Работа секретариата и мандатной комиссии.




При отсутствии мандатной комиссии ее работу выполняет секретариат.

1. До начала соревнований закупить канцелярские принадлежности (карандаши, точилки, ручки, фломастеры, писчую бумагу; твердые папки для судей на этапах; папки для хранения документов соревнований; линейки, скрепки, степлеры, кнопки, скотч-ленту, клей и т.д.) и подготовить стенд информации.

2. Вывесить на стенд Положение о соревнованиях.

3. Вывесить на стенд Условия прохождения дистанций.

4. Вывесить на стенд Таблицу штрафов.

5. Вывесить на стенд схемы дистанций.

6. Вывесить на стенд образец заявки.

7. Вывесить на стенд схему подъезда (подхода) к месту соревнований.

8. Проверить форму заявок (форму бланка, наличие медицинского допуска у участников, оформление спортивных разрядов у участников).

9. Оформить протокол мандатной комиссии по приему заявок.

10. Принять технические заявки на конкретные дистанции (проверить правильность их оформления, наличие заявляемых участников в общей заявке на этот вид соревнований, отсутствие заявки одного участника в двух разных командах).

11. Вести и оформить протокол совещания представителей команд с ГСК.

12. Вывесить на стенд выписку из протокола совещания представителей команд с ГСК об изменении Условий прохождения дистанции.

13. Провести жеребьевку команд и вывесить на стенд протокол старта команд.

14. Получить акт приемки-сдачи дистанции, с расчетом класса дистанции, подписанный начальником дистанции, зам. Гл. судьи по безопасности, инспектором соревнований и утвержденный Главным судьей. Один экземпляр вывесить на стенд.

15. Подготовить и передать бригадам старта-финиша протокол старта, маршрутные листы, маршрутные карты, протокол финиша, папки, карандаши и ручки.

16. Подготовить и передать старшим судьям судейские протоколы на этапы, таблицы штрафов, папки, карандаши и ручки.

17. Подготовить протокол предварительных результатов. Зафиксировать время его обнародования. (Таким протоколом для каждой команды может являться карточка команды, тогда отсчет времени для подачи протестов начинается через заранее оговоренное количество минут после финиша).

18. Подготовить списки судейских бригад по этапам.

19. Оформить ведомость на питание судьям.

20. Подготовить итоговый протокол.

21. Подготовить протокол расчета ранга соревнований.

22. Подготовить протокол выполнения разрядных требований участниками.

23. Оформить протокол мандатной комиссии по итогам соревнований.

24. Оформить итоговый протокол результатов соревнований (если было несколько дистанций)

25. Подготовить грамоты участникам.

26. Оформить ведомость выдачи призов (если они есть).

27. Выдать участникам справки о выполненных разрядах.

28. Выдать судьям справки за судейство.

29. Оформить и сдать в проводящую организацию, а также в федерацию, отчет о соревнованиях.

Крайне желательно все бланки документов (бланки судейских протоколов, бланки технических заявок и т.д.) подготовить заранее.

 

СОРЕВНОВАНИЯ

Можно ли соревнования «кто громче крикнет» считать спортивным состязанием? Да? Нет? А почему?

Можно ли считать спортивным состязанием «соревнование» между Германией, США и СССР, кто быстрее сделает атомную бомбу? Да? Нет? А почему?

Согласно Л. П. Матвееву («Теория и методика физической культуры» учебник для институтов физической культуры, Москва, Физкультура и спорт, 1991.), под «спортом» правомерно понимать «деятельность, которая исторически выделилась и оформилась (преимущественно в сфере физической культуры) в виде состязаний, непосредственно направленных на демонстрацию достижений в ней, став унифицированным способом выявления, сравнения и объективизированной оценки определения человеческих возможностей: сил, способностей, умения искусно использовать их для достижения соревновательной цели».

Такая деятельность характеризуется «унификацией состава действий, условий их выполнения и способов оценки достижений, что закрепляется официальными правилами, которые во многих случаях приобрели международный характер; регламентацией поведения соревнующихся по принципам неантагонистической конкуренции, имеющим гуманную основу, что закреплено официальными и неофициальными нормами спортивной этики, ряд которых тоже приобрел международный характер, например, в виде соответствующих положений Олимпийской хартии; организации деятельности на основе системы соревнований с последовательным возрастанием уровня конкуренции и требований к достижениям».

В переводе с «научного» на русский это определение надо понимать так: спорт начинается тогда, когда начинается борьба за результат, абсолютная ценность которого, неочевидна. Что остальному (не занимающемуся бегом) человечеству от того, что рекорд мира в беге на 100 метров улучшился на 0.01 секунду? Что остальному человечеству от того, что рекорд мира по прыжкам в высоту «подрос» на 1 сантиметр?

Если речь идет о борьбе за результат, то надо сравнивать результаты. Однако, сравниваемые результаты должны быть показаны в равных условиях. Таким образом, возникает вопрос о принципах достижения и сравнения результатов, то есть возникает вопрос о правилах соревнований. Соблюдение правил соревнований обеспечивает основные атрибуты спорта: одинаковость требований к условиям достижения результата; одинаковость требований к интерпретации результата. То есть одинаковость требований ко всем участникам.

Соревнования по технике того или иного вида туризма появились во время тренировок по преодолению туристскими группами сложного рельефа и тренировок по отработке их действий в экстремальных ситуациях. В дальнейшем появилась необходимость не просто уметь действовать, а уметь действовать быстро и безошибочно. Потом встал вопрос: «кто же действует быстрее и безошибочнее?» Так появились соревнования по технике туризма. Они со временем выросли в соревнования по туристскому многоборью (в дальнейшем, ТМ), проведение которых регламентируется «Правилами соревнований по туристскому многоборью», утвержденными постановлением Совета ТССР и Федерации туризма №4 от 2 декабря 1996 года. (в дальнейшем, Правилами...).

Соревнования по ТМ различаются масштабом (насколько широка география мест проживания соревнующихся), классом дистанции (насколько трудны препятствия, включенные в соревнования), рангом соревнований (насколько высока квалификация соревнующихся).

От масштаба соревнований, класса дистанции и ранга соревнований зависят разряды, которые можно «заработать» на этих соревнованиях. Например, требования на звание «Мастера спорта России» нельзя выполнить, соревнуясь с новичками, на простых дистанциях, борясь за «Кубок детского сада». Разряды в туристском многоборье присваиваются за конкретные высокие результаты на конкретных дистанциях, а не по сумме нескольких средних результатов на нескольких дистанциях одних и тех же соревнований. Мастер должен побеждать!

Виды соревнований.

п.16.1 Правил... гласит: «Результат прохождения дистанции (этапа) командой (экипажем) может определяться:

  • временем прохождения;
  • полученными штрафными баллами (очками);
  • суммой времени и штрафных баллов (очков)».

Различные виды соревнований будут рассмотрены в этой работе на примере соревнований, проводимых когда-либо в г.Москве.

По времени прохождения. На этом принципе проводились соревнования, задачей которых было обучение и закрепление каких-либо навыков. Все команды проходили единую дистанцию. В случае нарушения, судьи указывали на ошибку и требовали ее устранения. Наказанием команды за ошибку, в этом случае, является дополнительная трата времени на устранение ошибки. Подведение итогов соревнований существенно облегчается, т.к. результатом команды является только время прохождения дистанции и никаких дополнительных расчетов производить не требуется. Однако, разные по тяжести ошибки, в этом случае, наказываются одинаково. А нарушения «пострадавший оказывает помощь» или «небрежное обращение с пострадавшим» не наказывается вообще.

В качестве эксперимента при проведении «Кубка Москвы» была применена идея БОЛДРИНГа (позаимствованная в скалолазании). Соревнования проводились в один день на большом количестве коротких дистанций. Вначале была проведена квалификация, после которой борьбу продолжало 16 участников (количество оставшихся участников должно соответствовать степени числа 2). Далее соревнования проводились по принципу парных гонок на выбывание. То есть два участника соревновались между собой на двух параллельных нитках одной дистанции. Победитель забега переходил в следующий тур «Кубка». Если участнику при прохождении дистанции объявлялся какой-либо штраф, то он после окончания прохождения дистанции должен был пробежать несколько штрафных кругов (количество штрафных кругов соответствует количеству полученных штрафных баллов, один круг пробегается примерно за 20 секунд) и только после этого пересекать линию финиша. В забеге побеждает участник первым пересекший линию финиша.

