Главные составляющие здоровья человека — полное психическое, физическое и социальное благополучие непосредственно связано с его социально-экономическим и культурно-этническим окружением, слабо контролируемым системой здравоохранения.
Поддержание здоровья ассоциируется с профилактикой, лечением, приемом лекарств и другими методами и средствами врачебного воздействия. Между тем здоровье человека (и еще больше общественное здоровье) зависит от образа жизни людей.
Например, существует прямая зависимость между состоянием здоровья и социальной стратификацией — чем выше социальный класс, тем меньше у его представителей нервно-психических и соматических расстройств.
Образ жизни — способ, формы и условия индивидуальной и коллективной жизнедеятельности человека (трудовой, бытовой, социально-политической и культурной), типичные для конкретно-исторических социально-экономических отношений.
Различают коллективный и индивидуальный образ жизни. Первый относится к большим социальным группам — народам, нациям, культурам, обществам: кочевой и оседлый; христиан, мусульман, буддистов, язычников и т. п.; людей, живших в разных исторические эпохи; представителям разных социальных слоев и классов; представителям разных национальностей; городской или сельский;
Понятие индивидуального образа жизни раскрывает индивидуальные, отличительные особенности жизни человека любой социальной группы.
В широком смысле образ жизни — это вошедший в привычку способ жизнедеятельности, поведения популяции. Он имеет определенную структуру, составные элементы, характерные особенности, отличающие образ жизни одного народа или индивида от всех других. В узком значении образ жизни — сознательно регулируемый способ поведения людей как членов общества.
|
Образ жизни определяется не только личными качествами человека (характером, темпераментом, культурой), но и социальными условиями среды (социальным положением семьи, уровнем экономического развития общества и политическим режимом страны, климатическими условиями места жительства);
Образ жизни южан и северян, выходцев из высшего и низшего классов, граждан высокоразвитого капиталистического или бывшего социалистического общества сильно различается.
Образ жизни как комплексное понятие характеризуют уровень и качество жизни; особенности культуры; совокупность факторов риска. Уровень жизни — социально-экономическая категория, выражающая степень удовлетворения материальных и культурных потребностей населения страны (или отдельного региона), классов и социальных групп, семьи, индивида в смысле обеспеченности потребительскими благами, характеризующимися преимущественно количественными показателями, абстрагированными от их качественного значения.
Близко к понятию «уровень жизни» понятие «качество жизни».
Качество жизни — это совокупность материальных, социальных, демографических и т. п. условий жизни и уровень их развитости. Качество жизни можно трактовать и как субъективное восприятие и оценку своей жизни.
В отличие от понятия «уровень жизни» качество жизни включает такие факторы, как уровень демократизации, состояние здоровья населения и состояние окружающей среды, возможности образования, степень социальной защищенности и т. д.
|
Согласно некоторым данным, по качеству жизни из 173 стран, в первой десятке находятся Швеция, США, Канада, Нидерланды, Амстердам и т.д., а Россия занимает примерно 72-е место.
Жизнь и многообразные формы активности человека протекают в рамках определенной культурной общности; Американский антрополог Л. Уайт пишет «Поведение людей — функция культуры. Культура — константа, поведение — переменная; если изменится культура, изменится и поведение»;
Образ жизни, поведение людей в сфере реакриации (области культурной активности направленной на поддержание здоровья, — медицине, оздоровительных технологиях) формируется под действием культурных факторов: природно-ресурсных, пространственного размещения культурных форм, взаимодействия разных культур, духовно-идейных, рационального исследования и управления, факторов социальных институтов и отношений.
Особенности влиянии факторов культуры на состояние общественного (индивидуального) здоровья заключены в социальной активности людей по поддержанию и обновлению своего образа жизни. В этом случае говорят о культуре человеческого поведения, традициях, накопленных знаниях о здоровье и болезни.
Отдельные психические расстройства, в основном психогенной этиологии, присущи только тем или иным культурам. Для иллюстрации влияния этнокультуры на здоровье можно привести биокультурную модель А. Вэллиса, разработанную на примере «арктической истерии» у аляскинских эскимосов. В модели предполагается органическая причина психического расстройства, связанная с объективными условиями жизни конкретной группы.
|
Общие для граждан России традиции, обычаи, культурные образцы определяются жизненным и хозяйственным практицизмом. В отличие от практицизма народов Западной Европы (ориентированном на расширение производства, достижение прибыли, индивидуальный успех и др.), практицизм народов Евразии определяется способностью преодолевать суровые природно-климатические условия жизни, потенциальную катастрофичность окружающей среды, вести скромный образ жизни при минимальном бытовом комфорте и т. п.
Наряду с уровнем жизни, особенностями культуры к характеристикам образа жизни, влияющим на состояние здоровья популяции, относят факторы риска: вредные экологические условия, производственный, бытовой и уличный травматизм, курение, злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков и психоактивных веществ, плохое питание, низкая1 физическая активность, недостаточная охрана здоровья беременных, детей (в первые годы их жизни) и подростков, слабый санитарно-эпидемиологический контроль за инфекционной патологией.
Факторы риска принято разделять на первичные: курение, злоупотребление алкоголем, нерациональное питание, гиподинамию, психоэмоциональный стресс и вторичные: диабет, артериальная гипертензия, эпидемия, холестеринемия, ревматизм, аллергия, иммунодефициты.
Большинство факторов риска зависит от образа и условий жизни людей. Наиболее известна группировка факторов риска и степень их влияния на здоровье популяции Ю. П. Лисицына и Ю.М. Комарова.
В структуре заболеваемости экономически развитых стран преобладают сердечно-сосудистые, болезни органов дыхания, обменные, аллергические, эндокринные, онкологические, нейропсихические и др. расстройства, а также несчастные случаи и травмы. Эти и другие заболевания, характерные для современного периода цивилизации («болезни цивилизации»), как правило, не имеют строго определенной этиологии в отличие от инфекционных и паразитарных болезней. Их причины объясняются факторами риска — социальными, психологическими, генетическими и др.
По мнению Ганс Селье, на смену прежней превалирующей патологии, определяемой воздействием на организм микробных и других факторов, пришла патология патогенных ситуаций, вызванная нарастающими «стрессами жизни», т. е. поведенческими особенностями образа жизни.
Социальные группы, образ жизни которых наиболее предрасположен к различным заболеваниям, составляют так называемые группы риска. В настоящее время выделяют 5 групп риска:
• демографическая: дети, старики, одинокие, вдовы, вдовцы, мигранты, беженцы, перемещенные лица;
• профессионального риска: работающие в условиях вредных для здоровья производств (тяжелое машиностроение, химическая, металлургическая, транспорт и др.);
• функционального, патологического состояния: беременные; недоношенные дети, родившиеся с малой массой тела; лица с генетическим риском, с врожденными аномалиями, дефектами; инвалиды детства;
• низкого материального уровня жизни, бедности, нищеты: бедные, необеспеченные, безработные, работающие неполный рабочий день, «бомжи».
• лица с девиантным поведением, наличием психопатических, соци- ально-психологических и других коллизий: алкоголики, наркоманы, токсикоманы, проститутки; лица с деформациями психического здоровья и поведения (невропатии, психопатии и др.), религиозные и другие сектанты с психическими и физическими отклонениями.
Удовлетворенность населения качеством медицинской помощи. Наиболее наглядным показателем качества медицинской помощи является удовлетворенность как всего населения, так и его отдельных социально- экономических групп. Удовлетворенность следует понимать как соотношение потребностей и установок, проявляющихся в фактических требованиях, с оценкой возможности их реализации. Неудовлетворенность определяется как разрыв между запросами человека и реальным положением, определяющий взаимосвязь его объективных и субъективных социальных запросов. В качестве критерия оценки используют процент удовлетворенности и неудовлетворенности респондентов.
В ходе медико-социологического мониторинга удовлетворенность медицинским обслуживанием в конкретном медицинском учреждении должна рассматриваться дифференцированно для различных сфер его деятельности.
Например, об удовлетворенности больных медицинским обслуживанием в стационарах можно судить по организации работы приемного отделения;, условиям и качеству питания; бытовым условиям в палатах и отделениях/ возможности социальных контактов в больнице; отношению к больным лечащего врача; работе диагностических подразделений; работе среднего медицинского персонала; качеству проведения лечебных процедур; квалификации врачей; организации ухода за больными.
Удовлетворенность неотложной медицинской помощью складывается из своевременности приезда бригады, качества оказания помощи, личностных характеристик обслуживающего персонала, получения информированного согласия больного на оказываемую помощь и т. п.
Динамика потребления платных медицинских услуг. Развитие рынка медицинских услуг в России, платного медицинского обслуживания и добровольного медицинского страхования повысило материальную заинтересованность работников ЛПУ во внедрении новых эффективных медицинских технологий, повышении качества лечения.
Регулярное изучение мнения пациентов о платных медицинских услугах (объемах и условиях предоставления) позволяет анализировать спрос населения территории на платные услуги. Прежде чем выяснять мнение пациентов, необходимо владеть информацией об оказании платных медицинских услуг в ЛПУ. Кроме того, следует изучить платежеспособность лиц, пользующихся платными услугами (доходы в расчете на 1 члена семьи, стоимость потребительской корзины на территории).
Важно не только выяснить стабильность пользования платными медицинскими услугами в определенной группе населения, но и определить формы оплаты услуг (подарки медицинскому работнику, дополнительная оплата услуги независимо от официальной оплаты).
По полученным данным можно делать выводы о значимости и достаточности, каналах и формах оплаты для населения медицинских услуг.
Медико-социологическая оценка врачами эффективности использования своего трудового потенциала. Мнение врачей об организации рабочего времени (на диагностику, лечение основного заболевания, лечение сопутствующего заболевания, лечение осложнений после хирургического вмешательства, консультирование пациентов, профилактические осмотры, обсуждение случаев патологии и обучения коллег и др.) может служить субъективной оценкой качества их работы.
Важно знать мнение врачей о причинах снижения эффективности диагностических и лечебно-оздоровительных мер в лечении заболеваний; современных материалах, медицинском оборудовании; причинах плохого отношения пациентов к своему здоровью и рекомендациям врачей; о возможности проводить диагностические процедуры (наличие/отсутствие реактивов, специалистов, аппаратуры) и др.
Воздействие экологических факторов (замеры проб воздуха на территории города по основным показателям, статистика загрязненности городских территорий и т.п.) на потребность в тех или иных видах медицинской помощи для различных половозрастных групп является одним из направлений медико-социологического мониторинга. Влияние экологии на характер и объемы медицинской помощи особенно заметно для населения, проживающего на экологически неблагополучных территориях (прежде всего в крупных мегаполисах, промышленных центрах).
Народная и популярная медицина. Народная медицина — это методы оздоровления, профилактики, диагностики и лечения, основанные на опыте многих поколений людей, утвердившиеся в народных традициях и не признаваемые медицинскими специалистами. Таким образом, народной называется вся медицинская практика* которая прямо не противоречит парадигме официальной медицинской системы и осуществляется как профессионалами, так и непрофессионалами.
Под народной медициной в широком смысле понимают:
— любую систему, кроме биомедицинской;
— любую систему, которая отличается от официально принятой в обществе.
Популярными называются те виды медицинской практики, которые совместимы с официальной медицинской практикой, но отличаются от нее. Сюда относится как непрофессиональная, так и профессиональная практика. Необходимо правильно квалифицировать конкретные виды непрофессионального медицинского поведения, в частности самолечения, которое тесно связано с официальными профессиональными практиками и тщательно контролируется официальным медицинским сектором.
Например, состав, производство; специфический лечебный эффект при конкретном симптоме, дозировка и продажа большинства патентованных лекарственных средств контролируются представителями официального медицинского сектора. Самолечение патентованными лекарственными средствами без врачебного назначения в целях, рекомендованных изготовителем, не является вариантом официальной медицины.
Новые концепции и новые виды практики часто проникают в медицинские системы через сектор популярной медицины, где стремление к ортодоксальности слабее и где группы равных себе, группы родственников, этнические группы представляют собой основные источники образцов поведения в тревожных ситуаций.
Официальный интерес представителей биомедицинской системы к питанию и его влиянию на повышенную активность, рак, почечную недостаточность, болезни сердца и другую патологию зародился в секторе популярной медицины. Биологическая реакция пациентов получает поддержку со стороны популярной и народной медицины (йога, трансцендентальная медитация, христианское учение и т. д.).
Этномедицина. К этномедицине относят медицинские системы, происхождение которых обусловлено культурой данного этноса, Этномедицина придает большое символическое значение болезни и ее лечению, состоит из сравнительно небольшого числа элементов, которые во многом одинаковы во всех культурах и различаются только сочетаниями. Как правило, они имеют глубокие исторические корни (атрибуты колдовства, мистики, ритуальности, шаманства). В этномедицинских системах присутствуют элементы колдовства, мистики, шаманства. Соблюдение такой ритуальности распространено как в крупных, так и в небольших сообществах. Причины болезни, как правило, приписывают сверхъестественным силам (духам, предкам, привидениям, богам). Процесс лечения представляется как противопоставление естественных и сверхъестественных причин болезни.
Этномедицинские системы могут быть как примитивными, так и достаточно сложными. Этномедицина вбирает в себя эмпирический слой знания и, привлекая новые сведения (в том числе и научные), постоянно развивается.
Из античности известны представления об энергии организма, психической энергии. Избыток даже одной из этих энергий способен вызвать болезнь, а ее освобождение, разрядка (катарсис, о котором говорил Аристотель и который использовал 3. Фрейд в своем учении) дает целебный эффект. В модных направлениях современной медицины причины болезни и здоровья нередко усматривают в изменениях энергетических ресурсов, возможностей организма, неадекватного воздействия (не соответствующего потребностям здоровой жизнедеятельности) электрических, магнитных и прочих полей.
Альтернативная медицина. В последнее время появилась так называемая альтернативная медицина. К ней относят все формы медицинской помощи, которые обычно находятся вне официального сектора здравоохранения, включая формализованные традиционные системы медицины, традиционное акушерство, экстрасенсорику, хиропрактику, остеопатию, гомеопатию и даже христианскую науку.
К этой категории можно отнести множество различных методов терапии. Во-первых, это терапия тела, включающая в себя натуропатию, фитотерапию, мануальную терапию (остеопатия, хиропрактика), восточную терапию, специальные системы медицины (гомеопатия, точечный массаж, антропософическая медицина), двигательную терапию (тай-дзи, йога, танцы) и сенсорную терапию (музыка, искусство, цвет). Во-вторых, применяют психологические методы лечения: психотерапия (психоанализ, гипнотерапия), гуманистическую психологию (гештальт, трансактный анализ, первичная работа, перерождение, столкновение и др.). В-третьих, это паранормальные методы лечения: хилинг (ручной хилинг, экзорцизм, лечение биополями) и паранормальная диагностика (хиромантия, астрология).