История создания.
"П.д." – вершина мировой оперной драматургии. Написано во Флоренции за 44 дня. Модест писал либретто и частями посылал его из Петербурга, а Чайковский «жил и страдал вместе со своими героями»: «Я писал П.Д. с небывалой горячностью и увлечением, живо перестрадал и перечувствовал все происходящее в ней, даже до того, что одно время боялся появления призрака П.Д..» Предпоследнее произведение Чайковского, писал параллельно с 6 симф. Писал Модесту: «Переживаю загадочную стадию на пути к могиле. Что-то совершается внутри меня для меня самого непонятное. Какая-то усталость от жизни, какое-то разочарование, по временам безумная тоска…»
Мрачные настроения композитора тех лет сказались на атмосфере оперы, на постоянном присутствии в ней образа неминуемой смерти:
1) 3 акта оперы - 3 ночи. Все особо важные сцены происходят глубокой ночью.
2) многогранно представлена сфера рока. Это и живые образы (графиня, Сурин, Чикалинский), и мертвые (призрак, смерть), и предметные образы (игра, карты, игорный дом), а также эмоц. образы (страх, скорбь).
3) 2 осн. тональности в опере - h и D (так будет и в VI симфонии), то есть тональности самых драматичных произведений в музыке.
Сравнение с первоисточником.
Опера написана по повести Пушкина, в основе которой лежит версия де Ла Мотт Фуке "Пиковая дама. Сообщение из дома умалишенных" (у Пушкина Герман сходит с ума), а также рассказ внука Натальи Голицыной
*(внучка Петра I. Дом, где жила Голицына и где происходили события и сейчас стоит в Петербурге у Исакиевского собора, в проулке Гоголя 10. Совпадение: дом находится прямо напротив здания, где жил в Петербурге Чайковский. Голицына в молодости была первой красавицей, но к старости - … обросла бородой и усами. Портрет молодой Голицыной находится в Саратовской картинной галерее.
Голицына рассказывала, что однажды внук пришел к ней и сказал, что проигрался. Она предложила ему поставить 3 карты, благодаря которым он сумел отыграться. История с картами была рассказана Пушкину самим внуком Голицыной: остальное в повести - вымысел*).
В отличие от "Е. Онегина", эта опера лишь условно связана с мотивами сюжета, повесть и опера – два самостоятельных произведения.
Сюжет оперы: Герман, бедный офицер влюблен в Лизу – наследницу графини, и она отвечает ему взаимностью (хотя у нее есть жених – князь Елецкий). Случайно, от приятеля Герман узнает, что графиня знает тайну, как с помощью 3-х карт можно выиграть и разбогатеть. Понимая, что богатство откроет ему путь к Лизе, он пытается выведать тайну у графини, но она умирает, так ничего ему и не сказав. Однако, позже графиня является к Герману в казарму в виде призрака и называет 3 карты, сказав при этом, что они выиграют только в том случае, если Герман женится на Лизе. Но мысли о картах сразу же овладевают Германом и он тут же бежит в игорный дом. Отвергнутая Лиза, не дождавшись Германа, бросается в реку. Герман проигрывает все и кончает жизнь самоубийством.
Пушкин | Чайковский |
1.Д-е в э. Александра I (1801–1825) Начало 19 в. | 1.в о. – 18 в., э. Екатерины. Ч. ввел подлинные мелодиии эпохи и создал стилизации. 1)фанфара «да здравствует Генрих!» исп. в знак приветствия короля Франции. 2)Фрагмент из о. Гретри «Ричард»=песенка графини в 4 к. 2)хор «Радостно-весело» на сл. Карабанова. 3)романс Полины стилизован под 18 в. 4) в сцене бала – пастораль в духе Моцарта «Искренность пастушки» с темой из о. Бортнянского «Сын-соперник», т.к. у Пушкина сказано – в комнате у Графини по всем углам стояли статуэтки пастухов и пастушек и Чайковский их словно оживляет! |
2. Германн - обрусевший немец, офицер, инженер, жесткий, корыстный чел-к, гл. цель к-го - разбогатеть. В финале повести Г. сходит с ума. | 2. Ч. сделал своеобразную монооперу, в центре к-ой – Герман. Он стремится к богатству, чтобы жениться на Лизе=лиризация героя. |
3. Лиза – бедная воспитанница графини, а в финале повести она выходит замуж. | 3. Лиза – богатая внучка, наследница графини, кончает жизнь самоубийством. |
4. Елецкий отсутствует | 4. Елецкий – новый герой. |
6) Графиня – бабушка Томского. |
Композиция оперы.
Д. 7 к.
I д. 1.к. – в Летнем саду, хор гуляющих детей и гувернанток, нянюшек, кормилиц в форме рондо = повторяется 3 р. в первой картине и является фоном, оттеняющим зарождающуюся драму;
- диалог Сурина и Чекалинского, диалоги с Томским и сразу – 2 ариозо «Я имени ее не знаю» + «Ты меня не знаешь» = мелодия с вершины источника, возбужденное состояние Германа.
- появление Елецкого, Лизы и графини – квинтет «Мне страшно» в фа-диез миноре, в котором единственный раз в опере все гл.герои собираются вместе. Асафьев: «Жуткий статический момент. Тематического развития в музыке квинтета нет, ибо это не действие, а состояние. Этим квинтетом Чайковский как бы начертал тот заклятый круг, из которого его участникам нет выхода». Музыка квинтета будет звучать в 4 к. в спальне графини.
- баллада Томского – рассказ о трех картах и графине, зарождение конфликта, связь с интродукцией, источник тематического материала оперы.
- сцена грозы = т. Грозы 4 раза по ум. Гарм.буря в природе и в сердце Германа: «Мне буря не страшна! Во мне самом все страсти проснулись с такой убийственной силой, что этот гром ничто в сравнении! Она моею будет, моею, или умру».
К. – в комнате Лизы.
- дуэт Лизы и Полины (подруги) на тексты Жуковского и Батюшкова, музыка стилизована под 18 в.=движение голосов в 3 и 6, партия ф-но =традиции домашнего музицирования 18 в., пасторальные тембры в оркестре= д/д.
- романс Полины в обрамлении русской песни хора подруг «Ну-ка светик Машенька». Романс - подражание бытовому романсу пушкинской эпохи = прелюдирование на клавесине. Романс очень мрачный – ми-бемоль минор, траурно-мерный аккомпанемент = предвосхищение трагической судьбы Лизы.
- ариозо Лизы «Откуда эти слезы» - пытается уверить себя в любви к князю Елецкому=жениху, во 2 ч. Ариозо «О, слушай, ночь» - признание любви к Герману=До мажор как в л/м любви Татьяны.
- сцена Лизы и Германа, в ней ариозо Германа «Прости небесное созданье»+появление Графини (алегро виво, тема 3-х карт из интр. и баллады Томского)
II д. 3 к. – бал во дворце знатного вельможи, где присутствуют Лиза, Герман, Елецкий, Сурин, Чекалинский. Основной контраст всей оперы, отстраняющая функция.
- хор гостей «Радостно, весело» на сл. Карабанова
- ария Елецкого «Я люблю вас безмерно»
-сцена Германа = развитие маниакальной идеи. Сурин и Чекалинский поддразнивают Германа, напоминая о трех картах.
- интермедия «Искренность пастушки» (хор с темой Бортнянского «Сын соперник», танцы, в т.ч. сарабанда, дуэт Прилепы и Миловзора, осн.на мел.чешск.песни «У меня была голубка», которую также использовал Моцарт в концерте № 25 До-мажор).
- сцена Лизы и Германа (приглашает прийти ночью в дом к ней и графине )+хор Славься, Екатерина Матушка
4 к. – ближе всего кповести Пушкина. Описание комнаты графини: «Герман вошел в спальню. Перед кивотом, наполненным старинными образами, теплилась золотая лампада. Полинялые штофные кресла и диваны с пуховыми подушками с сошедшей позолотою стояли в печальной симметрии около стен, обитых китайскими обоями. На стене висели два портрета, писаные в Париже мадам Лебрун. Один из них изображал мужчину лет сорока, румяного и полного, в светло-зеленом мундире и со звездою; другой – молодую красавицу с орлиным носом, с зачесанными висками и с розою в пудренных волосах. По всем углам торчали фарфоровые пастушки, столовые часы работы славного Лерой, коробочки, рулетки, веера, и разные дамские штучки, изобретенные в конце минувшего столетия вместе с Монгольфьеровым шаром и Месмеровым магнетизмом. Герман пошел за ширмы. За ними стояла маленькая железная кровать; справа находилась дверь, ведущая в кабинет; слева – другая, в коридор. Герман ее отворил, увидел узкую, витую лестницу, которая вела в комнату бедной воспитанницы… Он воротился и вошел в кабинет. Врнмя шло медленно. Все было тихо. В гостиной пробило двенадцать, по всем комнатам часы одни за другими прозвонили двенадцать – и все умолкло опять. Герман стоял, прислонясь к холодной печке. Он был спокоен; сердце его билось ровно, как у человека, решившегося на что-нибудь опасное, но необходимое».
- оркестровое вступление: шорохи альтов остинато+тема 3-х карт = рок, Дранишников: «Так может звучать черная, жуткая, мрачная тишина родового склепа». Этой теме противостоит второй элемент – слабая щемящая тема страдания=трепетная мелодия скрипок.
- дуэт Лизы и Маши, окруженный хором приживалок «Благодетельница наша»
- песня Графини – Асафьев называл: «воспоминание мертвеца», сумрачный оркестровый колорит, тема взята из оперы Гретри «Ричард Львиное сердце». На словах «при них я певала» - тема песни «Да здравствует Генрих IV», исполнением которой приветствовали французских королей.
- сцена Германа и Графини: ариозо «Если б когда-нибудь знали вы тайну любви»+ угрозы Германа пистолетом+смерть графини. «Самое страшное и зловещее в опере проведение темы карт в начале передает неуверенные шаги и трепет остановившегося в нерешительности Германа, резкое проведение виолончелями т. «Три карты» - момент смертельного испуга Графини при виде Германа. Смятенные пассажи кларнетов, переходящие в судорожную синкопированную ритмику фаготов, играющих терциями с форшлагами, подобны прерывистому дыханию и биению старого сердца, а грозная фраза духовых означает повелительный жест графини, указывающей на дверь; наконец синкопы флейты с форшлагами, с неровным, меняющимся ритмом, замедляющиеся и обрывающиеся резким стаккатированным аккордом труб и тромбонов – последние удары умирающего сердца, внезапная остановка – смерть» (ИРМ).
- сцена Германа и Лизы – тема 3-х карт, Лиза понимает, что Герману важнее не она, а тайна карт и прогоняет его.
III д. 5 к. – комната Германа в казарме
Здесь развитие бредового кошмара Германа, Герман в поединке с собственной совестью. Пушкин: «Не чувствуя раскаяния, он не мог, однако, совершенно заглушить голос совести, твердивший ему: «Ты – убийца старухи!». Герман вспоминает картину похорон: «Он решился подойти ко гробу, поклонился в землю и несколько минут лежал на холодном полу, усыпанном ельником. Наконец приподнялся бледный, как сама покойница, взошел на ступни катафалка и наклонился… В эту минуту ему показалось, что мертвая насмешливо взглянула на него, прищуривая одним глазом. Герман, поспешно подавшись назад, отступился и навзничь грянулся обземь».
- встреча с призраком «Прочь страшное виденье!» (тема 3 карт), «Мне страшно!» (тема призрака = целотонная гамма)
К. – сцена у Канавки
- вступление в характере марша
- ариозо «Ах, истомилась» интонации плача, причита
- дуэт Лизы и Германа, в котором Лиза отговаривает Германа идти в игорный дом, но он ее отталктвает и Лиза бросается в реку.
К. – Игорный дом
Построена по принципу первой картины:
- застольная песня в игорном доме «Будем пить и веселиться» (те же друзья Германа: Сурин, Чекалинский, Томский, Елецкий)
- Куплеты Томского в духе музыки 18 в. «Если б милые девицы»
- септет, сцена игры, все время звучит тема 3-х карт, ария Германа «Что наша жизнь?»
Вопросы драматургии и симфонизма в опере.
В опере 7 картин.
– I - 3 картина – Э. образов, завязка и нач. стадия их развития.
– IV картина – центр оперы, генеральная кульминация (с этой картины началось создание оперы) (?а "Е.О."?)
– 3 посл. картины – развязка.
*Начиная с 4 картины, действие ускоряется, картины сжимаются, укорачиваются. Так же было в опере "Цар. невеста"*
Ч.: "В опере необходима сжатость и быстрота действия". Образы развиваются даже в фоновом материале.
В основе драматургии - острые конфликты и контрасты: живое-мертвое, душа-деньги, любовь-судьба, остроконфликтные сцены и бытовые, отстраняющие. Зона зарождения конфликта - баллада Томского. Томский рассказывает саму карточную историю. Она становится тематическим источником оперы. *(три карты..., О, Боже..)*. И связана с интродукцией о.
В опере выделяются 2 ведущие конфликтные сферы:
1) любовно-лирическая (л/т любви, появ. гораздо меньше, чем темы 2 группы);
2) сфера рока (разветвленная система тем и мотивов).
*Эти сферы изначально скреплены интонационно:
"Я имени.." и "3 карты" (амбив. сознания Германа).*