К достоинствам таких соревнований следует отнести простоту судейства, в частности, отсутствие практической необходимости вести хронометраж. Высокую зрелищность соревнований. Реальность наказания за ошибки (участник, получивший штраф, дополнительно тратит силы перед выходом на следующую дистанцию).

К недостаткам таких соревнований следует отнести:

  • некоторую случайность выхода в следующий тур соревнований (т.е. в одном забеге могут оказаться два сильных участника, а в другом - два слабых; тогда окажется, что «вылетевший» участник будет сильнее «прошедшего» слабого);
  • невозможность определения ранга соревнований начиная с полуфиналов, т.к. количество участников на дистанции менее 6;
  • невозможность определения процентного соотношения результатов победителя на дистанции и остальных участников (на этой дистанции), так как при получении штрафных баллов (штрафных кругов) каждый участник проходит свою дистанцию.

Полученными штрафными баллами (очками). На этом принципе строились соревнования «КРОСС-ПОХОД школ горной туристской подготовки г.Москвы». Все команды проходят единую дистанцию, где на каждый этап установлено контрольное время и оговорено время перехода с этапа на этап. Разные команды начинают с разных этапов этой дистанции (по сути, каждый этап является отдельной короткой дистанцией). Каждая команда имеет расписание: когда и где быть, а судьи имеют расписание: в какое время и какая команда должна быть на их этапе. Если команда опаздывает к своему старту на каком-либо этапе, то все равно начинается отсчет времени ее работы на этапе, по истечении которого она обязана освободить этап. По истечении контрольного времени прохождения этапа, команда поучает штраф за всех участников, не прошедших его, и «потерянное» снаряжение. Побеждает команда, набравшая наименьшее количество штрафа.

К недостаткам этого типа соревнований следует отнести:

  • возможность подготовки снаряжения перед каждым следующим этапом, т.е. можно унести веревки единым клубком, не заботясь, что на их распутывание потребуется время;
  • возможность «не торопиться», если есть уверенность, что команда успевает пройти этап за контрольное время;
  • невозможность назвать победителя при равенстве штрафных баллов (или надо ввести весьма сложную систему приоритетов этапов).

Разновидностью определения результата по сумме штрафных баллов были соревнования по технике горного туризма московского «Буревестника». Идея соревнований - свободная охота.

Оборудовалось большое количество различных этапов, с различными вариантами их прохождения. Каждому варианту прохождения этапа назначалась «цена». За оговоренное контрольное время (полтора-два часа) команда должна была пройти максимальное количество этапов. Время перехода с этапа на этап включается во время прохождения «дистанции». Заявка на прохождение тех или иных этапов, а также вариантов их прохождения (заявка по тактике) подается командами до начала соревнований. За превышение контрольного времени назначается штраф (30 секунд - 1 балл). За изменение вариантов прохождения этапов или отказ от прохождения заявленных этапов назначается штраф по тактике. Побеждает команда, набравшая максимальный результат (сумма «цен» минус сумма штрафов). Участие в таких соревнованиях требует очень высокого тактического мастерства команд: умения четко рассчитать свои силы, чтобы использовав все предоставленное время, но не превысив его, набрать максимальную сумму «цен».

К недостаткам этого типа соревнований следует отнести:

  • Необходимость очень корректной установки «цен» этапов. То есть, организаторы соревнований должны иметь смелость заявить: «Этап D ровно в 2.41 раза сложнее этапа J!» В противном случае может оказаться выгоднее пройти большое количество простых этапов, чем меньшее количество сложных.
  • Каждая команда фактически проходит свою собственную дистанцию. При подведении итогов сравниваются сложности пройденных дистанций и набранные на них штрафы. Расчет процентного соотношения результата участников к результату победителя становится весьма спорным. При равенстве результатов необходимо вводить систему приоритетов (то ли по наибольшей сумме «цен», то ли по наименьшей сумме штрафов).

Суммой времени и штрафных баллов (очков). По этому принципу проводятся все крупные соревнования и Чемпионаты России. Все команды проходят единую дистанцию. Штрафы за технические ошибки переводятся во время и суммируются со временем прохождения дистанции. Побеждает команда, получившая наименьшее суммарное время.

 

ДИСТАНЦИЯ

Непосредственно соревнования по ТМ заключаются в том, кто быстрее и безопаснее пройдет дистанцию, содержащую «естественные и искусственные препятствия, выполнение специальных заданий с использованием снаряжения, облегчающего и ускоряющего передвижение, обеспечивающего безопасность и выполнение технических и тактических задач» (п. 1.3. Правил...).

Дистанция представляет собой набор этапов, которые должны быть последовательно пройдены.

Под этапом понимают обособленное задание по преодолению одного (нескольких) естественных или искусственных препятствий (с соблюдением установленных организаторами соревнований требований), которое должно быть выполнено на ограниченном организаторами участке местности. Этапом, также, может являться спецзадание - задание на знание топографии, альпинистских узлов, выполнение специальных приемов (транспортировка пострадавшего, например). Перечень возможных этапов оговаривается видовыми разделами Правил...

Результат прохождения дистанции командой оценивается по времени прохождения дистанции, а также «количества и качества» ошибок ею допущенных.

Временем прохождения командой дистанции является время между сигналом старта и финишем ее последнего участника (п. 16.2. Правил...)

Финишем считается тот момент, когда последний зачетный участник команды (экипажа) пересечет линию финиша. Особые требования к моменту финиша указаны в видовых разделах Правил... (п. 12.15. Правил...). Таким требованием может быть, например, требование пересечения линии финиша снаряжением (концом веревки), волочащейся за участником.

Лидирование на дистанции. Тактический прием, суть которого в том, что участник или часть команды, завершив прохождение одного этапа дистанции, взяв с собою необходимое снаряжение, уходят вперед, не дожидаясь остальной части команды, и начинают подготовку к прохождению всей командой следующего этапа, при необходимости проходят и его (не дожидаясь остальной команды). Лидирование на дистанции должно быть разрешено или запрещено организаторами соревнований. Решение о допустимости лидирования на дистанции относится к «Условиям прохождения дистанции» и принимается в сроки, оговоренные Правилами... Обычно организаторы соревнований допускают лидирование тогда, когда гарантируется, что перед каждой командой всегда будет свободно не менее одного этапа. Обычно такое бывает тогда, когда на дистанции находится только одна команда, что затягивает время проведения соревнований.

Отсечка - время, в течение которого, команда, часть команды или участник не может продолжать прохождение дистанции не по своей вине. Время отсечки вычитается из времени прохождения дистанции. После наступления момента, когда команда (или ее часть) могла продолжать «работать», завершив прохождение предыдущего участка дистанции, но не по своей вине не может этого сделать, судья подает команду: «Стоп! Отсечка!», - и начинается замер времени до момента, когда команде разрешено продолжать «работать». В течение этого времени всей команде запрещены какие-либо действия, направленные на завершение прохождения предыдущего участка дистанции или подготовку к прохождению следующего. Порядок отсечки должен быть заранее доведен до участников.

Интервал старта - временной промежуток между двумя последовательными стартами команд. Интервал старта зависит от длины и сложности дистанции, квалификации команд, количества команд и запаса времени на проведение соревнований, которое ограничивается, обычно, световым днем или временем разъезда участников. Интервал старта может быть изменен в ходе соревнований, о чем участники должны быть своевременно оповещены. Определение интервала старта базируется на экспертной оценке. Из опыта известно, за какой промежуток времени оборудуется дистанция определенного уровня. Далее рассчитывается: к какому часу дистанция будет оборудована, и определяется время старта первой команды (обычно дистанцию начинают оборудовать как можно раньше, чтобы запас времени на проведение соревнования был как можно больше).

Из опыта известно, за какой промежуток времени команды известной квалификации проходят дистанцию определенного уровня. Известно и время окончания соревнований (либо окончание светового дня, либо другие причины). Таким образом, время закрытия старта определяется как: время окончания соревнований минус время прохождения дистанции последней командой. Затем временной интервал от старта первой команды до закрытия старта делится на N-1 (где N - количество команд) и получается интервал старта.

Контрольное время - временной интервал, в течение которого команда (участник) обязана выполнить определенное задание (преодолеть определенную часть дистанции). Контрольное время - инструмент судейской коллегии для обеспечения прохождения дистанции во время проведения соревнования максимальным количеством подготовленных команд. Как уже говорилось, из опыта известно, за какой промежуток времени команда определенной квалификации проходит этап определенной трудности. Если команда движется медленно, то она начинает мешать идущим позади командам - «затыкает дистанцию». Согласно п. 8.6. Правил..., такая команда может быть снята с дистанции «за явную неподготовленность». Однако, решение о «явной неподготовленности команды» должно приниматься на уровне ГСК, во-первых, и, может оказаться, что две «неподготовленные команды» будут сняты в разных точках дистанции (тогда станет спорным вопрос, кто из них лучше, что важно при подведении общего итога многодневных соревнований) во-вторых.

При введении контрольного времени заранее определяется: какой этап (участок дистанции) за какое время должен быть пройден, и порядок фиксации окончания прохождения этого этапа (участка дистанции); действия команд не уложившихся в контрольное время (переход на укороченную дистанцию, переход на упрощенную дистанцию, снятие с этапа или дистанции).

Контрольное время может быть установлено на конкретные этапы, всю дистанцию или часть дистанции. Контрольное время может быть установлено в нескольких местах дистанции. Если контрольное время устанавливается на отдельные этапы в середине дистанции, то должен быть оговорен момент, с которого начинается отсчет контрольного времени этапа (это значит, что если не установлено контрольное время на всю дистанцию, то команда может позволить себе бесконечно долго отдыхать между этапами).

Иногда контрольное время устанавливают по участкам дистанции, ведя его отсчет от момента старта команды (например, участок №1 должен быть пройден через 35 минут после старта, участок №2 должен быть пройден через 75 минут после старта и т.д.). В этом случае говорят об установке промежуточных финишей.

Если в контрольное время не укладывается большое количество команд, то можно говорить о неграмотной установке контрольного времени. Согласно п. 12.4. Правил..., контрольное время может быть скорректировано во время или по итогам прохождения трех первых команд, о чем капитаны остальных команд должны быть уведомлены до их старта. Сложность корректировки контрольного времени по ходу соревнований в том, что если первые команды, не уложившиеся в изначальное контрольное время были сняты с дистанции (этапа) или переведены на упрощенную дистанцию, а остальные команды, уложившись в скорректированное контрольное время, пошли по дистанции дальше, то возникает ситуация неодинаковости требований к различным командам, что, в свою очередь, противоречит самому понятию спорта.

Расчет количества ниток на этапе. Рассчитав интервал старта, определив время прохождения командами каждого этапа (экспертная оценка), необходимо сравнить интервал старта и время прохождения этапа. Если интервал старта меньше, равен, или ненамного больше времени прохождения этапа, то на этот этап команды будут приходить до того, как предыдущая команда его освободит. Надо либо увеличивать интервал старта, либо организовывать рядом второй, точно такой же этап - вторую нитку этапа. Если интервал старта в n раз меньше времени прохождения этапа, то количество ниток должно быть n+1. Исходя из принципа равенства условий соревнований для всех участников, протяженность и сложность каждой нитки должна быть одинаковой.

Подготовка дистанции начинается с получения у местных органов власти разрешения на проведение соревнований.

Еще задолго до соревнований начальником дистанции намечаются места постановки конкретных этапов. Намечаются конкретные точки для организации страховки (точек страховки), крепления грузовых веревок (грузовых точек), и т.д.

Оборудовать дистанцию должна бригада специальных рабочих службы дистанции под руководством начальника дистанции. Однако, обычно, за недостатком финансирования такой службы нет. Поэтому дистанцию оборудуют бригады судей на этапах под руководством своих старших судей и начальника дистанции.

При оборудовании дистанции перед соревнованиями в точки страховки и грузовые точки вешаются судейские петли и перила, забиваются скальные крючья, закручиваются ледовые крючья и т.д.

При подготовке дистанции с пути движения участников должны быть убраны все опасные предметы (например, битые стекла, камни), а также срублены все сухие сучья деревьев и кустарников, на которые участники могут «напороться».

Если дистанция не предполагает ориентирования при переходе с этапа на этап, а сами этапы находятся далеко друг от друга, то пути между ними должны быть отмаркированы.

В качестве маркера (маркерных знаков) используется бумага (особенно хорошо использовать перфокарты), лоскуты материи, специальная полиэтиленовая лента и т.д. Предметы, используемые в качестве маркера, должны быть одинаковыми по всей дистанции и контрастно выделяться на окружающем их фоне (зимой на перфокартах, например, цветной тушью рисуют какие-нибудь символы: крестики, кружочки, и т.д.). Эти предметы укрепляются на земле или ветвях деревьев и кустарников вдоль дистанции, причем, желательно устанавливать их на одной и той же стороне дистанции. После окончания соревнований на дистанции маркировку необходимо снять, в первую очередь по экологическим соображениям.

Под плотностью маркировки понимают: насколько близко друг от друга располагаются маркерные знаки.

Сплошная маркировка (он же - сплошной маркер) - вдоль дистанции протянут волчатник (веревка с нашитыми на нее цветными лоскутами материи) или маркерная лента (специальная полиэтиленовая лента). Сплошной маркировкой можно считать установку маркерных знаков в непосредственной близости друг от друга. Сплошная маркировка применяется, обычно, на коротких дистанциях.

Плотная маркировка - установка маркерных знаков на таком расстоянии друг от друга, когда от каждого знака видно 3-4 следующих знака. Применяется на средних и длинных дистанциях, а также при маркировке поворотов длинных дистанций.

Неплотная маркировка - установка маркерных знаков на таком расстоянии друг от друга, когда от каждого знака видно 1-2 следующих знака. Применяется на длинных дистанциях.

Редкая маркировка - установка маркерных знаков на таком расстоянии друг от друга, когда от каждого знака можно и не увидеть следующий. Применяется на длинных прямых участках дистанции, при отсутствии возможности свернуть с дистанции в «ненужном» направлении (например, лесная дорога без каких либо разветвлений и пересечений с другими дорогами). Крайне нежелательна (но иногда используется) следующая схема редкой маркировки: плотным маркером маркируются только повороты, а на участках между ними никуда сворачивать не надо.

Маркировка поворотов трассы дистанции и пересечений ее с боковыми ответвлениями. За 10-15 метров до поворота надо начать плотную или сплошную маркировку, увести маркер за поворот и продлить его еще 7-10 метров, затем можно вернуться к неплотной маркировке. Стандартная ошибка маркировки развилок: при редкой маркировке дистанции непосредственно на развилке устанавливается всего один маркерный знак (то ли он стоит на оговоренной стороне дистанции, то ли остальные знаки сбиты и валяются где-то рядом?). При маркировке пересечений трассы дистанции с боковым ответвлением несколько маркерных знаков устанавливают за пересечением.

Устойчивость маркера - время, в течение которого маркерный знак не будет сбит или уничтожен. Маркерные знаки могут быть сорваны ветром, случайно сбиты участниками и т.д. Борьба с преднамеренным уничтожением маркировки дистанции недобросовестными участниками или их «болельщиками» (что является одной из проблем проведения соревнований на длинных дистанциях) в этой работе не рассматривается. Устойчивость маркера зависит от материала маркерного знака (чем прочнее, тем надежнее), способа крепления маркерного знака, расположения маркерного знака относительно трассы дистанции.

Непрочный маркерный знак может быть разорван и унесен порывами ветра, или разорван, когда за него зацепится участник. Лоскуты материи, привязанные к ветвям деревьев, срываются только специально. Куски цветного полиэтилена, привязанные также, могут саморазвязываться. Бумажный маркер (за исключением перфокарт) может «самоликвидироваться» под воздействием атмосферных осадков. Бумажный маркер, надетый на ветви деревьев, может доставить следующие неприятности:
1) под воздействием ветра развернуться так, что не будет виден - сольется в одну линию;
2) свободно висящий на ветвях маркер будет сорван подъемной силой, образующейся при порывах ветра. Поэтому, на бумажном маркерном знаке (в том числе и перфокарте) следует сделать два отверстия, сквозь которые продеть ветку дерева (кустарника) и развернуть его «лицом к движению».

Для маркерных знаков, устанавливаемых на снегу вдоль лыжни, обычно используют перфокарты. Они будут подвергаться воздействию ветра (и ударам лыжных палок, если установить их слишком близко к лыжне). Если на поверхности снега образовалась корка, то в ней пластиной из какого-нибудь твердого материала пробивают щель, в которую вставляют перфокарту. Такой маркерный знак все равно может унести ветром. Если на поверхности ветра нет корки, то перед установкой перфокарты сгребают небольшую кучку снега, в которой и устанавливают перфокарту. Лыжни, проходящие по полю, лучше маркировать вешками (если по полю проходит всего одна лыжня, то можно использовать редкую маркировку).

 

СНАРЯЖЕНИЕ

Карабины страховочные. Соединительное звено при работе с веревкой и крюком. По нормам, утвержденным УИАА в 1981 году, карабины должны иметь разрывную прочность 2200 кг. вдоль большой оси и 600 кг. вдоль малой оси. На карабине, в соответствии с требованиями УИАА, должно стоять клеймо предприятия-изготовителя и максимальная нагрузка на большую ось (но не менее 2200 кг.) Карабины, используемые в цепях страховки должны иметь предохранительные муфты, исключающие самопроизвольное открывание их защелок.

Последнее время промышленностью выпускаются дюралевые карабины. Они легкие, прочные, удобные. Однако, при протравливании сквозь них нагруженных веревок они протираются. Образуются изъяны. Эти места будут служить концентраторами напряжений при повышенной нагрузке на карабин и карабин уже не будет «держать» положенные ему 2200 кг нагрузки.

Основная веревка. Изготавливается из современных синтетических материалов. Предназначается для удержания участника в случае срыва, а также для подъема и спуска по ней или вытаскивания груза. Должна иметь разрывную прочность не ниже, чем у карабинов (у лучших иностранных образцов разрывная прочность веревки доходит до 3100 кг.) и обладать способностью поглощать энергию падения. Более полно требования к основным веревкам изложены в «Приемы и средства страховки с использованием альпинистской веревки, методические рекомендации, Управление альпинизма ВС ВДФСО профсоюзов, ЦРИБ «Турист», Москва, 1989).

Диаметр основной веревки не может быть меньше 10 мм.

Веревки, которые даже чуть-чуть надорваны («побиты»), уже не будут держать обусловленную нагрузку. Уже с самого момента своего появления синтетические волокна начинают разрушаться. Особенно интенсивно этот процесс идет под воздействием прямого солнечного света (ультрафиолетового излучения), паров агрессивных сред (аммиака, различных растворителей и т.д.). Категорически запрещается использовать веревки, испачканные красками и герметиками.

Репшнур. Тонкая вспомогательная веревка диаметром 6-7 мм, изготавливается из тех же материалов, что и основная веревка. Стандарт УИАА оговаривает разрывное усилие при статическом нагружении 6 мм репшнура в 720 кг. Категорически запрещается использовать одинарный репшнур, как элемент страховочной цепи. Так же категорически запрещается использовать репшнур для динамической страховки.

Зажимы (жюмары, кроли, шунты, кулачки и пр.). Устройства, позволяющие веревке проходить сквозь них только в одном направлении. Зажимные устройства работают по одному из двух принципов:

  • зажим веревки между эксцентриковым кулачком и корпусом;
  • перелом веревки кулачком внутри корпуса.

Оба приема направлены на увеличения трения между зажимом и веревкой до прекращения скольжения веревки внутри зажима. С той же целью (увеличение трения между зажимом и веревкой) рабочую поверхность кулачка часто снабжают зубцами. При повышенных нагрузках на такой зажим он начинает портить оплетку веревки. Именно поэтому не надо разрешать участникам использовать зажимы для натяжения веревок.

При проверке самодельных жюмаров следует обращать внимание на:

  • кулачок должен прижимать веревку к корпусу не в одной единственной точке, а на некотором участке;
  • очень часто у самодельных жюмаров задняя (реже передняя) кромка «вгрызается» в веревку при приложении нагрузки.

Спусковые устройства («восьмерки», «лепестки», и др.) тормозят прохождение веревки сквозь них в любом направлении. В зависимости от натяжения веревки изменяется величина трения веревки внутри спускового устройства, вплоть до полного прекращения скольжения веревки.

Спусковые (они же тормозные) устройства не должны иметь острых кромок, о которые возможно испортить веревку.

Страховочные системы. Предназначены для исключения опасных нагрузок на организм человека во время срыва или движения по веревкам.

Требования UIAA к альпинистским страховочным системам

1. Ширина ремней (лент) грудной обвязки и беседки должна быть не менее 43 мм. Ширина бретель обвязки - не менее 28 мм.

2. Каждый должен самостоятельно, без посторонней помощи, надевать страховочную систему на себя.

3. Страховочная система должна обеспечивать свободное висение без болевых ощущений в течение 10 минут в расслабленном состоянии. Нагрузка при этом должна равномерно распределяться между обвязкой и беседкой. Горовосходитель должен свободно шевелить конечностями. Место подвески системы не должно быть ниже грудины человека. Из положения зависания вниз головой горовосходитель должен самостоятельно вернуться в вертикальное положение вверх головой. При раздельной системе место привязывания беседки с обвязкой должно быть несколько выше грудины. Грудная обвязка должна плотно огибать грудь под мышками.

4. Позвоночник не должен прогибаться во время свободного висения в страховочной системе.

5. Пряжки системы не должны оставлять следы на теле человека. Они не должны располагаться под мышками, в районе почек и между ног.

6. При любой нагрузке пряжки должны располагаться параллельно телу человека. Используемая система troll, представляющая собой глубокую беседку, не удовлетворяет требованиям UIAA.

7. Грудная обвязка должна выдерживать нагрузку в 1600 кг. При этом не должно быть повреждений в лентах и швах. При испытании обвязка должна выдерживать нагрузку в течение одной минуты. Затем испытание повторяется, но уже в течение пяти минут. Если перенести эту нагрузку на элементы обвязки, то петли обвязки должны выдерживать по 800 кг каждая.

8. Система должна иметь достаточную прочность плечевых бретель. Согласно требованиям UIAA плечевые лямки в первую очередь служат для того, чтобы предотвратить выпадение из системы в случае падения или зависания вверх ногами.

9. При спусках на петли соединения системы приходится тройная нагрузка - три веса человека. Поэтому ее прочность с учетом возможных экстремальных ситуаций должна составлять 1000 кг.

10. Обвязка при эксплуатации в условиях низких температур (-20°С) должна обеспечивать те же прочностные показатели.

11. Швы должны иметь контрастный цвет, чтобы можно было определить их потертость.

12. Металлические части должны иметь радиус кривизны кромок не менее 3 мм. Это значит, что пряжки должны быть толщиной 6 мм.

(Прочностные характеристики отдельных видов самодельного страховочного снаряжения, методические рекомендации, ЦС по туризму и экскурсиям, управление самодеятельного туризма, Управление альпинизма ВС ДФСО профсоюзов, ЦРИБ «Турист», Москва, 1988).

Каски. Применяются для защиты головы участников от различных ударов. Каска должна быть оборудована амортизирующим вкладышем, надежным приспособлением для крепления на голове и шнуром для крепления к страховочной системе участника.

Рукавицы. Предназначаются для защиты кистей рук при работе с веревкой. В настоящий момент, на взрослых соревнованиях, обязательны только на страховке. Обычно используются рабочие рукавицы из брезента или плотной х/б ткани. Текстильные перчатки удобны в использовании, но недолговечны, могут разорваться или протереться еще до окончания прохождения спортсменом дистанции.

Кожаные рукавицы обеспечивают увеличение силы трения при удержании основной веревки в 1.5 - 2 раза, по сравнению с брезентовыми рукавицами («Приемы и средства страховки с использованием альпинистской веревки, методические рекомендации, Управление альпинизма ВС ВДФСО профсоюзов, ЦРИБ «Турист», Москва, 1989).

Прочее снаряжение. Для быстрого выполнения каких-либо заданий и облегчения работы придумано большое количество различных специальных приспособлений. Общие требования к ним - они не должны портить веревки и другое страховочное снаряжение, при своей работе должны быть подстра<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: