Тематика семинарских занятий.
Семинар № 1 (2 ч.)
Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки.
Социологический проект Огюста Конта.
1. Социально-политические учения Конфуция и Мо-цзы (Этот вопрос можно разделить на 2).
2. Первые социальные философы: учения Платона и Аристотеля (Этот вопрос можно разделить на 2).
3. Социально-политические учения эпохи возрождения: теория общества и государства Николо Макиавелли, теория общественного договора Томаса Гоббса. (Этот вопрос можно разделить на 2).
4. Социально-политические учения эпохи просвещения: концепция естественного порядка Ж.Ж. Руссо, идейно-теоретические основы социологической науки в работах Шарля Луи Монтескье. (Этот вопрос можно разделить на 2).
5. Социологический проект Огюста Конта. (Социальная статика и социальная динамика. Учение о трех стадиях интеллектуальной эволюции человечества. Понятие позитивизма в социологии. Значение социологических идей О. Конта. Становление социологии как науки).
Семинар № 2 (2ч.).
Классические социологические теории.
1. Органическая теория Г. Спенсера (Общество как организм. Эволюционизм как главная особенность учения Г. Спенсера. Учение о социальных институтах).
2. Социология Э. Дюркгейма (Учение о коллективном, бессознательном, концепции социальной солидарности и аномии, анализ форм религиозной жизни. Проблема самоубийства).
3. Формальная социология Г. Зиммеля.
4. Теория конфликтов (концепция позитивно-функционального конфликта Льюиса Козера; конфликтная модель общества Ральфа Дарендорфа)
5. М. Вебер и его понимающая социология (Теория идеальных типов, понятие социального действия, концепции рациональности, ценностей, типология власти).
|
Вопросы для самоконтроля:
1. Что представляет собой основной закон социального развития Г. Спенсера?
2. Что нового внес К. Маркс в подход к пониманию общества?
3. Что представляет собой основной закон социального развития Г. Спенсера?
4. Какие новые принципы социологии были выдвинуты Э. Дюркгеймом?
5. Каковы социологические воззрения М. Вебера? В чем отличались его взгляды от идей К. Маркса и Э. Дюркгейма?
6. Почему учение Г. Зиммеля называют «формальной социологией»?
Семинар № 3, 4 (4ч.).
Современные социологические теории.
1. Социология XX в: общая характеристика, особенности, основные парадигмы, направления и периодизация.
2. Американская эмпирическая социология и ее развитие. (Чигагская школа социологии: ее основные этапы, достижения, кризис и значение для последующего развития социологии).
3. Индустриальная социология и теория человеческих отношений. Хоторнский эксперимент.
4. Социометрия и изучение групп в социологии. Творчество Дж. Морено.
5. Теория потребностей А. Маслоу.
6. Макросоциологические парадигмы: функциолизм (Т. Парсонс и Р. Мертон)
7. Микросоциологические парадигмы: символический интеракционизм (ДЖ. Г. Мид, Г. Блумер, Ф. Девис)
8. Микросоциологические парадигмы: теория обмена (Дж. Хоманс и П. Блау)
9. Микросоциологические парадигмы: феноменология (А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукман)
10. Микросоциологические парадигмы: э тнометодологи я (Г. Гарфинкель)
Вопросы для самоконтроля:
1. Почему Т. Парсонс назвал разработанную им концепцию общественного развития структурно-функциональной теорией социальных систем?
|
2. В чём суть и особенность функционального анализа Р.К.Мертона?
3. В чём суть теории социального конфликта? Назовите её основных представителей?
4. Расскажите об основных концепциях символического интеракционизма.
5. Когда и почему эмпирическая социология выделяется в отдельное направление социологических исследований?
6. Какие новые концепции получили распространение в социологии второй половины XX века.
Семинар № 5
Культура как фактор социальных изменений
1. Социологическое понимание культуры. Структура и функции культуры.
2. Материальная и духовная культура. Феномен массовой культуры: ее признаки и черты. Народная, элитарная культуры. (Обязательно привести примеры по каждому пункту)
3. Ценности, нормы, обычаи и нравы как важнейшие элементы культуры. Социальная роль культуры. (После теоретического раскрытия содержания вопроса, следует обязательно привести примеры по различным странам. Например:
- ценности, нормы, обычаи современного и древнего Китая
- ценности, нормы, обычаи ОАЭ
- ценности, нормы, обычаи Франции и т.п.
Таким образом, выступающий с докладом должен дополнить свой ответ примерами как минимум по двум странам. Приветствуется дополнение этого вопроса и со стороны остальных студентов)
4. Культурная традиция. Культурная интеграция. Субкультура и контркультура. Национальные культуры и этноцентризм. Диалог культур и межкультурное взаимодействие. (Обязательно привести примеры по каждому пункту)
5. Характер социокультурных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Специфические черты и особенности российского национально-культурного типа. (Обязательно привести примеры по каждому пункту)
|
6. Особенности западной и восточной культуры. (Обязательно привести примеры)
Вопросы для самоконтроля:
1. Что понимается под культурным комплексом?
2. Назовите признаки и черты массовой культуры.
3. Чем отличаются обычаи от нравов?
4. Каковы основные социальные функции культуры? Какие из функции культуры наиболее востребованные в России сегодня и почему?
5. Действительно ли наблюдается кризис культуры? В чем и как проявляется кризис культуры, каковы его основания?
6. В чём характер культурных изменений?
7. Каковы причины появления и развития субкультур? В чем их положительное и отрицательное влияние на общество, личность?
Семинар № 6 (2 ч.)
Общество и личность.
1. Теории развития личности: социобиологический и функциональный подходы.
2. Концепция личности Э. Фромма.
3. Социализация личности (детство, подростковый возраст; ранняя зрелость, или молодость; средний возраст, или зрелость; пожилой возраст, или старость; смерть).
4. Этапы развития личности по З Фрейду
5. Понятие девиантного поведения в социологии. Причины девиантного поведения. Способы (причины) объяснения девиантного поведения.
6. Сущность социального контроля. Общественное мнение как форма социального контроля.
7. Теории культурного переноса (теория подражания Г. Тарда; теория дифференциальной ассоциации Эдвина Г. Сазерленда).
8. Теории стигматизации (от греч. stigmo – клеймо) (Эдвин Лемерт, Говард Бекер и Кай Эриксон).
9. Преступность в России.
Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте сравнительный анализ понятиям «человек», «индивид», и «индивидуальность».
2. Приведите примеры формальной негативной и позитивной санкции.
3. Приведите примеры неформальной негативной и позитивной санкции.
4. Каким образом объяснял девиантное поведение Ч. Ломброзо?
5. На чем были обоснованы выводы о причинах девиантного поведения у У.Г. Шелдона?.
Семинар № 7