Состязательность и равноправие сторон.




Билет №1

1. Предмет и система курса «Судоустройство и правоохранительные органы». Соотношение курса «Судоустройство и правоохранительные органы» с другими учебными дисциплинами.

1. Курс «Правоохранительные органы»- это синтезированная юридическая дисциплина, обобщающая под определённым углом зрения нормы и юридические институты различных по содержанию, источниками отраслей права и правоприменительных актов.

Дисциплина «Правоохранительные органы» определяются как совокупностью юридических знаний, в рамках которой изучаются устройство, организация и наиболее существенные направления и задачи деятельности этих органов, их взаимодействие друг с другом и иными органами в области охраны прав и свобод человека и гражданина, укрепление законности, правопорядка.

Предмет «Правоохранительные органы» упорядочен в определённой системе, его можно условно разделить на две части – Общую и Особенную.

Общая часть включает два раздела: введение в курс; правосудие и его демократические основы. Они освещают такие вопросы как:

· понятие правоохранительной деятельности и правоохранительных органов;

· предмет и система курса;

· законодательные и иные правовые акты о правоохранительных органах в РФ;

· понятие и содержание судебной власти;

· правосудия;

· конституционные его организации и осуществления.

Особенная часть включает шесть разделов. В них рассматривается судебная система России:

· государственные органы обеспечения охраны порядка и безопасности;

· органы предварительного расследования;

· прокуратура РФ;

· органы по правовому обеспечению и правовой помощи;

· негосударственные организации обеспечения правоохраны.

На первое место в курсе поставлено раскрытие понятие правосудия и его демократических основ (принципов), изложение сведений о построении судебной системы в целом, характеристика организации и главных полномочий всех звеньев общих (гражданских), военных и арбитражных судов, Конституционного Суда РФ.

Конституционный Суд РФ - государственный орган, отнесенный к судебной ветви власти, осуществляющий конституционный контроль посредством конституционного судопроизводства.

Главой Конституционного суда является Председатель.

Правовой основой деятельности Конституционного Суда РФ выступают:

- Конституция Российской Федерации

- ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»

- ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»

- Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации»

- Регламент Конституционного Суда Российской Федерации

- Иные нормативные правовые акты

Полномочия Конституционного Суда РФ, в соответствие со статьей 3 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»:

1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции Российской Федерации;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами;

Место:

Особое место Конституционного Суда Российской Федерации определяется его ролью в обеспечении конституционного контроля. Нередко принятие законопроектов может быть связано с политическими целями различных групп, ставивших свои интересы выше общегосударственных.

С одной стороны, Конституционный Суд является органом правосудия, составной частью судебной власти и с учетом его полномочий применяет и толкует конституционные и иные нормы, в рамках которых действуют органы государственной власти, местного самоуправления и другие субъекты права. С другой – Конституционный Суд, как федеральный орган независимой ветви государственной власти (ст.10 Конституции Российской Федерации), в силу занимаемого им места может оказывать существенное воздействие на деятельность других ветвей власти (законодательной, исполнительной), на установление объема их полномочий.

2. Состав Конституционного Суда РФ.

В соответствие со статьей 4 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации действует в составе 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

(Конституционный суд состоит из двух палат из 10 и 9 судей)

БИЛЕТ № 2

1. Законодательство о судоустройстве и правоохранительных органах

Организация и деятельность судебных и правоохранительных ор­ганов регулируются многочисленными нормативными правовыми ак­тами, различными по своей правовой природе.

1) Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры. Общепризнанные принципы международного права — это основопо­лагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, от­клонение от которых недопустимо. К числу общепризнанных норм международного права, касающихся организации и деятельности судов и правоохранительных органов, следу­ет отнести нормы, устанавливающие: недопустимость применения пыток, запрет на выдачу лица другому государству, право на пре­зумпцию невиновности, право на пересмотр осуждения и приговора вышестоящей судебной инстанцией согласно закону и др.

Среди международных договоров РФ, содер­жащих положения об организации и деятельности судебных и право­охранительных органов, важную роль играют:

· Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН;

· Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН;

· Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН;

· Конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая Советом Европы;

· Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека.

2) Конституция РФ 1993 г. занимает особое мес­то среди законодательных актов, регулирующих вопросы организации и деятельности судов и правоохранительных органов, поскольку имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Конституция РФ закрепляет принципы организации и осуществ­ления правосудия – равенство всех перед законом и судом; независимость судей и подчинение их только закону и т.д. Конституция РФ определяет основные права и свободы граждан – неприкосновенность личности и частной жизни, право на доступ к правосудию и судебную защиту и т.д. Нормы Конституции РФ регулируют вопросы, возникающие при рассмотрении и разрешении судебных дел – недопустимость при осуществлении правосудия использования доказательств, полученных с нарушением ФЗ и т.д. Конституция РФ устанавливает основы судебной власти - не­ прикосновенность и несменяемость судей, запрет на создание чрезвы­чайных судов и др.

3) Федеральные конституционные и федеральные законы. В разви­тие конституционных положений принят ряд федеральных конститу­ционных и федеральных законов, регулирующих вопросы организа­ции и деятельности судебных и правоохранительных органов: ФКЗ «О судебной системе РФ»; ФКЗ «О военных судах РФ»; ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ»; ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»; ФЗ «О мировых су­дьях в РФ»; ФЗ «Об общем чис­ле мировых судей и количестве судебных участков в субъектах РФ»; Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР»; Уголовно-процессуальный кодекс РФ; Гражданский процессуальный кодекс РФ; Арбитражный процессуальный кодекс РФ; Кодекс РФ об административных правонаруше­ниях.

Правовое регулирование организации и деятельность прокуратуры осуществляется ФЗ «О прокуратуре РФ».

4) Подзаконные акты — это нормативные правовые акты, издавае­мые на основе и во исполнение законов. Подзаконные акты являются средством реализации законодатель­ных норм. Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряже­ний, акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряжений, акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента РФ, но и по­становлений Правительства РФ.

 

2. Органы адвокатского самоуправления субъекта Федерации. Адвокатская палата субъекта Федерации, ее органы. Собрание (конференция) адвокатов.

В соответствии с ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» в адвокатуре су­ществует два уровня органов корпоративного самоуправления, предпо­лагающих, с одной стороны, консолидацию адвокатского сообщества в каждом субъекте РФ, а с другой — в Российской Федерации в целом.

Федеральными органами адвокатского самоуправления являются Федеральная палата адвокатов РФ и ее органы управления — Всерос­сийский съезд адвокатов, Совет Федеральной палаты адвокатов и ре­визионная комиссия.

В каждом субъекте РФ адвокаты, сведения о которых внесены в ре­гиональный реестр, объединены в адвокатскую палату субъекта РФ, являющуюся негосударственной некоммерческой организацией, основанной на обязательном членстве адвокатов одного субъекта РФ. На территории субъекта РФ может быть образована только одна адво­катская палата, которая не вправе образовывать свои структурные подразделения, филиалы и представительства на территориях других субъектов РФ. Образование межрегиональных и иных межтерритори­альных адвокатских палат не допускается.

АП субъекта РФ создается в целях обеспечения оказания квалифицированной юридической помощи, ее доступности для населения на всей территории данного субъекта РФ, организации юридической помощи, оказываемой гражданам Российской Федера­ции бесплатно, представительства и защиты интересов адвокатов в ор­ганах государственной власти, органах местного самоуправления, об­щественных объединениях и иных организациях, контроля за профессиональной подготовкой лиц, допускаемых к осуществлению адвокатской деятельности, и соблюдением адвокатами кодекса про­фессиональной этики адвоката.

Ликвидация АП субъекта РФ может быть осуществ­лена только на основании федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта в порядке, который устанавливается федеральным законом.

Полномочия АП субъекта РФ реализуются через ее органы: собрание (конференцию) адвокатов, совет адвокатской па­латы, ревизионную и квалификационную комиссии.

Собрание адвокатов является высшим органом адвокатской пала­ты субъекта РФ. В случае если численность адвокатской палаты пре­вышает 300 человек, высшим органом адвокатской палаты является конференция адвокатов.

Компетенция собрания (конференции) адвокатов среди прочего включает следующие полномочия:

1) формирование совета АП субъекта РФ;

2) избрание членов ревизионной комиссии АП;

3) избрание членов квалификационной комиссии АП из числа адвокатов;

4) избрание представителя или представителей АП субъекта РФ на Всероссийский съезд адвокатов;

Совет АП является коллегиальным исполнитель­ным органом адвокатской палаты. Он избирается собранием (конфе­ренцией) адвокатов тайным голосованием в количестве не более 15 че­ловек из состава членов АП и подлежит обновлению один раз в два года на одну треть

Совет АП осуществляет текущее руководство дея­тельностью палаты как органа самоуправления адвокатского сообще­ства в субъекте РФ. С этой целью Совет:

1) избирает из своего состава президента АП и одного или нескольких вице-президентов, определяет полномочия президен­та и вице-президентов;

2) принимает решения о досрочном прекращении полномочий членов сове­та, статус адвоката которых прекращен или приостановлен;

3) созывает не реже одного раза в год собрания (конференции) ад­вокатов;

4) обеспечивает доступность юридической помощи на всей терри­тории субъекта РФ, в том числе оказываемой гражданам Российской Федерации бесплатно и направляет адвокатов для работы в юридических консультациях в порядке, установленном сове­
том АП;

5) определяет порядок оказания юридической помощи адвоката­ми, участвующими в качестве защитников в уголовном судопроизвод­стве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда;

6) определяет порядок выплаты вознаграждения за счет средств АП адвокатам, оказывающим юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно;

7) представляет АП в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объедине­ниях и иных организациях, а также защищает социальные и професси­ональные права адвокатов;

8) ведет реестр адвокатских образований и их филиалов на терри­тории соответствующего субъекта РФ;

9) осуществляет методическую деятельность; организует информационное обеспечение адвокатов.

 

3) гражданам Российской Федерации - при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий; 4) гражданам Российской Федерации, пострадавшим от политических репрессий, - по вопросам, связанным с реабилитацией.

Юридическая помощь оказывается во всех случаях бесплатно несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Президент АП субъекта Российской Федерации представляет АП в отношениях с органами государст­венной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями, а также с физическими ли­цами, действует от имени адвокатской палаты без доверенности.

Важным рабочим органом АП субъекта РФ явля­ется квалификационная комиссия, которая создается на срок два года для приема квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на присвоение статуса адвоката, а также для рассмотрения жалоб на дей­ствия (бездействие) адвокатов.

Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной дея­тельностью АП субъекта РФ и ее органов собранием (конференцией) адвокатов избирается ревизионная комиссия из числа адвокатов, сведения о которых внесены в региональный реестр соот­ветствующего субъекта РФ.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение адвокатом решений органов адвокатской палаты, принятых в пределах их компетенции, является основанием для привлечения адвоката к дисциплинарной ответственности, включая прекращение статуса адвоката.

БИЛЕТ № 3

1. Соотношение судебной власти с другими ветвями государственной власти.

Судебная власть - это одна из трёх ветвей государственной власти, призванная защищать права и законные интересы субъектов различных правоотношений.

Конституция Российской Федерации 1993 года провозгласила и закрепила принцип устройства государственной власти - разделения властей на законодательную, исполнительскую и судебную (ст. 10). При этом определено, что судебная власть является самостоятельным видом государственной власти, функционирующим независимо от чьей-либо воли и подчиняющимся только Конституции РФ и закону. Судебная власть – это вид государственной власти, осуществляемый самостоятельно и независимо только специальными органами государства – судами (в лице судей и привлекаемых в установленном порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей) по выполнению возложенных на них законом задач, функций посредством конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства, создающего гарантии законности и справедливости принимаемых судами решений.

Свойства судебной власти:

объектив­ность проявляется не только в независи­мости и беспристрастности судьи при рассмотрении и разрешении де­ла. Объективность является свойством самой судебной власти и пред­полагает наличие у судебной власти определенной социальной основы. Такую основу составляет, прежде всего, право, как объектив­ный критерий правомерности действия судебной власти.

легитимность показывает степень доверия общества к судебной влас­ти, его согласие на данную власть, готовность к исполнению ее велений.

принуждение - судебная власть, как никакая другая, сопряжена с принуждением и без принуждения осуществляться не может. Однако принудительная способность судебной власти имеет свою специфику, связанную с тем, что судебная власть своими силами не может реализовать ни одной из мер принуждения, которые она провозглашает в своих властных актах. Принуждение судебной власти всегда отличается конкретностью, всегда персонально.

Признаки:

осуществляется только судами;

имеет полную самостоятельность;

реализуется посредством применения права в ходе конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства;

характеризуется единством судебной системы РФ, которое обеспечивается путём:

закрепления принципов судебной системы в Конституции и Федеральном конституционном законе «О судебной системе РФ».

соблюдения всеми судами единых, законодательно установленных правил судопроизводства;

признания обязательности исполнения всех вступивших в силу судебных решений на всей территории страны;

закрепления единства статуса судей на всех уровнях судопроизводства;

финансирования судей из федерального бюджета.

Принудительная способность судебной власти имеет свою специфику, связанную с тем, что судебная власть своими силами не может реализовать ни одной из мер принуждения, которые она провозглашает в своих властных актах.

2. Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами. Оказание адвокатами юридической помощи бесплатно

Адвокаты оказывают доверителям самую разнообразную юридиче­скую помощь:

1) дают консультации и справки по правовым вопросам как в уст­ной, так и в письменной форме;

2) составляют заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера;

3) представляют интересы доверителей в конституционном судо­производстве;

4) участвуют в качестве представителей доверителей в граждан­ском и административном судопроизводстве;

5) участвуют в качестве представителей или защитников довери­телей в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об ад­министративных правонарушениях;

6) представляют интересы доверителей в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объедине­ниях и иных организациях;

7) участвуют в качестве представителей доверителей в испол­нительном производстве, а также при исполнении уголовного наказа­ния;

8) выступают в качестве представителей доверителей в налого­вых правоотношениях;

9) оказывают иную юридическую помощь, не запрещенную федеральным законом.

Оказание юридической помощи гражданам Российской Федерации бесплатно регулируется ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ». Юридическая помощь гражданам Российской Федерации, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ в соответствии с федеральным законодательством, а также одиноко проживающим гражданам РФ, доходы которых ниже указанной величины, оказывается бесплатно в следующих случаях: 1) истцам - по рассматриваемым судами первой инстанции делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью; 2) ветеранам Великой Отечественной войны - по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью;

БИЛЕТ № 4

1. Формы реализации (функции) судебной власти.

Основной формой реализации судебной власти является правосудие – это деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных и подведомственных им административных дел, завершающихся принятием соответствующего судебного решения (приговора, определения, постановления).

Правосудие осуществляется судом первой инстанции, рассматривающим дело по существу, а также вышестоящими инстанциями, рассматривающими это же дело и правомочными отменить или изменить принятое по нему судебное решение. Процессуальный порядок судебного разбирательства детально регламентирован соответствующим процессуальным законодательством – ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ, КоАп РФ.

Другие формы реализации судебной власти:

1) Конституционный контроль – осуществляется КС РФ и конституционными (уставными) судами субъектов РФ; заключается в установлении соответствия или несоответствия законов и иных норм.актов Конституции РФ.

