Ознакомьтесь с видеолекцией (Темы 2 и 3, 0:16:35-0:47:15)




Лекция № 2

Периодизация историко - философского процесса.

Философия как учение о человеке

Ознакомьтесь с Лекцией № 2 в текстовом формате.

Ознакомьтесь с видеолекцией (Темы 2 и 3, 0:16:35-0:47:15)

3. Ответьте на контрольные вопросы в конце документа.

Теперь же, когда мы ознакомились с самыми основными философскими понятиями, стоит обратить самое пристальное внимание на периодизацию историко-философского процесса, которая отражает не только актуальные для различных эпох проблемы философии, но и неукротимое развитие философской мысли.

Зарождение философии произошло в 6-7 веках до нашей эры в трёх основных центрах: Индии, Китае и Древней Греции, рождая, соответственно, течения восточной и западной философии. Эти течения, в силу влияния целого ряда факторов, таких, как культурные особенности, климатические условия и общественный строй, приобрели яркие отличительные черты. Давайте разберём их поподробнее.

Западная философия опирается на рациональность и часто отделена от религии. Её представления отделяют человека от мира, мир становится инструментом для достижения поставленных целей. Человек в западной философии экстравертен, направлен в первую очередь на окружающий мир и постижение его закономерностей.

Восточная философия опирается на иррациональность и неотделима от религии. Стоит отметить, что иррациональность не означает неразумность. Это скорее означает более широкое использование интуиции и внутреннего опыта. Представления восточной философии подчёркивают нерушимую связь человека и мира. Человек в восточной философии интровертен, он познаёт мир через себя, поскольку и сам является частью мира.

Восточная философия отличается стабильностью представлений и сильным традиционализмом. В то же время западная философия претерпевала на каждом из этапов исторического развития множество изменений, возрождений и метаморфоз. По этой причине мы сконцентрируем теперь своё внимание на динамике развития западной философии, вкратце затронув основные периоды её развития.

Начать стоит с периода античной философии, с 7 в. до н.э. до 3 в н.э.

Главной характеристикой этого периода являлся космоцентризм - стремление постичь природу, космос, человека как единое целое, вскрыв первоосновы бытия. Под космосом понималось, разумеется, не космическое пространство, а порядок, противостоящий хаосу. Космос рассматривался как огромный, пугающий и непознанный, но в то же время гармоничный и упорядоченный.

В рамках периода античной философии выделяют три подпериода.

В течение натурфилософского подпериода античной философии в качестве центральной проблемы рассматривался поиск первоосновы всего сущего, единого начала существующего многообразия. Важнейшую роль играла натурфилософия - это философия природы и первая форма научного знания. В качестве первоначала мыслители того времени предлагали как стихии (огонь, вода, воздух), так и нейтральные элементы, породившие всё многообразие мира (атомы, апейрон).

Представителями натурфилософского периода являются Фалес, Пифагор, Парменид, Гераклит, Демокрит и многие другие.

Классический подпериод античной философии ознаменовался появлением первых по-настоящему комплексных философских систем. Центральными темами подпериода стали человек, культура и общество. Эти темы нашли своё отражение в деятельности софистов, этических построениях Сократа, идеальном государстве Платона и множестве других трудов.

Последним подпериодом античной философии является эпоха эллинизма, сущность философии которой была сформирована в результате крушения греческой системы полисов (или городов-государств) после завоеваний Александра Македонского.

Философия из теоретической системы превращается в умонастроение и выражает, прежде всего, самоощущение человека, потерявшего себя в новом враждебном мире.

Центральной идеей эпохи эллинизма является формирование образа мудреца, который воплощает в себе идеал достойного поведения.

Именно в рамках этого подпериода рождаются и развиваются стоики, киники, эпикурейцы и скептики.

Следующий период развития философской мысли носит название средневековой философии. Этот период, продолжался с третьего по четырнадцатый века. Главной характеристикой средневековой философии является теоцентризм, в соответствии с которым бытие определяется Богом. Бог является абсолютом, источником бытия и всякого блага. Смысл жизни человека при этом лежит в почитание Бога и служение ему.

Главным принципом онтологии становится креационизм. Иными словами, бытие сотворено Богом.

Главным принципом гносеологии (или познания) становится откровение – внезапное озарение, полученное от Бога.

Философия получила роль служанки богословия, которая, тем не менее, выполняла очень важную функцию. Пусть вера и стояла выше разума, но разум всё же был решительно необходим для обоснования веры. Таким образом, главным вопросом философии в период средневековья был вопрос соотношения веры и разума.

Средневековая философия развивалась в двух направлениях: христианском и арабо-мусульманском. Христианская философия, в свою очередь, породила патристику и схоластику.

Патристика, основанная на трудах так называемых «отцов церкви» - это более ранее, по сравнению со схоластикой, направление средневековой христианской философии, которое занималось в основном защитой учения церкви от искажений и критикой еретических учений.

Схоластика, в свою очередь, которую порой непосредственно и называют средневековой философией, занималась проблемой соотношения веры и разума, рациональным обоснованием веры. Схоласты видели путь постижения Бога в логике и рассуждении.

Теперь давайте перейдём к следующему этапу в процессе путешествия философской мысли: Эпохе Возрождения. Этот период, длившийся с 15 по 17 века, характеризуется поворотом центральной идеи к антропоцентризму, согласно которому человек есть центр и высшая ценность мироздания. Возможности человека оцениваются как воистину безграничные. Схоластика подвергается критике за ригидность и догматизм, а церковь – за накопление богатств, выдачу индульгенций и превращение в организацию-посредника между Богом и верующими.

Среди представителей философии эпохи Возрождения можно отметить следующие имена: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Николай Кузанский, Эразм Роттердамский, Джордано Бруно.

Философия Нового времени (17-19 века) – это период, в рамках которого главным принципом стал наукоцентризм. Именно наука становится ведущей культуротворческой силой, определяющей развитие человечества. Начинается становление капитализма, бурное развитие науки и техники. Распространяется экспериментально-математическое мировоззрение. Одной из центральных проблем философии становится проблема поиска универсального метода познания, применимого к любым наукам с целью постижения потенциально бесконечного массива знаний. Философия становится служанкой науки.

Среди представителей философии нового времени Рене Декарт, Бенедикт Барух Спиноза, Готфрид Вильгельм Лейбниц, Джон Локк, Джордж Беркли и Дэвид Юм, Эммануил Кант, Георг Вильгельм Фридрих Гегель и Карл Маркс.

Основными направлениями философии Нового Времени являются:

Рационализм Декарта и Эмпиризм Бэкона

Кантианство, основанное на критической философии Канта

Позитивизм Огюста Конта

Гегельянство, основу которого составили труды Гегеля

Марксизм

Период современной философии, начало которого относится к 20 веку, ассоциируется с переоценкой ценностей и сменой философской парадигмы. Меняется сам характер постановки философских проблем.

Философское мышление отходит от жёсткого деления философских школ на основе материализма и идеализма, от рационализма как единственного способа философствования, от догматизма авторитетов.

В философском мышлении расцветает плюрализм, позволяющий самым разным учениям, порой диаметрально противоположным друг другу, сосуществовать в едином пространстве, взаимодействуя через диалог. Объектами изучения философии становятся всё новые сферы бытия, что рождает философию науки, спорта, культуры, политики и так далее.

Важной характеристикой современной философии является антропоцентризм, который, в отличие от антропоцентризма Эпохи Возрождения, стремится рассмотреть человека во всей его целостности, противоречивости и одиночестве. Поднимаются также вопросы о смысле существования всего человечества, о кризисе человека и истории.

Современная философия подразделяется на 2 течения по географическому признаку.

Аналитическая (или англо-американская) философия определяет философские проблемы как лежащие в области языка, и поэтому их решение связано с анализом языковых выражений. Для аналитической философии характерны такие качества, как акцентированная строгость, точность используемой терминологии, сдержанное отношение к широким философским обобщениям, абстракциям и спекулятивным рассуждениям.

К аналитическому течению принадлежат такие мыслители, как Готлоб Фреге, Джордж Эдвард Мур, Бертран Рассел и Людвиг Витгенштейн

Континентальная философия, в свою очередь, объединяет философские направления, которые получили своё распространение на территории континентальной Европы.

К этим направлениям относятся:

Феноменология Гуссерля

Экзистенциализм, акцентирующий своё внимание на бытии человека и трудностях, с которыми он сталкивается на своём жизненном пути

Герменевтика, основу которой составляет интерпретация литературных текстов.

Психоанализ Зигмунда Фрейда.

И множество других направлений.

Представителями континентальной философии являются:

Серён Кьеркегор, Мишель Фуко, Жан Бодрийяр и др.

Ну а теперь, когда мы затронули все основные этапы периодизации историко-философского процесса, перейдём, пожалуй, к теме, важность которой в философии сложно переоценить. Поговорим о человеке.

Универсального определения человека, которое разделяли бы все науки, не существует. Тем не менее, в наших силах раскрыть представления о сущности человека через призму биологии, психологии и философии, собрав из полученных фрагментов целостный образ человеческой сущности.

Если мы посмотрим на человека с точки зрения биологии, он относится к царству животных. С животными человек разделяет немало общих признаков. Согласно зоологической классификации человек относится к отряду приматов, семейству гоминидов, роду – человек (Homo), виду – человек разумный (Homo sapiens).

А что же мы можем сказать про ключевые отличия человека от животных?

Человек обладает мышлением и членораздельной речью

Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности

Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создаёт столь необходимые ему материальные и духовные блага и ценности

Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их в качестве средства производства материальных благ

Наконец, человек воспроизводит не только лишь свою биологическую сущность, и поэтому должен удовлетворять не только материальные, но и духовные потребности

Теперь обратимся к человеку с точки зрения психологии – одной из самых популярных на данный момент наук о человеке.

Психология изучает человека, опираясь на закономерности его психической жизни. Различные направления психологии раскрывают отдельные аспекты природы человека, и иногда входят в противоречия друг с другом.

Тем не менее, в настоящее время практически во всех психологических школах и направлениях достигнуто понимание того, что при анализе психики и структуры личности следует учитывать биосоциальную природу человека, сознательную и бессознательную психические сферы, а также единство познавательной, эмоциональной и волевой областей личности.

Приведём несколько примеров.

Психоанализ является одним из наиболее известных направлений в психологии. Его основоположником является Зигмунд Фрейд.

Фрейд считал, что большая часть психической жизни проходит в рамках бессознательного (6\7). Осознаваемая её часть несоизмерима (1\7). Навязчивое поведение, фоновая тревожность, фобии – всё это является частью скрытых проявлений психической жизни.

Структура личности по Фрейду состоит из 3 элементов: Id(оно), Ego(Я), Super-Ego(Сверх-Я).

Id-это первоначальная центральная часть личности, служащая источником энергии для личности в целом, и принадлежащая к бессознательному.

Ego развивается из Id. Оно постоянно находится под давлением внешних импульсов среды и внутренних импульсов Id. Постепенно развиваясь, Ego приобретает контроль над требованиями Id.

Super-ego развивается из Ego, и является его судьёй и цензором. В нём существуют нормативы поведения, выработанные обществом.

Совершенно иной подход к человеку демонстрирует гештальтпсихология. Термин «гештальт» довольно сложно перевести ввиду отсутствия прямых аналогов в русском и английском языке. Образ, форма, структура, организованное целое – примерные значения гештальта, существенно зависящие от контекста.

В гештальтпсихологии важно оценивать поведение человека целостно, не разбивая его на отдельные поступки. Отдельно взятая часть никакого представления о целом не даёт.

Одно из центральных понятий гештальтпсихологии - отношения между фигурой (доминирующей потребностью) и фоном.

Фигура-это доминирующая потребность: желание, мысль или чувство, преобладающее на данный момент. Как только потребность была удовлетворена, она переходит в область фона, теряет свою значимость. На её место перемещается новый гештальт. Когда потребность удовлетворить невозможно, она частично остаётся актуализированной, и в дальнейшем может повлиять на поведение человека.

Фон вторичен, он отражает всё то, что не относится к фигуре в рамках человеческого восприятия.

Таким образом, мы приходим к выводу о том, что современная наука в целом говорит о биосоциальной природе человека, которая выражается в рамках следующих терминов:

Индивид – это биологическая характеристика природы человека, которая выражается фенотипом и генотипом. Индивидом человек рождается

Генотип - это совокупность всех наследственных факторов организма

Фенотип – это совокупность всех признаков и свойств организма, сложившихся в процессе индивидуального развития генотипа

Личность – это социальная характеристика человека. Личностью не рождаются, а становятся в процессе усвоения норм и ценностей общества, т.е. в процессе социализации

Индивидуальность – это неповторимое своеобразие какого-либо явления, в том числе отдельного человека. Современный человек ценит свою индивидуальность, но далеко не всегда понимает, что является её выражением.

Представления о человеке в рамках философского знания существенно варьируются в зависимости от этапа историко-философского развития. И, тем не менее, существует целый ряд вечных вопросов, которые философия не устаёт задавать, вне зависимости от эпохи и смены парадигм.

Насколько близок человек к природе?

Как соотносятся в человеке биологическое и социальное, телесное и духовное?

Какое место человек занимает в бытии?

Наконец, какие качества (или добродетели) являются для человека определяющими?

Тема взаимоотношений человека и природе будет нами затронута чуть дальше по течению, а проблемы поиска человеком своего места в структуре бытия были частично отражены в периодизации историко-философского процесса. Поэтому нам следует сконцентрироваться на примерах того, как философские системы устанавливают определяющие для человека качества.

Так, если мы обратимся к эпохе эллинизма, и в частности, к кинизму и стоицизму, то обнаружим, что в рамках этих философских школ набор добродетелей истинного мудреца существенно разнится, и зависит от представлений каждой школы об устройстве бытия.

Киники признавали ведущими такие добродетели, как естественность, свободу от лишних вещей, верность, храбрость и благодарность. Эти добродетели позволяли мудрецу быть стойким, независимым и свободным от всякого рода условностей. Такому человеку нечего терять, кроме самого себя, а значит, он достигает в рамках враждебного бытия истинной свободы.

В то же время стоики считали главенствующими добродетели невозмутимости, чувства долга и признания неотвратимости судьбы. Названные качества должны были привести человека к пути следования законам бытия, самому разумному из возможных путей.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные черты восточной и западной философии

2. Дайте характеристику античного периода развития философии и трёх его подпериодов

3. Назовите особенности средневековой философии, раскройте сущность патристики и схоластики

4. Назовите особенности философии Эпохи Возрождения

5. Назовите особенности философии Нового Времени

6. Дайте характеристику современной философии, её континентального и аналитического направлений

7. Охарактеризуйте сущность понятия «человек» с точки зрения биологии и психологии

8. Назовите основные определения, раскрывающие биосоциальную природу человека

9. Назовите основные вопросы философии, которые отражают философские представления о человеке

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: