Тема 3.1.1. Создание исторических представлений




Форма занятия: семинар-практикум: моделирование части урока истории.

Методические рекомендации:

При подготовке плана-конспекта с сообщением по указанной теме оценивается умение студента систематизировать и структурировать учебный материал, полнота и правильность ответа, степень осознанности, понимания изученного, содержательности (теоретическое обоснование, глубина раскрытия вопроса, обоснованность выводов), владение концептуально-понятийным аппаратом, научным языком и терминологией, логически корректное и убедительное изложение поставленного вопроса, аргументированность, четкость и грамотность речи. Выполняется на 1-5 стр. формата А4.

Вопросы для обсуждения

1. Представления и их роль в обучении истории

2. Конструирование процесса формирования представлений об исторических событиях, явлениях, процессах

3. Приемы формирования временных представлений. Стандарт школьного исторического образования об ориентации учащихся в историческом времени.

4. Формирование пространственных представлений. Стандарт школьного исторического образования об умениях и навыках учащихся, необходимых для ориентирования в историческом пространстве.

Литература

Основная литература

1. Антонников А., Калуцкая Е. Как изучать хронологию: Интегрированный урок для 7-9 кл. (история + информатика и ИКТ) / А. Антонников, Е. Калуцкая // История. Приложение к газете «Первое сентября». – 2013. – № 1. – С. 42-43.

2. Барыкина Т. А., Десятникова М. А. Игровая технология как эффективное средство формирования предметных компетенций в процессе изучения курса «История России» в Х классе / Т. А. Барыкина, М. А. Десятникова // Преподавание истории в школе. – 2012. – №10. – С. 36-45.

3. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методические рекомендации учителю истории: основы профессионального мастерства. Практическое пособие. – М.: ВЛАДОС, 2000. – С. 30-37, 38-48, 49-59.

4. Гора П. В. Повышение качества обучения истории в средней школе / П. В. Гора. – М.: Просвещение, 1988. – 260 с.

5. Крикун Е. Л. Теория и методика обучения истории / Е. Л. Крикун. – Мурманск: МГГУ, 2011. – С. 90-104.

6. Методика обучения истории: учебник для студентов учреждений высш.обр / В. В. Барабанов, Н. Н. Лазукова. – М.: Академия,2014.– Гл.12.

7. Персанова Е. М. Методика обучения истории: учебное пособие/ Е. М. Персанова. – Пенза, ГУМНИЦ, 2011. – С. 168-178.

8. Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2003. – С. 54-60; 103-105, 117-127.

Дополнительная литература

1. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Способы формирования хронологических знаний и умений / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова // История. Приложение к газете «Первое сентября». – 2006. – № 23. – С. 37-47.

2. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Теория и методика преподавания истории / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Глава 2.

3. Годер Г. И. Преподавание истории в 5 классе / Г. И. Годер. – М.: Просвещение, 1985. – С. 75-77.

4. Дьякова Е. Б. Учебная презентация для работы по новым образовательным стандартам / Е. Б. Дьякова // Преподавание истории в школе. – 2011. – № 6. – С.55-58.

5. Ерохина М. С. Историческая личность: современная методика изучения / М. С. Ерохина // Преподавание истории в школе.– 1996. – № 7. – С. 50-52.

6. Иоффе А. Н. Визуализация в истории и обществоведении – способы и подходы / А. Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. – 2012. – №10. – С. 3-7.

7. Короткова М. В. Быт и нравы античности как объект изучения на уроках / М. В. Короткова // Преподавание истории в школе. – 1994. –№ 3. – С. 39-49.

8. Марков А. Н. Использование кинофотодокументов на уроках / А. Н. Марков // Преподавание истории в школе. – 2012. – № 4. – С.47-52.

9. Справочник учителя истории. 5-11 кл. / Автор-сост. М. Н. Чернова. – М.: Экзамен, 2008. – 574 с.

10. Стрелова О. Ю. Историческая карта как образ «своего» и «чужого» / О. Ю. Стрелова // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. – № 7. – С. 51-57.

 

Вопросы и задания студентам для самостоятельной работы

Задание 1. Все студенты делятся на три группы. Составить план – конспект урока по выбранной теме. Смоделируйте реконструкцию образов истории в рамках выбранной темы. Например: формирование образных представлений и знаний о людях эпохи.

1 группа: в рамках задания составляет характеристику (в письменном виде) личности: например «История Древнего мира» 5 класс – Перикл; История России 7 класс Степан Разин (или по выбору студента).

2 группа: используя игровые технологии в формате «Экскурсия в музей восковых фигур», «Музей древности», «Реставратор» и др. Например по темам: «Крещение Руси»; «О соляном бунте»; «Афинская демократия при Перикле»; «В римском легионе» и др.

3 группа формирование представлений через применение аудиовизуальных технологий.

Задание 2. Разработайте методические приемы усвоения знаний об историческом времени: «лента времени», исторический календарь, таблицы и др.

Задание 3. Приведите примеры методических приемов организации деятельности учащихся с исторической картой на уроках.

 

Тема 3.2. -3.3. Формирование исторических понятий и закономерностей

Форма занятия: семинар-практикум, защита мини-проектов, тестирование

Методические рекомендации:

При подготовке плана-конспекта с сообщением по указанной теме оценивается умение студента систематизировать и структурировать учебный материал, полнота и правильность ответа, степень осознанности, понимания изученного, содержательности (теоретическое обоснование, глубина раскрытия вопроса, обоснованность выводов), владение концептуально-понятийным аппаратом, научным языком и терминологией, логически корректное и убедительное изложение поставленного вопроса, аргументированность, четкость и грамотность речи. Выполняется на 1-5 стр. формата А4.

В работе над каждым мини-проектом участвуют 2-3 человека.

Этапы работы:

– изучение литературы и Интернет-ресурсов;

– разработка структуры содержания проекта;

– распределение элементов структуры и электронного обеспечения между участниками проекта;

– индивидуальная работа над проектом;

– работа в группе по созданию единой презентации и разработки стратегии и технического обеспечения ее защиты (в том числе, печатного доклада по теме презентации);

– защита презентации с устным выступлением на 5-7 минут.

Выполнение тестовых заданий. Перед началом выполнения тестов следует внимательно изучить теоретический материал. Выполняя тесты, следует иметь в виду, что они бывают следующих типов:

1. Выбор правильного ответа из числа предложенных. В этих тестах необходимо выбрать один правильный ответ из числа предложенных.

2. Множественный выбор (без метки). Необходимо выбрать все пра­вильные ответы из числа предложенных.

3. Вопросы ранжировки. В этом случае необходимо расположить ответы в правильном порядке.

4. Вопросы закрытого типа. Здесь варианты ответа не предлагаются, свой ответ необходимо вписать в поле ответа

Вопросы для обсуждения

1. Общая характеристика понятийно – терминологической базы исторического образования.

2. Методика изучения понятийного материала в школьных курсах. Дедуктивный и дедуктивные пути формирования понятий. Приемы объяснения терминов.

3. Технологии формирования знаний об исторических процессах.

Литература

Основная литература

1. Багдасарян В. Э., Абдуллаев Э. Н. Школьный учебник истории и его государственная политика / В. Э. Багдасарян, Э. Н. Абдуллаев. – М.: Научный эксперт, 2009. – С. 343.

2. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методические рекомендации учителю истории: основы профессионального мастерства. Практическое пособие / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. – М.: ВЛАДОС, 2000. – С. 30-37, 38-48, 49-59.

3. Гора П. В. Повышение качества обучения истории в средней школе / П. В. Гора. – М.: Просвещение, 1988. – 260 с.

4. Крикун Е. Л. Теория и методика обучения истории / Е. Л. Крикун. – Мурманск: МГГУ, 2011. – С. 90-104.

5. Методика обучения истории: учебник для студентов учреждений высш.обр / В. В. Барабанов, Н. Н. Лазукова. – М.: Академия,2014.– Гл.12.

6. Кревер Г. А. Изучение теоретического содержания курсов истории в 5-9 кл. / Г. А. Кревер. – М.: Просвещение, 1990. – 192 с.

7. Персанова Е. М. Методика обучения истории: учебное пособие/ Е. М. Персанова. – Пенза, ГУМНИЦ, 2011. – С. 178-193.

8. Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2003. – С. 54-60.

Дополнительная литература

1. Рольфес Й. Дидактика истории: история понятия, предмет / Й. Рольфес // Преподавание истории в школе. – 1997. – № 7. – С. 29–33.

2. Саранцев Г. И. Метод обучения как категория методики преподавания / Г. И. Саранцев // Педагогика. – 1998. – № 1. – С. 28–34.

3. Хусаинов Р. В. Выявление причинно-следственных связей / Р. В. Хусаинов // Преподавание истории в школе.– 2003. –№7. –С. 40-50.

4. Шнайдер Я. М. Формирование знаний о закономерностях / Я. М. Шнайдер // Преподавание истории в школе – 1986. – № 1. – С. 42-46.

Вопросы и задания студентам для самостоятельной работы

Задание 1. Распределите понятия по трем группам согласно классификации Андриевской и Вагина: результаты разместите в таблицу:

– Стрельцы, демократия, служилые люди, государство, рабы, культура, фараон, наемный труд, патриции, производственные отношения, опричнина, вассал, классовая борьба, культура, фабрика, сфинкс, шадуф, сеньор, мануфактура, цивилизация, плебеи, сословия, класс, сословия, пролетариат, крепостной, феодал, приказы, промышленный переворот, культурная революция, полюдье.

Частно – исторические понятия  
Обще - исторические понятия  
Социологические понятия  

Задание 2. На примере параграфа из учебника истории для первого концентра, выпишите основные понятия по теме, дайте им характеристику и предложите методику работы с понятиями на уроке истории, подберите методические средства, обеспечивающие качество усвоения изучаемых понятий (схемы, таблицы, иллюстрации)

Учебник № § Понятие (термин) Определение понятия / Методика работы
     

Задание 3. Какой прием использован для раскрытия причинно-следственных связей?

– Кто же он, князь Святослав? Великий полководец или искатель приключе­ний? Безрассудный предводитель удалой дружины или дальновидный политик, заботящийся об укреплении своей державы? Разные ответы услышим мы у исто­риков. «По отношению к Руси вся деятельность Святослава не только не была невнимание к ее интересам... но, наоборот, все было рассчитано на решеи больших государственных задач», – утверждает наш современный академик Б., Рыбаков. Но еще в 50-х гг. XIX столетия С.М. Соловьев писал: «Святослав своею отборною дружиною покинул Русскую землю для подвигов отдаленны славных для него и бесполезных для родной земли». Говоря об этом князе, неле ко преодолеть обаяние доблести, готовности к самопожертвованию, ратного ум ния. Но нельзя и не задаться вопросом: во имя чего? Можно судить о Святослш по его громким победам, описанным в летописи. А можно – по горестному упре! чудом спасшихся киевлян («а свою (землю) покинул»). Что покажется нам ваг нее? (из пособия Кацва Л. А., Юрганов А. Л. История России VIII –XV вв. – М., 1993. – С. 36 -37)

– «Правила поведения средневекового рыцаря, сложившиеся в XII в., включи следующие требования: быть милосердным, справедливым, добрым и честным защищать церковь, помогать нуждающимся и бедным; карать убийц и грабителей; смерть предпочитать бесчестию. У далекого предшественника средневекового рыцаря – немецкого воина-варвара - эти требования вызвали бы усмешку недоумение. Для него главной задачей было проявить мужество, неукротимость в бою, любой ценой добиться поражения и подчинения врага. - Что общего в правилах проведения рыцаря и воина-варвара, что отличает и устремления?»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: