Для подготовки к ВПР для 5 класса
Аннотация: данный материал предназначен для учащихся 5 класса для подготовки к ВПР по биологии. Включает теоретические материалы по темам: «Царство живых организмов и их отличительные черты», «Признаки живых существ», «Строение микроскопа», «Характеристика природных зон», «Профессии, связанные с биологией».
Царства живой природы
Империи | Внеклеточные | Вирусы | находятся обособленно, являются паразитами и поселяются внутри живой клетки; неклеточная форма жизни. |
Клеточные | Царство бактерии | - клетки не содержат ядра, поэтому их называют прокариотами. Ядерное вещество разбросано по цитоплазме - клеточная оболочка состоит из муреина - нередко подвижны - размножаются путем деления клетки - при неблагоприятных условиях образуют споры - по типам питания: гетеротрофы: питаются готовыми органическими веществами- (сапрофиты- мёртвой органикой) и паразиты- живым организмом хозяина; -по форме клетки: 1) шарообразной формы – кокки, диплококки, стрептококки и стафилококки 2) палочкообразной - бациллы 3) винтообразно-изогнутой - спириллы с подтипами: вибриона, спириллы и спирохеты | |
Царство грибов | • Прикрепленный образ жизни. • Неограниченный рост в течение жизни верхушечной частью. • Размножение спорами • Наличие хитина в клеточных стенках. • Лишены хлорофилла, поэтому они гетеротрофы • Тело состоит из гифов, образующих мицелий (грибницу) | ||
Царство растений | - клеточная стенка состоит из клетчатки (целлюлозы) - есть пластиды (лейкопласты, хлоропласты, хромопласты), обеспечивающие фотосин тез (автотрофы по типу питания) - зеленый пигмент - хлорофилл - запасающее вещество в клетках- крахмал - рост не ограничен - движение пассивное (листья поворачиваются к солнцу, бутоны закрываются на ночь) | ||
Царство животных | - наружный слой клетки тонкий, эластичный - пластиды и вакуоли отсутствуют - клеточной стенки нет - питаются готовыми органическими веществами (гетеротрофы по типу питания) |
Систематика
Основные свойства живых организмов
Признак | Описание |
Клеточное строение | Живые существа состоят из клеток – «кирпичиков жизни». Это единица всего живого. |
Питание | Из пищи извлекается энергия, необходимая для поддержания жизнедеятельности. Растения являются автотрофами и используют в качестве пищи солнечный свет, углекислый газ, воду с минеральными веществами. Процесс создания питательных веществ внутри организма с помощью света называется фотосинтезом. Остальные существа питаются готовыми веществами, т.е. поедают других существ, и называются гетеротрофами |
Обмен веществ | Это процесс извлечения полезных, питательных, жизненно важных веществ из пищи, поступающей из внешней среды. Сложные вещества распадаются на более простые, из которых каждая клетка образует необходимые организму вещества, а также извлекает энергию и тепло |
Дыхание | Является частью обмена веществ. Организмы поглощают из воздуха кислород, а выделяют углекислый газ. Кислород окисляет, т.е. соединяется с другими веществами, и участвует в сложных биохимических реакциях |
Рост и развитие | Организмы постоянно растут. У многоклеточных это происходит за счёт деления клеток Рост - увеличение размеров и массы с сохранением общих черт строения и сопровождается развитием — возникновением нового качественного образования (пример: развитие лягушки) |
Раздражимость | Способность реагировать на проявления внешней среды. Например, цветы при нехватке солнечного света закрываются, а человек отдёргивает руку при соприкосновении с горячим предметом |
Размножение | Организмы воспроизводят подобных себе существ. Например, одноклеточные существа делятся, растения размножаются семенами или частями организма, для воспроизводства млекопитающих нужны две особи – мужская и женская |
Часть микроскопа | Функции | |
Оптическая система | Объективы | определяет полезное увеличение объекта. Увеличение объектива обозначено на нем цифрами. |
Окуляры | состоит из 2-3 линз, дает прямое, мнимое, увеличенное изображение наблюдаемого объекта, построенное объективом. | |
Зеркало или электросветитель | предназначены для освещения объекта пучком света. | |
Для определения общего увеличения микроскопа следует умножить увеличение объектива на увеличение окуляра. | ||
Механическая система | Тубус или трубка | цилиндр, в который сверху вставляют окуляры. Тубус подвижно соединен с головкой тубусодержателя, его фиксируют стопорным винтом в определенном положении. Ослабив стопорный винт, тубус можно снять. |
Револьвер | предназначен для быстрой смены объективов, которые ввинчиваются в его гнезда. Центрированное положение объектива обеспечивает защелка, расположенная внутри револьвера. | |
Винт грубой наводки | используют для значительного перемещения тубусодержателя, а, следовательно, и объектива с целью фокусировки объекта при малом увеличении. | |
Предметный столик | предназначен для расположения на нем препарата. В середине столика имеется круглое отверстие, в которое входит фронтальная линза конденсора. На столике имеются две пружинистые клеммы - зажимы, закрепляющие препарат. |
Таблица “Животные и растения природных зон”
Природная зона | Климат | Животный мир | Растительный мир |
Арктические Полярные пустыни | Длинная зима и короткое, 2-3 месяца, холодное лето. Осадки в виде снега. Долгий полярный день и такая же долгая полярная ночь. | Моржи, Киты, Тюлени Белые медведи, Песцы, Пингвины | Мох Лишайник |
Тундра | Длинная и холодная зима, короткое лето. Осадков в виде дождей мало, в основном в виде снега. Почва до конца не оттаивает. На глубине 20-25 см. – вечная мерзлота. | Гусь, Чайка, Песец Лемминг Волк Северный олень | Ягель Лишайник Карликовые березы |
Лесотундра | Холодный и влажный | Волк Олень Медведь | Карликовые деревья Мох Лишайник |
Тайга | Климат меняется придвижении с Запада на Восток от мягкого до резко континентального. На Западе тёплое лето и мягкая зима, на Востоке короткое лето и длинные, холодные зимы, температура может опускаться до -60 градусов. Осадков выпадает не очень много, | Клест, Дятел, Медведь, Белка, Волк | Ель, Сосна Кедр Лиственница |
Смешанный лес | Тёплое и долгое лето, повышенная влажность, мягкая зима. | Кабан, Лось, Олень Волк, Белка, Медведь | Пихта, Ель, Береза Осина |
Широколиственный лес | Умеренный и сухой Тёплое и долгое лето, повышенная влажность, мягкая зима. | Куница, Барсук Бурундук, Лось Волк, Лиса Медведь, Заяц | Дуб, Липа, Береза Клен, Граб Бук, Вяз Тополь |
Лесостепь | Умеренный и сухой | Куница, Барсук Бурундук, Лиса Волк | Травы, Кустарники Береза, Тополь |
Степь | Длинное, сухое лето, малоснежная зима. | Суслик, Тушканчик Сайгак, Волк, Лиса, Сурок | Травы Кустарники |
Пустыни | Долгое лето, короткая, 2-3 месяца, но холодная зима. Температура может понижаться до -20 градусов. Осадков почти нет, сильные ветра. | Тушканчик, Джейран Различные виды змей тушканчики, суслики, черепахи, змеи, тарантулы, землеройки, скорпионы, антилопа джейран, ящерицы вараны, фазан, жаворонок, сойка, двугорбый верблюд. | Саксаул Верблюжья колючка |
Жестколистный лес | Жаркий и сухой | Сурки, Суслики, Змеи Черепахи, Обезьяны Коалы | Дуб Эвкалипт Кустарники |
Субтропический лес | Благоприятные климатические условия. Короткая и влажная зима. Длинное и тёплое лето. | Лани, Муфлоны, Виверры Дикие кошки, Обезьяны Шакалы, Грызуны Леопарды, Тигры | Бамбук Пальмы Магнолии |
Экваториальный лес | Очень жаркий и влажный | Обезьяны, Тигры, Леопарды Пумы, Олени | Пальмы, Фикусы Бананы, Орхидеи Папоротники |
Материки на карте
Профессии, связанные с биологией:
Профессии | Работа, которую выполняют люди данной профессии: | Польза | Значение растений для людей этой профессии |
цветовод/садовод/садовник/флорист/ландшафтный дизайнер | высаживают растения (цветы) и ухаживают за ними. | помогают создавать красоту на улицах, в парках, на участке возле домов | с помощью ухода за растениями зарабатывает деньги / ест растения/ дышит кислородом, который вырабатывают растения |
Врач, педиатр, доктор, медсестра | Лечат больных | Помогают людям быть здоровым | |
Повар | Готовит еду для людей | Кормят людей | сырье из которого готовит еду (дышит кислородом, который выделяют растения) |
Лесник/ егерь/ инспектор | следит за сохранностью участка леса, считает вырубки, борется с браконьерами, спасает лес от пожара | сохраняет леса, сохраняет растения и животных, которые живут в лесу | |
ученый / биолог/лаборант | изучают живые организмы, изучают новое - делают открытия | ||
биолог/ селекционер/ овощевод/ фермер | выращивание овощей (растений), создание новых сортов растений | выращивая растения обеспечивает людей едой; полезными продуктами и витаминами | |
пчеловод | уход и разведение пчел, получение меда, ремонт улья | Продукты пчеловодства (мёд, воск, пчелиный яд) вкусны и полезны. Пчелы опыляют все сельскохозяйственные культуры, резко повышая их урожайность. | |
пастух | уход за скотом (за животными) - охрана, обеспечивание едой, перемещение с одного места на другое | корм животным, лечение животных, еда для человека | |
кинолог / собаковод. | занимаются воспитанием и дрессировкой собак. | ||
животновод/скотовод/фермер. | Представители этой профессии разводят домашних для получения продуктов питания и сырья для производства. | ||
ветеринар. | лечат домашних и диких животных. |