Культура как фактор социальных изменений




Тематика семинарских занятий.

Семинар № 1 (2 ч.)

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки.

Социологический проект Огюста Конта.

1. Социально-политические учения Конфуция и Мо-цзы (Этот вопрос можно разделить на 2).

2. Первые социальные философы: учения Платона и Аристотеля (Этот вопрос можно разделить на 2).

3. Социально-политические учения эпохи возрождения: теория общества и государства Николо Макиавелли, теория общественного договора Томаса Гоббса. (Этот вопрос можно разделить на 2).

4. Социально-политические учения эпохи просвещения: концепция естественного порядка Ж.Ж. Руссо, идейно-теоретические основы социологической науки в работах Шарля Луи Монтескье. (Этот вопрос можно разделить на 2).

5. Социологический проект Огюста Конта. (Социальная статика и социальная динамика. Учение о трех стадиях интеллектуальной эволюции человечества. Понятие позитивизма в социологии. Значение социологических идей О. Конта. Становление социологии как науки).

Семинар № 2 (2ч.).

Классические социологические теории.

1. Органическая теория Г. Спенсера (Общество как организм. Эволюционизм как главная особенность учения Г. Спенсера. Учение о социальных институтах).

2. Социология Э. Дюркгейма (Учение о коллективном, бессознательном, концепции социальной солидарности и аномии, анализ форм религиозной жизни. Проблема самоубийства).

3. Формальная социология Г. Зиммеля.

4. Теория конфликтов (концепция позитивно-функционального конфликта Льюиса Козера; конфликтная модель общества Ральфа Дарендорфа)

5. М. Вебер и его понимающая социология (Теория идеальных типов, понятие социального действия, концепции рациональности, ценностей, типология власти).

Вопросы для самоконтроля:

1. Что представляет собой основной закон социального развития Г. Спенсера?

2. Что нового внес К. Маркс в подход к пониманию общества?

3. Что представляет собой основной закон социального развития Г. Спенсера?

4. Какие новые принципы социологии были выдвинуты Э. Дюркгеймом?

5. Каковы социологические воззрения М. Вебера? В чем отличались его взгляды от идей К. Маркса и Э. Дюркгейма?

6. Почему учение Г. Зиммеля называют «формальной социологией»?

 

Семинар № 3, 4 (4ч.).

Современные социологические теории.

1. Социология XX в: общая характеристика, особенности, основные парадигмы, направления и периодизация.

2. Американская эмпирическая социология и ее развитие. (Чигагская школа социологии: ее основные этапы, достижения, кризис и значение для последующего развития социологии).

3. Индустриальная социология и теория человеческих отношений. Хоторнский эксперимент.

4. Социометрия и изучение групп в социологии. Творчество Дж. Морено.

5. Теория потребностей А. Маслоу.

6. Макросоциологические парадигмы: функциолизм (Т. Парсонс и Р. Мертон)

7. Микросоциологические парадигмы: символический интеракционизм (ДЖ. Г. Мид, Г. Блумер, Ф. Девис)

8. Микросоциологические парадигмы: теория обмена (Дж. Хоманс и П. Блау)

9. Микросоциологические парадигмы: феноменология (А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукман)

10. Микросоциологические парадигмы: э тнометодологи я (Г. Гарфинкель)

Вопросы для самоконтроля:

1. Почему Т. Парсонс назвал разработанную им концепцию общественного развития структурно-функциональной теорией социальных систем?

2. В чём суть и особенность функционального анализа Р.К.Мертона?

3. В чём суть теории социального конфликта? Назовите её основных представителей?

4. Расскажите об основных концепциях символического интеракционизма.

5. Когда и почему эмпирическая социология выделяется в отдельное направление социологических исследований?

6. Какие новые концепции получили распространение в социологии второй половины XX века.

Семинар № 5

Культура как фактор социальных изменений

1. Социологическое понимание культуры. Структура и функции культуры.

2. Материальная и духовная культура. Феномен массовой культуры: ее признаки и черты. Народная, элитарная культуры. (Обязательно привести примеры по каждому пункту)

3. Ценности, нормы, обычаи и нравы как важнейшие элементы культуры. Социальная роль культуры. (После теоретического раскрытия содержания вопроса, следует обязательно привести примеры по различным странам. Например:

- ценности, нормы, обычаи современного и древнего Китая

- ценности, нормы, обычаи ОАЭ

- ценности, нормы, обычаи Франции и т.п.

Таким образом, выступающий с докладом должен дополнить свой ответ примерами как минимум по двум странам. Приветствуется дополнение этого вопроса и со стороны остальных студентов)

4. Культурная традиция. Культурная интеграция. Субкультура и контркультура. Национальные культуры и этноцентризм. Диалог культур и межкультурное взаимодействие. (Обязательно привести примеры по каждому пункту)

5. Характер социокультурных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Специфические черты и особенности российского национально-культурного типа. (Обязательно привести примеры по каждому пункту)

6. Особенности западной и восточной культуры. (Обязательно привести примеры)

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что понимается под культурным комплексом?

2. Назовите признаки и черты массовой культуры.

3. Чем отличаются обычаи от нравов?

4. Каковы основные социальные функции культуры? Какие из функции культуры наиболее востребованные в России сегодня и почему?

5. Действительно ли наблюдается кризис культуры? В чем и как проявляется кризис культуры, каковы его основания?

6. В чём характер культурных изменений?

7. Каковы причины появления и развития субкультур? В чем их положительное и отрицательное влияние на общество, личность?

Семинар № 6 (2 ч.)

Общество и личность.

1. Теории развития личности: социобиологический и функциональный подходы.

2. Концепция личности Э. Фромма.

3. Социализация личности (детство, подростковый возраст; ранняя зрелость, или молодость; средний возраст, или зрелость; пожилой возраст, или старость; смерть).

4. Этапы развития личности по З Фрейду

5. Понятие девиантного поведения в социологии. Причины девиантного поведения. Способы (причины) объяснения девиантного поведения.

6. Сущность социального контроля. Общественное мнение как форма социального контроля.

7. Теории культурного переноса (теория подражания Г. Тарда; теория дифференциальной ассоциации Эдвина Г. Сазерленда).

8. Теории стигматизации (от греч. stigmo – клеймо) (Эдвин Лемерт, Говард Бекер и Кай Эриксон).

9. Преступность в России.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте сравнительный анализ понятиям «человек», «индивид», и «индивидуальность».

2. Приведите примеры формальной негативной и позитивной санкции.

3. Приведите примеры неформальной негативной и позитивной санкции.

4. Каким образом объяснял девиантное поведение Ч. Ломброзо?

5. На чем были обоснованы выводы о причинах девиантного поведения у У.Г. Шелдона?.

 

Семинар № 7



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: