Блок 3 сочинение (продвинутый уровень, максимальный балл – 5)




Блок 2 открытый ответ (базовый уровень, максимальный балл - 4)

Сформулируйте ответы на вопросы в 3-5 предложениях

1) В чём заключается символическое значение авторского указания «все лица, кроме Бориса, одеты по-русски»?

2) С судьбой каких героев пьесы соотносится сюжет и настроение песни «Среди долины ровныя…»? В чём проявляется эта связь?

3) Какое значение в повести приобретает слово «закон»? В каком значении это слово могла бы использовать Катерина, Кабаниха, Тихон, Дикой?

4) Каково значение образа Феклуши в пьесе? Покажите на примере 2-3 высказываний персонажа, для чего она была введена в пьесу.

Блок 3 сочинение (продвинутый уровень, максимальный балл – 5)

Восстановите текст сочинения на тему «Кто толкнул Катерину с обрыва?», заполняя пропуски подходящими, на ваш взгляд, словами. Где-то вам необходимо использовать теоретические понятия, где-то – слова, связанные с содержание и смыслом пьесы, а где-то – слова-связки, отражающие логические связи предложений.

Пьеса «Гроза» - особенное произведение А.Н.Островского. _________, это текст, отражающий закономерности социокультурной ситуации, исторического момента, в котором находился автор. __________, это текст, возрождающий и переосмысляющий жанр ________ в русской литературе того времени. __________, это текст, интерпретация финала которого до сих пор рождает споры.

Катерина – женский персонаж, выведенный в центр произведения, что было не таким частым явлением в русской литературе. Именно её образ и сегодня продолжают обсуждать, выдвигая разные версии о том, что привело героиню к такому финалу.

Можно предположить, что Катерина решила проститься с жизнью из-за чувства __________ перед мужем и семьёй (приведите цитаты, подтверждающие эту мысль): ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________; или осознание невозможности её любви с Борисом привело к такой развязке (приведите цитаты, подтверждающие эту мысль): _________________________________________________________
____________________________________________________________________________________.

____________________, что Катерина испугалась наказания – человеческого и божьего, __________ вера всегда играла в её жизни важную роль (об этом она говорит Варе, после чего следует и признание в греховном чувстве).

Между тем, намёк на грядущий исход звучит уже в первом действии пьесы, когда в разговоре с ____________ Катерина говорит: «Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?» Уже здесь становится понятно, что героине тесно в мире Калинова, что её ограничивают не только непростые отношения внутри семьи, но и негласные законы этого мира в целом, поэтому в глубине души ещё до встречи с __________ она страстно желала вырваться за пределы затхлого «тёмного царства» (в скобках укажите имя автора, которому принадлежит это определение города Калинова). Вспоминая свою прежнюю жизнь, Катерина говорит не столько о формальной, сколько о внутренней свободе: «__________________________________»; «___________________________» и сама замечает, что конец этому «цветению души» положило её замужество и угнетённое положение в доме Кабанихи: «Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем». Неслучайно здесь появляется __________________ (укажите, о каком средстве выразительности идёт речь: цвести, завяла в переносном значении о душе/о человеке) увядания. Благодаря репликам Катерины читатель понимает, что и другие люди в Калинове испытывают то же ощущение несвободы: «И на воле-то он словно связанный » - говорит она о ______________.

После встречи Катерины с Борисом всё отчётливее и настойчивее начинает звучать в пьесе тема (чего?) ___________: «Ах, Варя, грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой не делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех…» Это подкрепляет мысль о том, что Катерина могла решиться на страшный поступок, испугавшись осуждения людей и вечных мук после смерти. __________ самоубийство – ещё больший грех с точки зрения христианской веры. В отличие от Тихона, для которого высший закон – это ____________, или других жителей Калинова, живущих по законам рыночных отношений (власть Дикого), опорой для Катерины всегда остаётся именно закон божий: «Как, девушка, не бояться! Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми. Мне умереть не страшно, а как я подумаю, что вот вдруг я явлюсь перед богом такая, какая я здесь с тобой, после этого разговору-то, вот что страшно», поэтому вряд ли можно сделать вывод, что Катерина сама бросилась в Волгу, чтобы избежать кары за свой грех.

Анализируя высказывания героини о самой себе, можно понять, что Катерина не пренебрегла своим благополучием и жизнью ради любви к Борису, а скорее увидела в Борисе возможность хотя бы ненадолго вырваться из мира, где медленно умирала её душа. Любовь к Борису, таким образом, событие случайное и закономерное одновременно: «_______________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________- говорит Катерина, проявляя тем самым истинный склад натуры, всю ту внутреннюю энергию, которая в Калинове не находила выхода, поскольку искренность (чувств, молитвы, любви к жизни и Богу) из жизни города была исключена. Оказывается, что страх перед совершением греха мучает Катерину не только потому, что это поступок, противный её убеждениям, но и потому, что она боится, узнав счастье свободы, любви, не суметь вернуться к привычной жизни: «А там и плачься всю жизнь, мучайся; неволя-то еще горчее покажется».

Говоря формально, мы могли бы предположить, что Катерину с обрыва толкает _____________ – своим равнодушием (см. сцену прощания перед его отъездом), Варвара – своим лицемерием (см. _____________________________), наконец, __________________ – своим «террором». И всё-таки оказывается, что натура Катерины намного сложнее. Только на первый взгляд она – жертва обстоятельств, невыносимой «среды» (центральное понятие для _________________________ - укажите название направления в искусстве, для которого характерно изображение социальной среды как определяющего фактора влияния на личность), в действительности же Катерина – волевая личность, способная на __________________ против этой среды.

Таким ____________ в «Грозе» и становится не только сама измена героини мужу, но и решение уйти из жизни после совершенного греха. Её поступок символизирует прорыв, выход за пределы ограничивающих рамок, ведь именно он становится началом перемен в Калинове, расшатывает привычные устои: «Вы ее погубили! Вы! Вы!» - кричит ______________, обращаясь к матери и жителям города.

Подтолкнул ли кто-то Катерину к этому решению? Все и никто – такой ответ даёт автор пьесы, показывая, как единственная _________________душа в омертвелом затхлом мире мечется, выбирая между двух одинаково страшных возможностей. В конце концов Катерина оказывается той необходимой жертвой, которую приходится принести во имя шанса на спасение других. В конце голосом __________________ автор выносит приговор жителям Калинова: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!».


ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ У МЕНЯ ОСТАЛИСЬ, КОММЕНТАРИИ, СОМНЕНИЯ, НЕСОГЛАСИЯ

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: