Лекция № 2
Периодизация историко - философского процесса.
Философия как учение о человеке
Ознакомьтесь с Лекцией № 2 в текстовом формате.
Ознакомьтесь с видеолекцией (Темы 2 и 3, 0:16:35-0:47:15)
3. Ответьте на контрольные вопросы в конце документа.
Теперь же, когда мы ознакомились с самыми основными философскими понятиями, стоит обратить самое пристальное внимание на периодизацию историко-философского процесса, которая отражает не только актуальные для различных эпох проблемы философии, но и неукротимое развитие философской мысли.
Зарождение философии произошло в 6-7 веках до нашей эры в трёх основных центрах: Индии, Китае и Древней Греции, рождая, соответственно, течения восточной и западной философии. Эти течения, в силу влияния целого ряда факторов, таких, как культурные особенности, климатические условия и общественный строй, приобрели яркие отличительные черты. Давайте разберём их поподробнее.
Западная философия опирается на рациональность и часто отделена от религии. Её представления отделяют человека от мира, мир становится инструментом для достижения поставленных целей. Человек в западной философии экстравертен, направлен в первую очередь на окружающий мир и постижение его закономерностей.
Восточная философия опирается на иррациональность и неотделима от религии. Стоит отметить, что иррациональность не означает неразумность. Это скорее означает более широкое использование интуиции и внутреннего опыта. Представления восточной философии подчёркивают нерушимую связь человека и мира. Человек в восточной философии интровертен, он познаёт мир через себя, поскольку и сам является частью мира.
|
Восточная философия отличается стабильностью представлений и сильным традиционализмом. В то же время западная философия претерпевала на каждом из этапов исторического развития множество изменений, возрождений и метаморфоз. По этой причине мы сконцентрируем теперь своё внимание на динамике развития западной философии, вкратце затронув основные периоды её развития.
Начать стоит с периода античной философии, с 7 в. до н.э. до 3 в н.э.
Главной характеристикой этого периода являлся космоцентризм - стремление постичь природу, космос, человека как единое целое, вскрыв первоосновы бытия. Под космосом понималось, разумеется, не космическое пространство, а порядок, противостоящий хаосу. Космос рассматривался как огромный, пугающий и непознанный, но в то же время гармоничный и упорядоченный.
В рамках периода античной философии выделяют три подпериода.
В течение натурфилософского подпериода античной философии в качестве центральной проблемы рассматривался поиск первоосновы всего сущего, единого начала существующего многообразия. Важнейшую роль играла натурфилософия - это философия природы и первая форма научного знания. В качестве первоначала мыслители того времени предлагали как стихии (огонь, вода, воздух), так и нейтральные элементы, породившие всё многообразие мира (атомы, апейрон).
Представителями натурфилософского периода являются Фалес, Пифагор, Парменид, Гераклит, Демокрит и многие другие.
Классический подпериод античной философии ознаменовался появлением первых по-настоящему комплексных философских систем. Центральными темами подпериода стали человек, культура и общество. Эти темы нашли своё отражение в деятельности софистов, этических построениях Сократа, идеальном государстве Платона и множестве других трудов.
|
Последним подпериодом античной философии является эпоха эллинизма, сущность философии которой была сформирована в результате крушения греческой системы полисов (или городов-государств) после завоеваний Александра Македонского.
Философия из теоретической системы превращается в умонастроение и выражает, прежде всего, самоощущение человека, потерявшего себя в новом враждебном мире.
Центральной идеей эпохи эллинизма является формирование образа мудреца, который воплощает в себе идеал достойного поведения.
Именно в рамках этого подпериода рождаются и развиваются стоики, киники, эпикурейцы и скептики.
Следующий период развития философской мысли носит название средневековой философии. Этот период, продолжался с третьего по четырнадцатый века. Главной характеристикой средневековой философии является теоцентризм, в соответствии с которым бытие определяется Богом. Бог является абсолютом, источником бытия и всякого блага. Смысл жизни человека при этом лежит в почитание Бога и служение ему.
Главным принципом онтологии становится креационизм. Иными словами, бытие сотворено Богом.
Главным принципом гносеологии (или познания) становится откровение – внезапное озарение, полученное от Бога.
Философия получила роль служанки богословия, которая, тем не менее, выполняла очень важную функцию. Пусть вера и стояла выше разума, но разум всё же был решительно необходим для обоснования веры. Таким образом, главным вопросом философии в период средневековья был вопрос соотношения веры и разума.
|
Средневековая философия развивалась в двух направлениях: христианском и арабо-мусульманском. Христианская философия, в свою очередь, породила патристику и схоластику.
Патристика, основанная на трудах так называемых «отцов церкви» - это более ранее, по сравнению со схоластикой, направление средневековой христианской философии, которое занималось в основном защитой учения церкви от искажений и критикой еретических учений.
Схоластика, в свою очередь, которую порой непосредственно и называют средневековой философией, занималась проблемой соотношения веры и разума, рациональным обоснованием веры. Схоласты видели путь постижения Бога в логике и рассуждении.
Теперь давайте перейдём к следующему этапу в процессе путешествия философской мысли: Эпохе Возрождения. Этот период, длившийся с 15 по 17 века, характеризуется поворотом центральной идеи к антропоцентризму, согласно которому человек есть центр и высшая ценность мироздания. Возможности человека оцениваются как воистину безграничные. Схоластика подвергается критике за ригидность и догматизм, а церковь – за накопление богатств, выдачу индульгенций и превращение в организацию-посредника между Богом и верующими.
Среди представителей философии эпохи Возрождения можно отметить следующие имена: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Николай Кузанский, Эразм Роттердамский, Джордано Бруно.
Философия Нового времени (17-19 века) – это период, в рамках которого главным принципом стал наукоцентризм. Именно наука становится ведущей культуротворческой силой, определяющей развитие человечества. Начинается становление капитализма, бурное развитие науки и техники. Распространяется экспериментально-математическое мировоззрение. Одной из центральных проблем философии становится проблема поиска универсального метода познания, применимого к любым наукам с целью постижения потенциально бесконечного массива знаний. Философия становится служанкой науки.
Среди представителей философии нового времени Рене Декарт, Бенедикт Барух Спиноза, Готфрид Вильгельм Лейбниц, Джон Локк, Джордж Беркли и Дэвид Юм, Эммануил Кант, Георг Вильгельм Фридрих Гегель и Карл Маркс.
Основными направлениями философии Нового Времени являются:
Рационализм Декарта и Эмпиризм Бэкона
Кантианство, основанное на критической философии Канта
Позитивизм Огюста Конта
Гегельянство, основу которого составили труды Гегеля
Марксизм
Период современной философии, начало которого относится к 20 веку, ассоциируется с переоценкой ценностей и сменой философской парадигмы. Меняется сам характер постановки философских проблем.
Философское мышление отходит от жёсткого деления философских школ на основе материализма и идеализма, от рационализма как единственного способа философствования, от догматизма авторитетов.
В философском мышлении расцветает плюрализм, позволяющий самым разным учениям, порой диаметрально противоположным друг другу, сосуществовать в едином пространстве, взаимодействуя через диалог. Объектами изучения философии становятся всё новые сферы бытия, что рождает философию науки, спорта, культуры, политики и так далее.
Важной характеристикой современной философии является антропоцентризм, который, в отличие от антропоцентризма Эпохи Возрождения, стремится рассмотреть человека во всей его целостности, противоречивости и одиночестве. Поднимаются также вопросы о смысле существования всего человечества, о кризисе человека и истории.
Современная философия подразделяется на 2 течения по географическому признаку.
Аналитическая (или англо-американская) философия определяет философские проблемы как лежащие в области языка, и поэтому их решение связано с анализом языковых выражений. Для аналитической философии характерны такие качества, как акцентированная строгость, точность используемой терминологии, сдержанное отношение к широким философским обобщениям, абстракциям и спекулятивным рассуждениям.
К аналитическому течению принадлежат такие мыслители, как Готлоб Фреге, Джордж Эдвард Мур, Бертран Рассел и Людвиг Витгенштейн
Континентальная философия, в свою очередь, объединяет философские направления, которые получили своё распространение на территории континентальной Европы.
К этим направлениям относятся:
Феноменология Гуссерля
Экзистенциализм, акцентирующий своё внимание на бытии человека и трудностях, с которыми он сталкивается на своём жизненном пути
Герменевтика, основу которой составляет интерпретация литературных текстов.
Психоанализ Зигмунда Фрейда.
И множество других направлений.
Представителями континентальной философии являются:
Серён Кьеркегор, Мишель Фуко, Жан Бодрийяр и др.
Ну а теперь, когда мы затронули все основные этапы периодизации историко-философского процесса, перейдём, пожалуй, к теме, важность которой в философии сложно переоценить. Поговорим о человеке.
Универсального определения человека, которое разделяли бы все науки, не существует. Тем не менее, в наших силах раскрыть представления о сущности человека через призму биологии, психологии и философии, собрав из полученных фрагментов целостный образ человеческой сущности.
Если мы посмотрим на человека с точки зрения биологии, он относится к царству животных. С животными человек разделяет немало общих признаков. Согласно зоологической классификации человек относится к отряду приматов, семейству гоминидов, роду – человек (Homo), виду – человек разумный (Homo sapiens).
А что же мы можем сказать про ключевые отличия человека от животных?
Человек обладает мышлением и членораздельной речью
Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности
Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создаёт столь необходимые ему материальные и духовные блага и ценности
Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их в качестве средства производства материальных благ
Наконец, человек воспроизводит не только лишь свою биологическую сущность, и поэтому должен удовлетворять не только материальные, но и духовные потребности
Теперь обратимся к человеку с точки зрения психологии – одной из самых популярных на данный момент наук о человеке.
Психология изучает человека, опираясь на закономерности его психической жизни. Различные направления психологии раскрывают отдельные аспекты природы человека, и иногда входят в противоречия друг с другом.
Тем не менее, в настоящее время практически во всех психологических школах и направлениях достигнуто понимание того, что при анализе психики и структуры личности следует учитывать биосоциальную природу человека, сознательную и бессознательную психические сферы, а также единство познавательной, эмоциональной и волевой областей личности.
Приведём несколько примеров.
Психоанализ является одним из наиболее известных направлений в психологии. Его основоположником является Зигмунд Фрейд.
Фрейд считал, что большая часть психической жизни проходит в рамках бессознательного (6\7). Осознаваемая её часть несоизмерима (1\7). Навязчивое поведение, фоновая тревожность, фобии – всё это является частью скрытых проявлений психической жизни.
Структура личности по Фрейду состоит из 3 элементов: Id(оно), Ego(Я), Super-Ego(Сверх-Я).
Id-это первоначальная центральная часть личности, служащая источником энергии для личности в целом, и принадлежащая к бессознательному.
Ego развивается из Id. Оно постоянно находится под давлением внешних импульсов среды и внутренних импульсов Id. Постепенно развиваясь, Ego приобретает контроль над требованиями Id.
Super-ego развивается из Ego, и является его судьёй и цензором. В нём существуют нормативы поведения, выработанные обществом.
Совершенно иной подход к человеку демонстрирует гештальтпсихология. Термин «гештальт» довольно сложно перевести ввиду отсутствия прямых аналогов в русском и английском языке. Образ, форма, структура, организованное целое – примерные значения гештальта, существенно зависящие от контекста.
В гештальтпсихологии важно оценивать поведение человека целостно, не разбивая его на отдельные поступки. Отдельно взятая часть никакого представления о целом не даёт.
Одно из центральных понятий гештальтпсихологии - отношения между фигурой (доминирующей потребностью) и фоном.
Фигура-это доминирующая потребность: желание, мысль или чувство, преобладающее на данный момент. Как только потребность была удовлетворена, она переходит в область фона, теряет свою значимость. На её место перемещается новый гештальт. Когда потребность удовлетворить невозможно, она частично остаётся актуализированной, и в дальнейшем может повлиять на поведение человека.
Фон вторичен, он отражает всё то, что не относится к фигуре в рамках человеческого восприятия.
Таким образом, мы приходим к выводу о том, что современная наука в целом говорит о биосоциальной природе человека, которая выражается в рамках следующих терминов:
Индивид – это биологическая характеристика природы человека, которая выражается фенотипом и генотипом. Индивидом человек рождается
Генотип - это совокупность всех наследственных факторов организма
Фенотип – это совокупность всех признаков и свойств организма, сложившихся в процессе индивидуального развития генотипа
Личность – это социальная характеристика человека. Личностью не рождаются, а становятся в процессе усвоения норм и ценностей общества, т.е. в процессе социализации
Индивидуальность – это неповторимое своеобразие какого-либо явления, в том числе отдельного человека. Современный человек ценит свою индивидуальность, но далеко не всегда понимает, что является её выражением.
Представления о человеке в рамках философского знания существенно варьируются в зависимости от этапа историко-философского развития. И, тем не менее, существует целый ряд вечных вопросов, которые философия не устаёт задавать, вне зависимости от эпохи и смены парадигм.
Насколько близок человек к природе?
Как соотносятся в человеке биологическое и социальное, телесное и духовное?
Какое место человек занимает в бытии?
Наконец, какие качества (или добродетели) являются для человека определяющими?
Тема взаимоотношений человека и природе будет нами затронута чуть дальше по течению, а проблемы поиска человеком своего места в структуре бытия были частично отражены в периодизации историко-философского процесса. Поэтому нам следует сконцентрироваться на примерах того, как философские системы устанавливают определяющие для человека качества.
Так, если мы обратимся к эпохе эллинизма, и в частности, к кинизму и стоицизму, то обнаружим, что в рамках этих философских школ набор добродетелей истинного мудреца существенно разнится, и зависит от представлений каждой школы об устройстве бытия.
Киники признавали ведущими такие добродетели, как естественность, свободу от лишних вещей, верность, храбрость и благодарность. Эти добродетели позволяли мудрецу быть стойким, независимым и свободным от всякого рода условностей. Такому человеку нечего терять, кроме самого себя, а значит, он достигает в рамках враждебного бытия истинной свободы.
В то же время стоики считали главенствующими добродетели невозмутимости, чувства долга и признания неотвратимости судьбы. Названные качества должны были привести человека к пути следования законам бытия, самому разумному из возможных путей.
Контрольные вопросы
1. Назовите основные черты восточной и западной философии
2. Дайте характеристику античного периода развития философии и трёх его подпериодов
3. Назовите особенности средневековой философии, раскройте сущность патристики и схоластики
4. Назовите особенности философии Эпохи Возрождения
5. Назовите особенности философии Нового Времени
6. Дайте характеристику современной философии, её континентального и аналитического направлений
7. Охарактеризуйте сущность понятия «человек» с точки зрения биологии и психологии
8. Назовите основные определения, раскрывающие биосоциальную природу человека
9. Назовите основные вопросы философии, которые отражают философские представления о человеке