ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ПРИРОДЕ




Экологическая тропа

Экологическая тропа – это особая, специфическая форма организации исследовательской, познавательной деятельности учащихся, направленная на изучение природных и антропогенных комплексов, проведение пропагандистской природоохранной работы с подрастающим поколением, ориентации на выбор профессий, связанных с защитой и рациональным использованием природных ресурсов. Создание учебных троп при школах необходимо для развития у детей интереса к изучению экологии и любви к природе. В настоящее время экскурсии на природу в школах проводятся очень редко. Учителя мотивируют это тем, что нужно далеко идти, дети разбегаются, урок проходит неэффективно. В то же время даже территория обычного школьного двора может стать прекрасным объектом для изучения, многократно использоваться на различных уроках, она не требует больших затрат учебного времени - практически на любом уроке можно выйти на 15-20 минут, рассмотреть нужный объект и вернуться в класс. Выполнение данного проекта будет способствовать повышению знаний о природе родного края, о ее биоразнообразии, будет решена проблема занятости детей и подростков во внеурочное время.

 

Цель:

Создание условий для формирования экологического сознания детей, воспитание чувства бережного отношения к родной природе и повышения экологической грамотности.

Задачи:

1. Создание учебной экологической тропы для школьников МБОУ СОШ №9
2. Оказание методической помощи учителям в проведении экологических мероприятий
3. Получение первичных научных данных для Летописи природы путем привлечения школьников к учетам животных и проведению фенологических наблюдений.

Основное содержание проекта

Планируемые мероприятия Сроки исполнения Ответственный
1. Описание тропы (место; биоразнообразие, почвы) Январь- апрель Дубинина Л.П. учитель биологии МБОУ СОШ №9
2. Разработка учебных занятий и экскурсий Январь -апрель 2017 Дубинина Л.П., учитель биологии МБОУ СОШ №9, Татаркина В.П., учитель географии МБОУ СОШ №9
3. Оборудование тропы Апрель 2017 Члены школьного НОУ «Эврика»
4. Открытие тропы (экологический праздник в школе) Апрель 2017  
5. Использование тропы на учебных занятиях и для проведения летней экологической практики В течение учебного года Дубинина Л.П., Шарапова В.В., биологии МБОУ СОШ №9
6. Проведение фенологических наблюдений на учебной тропе и в окрестностях школы В течение учебного года Дубинина Л.П., Шарапова В.В., биологии МБОУ СОШ №9, Члены школьного НОУ «Эврика»
6. Обобщение опыта работы по использованию учебной тропы на занятиях В течение учебного года Дубинина Л.П., Шарапова В.В., биологии МБОУ СОШ №9, Члены школьного НОУ «Эврика»

 

Основные требования к учебной экологической тропе

Учебная экологическая тропа – одна из форм природоохранной организации изучаемой территории.

Основное назначение тропы – воспитание у школьников любви к природе, заинтересованности в ее сохранении и личной ответственности за ее судьбу. Однако это не возможно без знания законов природы, основных экологических принципов и сознательного отношения к ним.

Учебная экологическая тропа проложена по территории пришкольного участка школы №9 и за его пределами.

Протяженность тропы составляет 2.0 км. Время прохождения 3 часа. Оптимальное число экскурсантов – 15 человек. Возраст – учащиеся 5 – 10 классов. В зависимости от возраста учащихся меняются цели, задачи тропы, содержание рассказа и глубина раскрытия темы, конкретные примеры ознакомления с природными объектами.

Учебная тропа в своем начальном пункте и на каждой остановке оборудована информационными щитами с планом тропы, текстом о ее природных достопримечательностях и взаимоотношениях природы и человека.

Основные требования к выбору тропы:

1. Доступность для посетителей.

2. Информативность, т.е. способность удовлетворить познавательные потребности.

При составлении текста учитывался характер воздействия его не только на разум, но и на чувства посетителей.

Оформление учебной экологической тропы.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЩИТ

/в начале тропы/

Дорогие ребята! Мы приглашаем вас на экологическую тропу. И очень надеемся, что, пройдя по ней, вы измените, свое отношение к природе, лучше ее узнаете, поймете, а значит, и захотите ее сохранить.

Вводная беседа.

Основное назначение тропы – это изучение окружающего мира земли, воспитание любви к природе, заинтересованности в ее сохранении и личной ответственности за ее судьбу.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ПРИРОДЕ

· Не ломай ветки деревьев и кустарников.

· Не повреждай кору деревьев.

· Не собирай березовый сок. Помни, что это вреди дереву.

· Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе. Помни, что букеты можно составлять из тех растений, которые выращены человеком.

· Из лекарственных растений можно собирать только те, которых в вашей местности много.

· Съедобные ягоды, орехи, собирай так, чтобы не повредить веток.

· Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны в природе.

· Не обрывай в лесу паутину, не убивай пауков.

· Не лови бабочек, шмелей, стрекоз, других насекомых.

· Не разоряй гнезда шмелей.

· Не разоряй муравейник.

· Береги лягушек, жаб и головастиков.

· Не убивай змей, даже ядовитых.

· Не лови диких животных и не уноси их домой.

· Не подходи близко к гнездам птиц. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу же уходи. Иначе птицы – родители могут насовсем покинуть гнездо.

· Не разоряй птичьи гнезда.

· Если у тебя есть собака, не пускай ее гулять в лесу или парке весной или в начале лета. Она легко может поймать плохо летающих птенцов и беспомощных детенышей зверей.

· Не лови здоровых птиц и не уноси их домой. Детенышей животных тоже. В природе о них позаботятся взрослые животные.

· В лесу старайтесь ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. От вытаптывания погибают многие растения.

· Не шуми в лесу, парке. Шумом ты отпугнешь животных, помешаешь им, а сам услышишь и увидишь гораздо меньше.

· Весной с сухой травой обгорают ростки молодой травки, погибают подземные части многих растений, в результате некоторые из них исчезают с лугов. Погибают от огня многие насекомые, гнезда шмелей, птиц. Пожар может перекинуться на лес, на постройки человека.

· Не оставляй в лесу, парке, у реки, на лугу мусора. Никогда не выбрасывали мусор в водоемы.

ПОМНИТЕ! Бумага, брошенная вами, будет лежать на земле более 2-х лет, консервная банка – более 30 лет, полиэтиленовый пакет – 200 лет, стекло – 1000 лет.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЩИТ № 1

ПАРКОВАЯ ЗОНА

Единственное место на территории микрорайона, где можно наблюдать разнообразие древесной, кустарниковой и травянистой растительности.

Описание парковой зоны

1. Местонахождение лесопарка.

2. Опишите ярусы растительности. Первый древесный ярус. Охарактеризуйте его (растут ли деревья по всей площади равномерно или пятнами), состав древостоя (какие деревья преобладают). Степень сомкнутости крон каждой породы.

В названии каждой породы отметьте высоту дерева, диаметр ствола, возраст, состояние.

3. Деревья не старше 20 – 30 лет составляют подрост. В описании подроста выделяйте название породы дерева, его среднюю высоту, состояние.

4. Второй кустарниковый ярус – дайте описание каждого вида, его обилие, среднюю высоту и состояние.

5. Третий – травянистый ярус, в описании выделяйте общий вид, пестроту или яркость красок, как распределяются цвета (равномерно, пятнами, мозаично или монотонно). Определите степень задерненности почвы (на глаз), высоту растения, какие виды образуют первый, какие второй ярус. В видовом составе укажите для каждого вида номер подъяруса, обилие, состояние, фенологическую фазу (не цвело, цвело, плодоносит, обсеменяет, отмирает).

 

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЩИТ №2

РЕКА КОНДОМА.

В переводе с шорского «Кондома» — извилистая река. Длина реки — 392 км, площадь её водосборного бассейна — 8270 км². Кондома начинается на хребте Бийская Грива на границе Кемеровской области и республики Алтай, течёт в общем направлении на север, впадает в Томь в Кузнецкой котловине.

 

Информация о реке.

Кондома - 1) река, левый приток Томи. Есть несколько толкований назв. этой р. Heкоторые шорцы утверждали, что имя р. образовано от шорского глагола КОНДЫ- "ночевать" и приводят выражение: "пис анда кондыбыс" - "мы там ночевали". Другие шорцы считают название реки неподдающимся переводу. Русские связывают название с конем, который пасется около реки, т. е. недалеко от дома. Перечисленные легенды являются типичными топонимическими мифами. Люди стараются объяснить непонятное им название средствами родного языка. Исследователи-топонимисты при изучении названия реки обратили внимание на тот факт, что задолго до прихода в бассейне Кондомы представителей тюркских племен здесь обитали южносамодийские роды. Они-то и дали имя этой реки По-южносамодийски она наз. Кундома /Кундоба/, где КУНДО - "длинная", а МА /ба/ - "река". Тогда Кондома - "длинная река". Однако имеется и еще одно толкование. До самодийских племен здесь могли проживать индоевропейцы. В их языке общее название реки ОБ /аб/. Именно они назвали великую реку Си6ири Обью /см./. Кондома, по всей вероятности, до прихода самодийцев именовалась ОБ - "река". Самодийцы, усвоив это название от индоевропейцев, присоединили свое определение КУНДО для различения с великой р. Об /ныне Обь/ и р. Об /ныне Аба/.

 

 

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЩИТ № 3

ЛЕСНАЯ АПТЕКА

С древних времен люди познали целебную силу растений. Они помогают человеку избавиться от многих недугов, восстановить силы, укрепить здоровье.

ОДУВАНЧИК ЛЕКАРСТВЕННЫЙ

Травянистый многолетник с толстым стержневым маловетвистым корнем. Листья лопастные, собраны в прикорневую розетку. Цветочная стрелка дудочная, длинная на верху несет одну крупную корзинку с золотисто-желтыми язычковыми цветками. Семянки с хохолком. Цветет в апреле – сентябре. Растет на лесных полянах, вдоль дорог, огородах.

Само растение обладает необычайной жизненной силой – сколько бы люди не вытаптывали одуванчик, сколько бы не поедали животные, все равно он будет расти.

У человека с одуванчиком довольно сложные отношения. С одной стороны растение захватывает земли, на которых могли бы поселиться другие растения, даже зачастую вытесняет их, с другой стороны, немалая польза от него человеку. Во – первых, одуванчик медонос, во – вторых, одуванчик съедобен. Из его листьев готовят салаты, компоты, желе. Листья богаты витаминами. В – третьих, одуванчик издавна известен как целебное растение.

Высушенные корни и травы заваривают как чай, применяют отвары для возбуждения аппетита, улучшения пищеварения, в качестве желчегонного и слабительного средства, при кашле и кожных заболеваниях.

ПОДОРОЖНИК БОЛЬШОЙ

Может такое случиться – в лесу поцарапал руку или натер ногу? А бинта как назло не оказалось с собой. И тогда на помощь приходит друг путешественников – подорожник. У нас подорожник – растение обычное. А в Америку подорожник действительно завезли европейцы, и вырос он буквально на следах – недаром же научное название подорожника в переводе значит «ступня».

Это травянистое растение с укороченным стеблем, прикорневой розеткой крупных широколиственных длинночерешковых листьев. Бурые мелкие цветы собраны в длинный простой колос на конце цветочной стрелки. Лекарственное значение имеют листья и семена. Их препараты применяются для лечения болезни желудка, двенадцатиперстной кишки, гастритов.

Листья прикладывают к ранам, язвам, ожогам и ушибам. Отвары применяют при бронхитах, астме, коклюше, дизентерии, малярии.

ДОННИК ЛЕКАРСТВЕННЫЙ

Двухлетнее травянистое растение высотой до 1 метра со стержневым разветвленным корнем. Все растение создает специфический аромат. Обычно состоит из нескольких ветвистых пышноцветущих стеблей. Листья очередные, длинночерешковые, тройчатые, продолговато-овальной формы. Желтые, мелкие, поникающие цветки собраны в густые кисти. Цветет в мае – августе. Плод – морщинистый боб, созревает в июне – сентябре. Растет в лесополосах, вдоль дорог.

В народной медицине используются облиственные верхушки растений, цветки. Применяется для понижения возбудимости нервной системы, неврастенией, истерии, мигрени, бессоннице, а также при воспалительных заболеваниях органов дыхания. Ядовитое растение.

ПАСТУШЬЯ СУМКА

Однолетнее травянистое растение, до 30 см высоты, с несколькими ветвистыми стеблями и прикорневой розеткой перисто-расчлененных листьев. Цветки белые, мелкие, собранные в длинную кисть.

Плод стручок треугольной формы с мелкими многочисленными семенами. Пастушья сумка названа так из-за формы своих плодов, которые напоминают стянутую у горловины пастушью сумку. Цветет с апреля до глубокой осени. Плоды созревают с мая до начала заморозков.

Растет у дорог, на полянах. За вегетационный период дает четыре поколения. В медицинской практике настой травы применяют как кровеостанавливающее средство при внутренних кровотечениях.

ТЫСЯЧЕЛИСТНИК

Это растение можно встретить вдоль дорог, на поляне, на опушках леса почти повсеместно. Оно многолетнее с длинным подземным корневищем и прямым невитвистым стеблем высотой до 0.5 см. На стебле очень редко расположены листья, многократно рассеченные на мелкие узкие дольки – отсюда и произошло видовое название растения – тысячелистник. Краевые цветки язычковые, мелкие, белые; средние – желтые трубчатые, в корзиночных соцветиях, собранных на верхушке стебля в щитковидные метелки.

Цветет в июне – августе. По своим кровеостанавливающим свойствам превосходит применяющийся о врачебной практике раствор хлористого кальция. Препараты тысячелистника применяют при внутренних кровотечениях, желудочно-кишечных расстройствах, для полосканий при стоматитах. Некоторые садоводы используют отвары травы тысячелистника для уничтожения тлей и щитовки.

ЦИКОРИЙ ОБЫКНОВЕННЫЙ

Стебель прямостоячий, шершавый, высотой до 125 см. прикорневые листья выемчатоперистораздельные, стеблевые – очередные, ланцетовидные. Цветки светло-голубые, язычковые, собраны в пазухах листьев в соцветиях – одиночные корзинки. Имеет мясистый большой длинный корень. Семена созревают в июле – сентябре. Растет на полянах, вдоль дорог.

В народной медицине растение в основном известно как «печеночная трава». При лечении заболеваний печени является одним из основных компонентов лечебного сбора. Препараты из отвара или настоя корня применяют при подагре, ревматизме и укусах пчел, ос, змей. Примочками пользуются при лечении экземы, кожных сыпей.

ЗВЕРОБОЙ ПРОДЫРЯВЛЕННЫЙ

Многолетнее травянистое растение высотой от 30 до 80 см. Стебель прямостоячий, зеленого, затем красновато-бурого цвета. Листья супротивные, эллиптические, с просвечивающими точками – «дырочками». Ароматные, золотисто-желтые цветки собраны в

широкометельчатые соцветия. Цветет в июле – августе. Плод – продолговатая коричневая коробочка, созревает в июле – сентябре. Растет по светлым опушкам, полянам, вдоль дорог.

Одно из самых популярных лекарственных растений. Обладает общеукрепляющим, противовоспалительным, кровеостанавливающим и вяжущим действием.

Применяется при заболеваниях желудка, печени, почек, при острых простудных заболеваниях, сенной лихорадке и детских диатезах.

ПЫРЕЙ

Многолетнее травянистое растение высотой 60 – 120 см. У пырея очень длинное ползучее корневище, от которого отходят многочисленные тонкие корни. Стебель прямой. Листья длинные, линейные, очередные. Зеленоватые цветки расположены на верхушке стебля и собраны в соцветие – сложный колос. Цветет в июне – июле, семена созревают в августе – сентябре. Злостный сорняк. Встречается повсеместно. Народная медицина рекомендует корневища и сок пырея при бронхитах, при болезни печени и почек, остеохондрозах.

Препараты пырея ползучего помогают при юношеских угрях и других кожных заболеваниях.

Траву пырея едят кошки, собаки. Она обладает противоглистным эффектом, хорошая кормовая трава.

ПОЛЫНЬ ГОРЬКАЯ

Травянистый многолетник, густоопушенный прижатыми сероватыми волосками стебли. Многочисленные, бороздчатые, до 1 м высотой. Листья шелковистые, длинночерешковые, трижды – или дважды перисторассеченные, верхние перистые, коротко-черешковые, самые верхние трехлопастные или цельные. Цветки в мелких корзинках, собранных в метелку, желтые, трубчатые. Корзинки на коротких ножках, шаровидные. Плод – очень мелкая семянка. Все растение горькое, с сильным своеобразным запахом.

Полынь усиливает выделение желудочных соков и повышает аппетит. В народной практике отвар травы применяют при желтухе, малярии, против поноса, ожирения, при скоплении газов в кишечнике, против круглых глистов.

РОМАШКА АПТЕЧНАЯ

Однолетнее травянистое растение с ветвистым стеблем и очередными дваждыперисторассеченными на линейные дольки листьями. Цветки в корзиночных соцветиях, сидящих на длинных цветоножках. Плод семянка. Все растение обладает характерным ароматом. Цветет в июле – августе. Растет около жилья, по полевым дорогам, на полях.

Ромашка применяется в виде настоев и отваров внутрь как ветрогонное, потогонное и противосудорожное средство, внутрь и в клизмах при спазмах кишечника и поносах, наружно – для полосканий, примочек и ванн при стоматитах, ангинах, язвах и некоторых кожных болезнях.

ШИПОВНИК

Кустарник с ветвями, усаженными изогнутыми редкими шипами и непарноперистыми, с обеих сторон голыми, по краю остропильчатыми листьями. Цветки крупные, чаще одиночные, с бледно-розовыми лепестками: спелые плоды светло-красные, гладкие с отогнутыми вниз чашелиситиками, опадающими при созревании плодов.

Отвар плодов принимают при туберкулезе, различных инфекционных болезнях, воспалении печени, желчного пузыря, кишечника, почек, мочевого пузыря, при желчнокаменной и почечнокаменной болезнях, пониженном содержании гемоглобина в крови.

ЩАВЕЛЬ КОНСКИЙ

Многолетник высотой до 1.5 м с коротким, многоглавным корневищем и мощным слабоветвистым корнем. Стебель прямой, бороздчатый, в верхней части ветвистый. Листья очередные, крупные, продолговато-треугольные, по краям слегка волнистые. Цветки мелкие, невзрачные, зеленовато-желтоватые, собраны в мутовки, образующие в верхней части стебля узкометельчатое соцветие. Цветет в мае – июне.

Препараты из корней конского щавеля в малых дозах обладают вяжущим действием, в больших – слабительным. В народной медицине они применяются при лечении поносов инфекционного характера.

ЗАДАНИЕ: Составить гербарий лекарственных растений, встречающихся на всем протяжении маршрута экологической тропы с последующим их описанием и применением в медицине.

КОНКУРС:

1. Ты растер ногу в пути, как облегчить боль? (Приложить лист подорожника).

2. Плоды какого кустарника богаты витамином С? (Черная смородина, шиповник).

3. Корень какого растения помогает возбудит аппетит? (Корень одуванчика).

4. Какое растение поможет вылечить от болей в желудке? (Тысячелистник).

5. Отваром какого растения лечат волосы от выпадения? (Лопух).

6. Какими лечебными свойствами обладает цикорий?

7. Когда следует собирать лекарственные растения?

8. Назовите правила сушки лекарственного сырья.

 

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЩИТ № 4

ПОЧВА

Почва – это первоисточник продуктов питания, кормов для скота, лесоматериалов, волокна для одежды и так далее. Это незаменимый природный ресурс.

Почва – сложное природное образование, возникшее в результате изменения горных пород под воздействием живых и отмерших организмов (растительных, животных, микроорганизмов), солнечного тепла и атмосферных осадков. Формирование почвы начинается с разрыхления горных пород на их поверхности (выветривание). Образовавшаяся при этом щебенка или песок – это еще не почва, а материнская почвообразующая порода. На нее воздействуют живые организмы и климатические факторы. Распространяясь вглубь, они изменяют материнскую породу, обогащают верхнюю часть почвы органическим веществом за счет поселяющейся растительности. Основную его массу создают высшие растения. Опадающие с деревьев листья, хвоя, кора, ветки, отмирающие травянистые растения и их корни – это материал для образования органической части почвы. Микроскопические грибы, бактерии, а также кислотные бактерии превращают их в новое вещество – перегной или гумус. В образовании почв участвуют также дождевые черви, землерои, личинки различных насекомых, живущие в почве. Они разрыхляют и перемешивают органические вещества с минеральными частями. Процесс образования почв протекает непрерывно.

Сильное воздействие на образование почв оказывает климат: в жарком и сухом климате нашего региона при недостатке влаги, т.е. при коэффициенте увлажнения меньше 1, из разреженной травянистой растительности образуется мало перегноя, но накапливается много нерастворенных солей. В частности в почвенном покрове земель на территории Таштагола преобладают подзолистые почвы.

План изучения почв

Строение почвы изучают в специально вырытых ямах шириной 0.7 м и глубиной от 0.5 до 1 метра и глубже, если слой почвы очень мощный. Передняя стенка делается отвесной, располагается она так, чтобы ее освещало солнце. Напротив передней стенки делаются ступени, чтобы удобно было копать.

На карте каждый разрез наносится в виде квадратика, около которого ставьте порядковый номер. После описания разреза, яму зарывайте так, чтобы поверхностный горизонт почвы был сверху.

На стенке разреза видны почвенные горизонты: они отличаются друг от друга светом и строением, границы между ними иногда резки, но чаще постепенны. Почвенные горизонты отражают особенности жизни почвы и образования, но внешнему виду, которых уже можно составить представление о типе почве и о той или иной ее разновидности.

Прежде всего, необходимо познакомиться со строением почвы, т.е. характером расчленения ее на слои (горизонты) обособившиеся в процессе почвообразования. Они отличаются по окраске, плотности, структуре и другим признакам. Вначале ножом отметьте резкий или постепенный переход одного горизонта в другой, цвет и особенности их структуры. Цветными карандашами зарисуйте трехчленное строение с сохранением масштаба: вверху – перегнойно-аккумулятивный горизонт А, глубже – аллювиальный В (вмывания), который может подразделяться на подгоризонты В1, В2, В3 и еще глубже материнская порода С. В горизонте А нетрудно выделить самый верхний тонкий слой А0 – неразложившуюся подстилку или пахотный горизонт Ап. Кроме буквенных обозначений горизонты следует называть словами: подзолистый, глеевый…

Цвет почвы в горизонте определяйте по сухим образцам. В описании стремитесь не только передать возможно точнее цвет, но и отразить цветовые переходы от слоя к слою. Механический состав почвы, т.е. соотношение глинистых, пылеватых и песчаных частиц почвы, определяйте по верхнему горизонту на ощупь путем растирания ее на ладони или между пальцами, смачиванием и скатыванием. Так, глинистые почвы при скатывании дают длинный шнур, суглинистые – длинного шнура не дают, суглинистые песчанистые шнур дают непрочный, крошащийся. Из супесчаных шнур скатывать не удается, песчаные – образуют рыхлую массу.

Структура почвы – это ее способность распадаться на комочки различных размеров и формы. От структуры зависят воздушные и водные свойства почвы, что влияет на ее плодородие. Структуру определяют на глаз: зернистая, комковатая, призматическая, пластинчатая, листовая и др.. Тут же отметьте степень ее выраженности – отчетливая, неясно выраженная и т.д. Соберите образцы комочков

почвы в стеклянные баночки и затем измерьте их. Отметьте и включения в виде валунов, гальки, остатков растений, насекомых, их происхождение, количество и характер. Большое внимание уделите новообразованиям, создающимся в результате почвообразовательного процесса. В разрезе они выделяются специфической окраской. Это белесоватый налет на поверхности структурных отдельностей из кремнезема, охристо-ржавые пятна, красно-бурые. Корочки окислов и гидратов железа и марганца.

О качестве почвы, ее богатстве – плодородии можно судить по внешним признакам. Из них главные – это мощность и интенсивность окраски, а также зернистость гумусового горизонта. Хорошая структурная почва распадается на мелкие комочки.

Итак, описание почвы производите по горизонтам, начиная сверху, измерения от поверхности почвы. Для каждого слоя указывайте его название, глубину нижней границы, механический состав, цвет, структуру (если она отсутствует, пишите – бесструктурная), включения (камни, корни, их размеры, количество и характер), влажность (то чего зависит интенсивность окраски).

ВОПРОСЫ:

1. Как влияют на почвообразовательный процесс температура воздуха и увлажнение территории?

2. Какие почвенные зоны сформировались на территории города Таштагола, каковы причины такого состава почв?

3. Какие виды мелиорации характерны для хозяйства, расположенного на территории пришкольного участка?

ЗАДАНИЕ:

1. Определите, какие виды эрозии почв встречаются в окрестностях населенного пункта?

2. Как влияет хозяйственная деятельность человека на эрозию почв в пределах окрестностей нашего населенного пункта?

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЩИТ № 5

НАСЕКОМЫЕ

Насекомые – наши верные помощники, как опылители растений они дают толчок творческой мысли ученых и поэтов.

МУРАВЬИ

Насекомых увидишь всюду. На вершине горы и в подземной пещере, в вечном мраке и немой тишине, в знойной пустыне и топком болоте, в лесной чаще и на маленькой подушке мха чуть ли ни у самого полюса – всюду есть эти шестиногие существа. Они копошатся в падали и навозе, в гниющей трухе, роются в почве. Их можно увидеть и в шерсти зверя и среди перьев птицы. Ими заселены пруды, озера и горные реки, а некоторых найдешь даже в тех лужицах, что бывают в дождливое время, в прогнивших пнях или дуплах. В горячем воздухе июльского полдня, в ночной прохладе под моросящим дождем, они то чуть слышно трепыхают крылышками, то летают с жужжанием, а иные и с громким гулом. В дни зимних оттепелей их встретишь на лугу… нет их только в морях и океанах: насекомые не смогли приспособиться к жизни в соленой морской воде. Зато личинка одной из мух развивается в нефти.

Во время прохождения тропы встречались муравейники, у одного из них мы и остановились.

Мирменология – наука, изучающая жизнь муравьев.

Среди муравьев есть карлики и гиганты. Самые крупные – бразильские муравьи, их длина 40 мм, а муравьи лилипуты достигают всего лишь 2 – 3 мм в длину.

В одной и той же муравьиной семье живут разные особи.

Бескрылатая матка, или «царица» - родоначальница всей семьи, живет в самом укромном и безопасном месте. Мелкие муравьи няньки ухаживают за царицей. Самое многочисленное население – рабочие муравьи. Они строят муравейник, добывают пищу, вскармливают молодь. В верхней части муравейника живут самые крупные и сильные члены семьи – «солдаты», или «воины». Их обязанность – защита от внешних врагов.

Есть муравьи, которые строят свой муравейник в грибах. Ножка и шляпка гриба при этом испещерены узкими ходами.

Бывают муравьи – цветоводы. Часто рядом с муравейниками можно увидеть много цветов. Их посеяли муравьи. Земля около муравейника очень рыхлая, хорошо удобренная, семена быстро прорастают. Вот и растет цветник рядом с муравейником.

В меню рыжего лесного муравья входят выделения тлей, мелкие насекомые, сок растений, семена, грибы. Есть хищные виды муравьев, например амазонки, но есть и такие, которых питаются только растительной пищей.

Есть случаи нападения одного вида муравьев на колонию другого. Напав на них, они уводят с собой в «рабство» часть населения.

Своеобразно защищаются муравьи. Их оружие обороны – челюсти. Есть и ядовитые муравьи. Они жалят свою добычу, впрыскивая яд. В состав яда входит муравьиная кислота,она обжигает кожу.

Найден муравейник гигант в Мурманской области за полярным кругом. Его высота 132 см, диаметр около 250 см, объем – около 4 м3 .

Неоценимую помощь лесному хозяйству оказывают лесные санитары – муравьи. Муравьи только одного крупного муравейника за лето уничтожают около 100000 тыс. насекомых. Гектар леса, охраняемый 4 – 5 муравейниками, абсолютно чист от вредителей. Но у этих полезных насекомых много врагов: звери, птицы и человек. Из озорства и невежества нередко в муравейники втыкают палки, что приводит к гибели насекомых. Муравейники погибают при рубке деревьев на лесосеке, во время лесных пожаров.

Часто встречаются и такие насекомые как шмель земляной – жалящее перпончатокрылое, средних размеров 6 – 8 мм. тело черное, мохнатое, с рыжеватым воротничком на груди и светлыми кольцами на брюшке. На задних лапках имеется специальное приспособление «корзиночка» для сбора пыльцы. Усики у самцов нитевидные, у самок – коленчатые. Самки имеют жало.

Живут небольшими семьями. Гнезда сооружают в норах грызунов или других пустотах в почве. Там, среди сухих листьев находятся ячейки, состоящие из смеси воска и пыльцы. Основывает семью, перезимовавшая самка, которая и строит гнездо, откладывает несколько яиц. Она выкармливает появившихся из яиц личинок, а когда личинки окукливаются, то в гнезде появляются рабочие шмели. Они-то теперь и занимаются сбором пыльцы и нектара. Когда число рабочих возрастает до 200 – 300, самка откладывает яйца, из которых развиваются самки и самцы.

Ближе к осени новое поколение самцов и самок вылетает из гнезда, спариваются. Оплодотворенные самки зимуют, а весной основывают новые гнезда.

Шмели, прекрасные опылители растений.

ОСА ОБЫКНОВЕННАЯ

Крупное насекомое, отличающееся тем, что передние крылья в спокойном состоянии складываются вдоль, образуя глубокую складку. Тело черное с желтыми пятнами на груди и обширными желтыми участками на брюшке. Длина тела до 20 мм. Осы сооружают гнезда из пережеванной и смоченной слюной древесины, напоминающей грубую бумагу. Гнезда обычно строят под землей. Гнездо состоит из ячеек, содержащих по одной белой беспомощной личинке, которых выкармливают самки.

Семья обыкновенной осы состоит из самки, откладывающей яйца и рабочих ос, добывающих пищу – других насекомых, которых размельчают и скармливают личинкам.

Обыкновенные осы часто залетают в дома на запах варенья, меда, сладких фруктов и т. д. Потревоженные осы опасны, уколы их жала вызывают боль и отек.

КОРОВКА СЕМИТОЧЕЧНАЯ

Жук черный, на передней спинке два белых пятна. Надкрылья красные с 7 черными пятнами. Длина тела до 8 мм.

Коровка встречается все лето, уничтожает тлей на различных растениях. За день жук съедает от 10 до 40 тлей. Самка откладывает до 700 яиц. Особенно прожорливы голубоватые с красными пятнами личинки, поедающие за день в среднем по 50 тлей.

Осенью коровки слетаются вместе и зимуют небольшими скоплениями под растительным мусором, обычно на прогреваемых местах.

ЗАДАНИЕ:

1. По атласу определителю насекомых установите, каких еще насекомых вы встретили по пути прохождения тропы.

2. Отгородите муравейник. Объясните с какой целью это делается? Понаблюдайте 5 минут, что несут муравьи в муравейник и из него? Сделайте вывод.

3. составьте схему пищевых связей, началом которой являются муравьи.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЩИТ № 6

ПРИВАЛ

Когда вы отправляетесь в путешествие по лесной местности, степной или горной, всегда хочется отдохнуть, сделать привал.

Любой уставший путник останавливается на привал.

Привал бывает дневной и ночной. Как же его организовать?

Дневной привал обычно бывает коротким – только отдохнуть или перекусить. Если идет дождь – сделайте навес из полиэтилена, или брезента, или из тех же палаток, но не устанавливайте их полностью, только соорудите навес. А в сухой солнечный день выберите место в тени или поставьте тент от солнца.

Ночной привал делается за два часа до темноты, потому что вам предстоит большая работа: нужно разбить лагерь, собрат топливо, разжечь костер, приготовить пищу.

Если вы путешествуете по лесной местности, то лучшее место для привала – небольшая поляна. Обязательно осмотрите все ближайшие к поляне деревья, нет ли сухих и подгнивших – ветер может повалить их ночью, и придавит вас в палатке.

Если ваш путь проходит по открытой местности (в степных районах) расположитесь за пригорком, а не на его вершине – вы будете защищены от ветра. Но в ложбину между двумя буграми не спускаться. Особенно если погода неустойчивая, в случае дождя ночью можно «поплыть».

Особенно тщательно выбирайте место для привала в горах. Изучите склон горы под которым вы хотите разбить лагерь: нет ли здесь непрочно лежащих камней, не угрожает ли склон камнепадами, оползнями, лавинами, грязевыми потоками. В горах нельзя останавливаться в высохшем русле реки или на отмели у самой воды – горные реки очень коварные. Обстановка в горах изменяется внезапно: где-то в верховьях реки прошел ливень или просто сдвинулся один из камней в естественной запруде и хлынет поток, вода может подняться за несколько минут. Нельзя располагаться и в ложбине на крутом склоне: по ним часто скатываются камни.

Особое внимание хочется уделить правилам разжигания костра, так как 90% пожаров возникают по вине человека.

Прежде всего подумайте, где костер разжечь. Рядом с палатками нельзя, опасно. Наметьте место не ближе 3-5 метров. Теперь определите, откуда дует ветер. Ни в коем случае не разводите костер в степи с высохшей травой, рядом с созревшими хлебами, под соснами, еловыми, пихтовыми деревьями, вблизи стогов сена и скирд соломы – может возникнут пожар.

Если вы найдете место старого костра, разводите костер прямо на нем. Хорошо разжечь костер прямо на песке или галечной площадке, на мелких камнях. Несколько кострищ на поляне – позор для туриста!

Уложите растопку: кусок бумаги, бересту, снятую с сухой березы или пня, щепки от сухого корня сосны, можно нащипать лучинок или настрогать стружек. Всю растопку уложите шалашиком или колодцем и поплотнее. Иначе растопка не загорится. Вокруг растопки укладывайте более толстые ветки. В сырую погоду облейте топку парафином или в ее середину вставьте кусочек свечки. Некоторые считают, что самок лучшее средство – это плеснуть керосином или бензином. Ни в коем случае не делайте этого, ожоги неминуемы.

Растопку приготовьте заранее и захватите с собой, потому что может случиться так, что на месте где вы собираетесь разбить палатки, не окажется сухих веточек.

Дрова для костра заготовьте заранее или, в крайнем случае, одновременно с разжиганием костра: один занят костром, другие собирают сушняк. Не трогайте живые деревья – берегите лес!

Чтобы быстро погасить костер надо залить его водой, собрат угли и головни, закопать их отдельно, оставшиеся засыпать



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: