Памятка № 2
Работа с литературными источниками
№ | Этапы работы | Содержание этапов |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | Общее ознакомление Внимательное чтение по главам и разделам Выборочное чтение Составление плана прочитан-ного материала Выписки из прочитанного Сравнение и сопоставление прочитанного с другими источниками Критическая оценка прочитан-ного и запись замечаний | Ознакомление с оглавлением. Беглый просмотр литературного источника Выделение наиболее важного текста Перечитывание наиболее важного текста В пунктах плана отражается наиболее существенная мысль Полные и точные (цитата + ее биографичес-кое описание) Отмечается общее и отличительное в решении проблемы Обращается внимание на объективность суждений |
Памятка № 3
Виды исследовательских работ
Форма | Структура |
Научная статья | - заголовок; - вводные замечания; - краткие данные о методике исследования; - анализ собственных научных результатов и их обобщение; - выводы и предложения; - ссылки на цитируемую литературу |
Научный отчет | - краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы; - значимость проведенной работы, ее ценность для науки и практики; - детальная характеристика применявшихся методов; - существование новых научных результатов; - заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешенные вопросы; - выводы и предложения. |
Памятка № 4
Требования к содержанию научной работы
Структура | Требования к содержанию |
Титульный лист Оглавление Введение (вступление) (рекомендуемый объем до двух страниц) Основная часть (не более 10 страниц) Выводы Список литературы | Содержит: - наименование учебного заведения, где выполнена работа; - фамилию, имя и отчество автора; - тему научной работы; - фамилию, имя и отчество научного руководителя; - город и год Включает: - наименование всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал Содержит: - оценку современного состояния решаемой проблемы или задачи; - обоснование необходимости проведения работы Состоит из глав (разделов), в которых содержится материал по конкретно исследуемой теме. Автор работы должен делать ссылки на авторов и источник, из которого он заимствует материалы. Краткие выводы по результатам выполненной работы должны состоять из нескольких пунктов, подводящих итог выполненной работы. Должен содержать перечень источников, использованных при написании работы |
Памятка № 5
Этапы работы над научным исследованием
1. Ознакомиться с перечнем предлагаемой тематики и в соответствии со своим интересом выбрать тему.
2. Выбранную тему обсудить на заседании своей секции или индивидуальной консультации с руководителем.
3. Изучить предложенную руководителем литературу или литературу, которую автор определил самостоятельно.
4. На основе изученных материалов и тематического словаря написать анализ собственного изучения темы.
5. На основе изученного теоретического материала выполнить исследовательскую или экспериментальную часть работы.
6. Оформить работу и на основе ее содержания подготовить небольшое (7 – 10 минут) выступление на итоговой конференции. Выступление может сопровождаться наглядным материалом (таблицы, схемы, информационный стенд, презентация).
Памятка № 6
Исследовательские умения, необходимые обучающемуся
для написания научно-исследовательской работы
- Умение работать с рекомендованной литературой.
Умение работать с литературными источниками – основа научного исследования. Необходимо читать материал последовательно, т.е. необходимо читать источник по порядку, досконально изучить все термины и понятия. Для того, что разобраться в каждом термине или понятии, необходимо найти ему в подтверждение практический пример или практическое объяснение.
2. Умение критически осмысливать материал, представленный в книге. Для того, чтобы убедиться, что то или иное положение в книге верно, необходимо научиться самостоятельно сопоставлять понятия и явления, делать собственные выводы. Определяя верность или ложность того или иного понятия, необходимо ставить себе следующие вопросы:
q Какое понятие дает наиболее объективное представление по существу изучаемого вопроса?
q Какое мнение из представленных в литературе наиболее объективно?
q Подтверждается ли теоретическое положение фактическим материалом?
- Умение четко и ясно излагать свои мысли.
Каждое положение своего исследования необходимо излагать последовательно, не перескакивая с одной проблемы на другую. В работе должны быть использованы такие слова и выражения, как: «Я считаю», «Я думаю», «Мне известно», «Анализ фактов показывает», «Я не согласен с тем, что…».
Памятка № 7