Для успешного закаливания необходим определенный режим изменения температуры. Медленное и не сильное охлаждение может добить практически любого здорового и тренированного человека. Мало есть в мире людей, которые после 4 часовой прогулки без теплой одежды при + 14 градусах останутся здоровы. Такая температура опасна более всего, так как защитные механизмы в организме на нее не реагируют. Человек медленно, но неотвратимо замерзает.
Резкие, сильные, но кратковременные перепады температуры может перенести практически любой человек, но они тоже не очень полезны. Они отлично закаливают, но являются стрессом, могут вызвать проблемы в сердечно-сосудистой системе, почках и других органах.
Средства закаливания различаются:
− по действующему фактору (воздух, вода, солнце);
− силе воздействия (местные и общие);
− продолжительности воздействия.
Начинают закаливание с более мягких воздействий, т. е. с местных закаливающих процедур. Специальные закаливающие процедуры:
Воздушные ванны делятся на общие и местные. Местные воздушные ванны, сон на открытом воздухе летом и с открытой форточкой зимой, проведение утренней гимнастики в проветренном помещении в облегченной спортивной форме, проведение уроков физкультуры, пребывание на пришкольном участке, прогулки после школы в соответствующей одежде. Общие воздушные ванны можно начинать в комфортных условиях, при отсутствии каких-либо острых простудных заболеваний и темпера- туре воздуха не ниже 22–24 ºС, скорости движения воздуха 0,1 м/с, относительной влажности 40–65 %, затем постепенно температуру воздуха можно снижать до 8 15 ºС (на 1 ºС через 2–3 дня). В начале продолжительность воздушной ванны составляет 3–5 минут, а затем ее доводят до 10–15 минут при температуре 15 °С. Применение воздушных ванн требует соблюдения следующих правил:
|
−процедуры проводятся не позже чем за 1 ч до и не раньше чем через 1,5 ч после еды, нельзя принимать их натощак;
−воздушные ванны можно принимать практически в любое время; оптимальным является время с 8 до 18 ч;
−рекомендуется сочетать их с умеренной мышечной активностью: ходьбой, работой на пришкольном участке, подвижными играми и т. п.;
−место для приема воздушных ванн должно быть защищено от резкого ветра; −не рекомендуется более двух общих воздушных ванн в день;
−во время воздушных ванн необходим контроль за самочувствием детей. Сигналами их неблагоприятного влияния на организм являются: при теплых воздушных ваннах — резкое покраснение кожи и обильное потоотделение, при холодных и прохладных — гусиная кожа и озноб. В этих случаях воздушная ванна прекращается.
Водные процедуры являются обязательной составной частью комплекса закаливающих мероприятий. Они могут быть местными (умывание, закаливание носоглотки, обтирание, обливание и контрастные местные процедуры) и общими (обтирания, обмывания, души, купания, контрастные общие процедуры). Начальным этапом закаливания является умывание. Водой комнатной темпе- ратуры (18–20 ºС) моют лицо, шею, руки утром и после школы, а вечером — еще и ноги. Это необходимо как с гигиенической точки зрения, так и с целью закаливания.
Закаливание носоглотки. Носоглотка — одно из холодноуязвимых мест. Для ее закаливания надо использовать полоскание горла водой с понижающейся температурой от 28 до 18 °С, обтирание шеи (рекомендуется проводить во время утреннего туалета). В сильные морозы рекомендуется защищать горло и миндалины от прямого воздействия холодного воздуха при дыхании. Для этого кончик языка прижать к внутренним поверхностям верхних зубов. При вдохе холодный воздух будет «обтекать» его и нагреваться, что исключит охлаждение миндалин и горла.
|
Контрастные ножные ванны. В одно ведро (или таз) наливают горячую (38–40 ºС), а в другое — холодную (30–32 ºС) воду. Сначала ноги погружают в горячую воду на 1,5–2 мин, а затем, не вытирая, переставляют в холодную на 5–10 с. Такую смену произвести 4–5 раз. Через каждые 10 дней температуру холодной воды снижают на 1–2 ºС и к концу курса закаливания доводят до 15–12 ºС. Температура горячей воды остается неизменной, так же как и длительность погружения в нее ног. Длительность погружения ног в холодную воду постепенно возрастает до 20 с. Количество смен горячей и холодной воды достигает постепенно 8–10 раз за процедуру. Эффект этих ванн состоит в увеличении контраста температур и количества их смен. Их целесообразно проводить также незадолго до сна.
Обливание туловища производят из кувшина или лейки, держа их не дальше 20–25 см от тела, чтобы избежать сильного механического воздействия потока воды, в следующем порядке: спина, грудь, живот, левая, правая рука, левая, правая нога. Голову обливать не рекомендуется. Снижение температуры производят постепенно через каждые 10 дней.
Купание в открытых водоемах — очень эффективное средство закаливания, т. к. на организм одновременно воздействует солнце, воздух и вода.
|
Солнечные ванны. Оптимальное использование солнечных лучей благоприятно сказывается на функциях целого ряда физиологических систем: улучшается работоспособность и состав крови, усиливается обмен веществ, повышаются защитные силы организма, улучшается сон, усвояемость витаминов, вырабатывается витамин Д. Необходимо учитывать и бактерицидное действие солнечных лучей. Однако нельзя злоупотреблять солнечными лучами. Противопоказаниями для приема солнечных ванн являются: повышенная температура тела, катары верхних дыхательных путей, острые воспалительные процессы в легких, почках, желудочно-кишечном тракте, декомпенсированные пороки сердца, повышенная возбудимость центральной нервной системы, сильное ис- тощение и малокровие, фотодерматозы, ревматизм, хронические болезн елчных путей, крови, эндокринной системы и некоторые другие. При приеме солнечных ванн необходимо соблюдать следующие правила: − солнечные ванны принимаются не позже чем за 1 ерез 1,5 ч после еды. Нельзя их принимать натощак; − во время солнечных лучей; − лучше принимать в движении. Это облегчит работу механизмов терморегуляции; − после солнечной ванны рекомендуется выкупаться или облить тело ад ой водой (20–25 °С), а затем на 20–30 мин перейти в тень и отдохнуть; − необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого орнганизма. Сильное покраснение кожи, обильное потоотделение служат сигналом неблагоприятной реакции; таких нужно немедленно перевести в тень, дать спокойно отдохнуть в дальнейшем длительность солнечных ванн для них следует ограничивать; оптимальным временем для солнечных ванн являются утренние часы.
Контрастный душ
Исследование
Гипотеза:
Предполагаем, что физиологические механизмы адаптации организма учащихся, родившихся в данной местности, выше, чем у учащихся, недавно прибывших в данную местность.
Целью исследования является изучение физиологических механизмов адаптации организма человека к воздействию низких температур.
Для достижения указанной цели будут решены следующие задачи:
1.изучить сведения по теме, используя научно-популярную литературу и ресурсы интернета.
2. дать характеристику человека как гомойотермного организма;
3. исследовать механизмы физической и химической терморегуляции;
4. рассмотреть проблемы адаптации организма к воздействию низких температур;
5. составить рекомендации для учащихся для быстрой адаптации организма к низким температурам.
Оборудование: лед,вода,секундомер,фонендоскоп,аппарат для измерения артериального давления,цифровая лаборатория Архимед- датчик температуры
Начали исследование с проведения анкетирования по интересующим вопросам, среди
учащихся 9 классов, так как именно в этой параллели есть вновь прибывшие с южных регионов РФ. В анкетировании участвовало: 75 человек.
Вопросы:
1. Как вы считаете, окружающая среда влияет на физиологические механизмы адаптации организма?
2.Кто лучше приспосабливается к низким температурам обучающийся проживающий в городе Нефтеюганске или вновь прибывший обучающийся?
По данным анкетирования, мы видим, что обучающиеся не связывают адаптацию и окружающую среду. При этом 68 обучающихся из 75 утвердительно отвечают на вопрос о лучшей приспособленности местных по отношению приезжим.
В данной работе опробован метод диагностики адаптивных реакций организма человека на интенсивное холодовое раздражение. Физиологические механизмы адаптации организма к низким температурам
исследуются с помощью холодовой пробы. Методика работы. Испытуемыми были две группы людей по 2 человека в каждой (n=4): группы 1 – соответственно юноша и девушка проживающие в городе Нефтеюганске с рождения; группы 2 – соответственно юноша и девушка прибывшие на проживание в город Нефтеюганск в 2012 году. Средний возраст испытуемых 14 +\- 1 год. Время исследования находилось в интервале между 14 и 17 часами. Основное исследование заключалось в том, что вначале у испытуемого, который спокойно сидит на стуле, измеряли артериальное давление (АД) – систолическое (СД) и диастолическое (ДД) – и частоту сердечных сокращений (ЧСС) до тех пор, пока показания не станут стабильными (проба 1).
Затем руку испытуемого погружали до кисти на 1 мин в холодную воду (0°С); через 30-60 с после этого вновь измеряли СД, ДД, ЧСС (проба 2). Кроме того, отмечали изменения цвета лица и рук испытуемого, а также их субъективные ощущения. Результаты представлены в таблице
Абсолютные | Группа | Группа 1 | Группа 1 | Группа 1 | Группа 2 | Группа 2 | Группа 2 | Группа 2 | ||
показатели | 1(юноша) | (юноша) | (девушка) | (девушка) | (юноша) | (юноша) | (девушка) | (девушка) | ||
Проба 1 | СД | |||||||||
ДД | ||||||||||
ЧСС | ||||||||||
Проба 2 | СД | |||||||||
СД | ||||||||||
ДД | ||||||||||
ДД | ||||||||||
ЧСС | ||||||||||
ЧСС | ||||||||||
Проба | СД | |||||||||
Через | ||||||||||
СД | ||||||||||
минуты | ||||||||||
ДД | ||||||||||
ДД | ||||||||||
ЧСС | ||||||||||
ЧСС | ||||||||||
Абсолютные | Группа | Группа 1 | Группа 1 | Группа 1 | Группа 2 | Группа 2 | Группа 2 | Группа 2 | |
показатели | 1(юно | (юноша) | (девушк | (девушка | (юноша) | (юноша) | (девушка) | (девушка) | |
ша) | а) | ) | |||||||
Проба 1 | t тела | 36,8 | 36,6 | 36,8 | 36,3 | 36,6 | 36,4 | 36,3 | 36,6 |
t лоб | 33,1 | 32,5 | 26,5 | 26,5 | 26,7 | ||||
t | 31,5 | 32,1 | 30,5 | 29,5 | |||||
ладонь | |||||||||
t | 31,4 | 28,3 | 27,6 | ||||||
палец | ||||||||||||||||||
Проба 2 | t тела | 36,1 | 35,9 | 35,8 | 36,1 | 35,7 | 35,8 | |||||||||||
t лоб | 24,6 | |||||||||||||||||
t | 28,5 | 29,5 | 27,6 | 26,5 | 27,3 | |||||||||||||
ладонь | ||||||||||||||||||
t | 25,5 | 26,5 | 26,3 | |||||||||||||||
палец | ||||||||||||||||||
Проба | t тела | 36,3 | 36,2 | 35,8 | 35,8 | 36,3 | 36,3 | 35,8 | 35,8 | |||||||||
Через | ||||||||||||||||||
t лоб | 29,5 | 26,4 | ||||||||||||||||
минуты | ||||||||||||||||||
t | 30,5 | 27,5 | ||||||||||||||||
ладонь | ||||||||||||||||||
t | 28,7 | 26,8 | 27,8 | 27,3 | ||||||||||||||
палец | ||||||||||||||||||
Температурный режим | показывает, что акклиматизированных | обучающихся 1 группы температура | ||||||||||||||||
кожи на | 1-3 0С выше, | чем у не акклиматизированных. Наблюдается спазм периферических сосудов, | ||||||||||||||||
вследствие чего снижается температура кожи. Это приводит к уменьшению теплоотдачи. | ||||||||||||||||||
Средние показатели | Группа 1 | Группа 2 | ||||||||||||||||
Проба 1 | t лоб | 31,28 | 27,8 | |||||||||||||||
t ладонь | 31,15 | |||||||||||||||||
t палец | 29,9 | 28,2 | ||||||||||||||||
Проба 2 | t лоб | 25,8 | 24,7 | |||||||||||||||
t ладонь | 31,4 | 27,2 | ||||||||||||||||
t палец | 27,63 | 26,5 | ||||||||||||||||
Проба 3 Через 3 минуты | t лоб | 27,63 | 25,6 | |||||||||||||||
t ладонь | 29,63 | 28,4 | ||||||||||||||||
t палец | 28,63 | 27,3 | ||||||||||||||||
Результаты исследования. Исследования показали, что исходные показатели (проба 1) СД и ДД несколько выше, а ЧСС – ниже у представителей более северного региона (г. Нефтеюганска). Однако эти показатели не выходят за пределы нормы для данного возраста и согласуются с данными литературы. Результаты пробы 2 показали, что после холодовой нагрузки показатели АД и ЧСС во всех четырех группах повысились (табл.), причем более значительное повышение отмечено в груп 2. Так,
например, если в группе 1 ЧСС повысилась в среднем у юношей на 10 | у девушек на 8 | уд./мин | |||
соответственно, то в группе 2 – соответственно на | и | уд./мин (– различия по | |||
сравнению с группами 1 и 2 соответственно 4). Таким образом, лица, привыкшие к более холодному климату, показывали менее значительную реакцию. Кроме того, были отмечены половые различия в реакции на холодовую нагрузку: реакция в группах 1 и 2 девушек была меньше, чем в группах 1 и 2 юношей.
Проба 3 показала, что нормализация СД И ДД, ЧСС у обучающихся проживающих в г.Нефтеюганске с рождения осуществляется быстрее, чем у обучающихся прибывших из южных регионов России. Например: в группе 1ЧСС у юношей понизился в среднем на 5, у девушек на 7, в группе 2 – у юношей на 4, у девушек на 4.
Субъективные ощущения также значительно различались: у обучающихся прибывших в город Нефтеюганск 2012 году непосредственно после погружения руки отмечали задержку дыхания и побледнение кожи, что обусловлено резким сужением поверхностно расположенных кровеносных сосудов. Обучающиеся, живущие в г. Нефтеюганске, на холодовое раздражение реагировали менее остро.
Полученные данные свидетельствуют о лучшей приспособленности к холодовым нагрузкам людей, постоянно проживающих в условиях низких среднегодовых температур: у них отмечаются менее значительные сдвиги АД и ЧСС, чем у обучающихся прибывших на север 2012 году.
Работа показывает, что адаптация физиологических процессов у обучающихся проживающих в городе Нефтеюганске выше, чем у обучающихся прибывших в Нефтеюганск с южных районов России.
Исходя из результатов работы, обучающимся прибывшим в Нефтеюганск с южных районов для более быстрой адаптации к низким температурам рекомендуется:
Выработка тепла происходит за счёт химических реакций, протекающих в организме. При физической нагрузке производство тепла возрастает. Поэтому, если становиться холодно человеку, достаточно побегать, и он начинает согреваться. А вот теплоотдачу при низкой температуре регулировать сложнее. Без тёплой одежды в холод теплоотдача увеличивается. Одежда с физиологической точки зрения выполняет изоляционную функцию, т.е. является формой теплового сопротивления. Поэтому эффективность одежды обуславливается тем объемом воздуха, который присутствует в структуре ворса тканей. Поэтому зимнюю одежду изготовляют из волокнистых материалов, хорошо сохраняющих тепло: шерстяных тканей, фланели, меха и их разнообразных синтетических заменителей. Одежда должна быть свободной для создания воздушной прослойки.
Источники: