле, фишки и кубики. Так же к этим играм относим наши блоки Дьенеша и палочки Кюизенера. Особое место в доме у нас занимают игры Татьяны Барчан. Я с ней знакома сама, советывалась не раз по играм, заказываю и дарю своим друзьям и близким и очень рекомендую ее сайт «игротека-ребус», где можно найти дидактические игры на любой возраст и на любую тему.

- Так же для развития психо-эмоционального фона, знакомству со своими эмоциями, осознаванию их в себе, управлению ими, проживанию их в ситуациях с помощью сюжетно-ролевых игр необходимы персонажи и атрибутика к ним. Персонажи, как злые, так и добрые, как страшные, так и красивые. Важно иметь семейку, солдатов, животных, сказочных героев, ножи, пистолеты, щиты, инструменты, костюмы для переодевания, волшебная палочка, посуда, набор доктора и прочее. Как то я посетила тренинг по игровой терапии у психолога Мелины Бондаренко и Виктории Львовой и игрушкам уделялось отдельное внимание и оказалось очень полезным.

Сюжетно-ролевые игры - любимые игры Маши. Из ее игры с игрушками я очень много для себя почерпнула. При том интересно, что если кто-то дома болел, то она всех лечила, когда у нас случился мини пожар дома, то она вызывала щенячий патруль и Маршала, чтобы его тушить))), если накануне праздник, то она всех кормит. То есть, она проживает с ними через игры те эмоции, которые испытала за день. Она ругает игрушки и говорит им то, что у нее на душе или целуются они у нее и, как она говорит,«давай полюбимся». Но во все это она играет и дополняет сюжет после того, как мы с ней накануне поиграем в это. Берем любой сюжет и обыгрываем, она меня перевоплощает в разных героев и мы с ней во время игры решаем какие-то вопросы, все ее хочу и не хочу,капризы и слезы, что были за день. А потом она сама объясняет уже игрушкам, что зубы надо чистить, что жадничать нехорошо, что если очень хочется, то надо плакать и что если даже мама злится, то она ее все равно любит и что «нам ли жить в печали»)) Я ей пытаюсь объяснить через игру, как делать хорошо, а над чем стоит задуматься.

Конечно бывают и смешные казусы, например когда Маша хотела говорить только с поросёнком и шла по улице и кричала мне: ПАРАСЕНИКК! Прохожие любопытно смотрели, а я не могла ей обьяснить, что сейчас я мама))) Или когда она говорит: «Ты будешь Скай и точка, и давай играть. Я объясняю, что я мама сейчас))) и спать хочу, и ночь, а мне в ответ: «Ну ты спи мама, а я представлю, что ты Скай и сейчас день!» Или случай, когда я попросила Машу посидеть в машине, а сама решила сбегать домой за пакетом. Мне Маша говорит: «Иди мам, а я с папой посижу (папы в машине не было). И начала с ним воображаемо разговаривать и рассказывать, что за окном происходит)Это было чудно, но зато я сбегала домой))

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-11-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: