Национально-патриотическая и социокультурная консолидация украинцев будет тесно связана с феноменом КАЗАЧЧИНЫ.




Хотя казачество и не было исключительно украинским явленим (кубанские, донские, сибирские, уральские казаки в России), но только в Украине история казаччины, сам образ казака особо мифологизируются, окружаются романтическим ореолом, по большей мере воспринимаясь в массовом сознании опосредованно через фольклорные и художественные тексты.

В любом типе культуры существует потребность самоидентификации с образцовыми, исторически знаковыми личностями. В европейских культурах эти персонажи были преимущественно связаны с рыцарским героическим эпосом (Сид – в Испании, Роланд – во Франции, Артур, Персеваль – в Англии, Зигфрид – в Германии). Украина не знала рыцарской традиции, но неизбывная потребность в культурных образцах была по своему реализована в образе казачества.

В дальнейшем именно через казачество разные поколения украинцев будут заново открывать, узнавать самих себя, свою судьбу, менталитет, культуру. Не случайно, первым классическим литературным произведением в Украине в преддверии „Золотого века” станет „Энеида” И.Котляревского.

В казаке видели воплощение „настоящего украинца”, который и сам „вольный человек”, а значит будет отстаивать волю и для других соотечественников. Казак воспринимался как защитник народных прав, православной веры, украинского языка, отцовских обычаев. Сам природный ландшафт степи, с ее отсутствием естественных преград, открытость границ рождали дух вольницы, разгула, бунта. Образ пьянящей степной вольницы. Казака отличали особая бесшабашность, желание жить наудачу, поддразнить судьбу, нередко взаимоисключающие крайности сентиментальности и жестокости. Нередко вкусивший казацкой вольности (в полюсах свободы и своеволия) человек уже с трудом адаптировался к обычной оседлой жизни.

„Беззащитная, открытая земля эта, - по словам Гоголя, - была землей опустошений и набегов... Это была земля страха; и потому в ней мог образоваться только народ воинственный, сильный своим соединением, народ отчаянный, которого вся жизнь была бы повита и взлелеяна войною...Эта толпа, разросшись и звеличившись, составила целый народ, набросивший свой характер и колорит на всю Украину, сделавший чудо – превративший мирный славянские поселения в воинственные, известные под именем казаков, народ, составляющий одно из замечательных явлений европейской истории, которое, может быть сдержало это опустошительное разлитие магометанських народов, грозивший поглотить Европу”

Казак для украинцев – герой, готовый к самопожертвованию, к подвигу, до конца преданный казацкому братству. В конечном счете именно образ казака стал мерилом ценности человека (мужества, собственного достоинства, разумности).

Идеальным и в высшей степени классическим художественным воплощением самого духа казачества стали произведения Н.Гоголя („Тарас Бульба”) и И.Репина (Письмо запорожцев турецкому султану”). Образы казачества нашли свое отражение в поэзии И.Котляревского, Т.Шевченко, И.Нечуй-Левицкого, С.Черкасенко, П.Загребельного и др.., в изобразительном искусстве – в произведениях Ф.Красицкого, М.Ивасюка, А.Мурашка, М.Самокиша...

Т.о., именно казачеству суждено было взять на себя защиту и культурное обустройство украинской земли. Именно с казаческой среды вышла новая национальная аристократия, новая интеллигенция, взявшая на себя утверждение собственной государственности, и развитие образования, сооружение и реконструкция храмов и в целом развитие литературы и искусства. Благодаря мощной экономической поддержке казачества процветали монастыри, братства, школы, художественные мастерские.

Возник особый культурно-творческий мир, связанный с казаческой образностью. В числе знаковых культурных форм: казацкие думы, песни, танцы, парсуны (портреты), иконопись, храмовое зодчество, казацкая летопись (самая известная – летопись Самійла Величка). Наконец, возникает особый художественно-стилистический феномен- УКРАИНСКОЕ КАЗАЦКОЕ БАРОККО.

В отличие от европейского и российского (т.н. „Нарышкинского”), украинское барокко – стиль не аристократический. Стиль Барокко – торжественный, праздничный, декоративный, с повышенным градусом эмоциональной экспрессии. Его отличает восприятие мира как динамичного, неуловимого, безграничного, разнопланового и противоречивого (с игрой реального и иллюзорного, видимого и невидимого), а также поиск небудничной правды жизни и глубокого духовного смысла. Стиль барокко рассчитывает на особый эффект художественного восприятия: стремиться увлечь, поразить зрителя, разбудить его воображение. Он изобилует сложной символикой, аллегориями, метафорами, скрытым ассоциативным смыслом. Среди украинских барочных черт: многокрасочность, усиленная декоративность, невиданная затейливость художественных форм.

Образцами украинской барочной архитектуры стали Софийский собор („Мазепинское барокко”), Михайловский Златоверхий собор, Кирилловская, а позже и Андреевская церкви в Києве, Святоюрский храм в Львове.

Российское Барокко, также ярко проявившееся в архитектуре, имеет несколько разновидностей: «нарышкинское», по названию известного в России боярского рода (или «московское»), «петровское», «елизаветинское» (гибрид московского и петровского). Так, Петровское Барокко, представленное известными петербургскими образцами (Летний Дворец Петра, Петропавловский собор, Эрмитаж) отличается смешением традиций европейского барокко с традициями русского деревянного зодчества и древнерусской каменной архитектуры, сочетанием русского узорочья, полихромных изразцов, двуцветности красного кирпича и белого камня.

17 век – последний век летописания на Руси. Так, «Новый летописец» описывает события от времени правления Ивана Грозного до окончания «смуты», обосновывается право дома Романовых на престол. В 17 веке появляються нове литературные жанры, бытовая сатира. Симеон Полоцкий основатель русской поэзии и драматурги. Он – автор первых стихотворных призведений и пьес, которые ставили в первом придворном русаком театре, основанном в 1670 году при царе Алексее Михайловиче. В 17 веке развивалась портретная живопись (живописец С.Ушаков).

С реформами царя ПЕТРА I (годы правления: 1682-1725) начинается история «Петербургской Руси». Государство утверждает себя в роли единственного источника законодательства, всякой деятельности и творчества. Начинается великая бюрократизация государственной машины (обилие законов позволяло легко их обходить). Петр утверждает идею службы Отечеству (госслужбы), формируется дворянское сословие, дворянская культура быта (дворянская усадьба), дворянский кодекс чести. Появились новые формы светской жизни: ассамблеи, «маскерады», фейерверки, дипломатические приемы. В 1717 г. Для юношества публикуются наставления о манерах поведения в обществе – «юности честное зерцало». Появляется «табель о рангах» (14 классов), учреждаются русские ордена (Андрея Первозванного, Святой Екатерины). Распространяется дворцовый фаворитизм.

Публикуется много книжной продукции. По приказу Петра чиновники обязывались покупать по 4-6 научных книг (по артиллерии, хирургии, фортификации с каждых 100 рублей жалованья).

С начала 18 в. приоритетными становятся уже светские жанры, сложившиеся в европейском искусстве предшествующих столетий. Эпоха Петра положила начало развитию «русской европейскости». Именно в это время в общественном сознании закладывались представления о гражданской чести и достоинстве.

Укреплялись культурные диалоги с Западом. Идея российской государственности наиболее зримо воплотилась в архитектуре новой столицы – Санкт-Петербурга, в котором воплотилась идея государственного величия и непобедимости России. Регулярность стала основой градостроительных решений: в противовес древнерусской асимметричности и живописности приходят требования, основанные на классицистской строгости и правильности форм. В Петербурге были возведены Петропавловская крепость, Гостиный двор, Биржа, здание Кунсткамеры, Дворец Меншикова. Выдающимися архитекторами той поры были Д.Трезини (автор проектов Александро-Невской лавры, собора Петропавловской крепости), М.Земцов (создание Летнего сада и дворцово-парковых ансамблей в Петергофе).

Возникало много новых явлений: первая печатная газета, первый музей. С 1700 г. вводилось новое летоисчисление от Рождества Христова. В книгопечатании утверждался более упрощенный шрифт. Вместо буквенных обозначений были введены арабские цифры.

Выдающимся деятелем эпохи Петра был Ф.Прокопович, глава Ученой дружины, автор лирических стихов, драматургических произведений и знаменитого публицистического произведения «Слово о власти и чести царской». Среди знаменитых художников Петровской поры – А.Матвеев, И.Никитин. На первое место выдвинулась гравюра, передававшая пафос времени, героическую энергию петровских деяний. В музыкальном искусстве самым популярным светским жанром становится кант, трехголосная песня без сопровождения (от латинского cantus т.е. «пение»).. В Петровскую эпоху наиболее распространенными были канты – «виваты» о победах под Полтавой, Нарвой, Ригой.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: