ЗОЖ социальные и психологические аспекты.




Главные составляющие здоровья человека — полное пси­хическое, физическое и социальное благополучие непосредственно свя­зано с его социально-экономическим и культурно-этническим окруже­нием, слабо контролируемым системой здравоохранения.

Поддержание здоровья ассоциируется с профилактикой, лечением, приемом лекарств и другими методами и средствами врачебного воздейс­твия. Между тем здоровье человека (и еще больше общественное здоро­вье) зависит от образа жизни людей.

Например, существует прямая зависимость между состоянием здоровья и социальной стратификацией — чем выше социальный класс, тем меньше у его представителей нервно-психических и соматических расстройств.

Образ жизни — способ, формы и условия индивидуальной и коллек­тивной жизнедеятельности человека (трудовой, бытовой, социально-по­литической и культурной), типичные для конкретно-исторических соци­ально-экономических отношений.

Различают коллективный и индивидуальный образ жизни. Первый от­носится к большим социальным группам — народам, нациям, культурам, обществам: кочевой и оседлый; христиан, мусульман, буддистов, язычни­ков и т. п.; людей, живших в разных исторические эпохи; представителям разных социальных слоев и классов; представителям разных националь­ностей; городской или сельский;

Понятие индивидуального образа жизни раскрывает индивидуальные, отличительные особенности жизни человека любой социальной группы.

В широком смысле образ жизни — это вошедший в привычку способ жизнедеятельности, поведения популяции. Он имеет определенную структу­ру, составные элементы, характерные особенности, отличающие образ жизни одного народа или индивида от всех других. В узком значении образ жизни — сознательно регулируемый способ поведения людей как членов общества.

Образ жизни определяется не только личными качествами человека (характером, темпераментом, культурой), но и социальными условиями среды (социальным положением семьи, уровнем экономического разви­тия общества и политическим режимом страны, климатическими усло­виями места жительства);

Образ жизни южан и северян, выходцев из высшего и низшего классов, граждан высокоразвитого капиталистического или бывшего социалисти­ческого общества сильно различается.

Образ жизни как комплексное понятие характеризуют уровень и качество жизни; особенности культуры; совокупность факторов риска. Уровень жизни — социально-экономическая категория, выражающая степень удовлетворения материальных и культурных потребностей на­селения страны (или отдельного региона), классов и социальных групп, семьи, индивида в смысле обеспеченности потребительскими благами, характеризующимися преимущественно количественными показателя­ми, абстрагированными от их качественного значения.

Близко к понятию «уровень жизни» понятие «качество жизни».

Качество жизни — это совокупность материальных, социальных, де­мографических и т. п. условий жизни и уровень их развитости. Качество жизни можно трактовать и как субъективное восприятие и оценку сво­ей жизни.

В отличие от понятия «уровень жизни» качество жизни включает та­кие факторы, как уровень демократизации, состояние здоровья населе­ния и состояние окружающей среды, возможности образования, степень социальной защищенности и т. д.

Согласно некоторым данным, по качеству жизни из 173 стран, в первой десятке находятся Швеция, США, Канада, Нидерланды, Амстердам и т.д., а Россия занимает примерно 72-е место.

Жизнь и многообразные формы активности человека протекают в рамках определенной культурной общности; Американский антропо­лог Л. Уайт пишет «Поведение людей — функция культуры. Культура — константа, поведение — переменная; если изменится культура, изменит­ся и поведение»;

Образ жизни, поведение людей в сфере реакриации (области культур­ной активности направленной на поддержание здоровья, — медицине, оздоровительных технологиях) формируется под действием культурных факторов: природно-ресурсных, пространственного размещения куль­турных форм, взаимодействия разных культур, духовно-идейных, раци­онального исследования и управления, факторов социальных институ­тов и отношений.

Особенности влиянии факторов культуры на состояние общественно­го (индивидуального) здоровья заключены в социальной активности лю­дей по поддержанию и обновлению своего образа жизни. В этом случае говорят о культуре человеческого поведения, традициях, накопленных знаниях о здоровье и болезни.

Отдельные психические расстройства, в основном психогенной этиоло­гии, присущи только тем или иным культурам. Для иллюстрации влияния этнокультуры на здоровье можно привести биокультурную модель А. Вэллиса, разработанную на примере «арктической истерии» у аляскинских эс­кимосов. В модели предполагается органическая причина психического расстройства, связанная с объективными условиями жизни конкретной группы.

Общие для граждан России традиции, обычаи, культурные образцы определяются жизненным и хозяйственным практицизмом. В отличие от практицизма народов Западной Европы (ориентированном на расши­рение производства, достижение прибыли, индивидуальный успех и др.), практицизм народов Евразии определяется способностью преодолевать суровые природно-климатические условия жизни, потенциальную катас­трофичность окружающей среды, вести скромный образ жизни при ми­нимальном бытовом комфорте и т. п.

Наряду с уровнем жизни, особенностями культуры к характеристи­кам образа жизни, влияющим на состояние здоровья популяции, относят факторы риска: вредные экологические условия, производственный, бы­товой и уличный травматизм, курение, злоупотребление алкоголем, упот­ребление наркотиков и психоактивных веществ, плохое питание, низкая1 физическая активность, недостаточная охрана здоровья беременных, де­тей (в первые годы их жизни) и подростков, слабый санитарно-эпидеми­ологический контроль за инфекционной патологией.

Факторы риска принято разделять на первичные: курение, злоупот­ребление алкоголем, нерациональное питание, гиподинамию, психоэмо­циональный стресс и вторичные: диабет, артериальная гипертензия, эпидемия, холестеринемия, ревматизм, аллергия, иммунодефициты.

Большинство факторов риска зависит от образа и условий жизни лю­дей. Наиболее известна группировка факторов риска и степень их влияния на здоровье популяции Ю. П. Лисицына и Ю.М. Комарова.

В структуре заболеваемости экономически развитых стран преобладают сердечно-сосудистые, болезни органов дыхания, обменные, аллергичес­кие, эндокринные, онкологические, нейропсихические и др. расстройства, а также несчастные случаи и травмы. Эти и другие заболевания, характер­ные для современного периода цивилизации («болезни цивилизации»), как правило, не имеют строго определенной этиологии в отличие от ин­фекционных и паразитарных болезней. Их причины объясняются факто­рами риска — социальными, психологическими, генетическими и др.

По мнению Ганс Селье, на смену прежней превалирующей пато­логии, определяемой воздействием на организм микробных и других фак­торов, пришла патология патогенных ситуаций, вызванная нарастающими «стрессами жизни», т. е. поведенческими особенностями образа жизни.

Социальные группы, образ жизни которых наиболее предрасположен к различным заболеваниям, составляют так называемые группы риска. В настоящее время выделяют 5 групп риска:

• демографическая: дети, старики, одинокие, вдовы, вдовцы, мигранты, беженцы, перемещенные лица;

• профессионального риска: работающие в условиях вредных для здо­ровья производств (тяжелое машиностроение, химическая, металлур­гическая, транспорт и др.);

• функционального, патологического состояния: беременные; недо­ношенные дети, родившиеся с малой массой тела; лица с генети­ческим риском, с врожденными аномалиями, дефектами; инвалиды детства;

• низкого материального уровня жизни, бедности, нищеты: бедные, необеспеченные, безработные, работающие неполный рабочий день, «бомжи».

• лица с девиантным поведением, наличием психопатических, соци- ально-психологических и других коллизий: алкоголики, наркоманы, токсикоманы, проститутки; лица с деформациями психического здоровья и поведения (невропатии, психопатии и др.), религиозные и другие сектанты с психическими и физическими отклонениями.

Удовлетворенность населения качеством медицинской помощи. Наибо­лее наглядным показателем качества медицинской помощи является удовлетворенность как всего населения, так и его отдельных социально- экономических групп. Удовлетворенность следует понимать как соотно­шение потребностей и установок, проявляющихся в фактических тре­бованиях, с оценкой возможности их реализации. Неудовлетворенность определяется как разрыв между запросами человека и реальным поло­жением, определяющий взаимосвязь его объективных и субъективных социальных запросов. В качестве критерия оценки используют процент удовлетворенности и неудовлетворенности респондентов.

В ходе медико-социологического мониторинга удовлетворенность медицинским обслуживанием в конкретном медицинском учреждении должна рассматриваться дифференцированно для различных сфер его деятельности.

Например, об удовлетворенности больных медицинским обслуживанием в стационарах можно судить по организации работы приемного отделения;, условиям и качеству питания; бытовым условиям в палатах и отделениях/ возможности социальных контактов в больнице; отношению к больным ле­чащего врача; работе диагностических подразделений; работе среднего ме­дицинского персонала; качеству проведения лечебных процедур; квалифика­ции врачей; организации ухода за больными.

Удовлетворенность неотложной медицинской помощью складывается из своевременности приезда бригады, качества оказания помощи, личност­ных характеристик обслуживающего персонала, получения информирован­ного согласия больного на оказываемую помощь и т. п.

Динамика потребления платных медицинских услуг. Развитие рынка медицинских услуг в России, платного медицинского обслуживания и добровольного медицинского страхования повысило материальную заинтересованность работников ЛПУ во внедрении новых эффективных медицинских технологий, повышении качества лечения.

Регулярное изучение мнения пациентов о платных медицинских услу­гах (объемах и условиях предоставления) позволяет анализировать спрос населения территории на платные услуги. Прежде чем выяснять мнение пациентов, необходимо владеть информацией об оказании платных ме­дицинских услуг в ЛПУ. Кроме того, следует изучить платежеспособность лиц, пользующихся платными услугами (доходы в расчете на 1 члена се­мьи, стоимость потребительской корзины на территории).

Важно не только выяснить стабильность пользования платными ме­дицинскими услугами в определенной группе населения, но и определить формы оплаты услуг (подарки медицинскому работнику, дополнительная оплата услуги независимо от официальной оплаты).

По полученным данным можно делать выводы о значимости и доста­точности, каналах и формах оплаты для населения медицинских услуг.

Медико-социологическая оценка врачами эффективности использования своего трудового потенциала. Мнение врачей об организации рабочего времени (на диагностику, лечение основного заболевания, лечение со­путствующего заболевания, лечение осложнений после хирургического вмешательства, консультирование пациентов, профилактические осмот­ры, обсуждение случаев патологии и обучения коллег и др.) может слу­жить субъективной оценкой качества их работы.

Важно знать мнение врачей о причинах снижения эффективности диагностических и лечебно-оздоровительных мер в лечении заболева­ний; современных материалах, медицинском оборудовании; причинах плохого отношения пациентов к своему здоровью и рекомендациям вра­чей; о возможности проводить диагностические процедуры (наличие/от­сутствие реактивов, специалистов, аппаратуры) и др.

Воздействие экологических факторов (замеры проб воздуха на тер­ритории города по основным показателям, статистика загрязненнос­ти городских территорий и т.п.) на потребность в тех или иных видах медицинской помощи для различных половозрастных групп является одним из направлений медико-социологического мониторинга. Вли­яние экологии на характер и объемы медицинской помощи особенно заметно для населения, проживающего на экологически неблагопо­лучных территориях (прежде всего в крупных мегаполисах, промыш­ленных центрах).

Народная и популярная медицина. Народная медицина — это методы оз­доровления, профилактики, диагностики и лечения, основанные на опы­те многих поколений людей, утвердившиеся в народных традициях и не признаваемые медицинскими специалистами. Таким образом, на­родной называется вся медицинская практика* которая прямо не проти­воречит парадигме официальной медицинской системы и осуществляет­ся как профессионалами, так и непрофессионалами.

Под народной медициной в широком смысле понимают:

— любую систему, кроме биомедицинской;

— любую систему, которая отличается от официально принятой в об­ществе.

Популярными называются те виды медицинской практики, которые совместимы с официальной медицинской практикой, но отличаются от нее. Сюда относится как непрофессиональная, так и профессиональ­ная практика. Необходимо правильно квалифицировать конкретные виды непрофессионального медицинского поведения, в частности са­молечения, которое тесно связано с официальными профессиональны­ми практиками и тщательно контролируется официальным медицинс­ким сектором.

Например, состав, производство; специфический лечебный эффект при конкретном симптоме, дозировка и продажа большинства патенто­ванных лекарственных средств контролируются представителями офи­циального медицинского сектора. Самолечение патентованными лекарственными средствами без врачебного назначения в целях, рекомендованных изготовителем, не является вариантом официальной медицины.

Новые концепции и новые виды практики часто проникают в меди­цинские системы через сектор популярной медицины, где стремление к ортодоксальности слабее и где группы равных себе, группы родственников, этнические группы представляют собой основные источники об­разцов поведения в тревожных ситуаций.

Официальный интерес представителей биомедицинской системы к пи­танию и его влиянию на повышенную активность, рак, почечную недоста­точность, болезни сердца и другую патологию зародился в секторе попу­лярной медицины. Биологическая реакция пациентов получает поддержку со стороны популярной и народной медицины (йога, трансцендентальная медитация, христианское учение и т. д.).

Этномедицина. К этномедицине относят медицинские системы, про­исхождение которых обусловлено культурой данного этноса, Этномедицина придает большое символическое значение болезни и ее ле­чению, состоит из сравнительно небольшого числа элементов, которые во многом одинаковы во всех культурах и различаются только сочетани­ями. Как правило, они имеют глубокие исторические корни (атрибуты колдовства, мистики, ритуальности, шаманства). В этномедицинских системах присутствуют элементы колдовства, мистики, шаманства. Соб­людение такой ритуальности распространено как в крупных, так и в не­больших сообществах. Причины болезни, как правило, приписыва­ют сверхъестественным силам (духам, предкам, привидениям, богам). Процесс лечения представляется как противопоставление естественных и сверхъестественных причин болезни.

Этномедицинские системы могут быть как примитивными, так и до­статочно сложными. Этномедицина вбирает в себя эмпирический слой знания и, привлекая новые сведения (в том числе и научные), постоян­но развивается.

Из античности известны представления об энергии организма, психи­ческой энергии. Избыток даже одной из этих энергий способен вызвать болезнь, а ее освобождение, разрядка (катарсис, о котором говорил Арис­тотель и который использовал 3. Фрейд в своем учении) дает целебный эффект. В модных направлениях современной медицины причины болезни и здоровья нередко усматривают в изменениях энергетических ресурсов, возможностей организма, неадекватного воздействия (не соответству­ющего потребностям здоровой жизнедеятельности) электрических, маг­нитных и прочих полей.

Альтернативная медицина. В последнее время появилась так называ­емая альтернативная медицина. К ней относят все формы медицинской помощи, которые обычно находятся вне официального сектора здраво­охранения, включая формализованные традиционные системы медици­ны, традиционное акушерство, экстрасенсорику, хиропрактику, остеопатию, гомеопатию и даже христианскую науку.

К этой категории можно отнести множество различных методов терапии. Во-первых, это терапия тела, включающая в себя натуропатию, фитотерапию, мануальную терапию (остеопатия, хиропракти­ка), восточную терапию, специальные сис­темы медицины (гомеопатия, точечный массаж, антропософическая медицина), двигательную терапию (тай-дзи, йога, танцы) и сенсорную терапию (музыка, искусство, цвет). Во-вторых, применяют психологи­ческие методы лечения: психотерапия (психоанализ, гипнотерапия), гу­манистическую психологию (гештальт, трансактный анализ, первичная работа, перерождение, столкновение и др.). В-третьих, это паранормаль­ные методы лечения: хилинг (ручной хилинг, экзорцизм, лечение биопо­лями) и паранормальная диагностика (хиромантия, астрология).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: