Дистанционный курс «Увлекательные эксперименты, не выходя из дома»
Продолжительность 72 академ. часа
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела, темы | |
Раздел 1. Астрономия | ||
Тема 1.1. Звезды и созвездия. | ||
Тема 1.2. Солнце и планеты. | ||
Тема 1.3. Закат в коробке. | ||
Тема 1.4. Солнечное затмение. | ||
Тема 1.5. Еще кое-что о солнце. | ||
Тема 1.6. Такая разная луна. | ||
Тема 1.7. Оптический телескоп. | ||
Тема 1.8. Мини-версия солнечной системы. | ||
Раздел 2. Биология. | ||
Тема 2.1. Листопад на бумаге. | ||
Тема 2.2. Аленький цветочек. | ||
Тема 2.3. Творчество из того, что есть на кухне. | ||
Тема 2.4. Муравейник в банке. | ||
Тема 2.5. Уход за растениями дома. | ||
Тема 2.6. Мини-теплица. | ||
Раздел 3. Химия. | ||
Тема 3.1. Кислоты и щелочи. | ||
Тема 3.2. Самодельный крахмал. | ||
Тема 3.3. Вездесущий углерод. | ||
Тема 3.4. Шпионские чернила. | ||
Тема 3.5. Новая свеча. | ||
Тема 3.6. Смешивание. | ||
Тема 3.7. Кристалл на нитке. | ||
Раздел 4. Физика. | ||
Тема 4.1. Мини-гитара. | ||
Тема 4.2. Превращение в белый. | ||
Тема 4.3. Парашюты. | ||
Тема 4.4. Сломается ли скорлупа? | ||
Тема 4.5. Измерение температуры. | ||
Тема 4.6. Облако в бутылке. | ||
Тема 4.7. Электризация. | ||
Тема 4.8. Магнитные явления. | ||
Раздел 5. Геология и география. | ||
Тема 5.1. Окаменелость. | ||
Тема 5.2. Путешествие к центру Земли. | ||
Тема 5.3. Водоемы. | ||
Тема 5.4. Осторожно, смог! | ||
Тема 5.5. Атмосфера: торнадо. | ||
Тема 5.6. Атмосфера: дождь. | ||
Тема 5.7. Глобус из подручных материалов. | ||
ИТОГО |
|
Содержание изучаемого курса (программы)
Раздел 1. Астрономия.
Тема 1.1. Звезды и созвездия.
Теория: Звезды. Как астрономы наблюдают за звездами? Самые яркие звезды. Созвездия. Самые известные созвездия. Млечный путь и другие галактики.
Практика: Эксперимент «Посмотри на звезды средь бела дня».
Материалы: бумага, дырокол, картон, белый конверт, настольная лампа.
Тема 1.2. Солнце и планеты.
Теория: Образование, строение, особенности солнца. Планеты – гиганты. Юпитер. Сатурн. Уран. Нептун. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Марс. Карликовые планеты. Плутон. Эрида. Макемаке. Церера. Хаумеа.
Практика: Эксперимент «Вращение Земли вокруг Солнца, а Луны вокруг Земли».
Материалы: пластиковая бутылка, надувной шар, пластилин, проволока, скотч, соломинка для коктейля.
Тема 1.3. Закат в коробке.
Практика: Эксперимент «Почему небо на закате меняет цвет?»
Материалы: прозрачная пластиковая коробочка, вода, молоко, фонарик.
Тема 1.4. Солнечное затмение.
Теория: Солнечное затмение.
Практика: Эксперимент «Смоделируй затмение своими силами».
Материалы: теннисный мячик, шарик для пинг-понга, фонарик.
Тема 1.5. Еще кое-что о солнце.
Теория: Характеристики солнца. Солнечные часы.
Практика: Эксперименты «Создай солнечные часы», «Измерь диаметр Солнца».
Материалы: 2 листа картона, линейка, пластилин, циркуль, карандаш, ножницы, картонная коробка.
Тема 1.6. Такая разная Луна.
Теория: Фазы луны.
|
Практика: Эксперимент «изучи фазы Луны».
Материалы: коробка для обуви, черная краска, ножницы, пластилин, шарик для пинг-понга, фонарик.
Тема 1.7. Оптический телескоп.
Теория: Какие бывают телескопы.
Практика: Эксперимент «Сконструируй простейший телескоп с двумя линзами».
Материалы: настольная лампа, красный картон, маркер, ножницы, скотч, 2 увеличительных стекла, пластилин.
Тема 1.8. Мини-версия солнечной системы.
Теория: Строение Солнечной системы.
Практика: Эксперимент «Сделай модель Солнечной системы».
Материалы: газета, ведро с водой, краски, бумага, 2 бамбуковые палочки, нитки, скотч, иголка, фонарик.
Раздел 2. Биология.
Тема 2.1. Листопад на бумаге.
Теория: Строение листьев разных дерев.
Практика: Эксперимент «Листопад на бумаге».
Материалы: листья разных деревьев, стакан с водой, гуашь, кисточки, бумага.
Тема 2.2. Аленький цветочек.
Теория: Жизнедеятельность растений.
Практика: Эксперимент «Аленький цветочек».
Материалы: стакан с водой, белая хризантема, красный пищевой краситель, сахар рафинад, ваза или высокий стакан, ножницы.
Тема 2.3. Творчество из того, что есть на кухне.
Теория: Растения в нашей жизни. Экологически чистые продукты.
Практика: Эксперименты «Самодельная краска», «Самодельный клей».
Материалы: стакан с водой, свекла, терка, формочка для льда, бумага, кисточки, мука, вода, стеклянная банка, ложка.
Тема 2.4. Муравейник в банке.
Теория: Организация жизни животных и насекомых.
Практика: Эксперимент «Организуй муравьиную ферму».
Материалы: стеклянная банка, земля, фольга, носок, ножницы, ложка, мед, свежие листья, резиновые перчатки.
|
Тема 2.5. Уход за растениями дома.
Теория: Как правильно ухаживать за домашними растениями.
Практика: Эксперимент «Пересади растение».
Материалы: 2-3 цветка разных видов, пустой горшок, пульверизатор, бамбуковые палочки, нитка, тряпка или салфетка.
Тема 2.6 Мини-теплица.
Теория: Что такое теплица и для чего нужна.
Практика: Эксперимент «Вырасти что-нибудь в мини-теплице».
Материалы: прозрачная пластиковая бутылка, грунт для рассады, рассада или семена растений, широкий скотч, ножницы.
Раздел 3. Химия.
Тема 3.1. Кислоты и щелочи.
Теория: Кислоты. Щелочи. Индикаторы. Кислоты, щелочи и шкала рН.
Практика: Эксперименты «Умный йод», «Природный индикатор щелочи и кислоты».
Материалы: сырой картофель, яблоко, банан, хлеб, крахмал, нож, вода, чайная ложка, спиртовой раствор йода, прозрачный стакан, кастрюля, краснокочанная капуста, пищевая сода, формочки для льда, 3 стакана, миска, дуршлаг, уксус.
Тема 3.2. Самодельный крахмал.
Теория: Крахмал.
Практика: «Выдели из картофеля крахмал».
Материалы: 5 больших картофелин, терка, миска, вода, сито.
Тема 3.3. Вездесущий углерод.
Теория: Углерод.
Практика: Эксперимент «Убедись в том, что углерод содержится почти всюду».
Материалы: свеча, бумага, карандаш, листья дерева, сахар, металлическая крышка от банки, щипцы, миска с водой.
Тема 3.4. Шпионские чернила.
Практика: Эксперимент «Напиши невидимое сообщение и сделай его видимым».
Материалы: лимонный сок, палочка с ватой, лист бумаги, утюг.
Тема 3.5. Новая свеча.
Теория: Свечи.
Практика: Эксперимент «Сделай новую свечу из остатков старых».
Материалы: остатки старых свечей, сковорода, толстая нитка, ложка, шило, стаканчик или подсвечник.
Тема 3.6. Смешивание.
Теория: Смеси. Жидкости Виды. Типы.
Практика: Эксперимент «Выясни какие жидкости можно смешивать с водой».
Материалы: разные жидкости (растительное масло, сок, жидкий крем, чернила, моющее средство, молоко, уксус, машинное масло и так далее), стаканчики, банка с водой, палочки для размешивания.
Тема 3.7. Кристалл на нитке.
Теория: Кристаллы.
Практика: Эксперимент «Вырасти свой кристалл на нитке».
Материалы: соль или сахар, кастрюля, стакан, нитка, вода, плита.
Раздел 4. Физика.
Тема 4.1. Мини-гитара.
Теория: Звук.
Практика: Эксперимент «Сделай щипковый музыкальный инструмент».
Материалы: пустой спичечный коробок,4 тонкие резинки, кусочек дерева или фанеры, нож или лобзик.
Тема 4.2. Превращение в белый.
Теория: Цвет.
Практика: Эксперимент «Посмотри, как разные цвета сливаются в белый».
Материалы: цветные карандаши, белый картон, циркуль, транспортир, простой карандаш, ножницы.
Тема 4.3. Парашюты.
Теория: Сопротивление воздуха.
Практика: Эксперимент «Выясни как разные материалы справляются с сопротивлением воздуха».
Материалы: пластиковый пакет, нитки, пластилин, носовой платок, бумага, ножницы, дырокол, секундомер.
Тема 4.4. Сломается ли скорлупа?
Теория: Прочность материалов.
Практика: Эксперимент «Выясни прочность яичной скорлупы».
Материалы: 2 свежих яйца, скотч, ножницы, большая консервная банка и несколько маленьких прочный картон, кухонные весы.
Тема 4.5. Измерение температуры.
Теория: Температура.
Практика: Эксперимент «Сделай простейший термометр из подручных средств».
Материалы: пищевой краситель, прозрачная бутылка, маркер, холодная вода, пластилин, картон, скотч, соломинка для коктейля.
Тема 4.6. Облако в бутылке.
Теория: Образование облаков.
Практика: Эксперимент «Узнай, как образуются облака».
Материалы: прозрачная пластиковая бутылка с герметичной крышкой, теплая вода, спички.
Тема 4.7. Электризация.
Теория: Что такое статистическое электричество?
Практика: Эксперименты на доказательство существования статического электричества: «Умный шарик», «Приклей шарик», «Вода и расческа».
Материалы: Воздушные шарики, пустая алюминиевая банка, шерстяная вещь (свитер, шарф, плед), пластиковая сухая расческа, кран с водой.
Тема 4.8. Магнитные явления.
Теория: Что такое магнит? Магнитное поле.
Практика: Эксперимент «Сделай компас из подручных материалов».
Материалы: иголка, пробка от винной бутылки, неметаллическая миска, нож, магнит, вода, настоящий компас.
Раздел 5. Геология и география.
Тема 5.1. Окаменелость.
Практика: Эксперимент «Сделай слепок собственного следа».
Материалы: двухлитровая коробка от сока, ведро песка, маленькая чашка, большой стакан, вода, алебастр, ножницы.
Тема 5.2. Путешествие к центру Земли.
Теория: Строение Земли.
Практика: Эксперимент «Представь, что яблоко – это наша планета».
Материалы: яблоко, нож для овощей, чернильная губка, лист бумаги, ручка линейка.
Тема 5.3. Водоемы.
Теория: Водоемы.
Практика: Эксперимент «Узнай, как образуются водоемы».
Материалы: листы бумаги и картона одинакового размера, пульверизатор, вода, пищевой краситель.
Тема 5.4. Осторожно, смог!
Теория: Смог.
Практика: Эксперимент «Узнай, как образуется смог».
Материалы: стеклянная банка, вода, фольга, кубики льда, бумага, ножницы, спички, нитка.
Тема 5.5. Атмосфера: торнадо.
Теория: Торнадо.
Практика: Эксперимент «Торнадо в банке».
Материалы: жидкость для мытья посуды, вода, блестки, банка 1-1,5 л с крышкой.
Тема 5.6. Атмосфера: дождь.
Теория: Дожди.
Практика: Эксперимент «Дождь в банке».
Материалы: пена для бритья, прозрачная стеклянная банка, холодная вода, пищевой краситель, пипетка.
Тема 5.7. Глобус из подручных материалов.
Практика: Эксперимент «Сделай глобус своими руками».
Материалы: образец (карта мира), ручка, газета и белая бумага, ведро с водой, краски, кисти, подставка для СD дисков, скотч, клей, нитки.