Модификация теста С. Розенцвейга




Практическое занятие 1.

Введение в этнопсихологию

(2 часа)

 

Основные понятия по теме:

этнический парадокс современности, этнос, этническая общность, этнофор, культура, идентичность, этнопсихология, психологическая антро­пология, сравнительно-культурная (кросс-культурная) психология, реляти­визм, абсолютизм, универсализм.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Этнический парадокс современности.

2. Психологические причины роста этнической идентичности.

3. Основные функции и свойства этнической общности.

4. Основные понятия этнопсихологии: «этнос», «культура», «идентичность».

5. Предмет и задачи этнопсихологии, функции, методологические принципы.

6. Основные ветви, разделы этнопсихологии: психологическая антропология, сравнительно-культурная (кросс-культурная) психология и психология межэтнических отношений.

7. Emic и etic подходы в этнопсихологии, их особенности, достоинства и недостатки.

8. Роль и возможности этнопсихолога в анализе и решении этнических проблем.

 

Темы сообщений и рефератов:

1. Актуальность этнопсихологических знаний в современном мире (на материале статей по этнопсихологии).

2. Основные тенденции развития этнических общностей.

3. Место этнопсихологии среди других наук.

 

Практические задания:

1. Найдите элементы сходства и различия между тремя направлениями этнопсихологических исследований: абсолютистским, релятивистским и универсалистским. Приведите примеры конкретных исследований. Представьте результаты работы в таблице.

 

2. Психологическая диагностика

Проведите исследование этнических представлений представителей различных социальных групп (5-7 человек) с помощью одной из пред­ставленных ниже проективных методик. Особенность проективных мето­дик заключается в том, что перед испытуемым непосредственно не ста­вится задача определить свое отношение к той или иной этнической группе. Испытуемым предлагается задание, в котором нет четко заданных вариан­тов решения. Суждение относительно их представлений выносится на ос­нове ряда косвенных показателей. Уход от метода самоотчета позволяет нивелировать влияние на испытуемого фактора социальной желательнос­ти, а также фиксировать этнические установки на неосознаваемом уровне. Проективные методы содержат в себе возможность качественного иссле­дования этнических аттитюдов, для выявления не только их аффективной составляющей, но и когнитивного содержания.

Представьте письменное резюме по результатам исследований.

Какое из направлений этнической психологии (психологическая ант­ропология или сравнительно-культурная психология) может использовать эти методы в своих исследованиях? Ответ обоснуйте.

Методика «Рисунок несуществующего животного:

В малоструктурированной ситуации содержание рисунка определяется струк­турами индивидуального опыта индивида. Кроме проекции образа Я рисунок мо­жет воплощать также и образ значимого Другого. Тест предлагается респондентам трижды.

Инструкгшя. Вначале дается стандартная инструкция «Нарисуйте несуществу­ющее животное». Затем испытуемых просят нарисовать животное так, как бы его нарисовал представитель своей этнической группы («Нарисуйте несуществующее животное так, как, по вашему мнению, его нарисовал бы »). Третий рисунок испытуемые должен нарисовать так, как это сделал бы представитель «чужой» этнической группы («Нарисуйте несуществующее животное так, как, по вашему мне­нию, его нарисовал бы »).

Для обработки результатов применяется метод экспертных оценок. Рисунки оцениваются по пяти параметрам: агрессивность – дружелюбность, враждебность-миролюбивость, приятность – неприятность, напряженность (зашита) – расслаб­ленность (незащищенность), активность – пассивность. Каждый параметр оцени­вается по семибалльной шкале (от-3 до 3), а затем вычисляются усредненные зна­чения оценок по каждому параметру и для каждого испытуемого.

Модификация теста С. Розенцвейга

Создается ситуация, моделирующая «попадание» испытуемого в инокультурную среду. Тестирование проводится в две серии: первый раз — в своем классичес­ком варианте, а второй раз испытуемого просят представить, что он находится в (указывается город), говорящий человек — местный житель, представитель «чужой» этнической группы, а тот человек, который должен отвечать – представитель своей этнической группы. Уровень этнической интолерантности (предубежденности) личности выявляется с помощью сравнения результатов первой и второй серий.

 

3. Заполните таблицу:

Основные особенности психологической антропологии Основные особенности сравнительно-культурной психологии
   
   
   
   

 

Список литературы:

1. Баронин, А.С. Этническая психология. – Киев: Тандем, 2000. – 264 с.

2. Крысько, В.Г. Этническая психология. – М., 2002. – 320 с.

3. Лебедева, Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1999.

4. Мацумото, Д. Человек, культура, психология. Удивительные загадки, секреты, открытия. – СПб.: Прайм Еврознак, 2008. – 668 с.

5. Платонов, Ю.П. Основы этнической психологии. Учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2003. – 452 с.

6. Почебут, Л.Г. Взаимопонимание культур. Методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности. – СПб: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2007. – 281 с.

7. Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология. М., Аспект-Пресс, 2005.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-11-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: