МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
СТОЛЫУЧЕНИЧЕСКИЕ
Типы и функциональные размеры
Desks for pupils.
Types and functional dimensions
ОКП 56 0000
Дата введения 1995-01-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Российской Федерацией
ВНЕСЕН Техническим секретариатом Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации
2 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации 21 октября 1993 г.
За принятие проголосовали:
Наименование государства | Наименование национального органа по стандартизации |
Республика Беларусь | Белстандарт |
Республика Казахстан | Казглавстандарт |
Российская Федерация | Госстандарт России |
Украина | Госстандарт Украины |
3 В настоящем стандарте учтены все показатели и требования международного стандарта ИСО 5970-79 "Мебель. Столы и стулья для учебных заведений. Функциональные размеры" в части требований к ростовым номерам 1-6.
4 ВЗАМЕН ГОСТ 11015-86
Настоящий стандарт распространяется на ученические столы, используемые в комплекте с ученическими стульями по ГОСТ 11016 для оборудования рабочих мест учащихся в классах и учебных кабинетах, и устанавливает их типы и функциональные размеры.
Обязательные требования, обеспечивающие безопасность для здоровья учащихся, изложены в 2.1, 2.2, 2.3, 2.5, 2.6, 2.7.
ТИПЫ
1.1 Ученические столы должны изготовляться одноместными или двухместными двух типов:
I - столы с постоянными параметрами;
II - столы с регулируемыми параметрами
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ
2.1 Ученические столы должны изготовляться шести номеров и иметь цветовую маркировку в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1
мм | ||||
Номер стола | Средний рост учащихся | Группа роста | Цвет маркировки | |
Св. 1000 до 1150 | Оранжевый | |||
" 1150 " 1300 | Фиолетовый | |||
" 1300 " 1450 | Желтый | |||
" 1450 " 1600 | Красный | |||
" 1600 " 1750 | Зеленый | |||
" 1750 | Голубой |
2.2 Функциональные размеры ученических столов должны соответствовать указанным в табл.2 и на чертеже.
Таблица 2
мм | |||||||
Наименование размера | Значение для стола, номера | ||||||
Высота рабочей плоскости , не менее | |||||||
Расстояние от пола до нижней кромки элементов, выступающих под крышкой стола у ее края (высота пространства для ног), , не менее | |||||||
Расстояние от пола до элементов, выступающих над коленями (высота пространства для ног, согнутых в коленях), , не менее | |||||||
Расстояние от пола до элементов, выступающих над стопой сидящего (высота пространства для вытянутых ног), , не менее | |||||||
Ширина рабочей плоскости, , не менее | |||||||
Длина рабочей плоскости, , не менее: | |||||||
одноместный стол | |||||||
двухместный стол | |||||||
Расстояние между опорными элементами стола на одно место (ширина пространства для ног), , не менее | |||||||
Расстояние от края стола со стороны сидящего до элементов, выступающих перед его коленями (глубина пространства для ног), , не менее | |||||||
Расстояние от края стола со стороны сидящего до элементов, выступающих над его стопой (глубина пространства для ног при сидении с вытянутыми ногами), , не менее | |||||||
2.2.1 По требованию потребителя допускается для номеров 3, 4, 5, 6 изготовление одноместных столов с длиной рабочей плоскости 700 мм и двухместных столов с длиной рабочей плоскости 1300 мм.
2.3. Крышка стола должна быть горизонтальной или иметь приспособления для установки ее горизонтально и под углом от 7 до 16°. При переводе крышки в наклонное положение высота края стола, обращенного к ученику, не должна уменьшаться более чем на 10 мм.
2.4. При наличии в ученических столах полки высота ниши должна быть не менее 60 мм.
2.5 Столы типа II должны регулироваться по высоте:
вариант 1 - на шесть номеров 1-6;
вариант 2 - на три номера 1-3 и 4-6.
Высота рабочей плоскости и расстояние от пола до нижней кромки элементов, выступающих под крышкой стола у ее края (высота пространства для ног) должна изменяться в соответствии с таблицей 2. Остальные размеры столов должны соответствовать:
в столах NN 1-6 и NN 4-6 - размеры для номера 6 табл.2;
в столах NN 1-3 - размерам для номера 3 табл.2.
2.6 В столах с крышками, устанавливаемыми в двух положениях - горизонтальном и наклонном, должны быть углубления для ручек и карандаша размером не менее 220х20х5 мм.
Расстояние от кромки крышки со стороны сидящего до углубления должно быть не менее 380 мм.
Столы с горизонтальными крышками допускается изготовлять без углублений для ручки и карандаша.
2.7 Углы крышек стола должны быть притуплены (зашлифованы) или иметь в плане скругление радиусом 10-30 мм.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рекомендуемое
МЕБЕЛЬ, СТОЛЫИ СТУЛЬЯ ДЛЯ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ
ИСО 5970-79
Введение
Настоящий международный стандарт разрабатывался в соответствии с принципом - стулья и столы должны быть подобраны таким образом, чтобы способствовать правильному положению корпуса при работе за столом у тех лиц, которые пользуются этой мебелью в учебных заведениях. Все функциональные размеры в стандарте основаны на результатах, полученных с помощью антропометрических исследований. Выполнение норм настоящего международного стандарта гарантирует при использовании правильно подобранных столов и стульев удобство расположения на сиденье и в то же время позволяет создателям и изготовителям мебели приспособиться к техническим условиям и локальной экономике в соответствии с теми требованиями, которые выдвигают условия обучения в каждой отдельной стране.
Практически для любого роста можно подобрать соответствующую мебель из семи предлагаемых типоразмеров, однако необходима некоторая адаптация для тех лиц, у которых телосложение существенно отличается от средних норм. Требуется тщательно изучить национальные особенности населения для того, чтобы из имеющихся семи типоразмеров мебели выбрать наиболее подходящую для использования в местных школах.
Семь типоразмеров комплектов в виде столов и стульев, предлагаемые настоящим международным стандартом, могут удовлетворить потребности любого учебного заведения (кроме специальных).
Столы средних типоразмеров могут быть также использованы в качестве рабочих плоскостей в тех случаях, когда маленькие ученики работают стоя, более высокие столы используются при аналогичной работе старших учащихся; вся гамма высот создает обширные возможности для использования мебели, разработанной в соответствии с настоящим международным стандартом.