2) Административный контроль – контроль за законностью действий (бездействия) и решений должностных лиц и органов, общественных объединений. Решения и действия (или бездействие) органов гос.власти, ОМС, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд для обеспечения гарантий прав и свобод человека и гражданина.

3) Судебный контроль за огранами предварительного расследования.

4) Судебной санкционирование – дача судом разрешения и принятие решения о производстве следственных действий и принятие решения о производстве следственных действий или применении мер процессуального принуждения.

5) Дача судом разъяснений по вопросам судебной практики – осуществляют ВС РФ и ВАС РФ с целью обеспечения единства судебной практики, правильного и единообразного понимания законов нижестоящими судами, а также правоохранительными органами.

6) Обеспечение исполнение приговора и иных судебных решений. Вступивший в законную силу приговор или иное судебное решение обращается к исполнению судом путем направления его копии в учреждение или орган, на который возложено его исполнение.

2. Статус адвоката (приобретение, приостановление, прекращение).

Адвокатом является лицо, получившее в порядке, установленном Федеральным законом № 63-ФЗ, статус адвоката и право осуществ­лять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым про­фессиональным советником по правовым вопросам (п. 1 ст. 2 Феде­рального закона № 63-ФЗ).

Приобретение статуса. Лицо, претендующее на присвоение статуса адвоката, должно:

1) иметь высшее юридическое образование, либо ученую степень по юридической специальности;

2) иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо пройти стажировку в адвокат­ском образовании сроком от одного года до двух лет;

3) не иметь ограничения дееспособности;

4) не иметь непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления.

Решение о присвоении статуса адвоката принимает квалификаци­онная комиссия адвокатской палаты субъекта РФ после сдачи лицом, претендующим на приобретение статуса адвоката, квалификационного экзамена. Решение квалификационной комиссии о том, что претендент сдал квалификационный экзамен, одновременно является и решением о присвоении статуса адвоката. Решение квалификационной комиссии о присвоении претенденту статуса адвоката вступает в силу со дня принятия претендентом при­сяги адвоката.

Со дня принятия присяги претендент получает статус адвоката и становится членом адвокатской палаты. Статус адвоката присваива­ется претенденту на неопределенный срок и не ограничивается опре­деленным возрастом адвоката. Адвокат вправе осуществлять адвокат­скую деятельность на всей территории Российской Федерации без какого-либо дополнительного разрешения

О присвоении претенденту статуса адвоката квалификационная комиссия адвокатской палаты субъекта РФ, присвоившая претенден­ту статус адвоката, семидневный срок уведомляет территориальный орган юстиции, кото­рый в месячный срок со дня получения уведомления вносит сведения об адвокате в региональный реестр и выдает адвокату соответствую­щее удостоверение, которое является единственным документом, подтверждающим статус адвоката.

Приостановление статуса. Статус адвоката приостанавливается по решению совета АП того субъекта РФ, в региональный реестр которого внесе­ны сведения об этом адвокате, по следующим основаниям:

1) избрание адвоката в орган государственной власти или орган местного самоуправления на период работы на постоянной основе;

2) неспособность адвоката более шести месяцев исполнять свои профессиональные обязанности;

3) призыв адвоката на военную службу;

4) признание адвоката безвестно отсутствующим в установленном федеральным законом порядке.

В случае принятия судом решения о применении к адвокату прину­дительных мер медицинского характера суд может рассмотреть во­прос о приостановлении статуса данного адвоката.

Лицо, статус адвоката которого приостановлен, не вправе осуще­ствлять адвокатскую деятельность, а также занимать выборные долж­ности в органах адвокатской палаты или Федеральной палаты адвока­тов. Нарушение данного запрета влечет за собой прекращение статуса адвоката.

По решению совета, принявшего решение о приостановлении ста­туса адвоката, данный статус возобновляется на основании личного заявления адвоката, статус которого был приостановлен, после пре­кращения действия оснований к приостановлению статуса адвоката.

Прекращение статуса. Статус адвоката прекращается советом адвокатской палаты субъ­екта РФ, в региональный реестр которого внесены сведения об адво­кате, по следующим основаниям:

1) подача адвокатом заявления о прекращении статуса адвоката в совет адвокатской палаты;

2) вступление в законную силу решения суда о признании адвока­та недееспособным или ограниченно дееспособным;

3) смерть адвоката или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;

4) вступление в законную силу приговора суда о признании адво­ката виновным в совершении умышленного преступления;

5) выявление обстоятельств, изначально препятствовавших приобретению статуса адвоката и осуществлению адвокатской деятельности;

6) осуществление адвокатской деятельности, а также занятие вы­борной должности в органах адвокатской палаты или Федеральной палаты адвокатов тогда, когда его статус был приостановлен.

Лицо, статус адвоката которого прекращен, не вправе осуществ­лять адвокатскую деятельность, а также занимать выборные должнос­ти в органах адвокатской палаты или Федеральной палаты адвокатов.

Решение совета адвокатской палаты о прекращении статуса адво­ката может быть обжаловано адвокатом, чей статус прекращен, в суд.

 

БИЛЕТ № 5

1. Суд как орган судебной власти.

Под судом как органом судебной власти следует понимать только тот состав судей, который осуществляет судопроизводство по конкретному делу.

Закон предусматривает различный состав судей для разных категорий дел и разных этапов судопроизводства по конкретному делу.

Судьи в соответствии с законом могут действовать единолично.

Некоторые категории дел, например дела о терроризме, захвате заложника, организации незаконного вооруженного формирования, гос.измене, насильственном захвате власти или насильственном удержании власти, рассматриваются коллегией из трех судей федерального суда общей юрисдикции. В таком же составе могут рассматриваться дела об иных тяжких или особо тяжких преступлениях при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания.

В уголовном судопроизводстве суд может действовать и в составе судьи и 12 присяжных заседателей, если дело отнесено законом к подсудности судов субъектов Федерации и обвиняемый заявил ходатайство о таком составе суда.

В арбитражном судопроизводстве коллегия из трех профессиональных судей рассматривает, например, дела, отнесенные законом к подсудность ВАС РФ, дела об оспаривании нормативных правовых актов и др. При рассмотрении этим судом экономических споров и иных дел, возникающих из гражданских и иных отношений, по ходатайству сторон суд может действовать в составе судьи и двух арбитражных заседателей.

Суд, как орган судебной власти, должен быть организован согласно действующему законодательству – не допускается создание чрезвычайных судов. Основным ФКЗ, устанавливающим судебную систему, является ФКЗ «О судебной системе РФ». Вопросы создания судов регулируются также положениями Закона РФ «О статусе судей в РФ», ФКЗ «О КС РФ», «Об арбитражных судах РФ», «О военных судах РФ», ФЗ «О мировых судьях РФ» и др., в т.ч. Закон РСФСР «О судоустройства РСФСР».

Суд осуществляет судебную власть только в пределах своей компетенции и рассматривает только те дела, которые отнесены к его подсудности законом.

Каждый суд действует на определенной территории, что отражается в соответствующем названии суда. Суды общей юрисдикции создаются в соответствии с административно-территориальным делением. Окружные арбитражные суды не совпадают с АТД и действуют на территории специально созданных округов. Мировые судьи действуют на территории специально определенных участков, которые выделяются внутри административно-территориальной единицы (района или города). Особым образом определяется территория действия военных судов. Их построение обусловлено структурой и дислокацией Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований. Военные суды действуют на той территории, на которой дислоцируются соответствующие единицы.

2. Права и обязанности адвоката.

В процессе оказания юридической помощи доверителю адвокат вправе:

1) собирать сведения, необходимые для оказания юридической по­мощи;

2) опрашивать с их согласия лиц, предположительно владеющих информацией, относящейся к делу, по которому адвокат оказывает юридическую помощь;

3) собирать и представлять предметы и документы, которые могут быть признаны вещественными и иными доказательствами, в порядке, установленном законодательством РФ;

4) привлекать на договорной основе специалистов для разъяснения вопросов, связанных с оказанием юридической помощи;

5) беспрепятственно встречаться со своим доверителем наедине, в условиях, обеспечивающих конфиденциальность (в том числе в пе­риод его содержания под стражей), без ограничения числа свиданий и их продолжительности;

6) фиксировать (в том числе с помощью технических средств) ин­формацию, содержащуюся в материалах дела, по которому адвокат оказывает юридическую помощь, соблюдая при этом государственную и иную охраняемую законом тайну;

7) совершать иные действия, не противоречащие законодательству РФ.

Предоставляя адвокату широкий набор прав, законодатель в то же время указывает, что при оказании юридической помощи адвокат не вправе:

1) принимать от лица, обратившегося к нему за оказанием юриди­ческой помощи, поручение, в случае если оно имеет заведомо незакон­ный характер;

2) занимать по делу позицию вопреки воле доверителя, за исклю­чением случаев когда адвокат убежден в наличии самооговора довери­теля;

3) делать публичные заявления о доказанности вины доверителя, если тот ее отрицает;

4) разглашать сведения, сообщенные ему доверителем в связи с оказанием последнему юридической помощи, без согласия доверителя;

5) отказаться от принятой на себя защиты.

Запрещается негласное сотрудничество адвоката с органами, осу­ществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Адвокат обязан:

честно, разумно и добросовестно отстаивать права и законные интересы доверителя всеми не запрещенными законодательством РФ средствами;

исполнять требования закона об обязательном участии адвока­та в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначе­нию органов дознания, органов предварительного следствия или суда, а также оказывать юридическую помощь гражданам Российской Фе­дерации бесплатно в случаях, предусмотренных ст. 26 ФЗ № 63-ФЗ;

постоянно совершенствовать свои знания и повышать свою квалификацию;

соблюдать Кодекс профессиональной этики адвоката и испол­нять решения органов адвокатской палаты субъекта РФ, Федеральной палаты адвокатов РФ, принятые в пределах их компетенции;

ежемесячно отчислять за счет получаемого вознаграждения сред­ства на общие нужды адвокатской палаты в порядке и в размерах, кото­рые определяются собранием (конференцией) адвокатов адвокатской палаты соответствующего субъекта РФ, а также отчислять средства на содержание соответствующего адвокатского кабинета, соответствую­щей коллегии адвокатов или соответствующего адвокатского бюро в по­ рядке и в размерах, которые установлены адвокатским образованием;

осуществлять страхование риска своей профессиональной иму­щественной ответственности.

 

БИЛЕТ № 6

1. Понятие правосудия и его признаки, отличие от других форм государственной деятельности.

Правосудие – это деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных и подведомственных им административных дел, завершающихся принятием соответствующего судебного решения (приговора, определения, постановления).

Согласно Конституции РФ (ч.1 ст.118) правосудие в РФ осуществляется только судом. Никакой другой орган или должностное лицо в государстве не вправе осуществлять эту деятельность и принимать такие решения. Даже акты амнистии или помилования, которыми лицо полностью или частично освобождается от назначенного судом наказания, не считаются актом правосудия, поскольку приговор суда ими не отменяется и не изменяется – он остается законным и обоснованным. Отменить или изменить приговор может только суд в лице вышестоящих судебных инстанций.

Правосудие может осуществляться только в определенной процессуальной форме, с соблюдением установленной процедуры. Процессуальный порядок судебного разбирательства детально регламентирован соответствующим процессуальным законодательством – ГПК РФ, АПК РФ, УПК РА и КоАП РФ.

2. Федеральные органы адвокатского самоуправления. Федеральная палата адвокатов РФ, ее органы. Всероссийский съезд адвокатов.

Федеральная палата адвокатов Российской Федерации (ФПА) — является общероссийской негосударственной некоммерческой организацией, объединяющей адвокатские палаты субъектов Российской Федерации н



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: