раздел — Необходимо освободится от гун




Бхакти-шастры

Цель курса — дать основу, которую человек будет углублять последующим знанием.

Адхикар (квалификация) для понимания Бхагавад-гиты — теоретически понять, что Кришна - это личность.

Цель Бхагавад-гиты — научить человека бхакти-йоге и помочь ему вернуться в духовный мир.

 

Четырнадцатая глава

День первый

Связь между тринадцатой и четырнадцатой главами: обе главы показывают, как устроен материальный мир, показывают строение живого существа.

В тринадцатой главе говорилось, что душа обуславливается гунами природы (13.22); четырнадцатая глава подробно рассказывает о том, как материальная природа заковывает в рабство душу и как освобождает.

 

Домашнее задание:

Прочитать стихи с 1 по 13 и ответить на вопросы:

— Как начинает действовать материальная природа?

— Объясните аналогию с "яйцами скорпиона".

— Как гуны заковывают душу? В благости, в страсти и в невежестве.

 

Раздел — Как всё началось

1–2 стихи. Прославление знания: кто поймёт это знание, достигнет высочайшего совершенства: никогда не родится, никогда не умрёт, будет жить со Мной. Изучая гуны таким образом, как они описаны в четырнадцатой главе, человек может отделить материю от духа. Это — цель изучения гун природы.

3–4 стихи. Описание махат-таттвы. Кришна своим взглядом оплодотворяет материальную энергию. Материальная энергия даёт тело в зависимости от гун природы. Материя существует в гунах: созидание материальных наслаждений (раджас), поддержание материальных наслаждений (саттва), разрушение материальных наслаждений (тамас).

 

Раздел — Анализ гун природы

Кришна, не гуны природы, является источником материального счастья.

5 стих. Материальная энергия заковывает живое существо, давая какой-то вид счастья (Мне нравится — это то, из-за чего я хочу остаться, в благости, в страсти, в невежестве).

6 стих. Благость просветляет и избавляет от грехов. Человек привязывается к знанию и чистоте.

7 стих. Страсть наделяет желаниями и жадностью: действовать как можно больше. Человек привязывается к результату.

8 стих. Невежество наделяет безумием (уменьшает способность понимать, что я делаю), ленью и сном.

10 стих. Гуны находятся в движении. Человек сам выбирает, какая гуна будет преобладать в его деятельности.

Признаки гун.

11 стих. В гуне благости ощущения человека сходятся с наставлениями шастр (освещены знанием).

12 стих. В гуне страсти человек не удовлетворен наслаждениями. Ему надо все больше и больше.

13 стих. В гуне невежества человек становится ленивым и лишается разума.

 

День второй

Домашнее задание:

Прочитать стихи с 14 по 27 и ответить на вопросы:

— Куда попадают те, кто умирает в гунах добродетели, страсти и невежества?

— Как можно освободиться от влияния материальной природы?

— Кратко изложите, в чем суть способа, с помощью которого можно подняться над тремя гунами (26 и 27 стихи).

 

Результаты действия гун: 14–17 стихи (16 стих — промежуточный результат, 17 стих — конечный результат).

Благость даёт истинное знание (13 глава).

Гуна страсти приносит страдания.

Гуна невежества приносит глупость. Человек принимает правильное за неправильное.

Результаты, которые получает человек после оставления тела. (18 стих): чем больше влияет гуна на человека в момент смерти, тем сильнее последствия.

19–20 стихи. Эти стихи описывают результат изучения гун природы: необходимо отделить себя от гун и увидеть Господа, который ими управляет. Человек перестаёт страдать, начинает испытывать трансцендентное блаженство.

 

раздел — Необходимо освободится от гун

21 стих. Вопрос Арджуны: «Как выйти из-под влияния гун?»

22–25 стихи. Описание трансцендентного знания. Признаки и поведение, которые указывают на то, что человек вышел из-под влияния гун природы. Общий признак: человека не интересует деятельность гун (нет ненависти и сожаления). Общее поведение: одинаково относится к богатству и бедности, к похвале и бесчестью, одинаково хорошо относится к врагам и друзьям.

26 стих. Как достичь таково уровня: бхакти очищает от влияния гун природы и человек достигает трансцендентного брахмана.

27стих. Кришна и есть основа трансцендентного брахмана (этот стих связан со стихом 18.54 брахма бхута прасаннатм). Бхакти имеет два уровня: бхакти, которое очищает, и бхакти в чистом состоянии.

Саттва-гуна — это правила, которые установил Бог. Гуна благости означает отречение от эгоизма. Поэтому саттва-гуна — это трамплин для бхакти. Правила и предписания шастр — это спасение для начинающего преданного, так как он не понимает, как нужно действовать.

Кришна говорит: «Я — основа».

1) Другими словами, за безличным Брахманом есть ещё Кто-то.

2) Достигнув Брахмана, человек не сливается с ним. Даже на уровне освобождения есть разница между Богом и душой.

3) Чтобы общаться с Богом, нужно иметь такую же природу, как у Бога. (Кришна обещал это в начале 14 главы).

Другой перевод: Достигнув ступени Брахмана, человек полностью предаётся Кришне (пратиштха - прибежище). Осознавая себя как душу, человек может служить Кришне в своей сварупе.

 

Вывод: Чтобы заниматься бхакти, необходимо понять, как действуют гуны и как освободиться от их влияния. Служение в гунах — продление материального существования.

 

Стихи наизусть:

 

14. 26

мам ча йо 'вйабхичарена

бхакти-йогена севате
са гунан саматитйаитан

брахма-бхуйайа калпате

Тот, кто полностью отдает себя преданному служению, ни при каких обстоятельствах не отклоняясь от этого пути, преодолевает влияние гун материальной природы и достигает уровня Брахмана.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: