НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 10 КЛАССЕ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ




NON-TRADITIONAL FORMS OF TEACHING OF SOCIAL STUDIES IN THE 10TH GRADE AS A WAY TO MOTIVATE STUDENTS

Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности повышения уровня учебной мотивации учащихся на уроках обществознания с помощью внедрения нетрадиционных форм проведения урока.

Abstracts: This article discusses the features of increasing level of educational motivation of students in science classes through the introduction of non-traditional forms of the lesson.

Ключевые слова: нетрадиционный урок, нетрадиционные формы уроков, учитель, игра.

Key words: lesson non-traditional, non-traditional forms of lessons, teacher, game.

В последнее время обнаружилась тенденция снижения интереса учащихся к занятиям обществознания. Произошло в какой-то степени отчуждение их от познавательного труда. Использование традиционных форм обучения привело к тому, что детям стало скучно учиться, у них нет возможности в процессе обучения реализовать свои потребности в самовыражении, самопознании и самоутверждении.

Как правило, на уроке организуется фронтальная, коллективная и индивидуальная формы учебной работы. Различные формы проведения урока не только разнообразят учебный процесс, но и вызывают у обучающихся удовлетворение от самого процесса труда. Не может быть интересным урок, если обучающийся постоянно включается в однообразную по структуре и методике деятельность. Рамки традиционного урока становятся тесными, поэтому рождаются новые формы организации обучения.

Нетрадиционный урок – одна из таких форм организации обучения и воспитания обучающихся. Эффективность нетрадиционных форм обучения и развития хорошо известна. Такие занятия приближают обучение к жизни, реальной действительности. Обучающиеся охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество.

Нетрадиционных форм проведения занятий по обществознанию в 10 классе существует множество: это урок – КВН, урок – телемост, урок – сказка, урок – театр, урок – путешествие, урок – концерт, урок – викторина, урок – исторический обзор и т.д.

Такие уроки способствуют развитию инициативы, развивают коммуникативные навыки, предполагают самостоятельный поиск средств и способов решения задач, связанных с реальными ситуациями в жизни, искореняют такие присущие традиционному обучению негативные явления, как списывание, боязнь плохих отметок, закомплексованность.

Нетрадиционный урок в 10 классе – импровизированное учебное занятие со свободной структурой. По своему назначению он может быть и уроком изучения нового, и уроком повторения, и обобщающим, и уроком комбинированного типа. Такие уроки появились как своего рода «ответ» учителей на ситуацию снижения интереса учащихся к занятиям. На этих уроках обучающиеся развиваются в личностно – ориентированном образовании. Оно помогает им стать культурной личностью, поддерживая всё то хорошее, что заложено в него от природы. Учитель пользуется предлагаемыми материалами, создавая условия для проявления деятельности личностных структур сознания: критичности, мотивирования, рефлексии и т.д.

При разработке уроков преследуются определённые цели, реализуют их в конкретных формах. Например: развитие осмысленного отношения к знаниям: урок – защита знаний, урок – защита идей, урок – встреча; становление творческих способностей обучающихся: урок – сказка, урок – бенефис, урок – творчество; расширение кругозора: урок – экскурсия, урок – путешествие; развитие нестандартных умений учебной работы: парный опрос, работа в группах, экспресс – опрос; стимулирование познавательного интереса: урок – КВН, урок «Что? Где? Когда?», урок – викторина.

Главное в нетрадиционном уроке в 10 классе: отказ от шаблона, от рутины в проведении; максимальное вовлечение обучающихся в активную деятельность, различные формы групповой работы; не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока; развитие функции общения; скрытая дифференциация обучающихся по учебным возможностям, способностям и склонностям. [2,1]

Формирование активной личности невозможно без активности в овладении знаниями. Многое здесь зависит от мастерства учителя, от его умения организовывать учебный процесс, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приемов обучения. Педагогическое творчество учителя, освобождаясь от шаблона, создает интересные примеры нестандартных форм обучения. Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему урока. Он должен сам сконструировать его, учитывая условия обучения и состав обучающихся. Учителю нужно в какой-то степени отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность обучающихся, заставить их мыслить, искать, действовать.[3,1]

В образовательном учреждении особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие на уроке каждого обучающегося, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность обучающихся за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения. Игра имеет большое значение в жизни обучающихся, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности.

Игровые формы обучения на уроках обществознания в 10 классе позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения. [1,10]

Таким образом, от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму его проведения с учётом современных реалий зависит эффективность учебного процесса в целом. Такую задачу, во многом, помогают решать нетрадиционные формы его проведения, дающие возможность не только повысить уровень учебной мотивации учащихся, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний, приучать к самообразовательной деятельности. Использование игровых моментов делает урок более насыщенным, продуктивным, а главное, интересным для учащихся, что позволяет учителю выполнить основную задачу в своей деятельности: привить стойкий интерес к учебному процессу и изучаемому предмету.

Научный руководитель: канд.филол.наук, доцент Е.В. Костецкая

 

Список литературы

1. Минкин Е. М. От игры к знаниям [Текст] / Е. М. Минкин. – М.: Просвещение, 2000. – С. 254.

2. Нетрадиционные формы проведения уроков // URL: https://netradicionnye_formy_provedenija_urokov.ru/ – дата обращения 07.03.16.

3. Трофимова О.В. Нетрадиционные формы организации урока // URL: https://assol.net/publ/metodicheskaja_stranica/netradicionnye_formy_organizacii_urokov/ – (дата обращения 07.03.16.).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: