Из переписки с духовными чадами: матери – о воспитании детей




 

«…Домашняя молитва, как мы условились, пусть она будет на ходу, среди будничных дел и хлопот матери и хозяйки жены.

Молитва должна быть налажена не только не забвением её, но и от языка своего, который не будет мешать ей – для тебя это уже давно ясно. Отца Н. надо беречь тем, чтобы его не загружать ему непонятным. Он устроен просто, удовлетворяется очень небольшим, в глубинах путей спасения о вечности не копается. Может быть даже не понимает, как обычный мужчина, но принявший благодать священства, себя не привык угнетать сложностью психологии христианства, больше приучил себя обрядоверству, как мы это называем.

Конечно, твой путь всегда труден: всегда в одиночестве, одна, в заботах матери, жены. Но это не должно тебя смущать: сердце, сердце, сердце Ему нужно. А от него и воздыхания, и, следовательно, дела долготерпения, кротости и милосердия ко всем, окружающим тебя. И только к себе одной – постоянный суд и придирчивое осуждение своих поступков, слов и настроений. Иногда – и мысли, если они не прогонятся хлыстом Иисусовой».

 

«Только сама воспитывай и учи детей, будь строга, взыскательна, придирчива и пронизана страхом Божиим. Помни, что только в строгости и придирчивости к себе и к детям скажется любовь. Жалость не есть любовь, а зло, грех и часто – погибель. «Кого Бог любит, того наказует» - говорит Писание и Святые Отцы. И нам надо заучить это назубок. Никогда не подумай сказанное тобою приказание и волю – оставить невыполненными. Прежде, чем наказать, надо хорошо пояснить, и наказывать крепко, но не унижая человеческого достоинства. Физического избежать, как оскорбительного, но наказывать хорошо, продуманно, твёрдо: мыть пол, перемыть вымытую посуду, в углу стоять носом по часу, задвинув стулом, ставить на Иисусову с поклонами, на «Богородицу», по чёткам самой отсчитывая, стирать постиранное и т. д.

 

«На вопрос старшей:«где живёт и где находиться Бог?» - детскому пытливому уму не понять наш ответ, он будет казаться не точным, уклончивым. Если сказать, что: «дерзость, нескромность эти вопросы задавать, так как есть сознание и чувство, и осознание смирения», то оно, дитя, это не поймёт. Вы ответили верно, советую уклоняться и вообще отвечать на эти детские вопросы, заговаривая о смирении, благоговеинстве, скромности, сознания недостоинства грешника. На эти и только эти понятия она сама не посмеет любопытно-дерзко домогаться».

 

«Понимаете-чувство: сметь читать «достойно есть»? Это может читать девушка или чистый человек своей совестью, своим сердцем, да? Потому что зеркало сердца – это совесть, так? Женатый человек имеет право читать, если у него освящённый брак и чистый брак, то есть целомудренный брак. Он должен знать «достойно есть, яко воистину…» вместо акафиста 40 раз, не спеша. И лучше всего, конечно, после 12 часов.

И вот, это усердие к Божией Матери – особенно сильное. Вот почему супружеская жизнь – она должна непременно освящаться именно этими отношениями к божией матери. А кто не освящается этим непосредственным отношением к Ней, тот и напрасно думает оправдаться, напрасно. Тем более, в наше время. Но сейчас трудно оправдаться. «Почему» - вы скажете. Очень много лукавства. Лукавство хитрость, да? Несерьёзность, фальшь. Мы всегда играем. Мы попираем вообще правду: кто говорит правду, да? Лукавство… Вот, если вы заметите, между прочим, в ребёнке лукавство, надо его просто выдирать, выжигать».

 

«Молиться с детьми, когда отец спит. Правило: «Во Имя Отца…», «Слава тебе, Боже наш, слава Тебе…», «Царю Небесный», «Пресвятая Троице…», «Святый Боже», «Отче наш», «К Тебе, Владыко Человеколюбче…» или «Господи Боже наш, еже согреших…» (на сон), Богородице Дево…» - 3 (по числу детей), краткую святому Ангелу хранителю, «Огради меня силою Честнаго и животворящего Креста и сохрани мы от всякого зла», тропарь, святому или святым любимым, «достойно» - 3.

Это правильце – из недели в неделю, из года в год, изо дня в день. Если кто в постели, то собираться молиться всем с тобой у постели больной. Чтению Житий настойчиво, ежедневно приучать на 35-40 минут достаточно: малышей мама на коленях у себя держит, старшая по очереди читают или сама ты.

Сначала с непривычки, от неожиданной новости, это трудно сразу будет восприниматься, но надо их к этому развивать. Если найдутся повести, рассказы, апокрифы, то их хорошо проштудировать предварительно и, как интересное, новое – читать с пояснениями, вопросами, извлекая из них к пониманию, восприятию и к потребности любить и искать, ими интересоваться. То есть законы любви к Богу и к людям, изучая их преломление и потребность любить, высмеивая и ненавидя все проявления эгоизма, маловерия, недоверия и, конечно, атеизма.

Они должны усвоить и понять всю нелепость, пустоту, скуку, бессмыслицу – быть только человеком, эгоистом, учёным скотом. Что вера исповедания Христа – бессмысленно, не зная законов любви. Что обряды, если мы их условно будем так называть – только воспитательные проводники и изобразители, преподатели этого закона любви, то есть Христа живого, действенного, вездесущего Христа, только не чувственного, как у еретиков, католиков, сектантов».

«Ребёнок растёт среди благочестивой семьи, которая наружно не имеет права показывать своё настроение. Это неразумно – показывать своё богомолье, своё благочестие. Эта семья должна жить так, как все живут, ничем не отличаться. Только в спальне должна быть иконка с лампадочкой, где мать и отец молятся. А дети замечают, что папа и мама молятся!

Постепенно приходят в возраст 5-6 лет. Ребёнка начинают постепенно знакомит с молитвой, с верой. Рассказывая ему интересные вещи из Житий Святых, о Спасителе, о Божией Матери. И постепенно он растёт под влиянием материнской веры. Потом, как только появится в семье книга о духовной жизни, её надо умело преподнести ребёнку, заставить его постепенно Евангелие читать (чтобы он осмысленно читал) и пояснять».

 

«Кратчайший путь и простейший путь – это закон кротости, чего как раз у гордого человека нет. Тот кричит, настаивает на своём, тот учит, не спускает… А кроткий человек вся любит, вся терпит, вся может и всем прощает: и обидчикам, и клеветникам своим кланяется. И, как первый человек у Бога, получает силу помощи, чтобы сохранить чистоту и уже обеспечить себя, чтобы быть исповедником».

 

«Ревность теряем при:

1. Запущенности совести.

2. Если покаяние – только осознание, сдача духовнику исповеди, то есть без плача.

3. Плач на келейном правиле и на Иисусовой, и на исполнение послушаний.

Так – вся соль и основа жизни духовной, и т. д. инока: именно в ревности, и постепенно приучая себя к постоянству в ревности. Поэтому и у тебя это должно стоять во главу угла.

Значит, всё мешающее и гасящее святую ревность необходимо молитвенно оплакивать и пересматривать ежедневно.

P. S. Из этого следует, что, прежде чем идти к духовнику, обязательно надо довести себя до плача, хотя бы каноном преподобного Андрея Критского, моим сокращением (то есть, читается канон 5-й недели Св. Великого Поста – стояние, исключая все ветхозаветные тропари со всего канона, и преподобному Андрею и Марии Египетской). Оплакивая содеянное, бежать к духовнику, от ненависти проклиная содеянное и своё смирение, самонадеянность и влечение ко греху и страсти. Это должно быть деланием, молитвенным плачем, а не только осознанием».

 

«Из монахов пополнится число отпавших Херувимов и Серафимов на Небе. Монах во всём должен исполнять правила и законы монастырские и монашеской жизни. У монаха должна быть постоянная скоблежка и чистка у духовника. Кто бы он не был, лишь бы выслушивал внимательно и мог переспросить и сказать: «повтори». Если же духовник прослушал или продремал, то у Бога грехи не разрешаться, хотя духовник и скажет: «прощаю и разрешаю».

Если же сподобишься священства, то это принять за послушание. При исповеди сама благодать Святого Духа научит, что ответить и посоветовать. Не от наших знаний, не от нашего опыта, но только Духа Святаго. Бояться нужно смертных грехов, а если что случиться – каяться и оплакивать. За послушание могут назначить отсчитывать и изгонять бесов. Больше всего они бояться смирения и послушания, и тогда подчиняются. А если самовольно – то это раздражает демонов, и они не выйдут. Великое счастье тем, у кого в роду есть монах. До семи колен получает спасение. Монашество – это, по преимуществу, жизнь сердцем. Миряне же спасаются добрыми делами».

 

Наступает у тебя в твоей жизни пора духовных терпений, великого, незримого для окружающих, труда священнослужителя; приготовления себя к Святейшей Литургии: не в вычитывании, а в приготовлении себя, своего сердца к Святейшей Литургии».

 

Спрашиваешь о книгах, как лучше читать:

Не кидайся по разным, изучай, читай, перечитывай одного Святого Отца, если видишь, что для ревности о Господе необходимо. Помни: знания для людей тебе, новоночальному иеродиакону, не нужны. Читай, изучай, делай выписки только для себя, своего спасения и втайне от всех. Если же «якать» будешь – напрасны все труды чтения.

Сначала «Лествицу» и Авву Дорофея, потом можно первый том «Добротолюбия». Правило читай выписки строго ежедневно, 30-40 минут, постоянно, и во все праздники. По келиям не шататься, не теряй время и не угождай демонам».

 

«Монашество, его основа – это любы к Богу. Невозможно любить Бога и мир. Только через любовь к Богу можно иметь любовь к миру, но не наоборот. Не зря ч требую, чтобы особо почитали Божию Матерь. Необходимо научиться беседовать с Божией Матерью, Она есть Игумения всех монашествующих. Нельзя не почитать Крестителя и Предтечу Иоанна, он начальник и основоположник монашествующего жития, учитель воздержания».

 

Заниматься науками, богословием в келии – это не монашество, а разорение.

Монаху некогда этим заниматься, он должен знать одно: плач, покаяние, постоянную скоблёжку у духовника и чистку. Быть монахом и иметь общение с миром – это преступление, это разоряет монаха.

Учить монаху, даже священнику, будучи приходским священником – это может породить тщеславие, и монах может «умереть». Если он достигнет чистоты сердечной, то даже из пустыни Сам Господь поставит его на подсвечнике. Самое страшное у монаха – это вонючее «я». Монах мытарства не проходит, он перелетает по смерти через огненное озеро. Мантия – это крылья монаха. И вот, по представлении, эти крылья могут не раскрыться. Тогда монах падает в огненное озеро».

 

«Покаяние и плачь воспитываются через постоянное самоукорение и покаянную молитву: «помилуй меня», но с условием оберегания чувств, языка. Так как монашество есть образ ангельский, то почитать необходимо все Силы Бесплотные: Ангелов, Архангелов, Ангела Хранителя. Монашествующие во многих монастырях соблюдают пост в честь Бесплотных Сил: не едят скоромного в понедельник. И это имеет большую силу. Не надо лезть на рожон, заниматься политикой, и так далее. Можно терпеть муки заслуженные, но не во спасение».

 

«Запомнить: брань мечтаний и помыслов не переносить лёжа! Тут же встать и читать Евангелие или молиться или (читать) поучения святых отцов (три раза в день, хотя бы вставать на молитву перед этим). Перед входом в храм немного постоять: напомнить себе, куда пришла, к Кому пришла, зачем пришла. И тут же вспомнить о вечности.

Должно быть неопустительное правило вычитывания. Появляются долги – крестиком отмечай в тетради. Будешь каменная, деревянная, бесчувственная – придётся заменять любыми акафистами и канонами, себя расшевеливать. Будет брань – тогда поймется, и усвоиться молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, прости, прости, никогда не помяни!»

Строжайший режим домашнего иноческого правила. Полное пренебрежение мнениями наших близких, их судом и отношением.

Монах есть ругатель мира, ругатель самолюбия, ругатель любопытства. (Но) монах есть ругатель мантии – за свой язык! Монах – ругатель Бога, если он не усвоил Иисусову! Монах не спасётся, если он не знает ежедневное величание и умоление Божией Матери. «Пресвятая Богородице, просвети мою тьму!» (Григорий Палама)» «

 

«Заучивать всё, что лишает благодати даров Святого Духа. Неосуждение - никогда

Никого, всех извинять всегда, любить всегда, тайно про себя молиться и молчать, с безразличием к суете. Это даст, научит ежеминутно быть под страхом Божиим. Страх вездеприсутствия Божия, страх не умолить, не покаяться».

 

Из переписки с духовными чадами:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: