Xимический комплекс России: перспективы развития




Доклад

По прикладной химии

«ВЗГЛЯД НА ХИМИЧЕСКУЮ ИНДУСТРИЮ РОССИИ XXI ВЕКА»

Выполнила студентка 5 курса

Естественно-географического

факультета, отд «химия-биология»

Фисенко М.А.

 

 

ВОРОНЕЖ-2011

Xимический комплекс России: перспективы развития

Химический комплекс России - базовый сегмент российской экономики, закладывающий основы ее долгосрочного и стабильного развития. Потребителями его продукции являются практически все отрасли промышленности, сельского хозяйства, сфера услуг, торговля, наука, культура и образование, оборонный комплекс. От его состояния и развития зависит уровень национальной конкурентоспособности и темпы роста экономики России в целом.

По данным за прошлый год, в структуре промышленности по объему товарной продукции удельный вес химической и нефтехимической промышленности составляет приблизительно 5,4%. В отрасли сосредоточено около 4,5% основных производственных фондов промышленности страны, а предприятия обеспечивают примерно 4,7% общероссийского объема валютной выручки.

В химической индустрии насчитывается около 800 крупных и средних промышленных предприятий и свыше 100 научных и проектно-конструкторских организаций, опытных и экспериментальных заводов с общей численностью более 740 тыс. человек.

Интенсивное развитие химической промышленности в России во второй половине прошлого века привело к тому, что к 1990м годам потребности внутреннего рынка в химических материалах почти полностью удовлетворялись. По общему объему производства страна вышла на первое место в Европе и второе в мире. Однако затем перестроечные поспешные, порой не продуманные преобразования, "сверхскоростная" приватизация привели к резкому спаду в химическом комплексе России.

Существенно изменилась структура химического комплекса по формам собственности: к настоящему времени в нем имеется самая немногочисленная группа предприятий, оставшихся в собственности государства - менее одного процента акционерных обществ и двух процентов - ФГУП.

Первый этап реформы - переход производственных мощностей в частные руки - на сегодня можно считать практически завершенным. Общемировая практика - консолидация химических производств с нефтехимией и газопереработкой. У нас пока этого не произошло, причина в том, что приватизация и логическое развитие бизнеса проходили в условиях глубокого экономического кризиса, резкого сокращения внутреннего платежеспособного спроса, приведшего к положению, когда 60% продукции отрасли оказались невостребованными.

В результате сырьевые компании, располагающие монопольными позициями, восприняли химическую отрасль не как неотъемлемую часть конкурентоспособного бизнеса, приносящую высокую прибыль, а лишь как одну из не самых выгодных по сравнению с прямыми поставками нефти и газа.

Доля химической продукции в общих объемах продаж российских нефтяных и газовых компаний составляет около 3%, тогда как у зарубежных она близка к 30%.

С 2002 года Россия превратилась в нетто-импортера химической продукции, ввозящего более 50% потребляемых пластмасс, химволокон, лакокрасочных материалов.

Ежегодный прирост продукции (4-6%) происходит за счет экспортабельной ее части - удобрения, каучуки и др. Большая доля в этом приросте - цена природного газа, позволяющая отдельным видам химической продукции быть конкурентоспособной на мировом рынке.

К сожалению, большинство наших технологий - высокоэнергозатратные, безнадежно устаревшие. Страна - крупнейший в мире экспортер углеводородов, а многие российские предприятия этого сырья недополучают.

Крупные нефтяные компании мало внимания уделяют модернизации собственных нефтеперерабатывающих мощностей. (Степень износа оборудования - более 80%, глубина переработки - менее 70%.

 

После длительного периода спада производства в 1999 году наметился подъем химической отрасли. За последние шесть лет (2000-2005 годы) объем производства в отрасли увеличился в 1,45 раза. Рост производства в прошлом году составил 105,5% к уровню 2004 года.

В отрасли созданы такие крупные корпоративные структуры, как "Сибур", "ЛУКОЙЛ-Нефтехим", "Татнефть", "Фосагро", "Еврохим", "Акрон", "Амтел" и другие, на которых выпускается свыше 50% минеральных удобрений, около 40% полимерных материалов, 82% легковых и 95% грузовых автомобильных шин.

Но, несмотря на эту положительную динамику, отрасль находится на 20м месте в мире по объему производства и на 11м - по объему продукции на душу населения.

Позитивные изменения в основном связаны с ростом производства минеральных удобрений, синтетических каучуков, полимерных материалов, шин для легковых автомобилей и других материалов. Достигается это за счет большей загрузки ранее созданных технически конкурентоспособных мощностей и благоприятной конъюнктуры внешнего и внутреннего рынков. За последние пять лет (2000-2005 годы) экспорт увеличился в 2,3 раза.

С точки зрения ресурсного потенциала российские химические производства имеют все шансы для быстрого роста. Но для того чтобы на практике реализовать имеющиеся преимущества и заложить основу для долговременного развития, компаниям отрасли в тесном сотрудничестве с Правительством предстоит разрешить целый комплекс проблем, связанных с повышением эффективности использования сырьевой базы, техническим перевооружением, защитой российских товаров на внешнем рынке, и др. Период инерционного развития отрасли подошел к концу.

В последние годы имеет место тенденция замедления темпов роста. Особую озабоченность вызывает прекращение производства многих видов продукции для оборонных отраслей промышленности. Под угрозой закрытия находится производство всех углеродных материалов, необходимых для изготовления конструкционных композиционных материалов для авиационной, ракетно-космической и атомной промышленности.

Дальнейшее развитие химического комплекса сдерживается целым рядом факторов: недостаточным уровнем научно-технических разработок и их внедрением в промышленность; отсталостью технологий и низкой конкурентоспособностью выпускаемой продукции; ужесточением конкуренции на внешнем и внутреннем рынках; диспаритетом цен и тарифов на продукцию естественных монополий; высокой степенью физического и морального износа оборудования, дефицитом инвестиционных ресурсов; нестабильным обеспечением отрасли углеводородным сырьем (природный и сжиженный газ), на базе которого производится до 80% химической и нефтехимической продукции, и рядом других факторов.

Поддерживать высокие темпы роста и дальше отрасль не сможет физически. По большинству важнейших товарных позиций расти просто некуда - мощности предприятий загружены более чем на 80-90%.

Таким образом, положение дел в химическом комплексе затрудняет решение важнейших социально-экономических проблем, изложенных в посланиях Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации, реализацию важных национальных проектов.

Казалось бы, благоприятная конъюнктура на мировых рынках и рост внутреннего спроса должны способствовать увеличению доходов российских химических компаний и, как следствие, приводить к росту инвестиций.

Однако в реальности дела обстоят иначе - рост мировых цен лишает экспортеров стимулов к повышению качества продукции и снижению ее себестоимости. Между тем благоприятная конъюнктура мировых рынков не вечна, в то время как цена сырья (природного газа и продуктов нефтепереработки) для российских компаний неизбежно будет расти. В результате наши экспортеры либо потеряют позиции на рынке, либо вынуждены будут смириться с почти нулевой рентабельностью бизнеса.

Состояние и развитие химического комплекса обсуждались в Комитете Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям; на научно-практической конференции, организованной Минпромэнерго России и Российским Союзом химиков с участием корпораций, предприятий и организаций отрасли.

В прошлом году были проведены парламентские слушания по стратегии развития химического комплекса. Обстоятельно эти вопросы были обсуждены в марте этого года на съезде Российского Союза химиков.

В настоящее время разработан проект "Стратегии развития химической и нефтехимической промышленности на период до 2015 года", которая должна указать вектор действий в устранении негативных факторов.

Для того чтобы реализовать стратегию развития отрасли, на наш взгляд, нужно модернизировать отрасль за счет частных инвесторов, создав им для этого условия; за счет иностранных инвесторов - предложив им эффективные и прибыльные проекты; за счет бюджетных (в том числе средств инвестиционного фонда) инвестиций в крупномасштабные проекты. Модернизация и техперевооружение не могут происходить без нашей отраслевой науки, которая сегодня вряд ли сможет обеспечить в среднесрочной перспективе потребности химического комплекса конкурентоспособными инновационными проектами. Поэтому придется, вероятно, привлекать зарубежные проекты.

В модернизацию российского химпрома необходимо вложить по меньшей мере 30-35 млрд. долларов. Объем инвестиций в прошлом году составил около 2 млрд. долларов. Если же говорить не только о замене оборудования, но и о значительном увеличении производства, то эти цифры увеличатся в полтора раза. По оценкам специалистов, для полной модернизации химического комплекса требуются ежегодные инвестиции в размере 3-5 млрд. долларов.

Использование зарубежного опыта не исключает необходимости воссоздания отечественного научно-технического потенциала, без участия которого практически невозможно решить задачу устойчивого развития.

Необходимо проанализировать этот потенциал. Оставшиеся государственные НИИ и проектные институты, которые твердо стоят на ногах и имеют перспективу, пусть и продолжают работать, а остальные необходимо объединить в единый центр или присоединить к другим научно-техническим организациям в виде филиалов или отделов.

Нужно развивать корпоративную науку, как это делают многие зарубежные фирмы. Важно задействовать механизм технико-внедренческих зон. Первое место, где его можно было бы опробовать, - это г. Дзержинск Нижегородской области (здесь работает более 20 химических предприятий и проживает около 300 тыс. человек).

Проект стратегии развития химического комплекса предполагается рассмотреть в IV квартале на заседании Правительства Российской Федерации. Эта стратегия определяет направления развития химического комплекса, устанавливает систему приоритетов развития отрасли и пути их реализации на предприятиях, в организациях и в отдельных регионах с учетом специфики химической и нефтехимической промышленности. Служит основой для принятия на государственном уровне мер по развитию химического комплекса, обеспечивающих решение экономических, социальных, оборонных, экологических и других зависящих от химической индустрии проблем развития отдельных отраслей, регионов и экономики в целом; базой для единого понимания роли химического комплекса и перспектив его развития органами исполнительной и законодательной власти различных уровней и бизнесом.

В рамках выбранных направлений предусматривается решение следующих основных задач:

- насыщение рынка конкурентоспособной продукцией, формирование экспортного потенциала и развитие импортозамещающих производств, главным образом за счет более глубокой переработки сырья и использования наукоемких и ресурсосберегающих экологически чистых технологий;

- создание и обновление производственных мощностей с целью выпуска востребованной рынком продукции;

- обеспечение потребности в материалах стратегического назначения;

- проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ по приоритетным направлениям;

- существенное улучшение подготовки высококвалифицированных кадров и воссоздание отраслевой системы повышения квалификации специалистов для химических и нефтехимических предприятий.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: