I. Причины и цель собрания




 

I. Законы, от Самодержавной Власти исходящие, и общие постановления, Именем Ее от учрежденных мест издаваемое, двумя путями достигают общего сведения и исполнения: 1) чрез объявление и обнародование каждого из них в свое время, посредством мест и властей, для сею установленных, и 2) чрез издание их, уже по обнародовании, в виде собраний.

Первый путь: обнародование, всегда признаваем был существенным и для обязательной силы Закона необходимым.

Обнародование общих узаконений в печати начинается Соборным Уложением Царя Алексея Михайловича.

Первый путь: обнародование указов печатных, поздно введенный и неисправно продолжаемый, не мог быть верным и единственным средством к достижению предположенной цели.

Надлежало избрать другой путь. Петр Великий в 1720 г. (апреля 29) повелел Сенату: все выходящие вновь указы разделять на временные и постоянные, издаваемые ко всегдашнему исполнению. Первые приказал он записывать в особую книгу, а вторые разбирать по материям и припечатывать к Регламентам Коллегий, к Уставам и Артикулам. Сим положено первое начало Собранию Законов, или так называемым Указным книгам.

В новейшее время предпринято было бывшею Комиссией Составления Законов издание полного их собрания под названием: Журчал Законодательства; но оно продолжалось не более как с 1817 по 1820 г.

Между тем потребность указных книг возрастала ежегодно. Не взирая на пропуски и недостатки, издание тех из них, кои были от Правительства напечатаны, многократно было возобновляемо, и при всем том в обыкновенной книжной торговле они сделались весьма редкими.

Сим поощрены были частные люди к составлению отдельных собраний. Сначала сии собрания были письменные. Они в течение многих лет обращались между деловыми людьми в списках, и продавались в тетрадях высокою ценою. Первое печатное таковое собрание явилось под именем Юридического Словаря, изданного в 1788 г. в одной книге, в 1791 г. перепечатанной. Вскоре потом издан был известный Словарь Чулкова. За сим под именем Указателей, Памятников и так называемых Сводов и Систематических Собраний, и под другими именованиями последовали многие другие. Примечательнейшее из них есть Указатель Законов Максимовича; примечательнейшее как потому, что оно других обширнее, так и потому, что для многих из них оно служило единственным источником.

Главные недостатки всех сих Собрании суть: неполнота в их содержании и неверность в тексте и в показаниях времени, когда состоялись указы.

Надлежало положить конец сим затруднениям – и сие было первым побуждением к соединению всех Законов в одно собрание, полное и достоверное.

Обыкновенный порядок производства дел предполагает другой высший порядок в объяснении и дополнении Законов по открывающимся вновь в течение дел случаям. В сем последнем порядке, Сенат и Министерства обязаны подносить Его Императорскому Величеству доклады, и в оных излагать мнения свои не только о потребности, но и о самом образе дополнения или объяснения Закона. Здесь по каждому предмету необходимо должно прежде всего пройти весь ряд прежних узаконений, отличить те из них, кои впоследствии изменились, и потом сообразить их силу и совокупность, дабы составить начертание Закона, не на одном умозрении основанное, но утвержденное на общем разуме отечественного Законодательства. Легко можно себе представить, что в сих соображениях первая и необходимая по­требность есть – иметь пред собою Собрание Законов во всей полноте их и досто­верности.

Сверх порядка объяснений и дополнений Законов по возникающим при производстве дел случаям с 1701 г. установлен у нас другой порядок их усовершения посредством Сводов и дополнительных предначертаний. Для сего впоследствии учреждена была особенная Комиссия, под именем Уложенной, или Комиссии состав­ления законов. Между разными причинами, по коим дело, ей вверенное, не имело правильного и успешного движения, и в течение более ста лет оставалось при первых его начатках до самого того времени, как Его Императорскому Величеству благоугодно было в начале 1826 г. принять оное в непосредственное Свое ведение, и вместить во II Отделение Собственной Его Канцелярии, между разными сему причинами одна из главных состояла в том, что Комиссия, не имея Полного Собрания Законов, и не положив сего первоначального труда всем другим ее трудам в основание, не могла естественно продолжать их с твердостью и должна была колебаться в разных предположениях. Усовершать Законы дополнительным их начертанием невозможно без точных и достоверных их Сводов; а Сводов нельзя составлять без полного и исправленного их текста. Следовательно, Полное Собрание Законов есть первый, основный камень во всем составе их усовершения.

К двум главным причиним вышеизложенным присоединяются еще некоторые побочные, но также немаловажные. Известно, что Законы изображают, так сказать, внутреннюю жизнь Государства. В них видно, как нравственные и политические его силы слагались, образовались, возрастали и изменялись. Следовательно, История Государства без познания Законов не может иметь ни ясности, ни достоверности, так как. с другой стороны, Законы без Истории часто бывают невразумительны. Посему, чем благовременнее Законы приводятся в известность, тем источники Истории для современников становятся удобнее, для потомства достовернее. Здесь не излишне будет приметить, что если издание Полного Собрания наших Законов в настоящее время представляло уже немаловажные затруднения, то по истечении еще нескольких лет дело сие было бы еще многосложнее, и, наконец, оно могло бы соделаться почти непреступным. Напротив, преодолев первые препятствия и объяв одним составом все протекшие 180 лет, нетрудно уже будет впоследствии посредством ежегодных продолжений всегда держаться наравне с настоящим.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: