В условиях социально-экономических изменений в России, а именно с переходом от монополии государственной собственности к многоукладности ее форм, от командно-административной системы руководства к экономическим методам управления кардинально меняется характер и цели труда и, соответственно, формы и методы профессиональной ориентации, профессионального образования и подготовки школьников к самостоятельной жизни.
В этих условиях резко возрастает роль экономического воспитания школьников, необходима планомерная и оперативная работа по экономической подготовке учащихся и молодежи. Именно потребность в экономических знаниях фиксируют в своих исследованиях многие современные ученые, работающие в области экономического образования, профессиональной ориентации и профессиональной подготовки учащихся. В стратегическом плане речь идет о подготовке поколения людей, способных наращивать финансово-экономические, научные, образовательные, социально-экономические, культурные и духовные ресурсы страны.
Социологические исследования, проводимые со старшеклассниками, показывают, что многие из них испытывают чувство тревоги за свое профессиональное будущее в условиях нестабильности, невостребованности молодого поколения в обществе. Подготовить юношей и девушек к быстрейшей адаптации к жизни можно, предоставив им возможность овладеть такими профессиональными знаниями и умениями, которые помогут сориентироваться в условиях рыночной экономики, дадут возможность открыть и грамотно вести собственное дело, найти свое место в жизни.
Известно, что в процессе труда человек имеет дело с материальными ценностями: дорогостоящим оборудованием, сырьем, энергетическими ресурсами. И от того, насколько умело, рационально он их использует, во многом зависит его движение вперед. Отсюда одна из важнейших задач экономического воспитания – научить, убедить каждого бережно относиться к материальным ценностям, природным ресурсам. При этом важно не просто уметь сохранить ресурсы, но получить от них максимально возможную отдачу.
|
Подготовке подрастающего поколения к профессиональной деятельности призвано способствовать трудовое и экономическое воспитание молодежи в школе. Как показывает практика, основу его должна составлять четко продуманная система, предусматривающая профориентацию, трудовое воспитание, профессиональную подготовку и объединяющая усилия семьи, школ, профессиональных учебных заведений и предприятий.
Существенно изменяя содержание труда, информационно-технологическая цивилизация вместе с тем предъявляет более высокие требования в области подготовки человека к трудовой деятельности. Он должен обладать широким профессиональным кругозором, уметь творчески решать сложные производственные задачи. Однако нельзя не учитывать и того, что современное производство базируется на достижениях науки и техники, новых информационных технологиях. Следствие этого – потребность в новых профессиях, требующих высокой квалификации.
Правильный выбор профессии имеет исключительно важное значение в жизни молодого человека. Если она выбрана по велению сердца, с учетом потребности рынка труда и собственных способностей, человек убеждается, какие блага обществу несет его профессиональная деятельность. Правильно выбранная профессия положительно сказывается на производительности труда работника, способствует более полному развитию его способностей, обогащает его духовно. В результате труд по своему характеру для личности становится творческим.
|
Но если, выбирая профессию, человек совершил ошибку, она оборачивается для него впоследствии серьезной драмой. Ее последствия – неудовлетворенность своей деятельностью, невыполнение норм, выпуск некачественной продукции, частая сменяемость места работы. Неудачный выбор профессии дорого обходится государству и самому молодому человеку. Согласно данным службы занятости, каждый третий безработный – выпускник школы или профессионального учебного заведения. Уже один этот факт убедительно показывает, какое огромное значение для укрепления экономики для создания стабильных рабочих коллективов, снижения напряженности на рынке труда, самого человека имеет разумный выбор профессии.
В области трудового и экономического воспитания выделим две задачи. Первая – помочь школьнику избрать профессию, максимально соответствующую его способностям и желаниям, сочетающую его личные интересы и интересы коллектива, общества. Вторая – стремиться к тому, чтобы экономические знания учащихся непрерывно обогащались как в процессе изучения экономики, так и в ходе изучения технологии.
В современных условиях быстро изменяется профессиональная структура общественного производства, отмирают профессии, связанные с ручным, тяжелым, немеханическим трудом, появляются профессии, которым присущи интеллектуальные функции. На смену рабочим, чья квалификация основывается на простых физических навыках, приходят специалисты, обладающие большим запасом экономических, технологических и экологических знаний.
|
Новая ситуация порождает ряд сложных в теоретическом и практическом отношении проблем, связанных с выбором профессии, волнующих педагогов, социологов, руководителей предприятий и, конечно же, самих юношей и девушек.
Основная цель профориентации – профессиональное самоопределение личности на основе интересов, способностей.
Признаками понятия «способность» являются:
– индивидуально-психологические особенности человека;
– особенности, обусловливающие возможность успеха в каком-либо виде трудовой деятельности;
– особенности, не сводящиеся к знаниям, навыкам, привычкам.
Способности человека развиваются и формируются в процессе активной практической деятельности. Вне ее развитие способностей и, следовательно, проявление тех или иных знаний, умений и мастерства невозможно.
В настоящие время развивающаяся отечественная наука и новое производство выдвигают перед школой задачу сформировать у школьников адекватную самооценку, способствующую правильному выбору профессии. «Свободный выбор профессии, – писала Н.К. Крупская, – имеет громадное значение. Когда человек любит то дело, которым занимается, он может черпать в нем радость, удовлетворение, проявлять богатую инициативу» [1].
Отмечая значимость именно такого выбора профессии, А.С. Макаренко, однако, предостерегал от неправильного подхода к этому делу в плане воспитания и подчеркивал, что в нашей стране созданы все условия для свободного выбора жизненного пути. Но это вовсе не означает, что «все должно идти самотеком и не нужно никакой воспитательной работы, скорее всего наоборот» [2].
Профессиональная ориентация как экономическая категория непосредственно вытекает из характера общественного разделения труда. Она выражает социально-экономические отношения, которые складываются в связи с целенаправленным формированием совокупной рабочей силы исходя из потребностей развития экономики и в соответствии со сложившейся системой разделения труда.
Следует подчеркнуть, что профессиональная ориентация учащихся – проблема сложная и многогранная, включающая экономический, социальный, психологический и медицинский аспекты.
Экономический аспект предполагает исследование основных тенденций в развитии экономики, потребностей регионального рынка труда, изменения профессиональной и квалификационной структуры рабочей силы, демографической структуры трудовых ресурсов, вовлекаемых в сферу общественного производства.
Социальный аспект предусматривает учет требований научно-технического и социального прогресса, предъявляемых к молодежи при выборе профессий, а также социальных и моральных факторов, способствующих закреплению кадров.
Цель психологического аспекта – выявить у школьников побудительные мотивы при выборе профессии, а также их интересы, склонности и природные задатки.
Что касается медицинского аспекта профориентации, то он предполагает определение пригодности к той или иной профессии на основе половозрастных особенностей, физического развития и состояния здоровья.
В целом правильная профориентация выпускников школы дает известный экономический эффект. Во-первых, более высокой становится творческая активность и производительность труда молодежи, занимающейся делом, которое отвечает ее склонностям и интересам. Во-вторых, по мнению исследователей, правильная постановка профориентации позволяет сократить текучесть кадров, связанную с психологической, непригодностью, а потери вследствие текучести – на четверть.
Учитывая огромное экономическое и социальное значение профориентации, руководителям и учителям школ необходимо уделять большое внимание этому вопросу в учебно-воспитательном процессе.
Профориентация – важнейшая составная часть экономического и трудового воспитания школьников, подготовки кадров для экономики. В процессе ее осуществления более успешно решаются такие вопросы воспитания, как изучение основных экономических категорий, ознакомление с миром труда и различными профессиями, пробуждается интерес к различным сферам деятельности, молодежь участвует в производительном труде и т.д.
Ведущими социально-экономическими и психолого-педагогическими факторами, определяющими необходимость специальной воспитательной работы в области подготовки учащихся к сознательному выбору профессии, являются:
– растущая специализация экономики, увеличение количества новых профессий, состояние рынка труда, демографический кризис;
– необходимость более полного удовлетворения потребности в кадрах, рационального распределения трудовых ресурсов молодежи по основным отраслям производства;
– стремление более эффективно использовать для последующего успешного обучения или труда в избранной сфере деятельности индивидуальные особенности юношей и девушек.
По своему существу проблема профориентации – это, прежде всего, проблема социально-экономическая. Учет социально-экономических факторов в работе по профориентации означает умелое использование и развитие профессиональных способностей учащихся, выбор в соответствии с ним и потребностями общества такой профессии, которая может дать максимум пользы и производству, и личности. Социально-экономическая составляющая профориентации предполагает также, чтобы органы, осуществляющие эту работу, исходили из потребностей экономики в квалифицированных кадрах и специалистах, в которых испытывает нужду региональный рынок Социально-экономический аспект проявляется еще и в том, что, приобретая любую профессию, ученики еще в стенах школы (МУПК) получат также экономическую подготовку – знания о процессе управления, сути планирования, организации производства, нормировании труда, экономии электроэнергии, воды, продуктов питания, материалов и сырья, о значении рационализации и изобретательства. Ю.К. Бабанский пишет: «Говоря о задачах профподготовки в школе, надо помнить, что она, во-первых, дает дополнительные трудовые ресурсы обществу, во-вторых, поможет ученикам более сознательно подойти к выбору профессии, попробовав ее на деле, в-третьих, даст одновременно и общетрудовую подготовку, позволяющую при необходимости более быстро овладеть смежной или другой профессией... Практика показывает, что хорошо поставленная профессиональная подготовка реализует одновременно и экономическую, и профориентационную, и общетрудовую функции» [3].
Однако постановка работы по профориентации в современной школе еще не отвечает в полной мере требованиям педагогической науки, задачам сегодняшнего дня. Зачастую школьники получают представление о той или иной профессии лишь со слов, что, конечно, никак не способствует сознательному выбору ими жизненного пути.
В трудах Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, в работах В.А. Сухомлинского красной нитью проходит мысль о том, что выбор профессии в конечном итоге должен быть подчинен интересам общества. Но определенная часть молодежи, не считаясь с этим, не учитывая своих склонностей и способностей, выбирает профессии, о которых знает понаслышке либо из разговоров в семье, либо руководствуясь общими сведениями из средств массовой информации, в результате появилось понятие «модная профессия».
Многим неизвестна сумма заработной платы там, где им предстоит работать, и перспективы повышения квалификации, весьма приблизительно представляет себе молодежь и условия труда.
К сожалению, среди педагогов, как теоретиков, так и практиков, пока еще нет единого подхода к определению сущности профессиональной ориентации школьников. Часто ее понимают как агитацию за приобретение рабочих или сельскохозяйственных профессий, как пропаганду системы профессионально-технического образования или как ознакомление школьников с различными специальностями. Довольно часто профориентация понимается и как очередная кампания воспитательного характера, проводимая только с выпускниками школы в конце учебного года. Это, конечно, не приносит и не может принести желаемых результатов, поскольку при таком подходе длительное изучение личности школьника, прогнозирование его жизненного пути отсутствует. О какой действенной помощи в выборе профессии может идти здесь речь?
Во многих школах до сих пор не сложилась четкая система профориентации школьников. Учителя и классные руководители, осуществляя подготовку к выбору профессии, отдают предпочтение беседам, собраниям, диспутам, не уделяя серьезного внимания конкретным формам и методам, направленным на сознательный выбор профессии. Между тем суть профессиональной ориентации в том, чтобы учитывать, с одной стороны, потребность образованной молодежи в творческом, содержательном труде, с другой – опираться на интересы производства, которое и сегодня нуждается в рядовых профессиях. Поэтому проблема профориентации в школе имеет различные аспекты: социально-экономический, медико-физиологический, психолого-педагогический. Исходя из этого, ее сущность можно определить как формирование у школьников готовности к сознательному и самостоятельному выбору профессии. Такая готовность определяется многими факторами. Имеется в виду общее положительное отношение к общественно полезному труду, высокий уровень политехнической, экономической и общеобразовательной подготовки, наличие трудовой закалки, элементарных умений и навыков, трудолюбия. Важное значение имеет информированность о наиболее распространенных, самых нужных профессиях, о потребностях регионального рынка труда, о путях приобретения профессии, умение правильно оценивать свои возможности, уверенность в перспективности своей будущей трудовой деятельности.
Следовательно, профориентация оказывается эффективной только тогда, когда школа четко определяет ее цели, разрабатывает и последовательно осуществляет всю систему мероприятий, которые являются органической частью учебно-воспитательного процесса, одной из главных сфер деятельности всего педагогического коллектива. Проведение профессиональной ориентации с учетом потребностей экономики обусловливает необходимость изучения требований, предъявляемых теми или иными профессиями к человеку, и формирование на их основе профессиональных способностей. Нередко школьникам очень трудно преодолеть противоречия, возникающие между их интересами, способностями, физическими возможностями, степенью общей и специальной подготовленности, с одной стороны, и реальными возможностями трудоустройства – с другой. Поэтому важнейшая задача – своевременно выявлять способности и профессиональные интересы молодежи, ориентируя ее на те сферы деятельности, которые больше всего ее привлекают. Это наиболее ответственный и самый важный этап профессиональной ориентации. К сожалению, во многих школах этой стороне профориентации до сих пор не уделяется должного внимания. В результате работа ведется вслепую, бессистемно, не преследуя конкретной цели. Совершенно очевидно, что профориентация должна осуществляться на научной основе, носить целенаправленный, системный характер.
Приобщая школьников к посильному труду, следует учитывать их возрастные особенности. Так, для учащихся начальных классов предусмотрено овладение необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с различными материалами, выращивание сельскохозяйственных культур, ремонт учебно-наглядных пособий, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы, детского сада, дома и т.д. На этой стадии надо научить детей аккуратно, добросовестно выполнять порученное дело, бережно относиться к учебникам, школьному имуществу, инструментам и оборудованию. В начальных классах начинается элементарное знакомство с некоторыми доступными ученикам профессиями.
В неполной средней школе (5–9 классы) учащиеся получают более основательную трудовую подготовку, приобретают знания и практические умения в области обработки металла, дерева, познают основы электротехники, графической грамоты, получают представления об отраслях производства, изготовляют по заказам предприятий, а также школ несложные изделия, заботятся об охране труда. Начиная с 9 класса, ребята обучаются и работают в межшкольных учебно-производственных комбинатах.
Цель трудового воспитания и профориентации учащихся 10–11 классов – завершение их подготовки к участию в сфере материального производства. Юноши и девушки изучают основы экономики и предпринимательской деятельности, приобретают общетехнические знания.
Важно обратить внимание на то, что профессиональную ориентацию следует рассматривать как существенную и необходимую часть учебно-воспитательного процесса. Она предусматривает три этапа: профессиональную информацию, профессиональную консультацию, профессиональный отбор. Содержание работы на каждом из них может быть следующее:
– на первом этапе у школьников вырабатывается социальная установка на труд как на общественную и индивидуальную потребность личности, раскрывается содержание профессий, необходимых для экономики и регионального рынка труда;
– на втором этапе раскрывается общественная значимость этих профессий, юноши и девушки знакомятся с ними, им оказывается помощь в выявлении собственных возможностей (интересов и склонностей), даются консультации относительно выбора профессии;
– на третьем этапе определяется профессиональная пригодность школьников для того или иного вида трудовой деятельности, они привлекаются к посильному общественно полезному труду.
Таким образом, профессиональная ориентация учащихся должна быть направлена на:
1. изучение, развитие и воспитание профессиональных интересов и способностей школьников;
2. систематическое их ознакомление с массовыми ведущими профессиями и специальностями; информацией о народнохозяйственном значении различных видов труда, потребностях в квалифицированных кадрах по отдельным профессиям, путях и формах профессиональной подготовки;
3. формирование у учащихся готовности к сознательному выбору профессии;
4. проведение консультаций и выдача рекомендаций относительно выбора места работы, учебного заведения;
5. осуществление наблюдений за результатами работы и дальнейшей учебы выпускников школы.
Профориентация, проводимая с первых лет обучения с учетом возрастных особенностей учащихся в начальных классах, предполагает:
а) изучение личности школьника для определения и воспитания учебных и профессиональных интересов, способностей и увлечений в процессе преподавания основ наук, внеклассной работы, общественно полезного производительного труда, а также в свободное время;
б) воспитание потребности и любви к умственному и физическому труду, настойчивости в достижении намеченной цели, уважения к людям труда;
в) воспитание у детей бережного отношения к личным вещам, школьному имуществу, предметам обихода;
г) привитие школьникам в процессе общественно полезного производительного труда, трудового обучения простейших трудовых навыков и умений; ознакомление их с некоторыми машинами и орудиями труда, наиболее распространенными профессиями взрослых в своем районе, профессиями своих родителей, членов семьи;
д) постановку простых опытов на уроках труда, учебно-опытном пришкольном участке, дома.
На следующем этапе, в IV–VI (V–VII) классах, профориентационная работа предусматривает:
а) создание условий для изучения и развития у учащихся интересов, склонностей, общих и специальных способностей с целью их подготовки к выбору будущей профессии;
б) привлечение школьников к общественно полезному производительному труду на базе школьных кабинетов, мастерских, строительных отрядов, ремонтных бригад; к деятельности предметных и технических кружков; к участию в опытах на пришкольном участке, к природоохранительной работе в микрорайоне школы, осуществляемой в тесной связи с изучением основ наук; к труду на пришкольном опытном участке и школьном лесничестве;
в) расширение сферы самообслуживания в школе и дома, формирование нравственных качеств личности, основ экономической культуры, экономических знаний и умений, необходимых для эффективной трудовой деятельности в процессе общественно полезного производительного труда;
г) углубление знаний о современной технике и производстве, сущности профессионального разделения труда в промышленности и сельском хозяйстве, ознакомление с многообразием профессий основных отраслей экономики, с требованиями, предъявляемыми к специалистам в настоящие время с учетом специфических особенностей экономики региона. Беседы, классные часы, цель которых – выяснение профессиональных намерений учащихся, разъяснение значения правильного выбора ими будущей профессии, экскурсии на предприятия, в учреждения, учебные заведения для ознакомления с характером работы отдельных специалистов, условиями их подготовки, организацией производства и учебы; встречи со специалистами производства и сферы обслуживания, представителями учебных заведений, выпускниками школ, родителями.
На третьем этапе, в VIII–IX классах, учащиеся решают, куда пойти учиться: в профессиональное училище, колледж или продолжить образование в старших классах.
В связи с этим необходимо предусмотреть:
а) изучение профессиональных намерений старшеклассников, их отношения к труду, уровня развития трудовых навыков и умений; воспитание чувства долга и личной ответственности при выборе профессии; создание условий для формирования профессиональных знаний и умений;
б) вовлечение учащихся в предметные и технические, а также факультативные кружки, художественную самодеятельность, общественно полезный труд с учетом интересов и склонностей школьников, оборудование кабинетов и мастерских школы, участков МУПК, выпуск стенгазет, подготовку радиопередач с использованием материалов по профориентации; беседы с родителями об оказании детям помощи в выборе профессии; проведение классных собраний и тематических вечеров, посвященных профориентационной работе;
в) дальнейшее развитие у учащихся потребности участвовать в производительном труде в школьных мастерских и в подразделениях МУПК, строительных отрядах, ученических производственных бригадах, лесничествах, ЛТО, на базовом предприятии;
г) овладение навыками экономического анализа, основами научной организации труда, воспитание культуры умственного и физического труда, экономного, сознательного отношения к материальным ценностям и окружающей природной среде;
д) обобщение данных о каждом ученике, уточнение профессиональных интересов и намерений учащихся, определение видов деятельности по формированию у них первоначальных профессиональных умений и навыков, формы дальнейшей учебы.
Заключительный этап профориентационной работы, в X–XI классах, предполагает:
а) более целенаправленное профессиональное просвещение, развитие и углубление склонностей и способностей учащихся, формирование профессиональных интересов на основе их индивидуальных особенностей, расширение первоначальных умений и навыков; повышение уровня профессиональной консультации, теоретической и практической подготовки старшеклассников к работе по избранной профессии, охват всех учащихся предварительной ориентацией на базе творческих объединений, научных обществ учащихся, ученических производственных бригад, школьных лесничеств, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, сферы обслуживания, в процессе технического творчества и сельскохозяйственного опытничества;
б) дальнейшее развитие у учащихся стремления участвовать в общественно полезном производительном труде. Привитие навыков активной творческой деятельности, осознанной необходимости трудиться и добросовестно относиться к труду. Воспитание чувства долга и личной ответственности при окончательном выборе профессии и места работы в соответствии с интересами общества;
в) систематическое воспитание бережного отношения к муниципальной и частной собственности, его связь с основами правового воспитания;
г) формирование у школьников экономических знаний и навыков, позволяющих им организовать свою будущую трудовую деятельность таким образом, чтобы работать более эффективно, достигать наивысших результатов при минимальных затратах;
д) продолжение педагогического просвещения родителей, обеспечение единых требований школы и семьи в области профессиональной ориентации старшеклассников с учетом их индивидуальных особенностей и потребности района, города в кадрах;
е) знакомство учащихся с потребностями регионального рынка труда в квалифицированных кадрах, организация встреч с представителями производства, проведение дней открытых дверей на предприятиях и в учебных заведениях, связь с выпускниками школы, оказание им помощи в трудоустройстве.
Стержнем всей системы профориентационной работы в школе является преподавание учебных дисциплин. В процессе изучения предметов учащиеся, во-первых, получают определенный уровень образования, необходимый для выбора и освоения той или иной профессии; во-вторых, выявляются и развиваются профессиональные интересы, склонности и способности каждого подростка; в-третьих, политехнизация обучения позволяет школьникам уяснить естественнонаучные и экономические основы развития современного производства, что служит базой для их ознакомления с миром профессий.
Немаловажную роль в трудовом и экономическом воспитании играют вопросы, связанные с учетом, оплатой труда школьников.
Проблема правильного сочетания моральных и материальных стимулов предполагает такие формы оплаты, которые соединяли бы личные интересы каждого и интересы коллектива. Поэтому необходимо привлекать учащихся к планированию труда, подсчету себестоимости продукции, рентабельности производства. Ребята начинают понимать, из чего складываются доходы в хозяйстве, каковы их размеры, какая сумма направляется на личное распределение, покрытие производственных расходов, питание, мероприятия культурного и спортивного характера. Все эти показатели, когда устанавливаются размеры оплаты труда, корректируются согласно порядку, установленному положением об ученической бригаде. На занятиях определяются затраты бригады на год, условный валовой доход, стоимость продукции, в том числе на одного члена бригады.
Для этого они изучают экономические основы деятельности ученической производственной бригады в следующем объеме:
1. формирование понятий о трудовых и материально-денежных затратах в процессе производства; трудовые затраты (в человеко-часах, заработной плате), материальные, денежные (амортизационно-ремонтные отчисления, накладные расходы, прочие прямые затраты и т.д.). Для изучения себестоимости (плановой, производственной) по элементам затрат силами учеников анализируется фактически сложившаяся себестоимость;
2. составление технологической карты на производимую продукцию. Ознакомление учащихся с видами затрат (основной фонд на выполненные работы, оплата за продукцию, дополнительная оплата за классность, стаж работы, отпускные и начисления на зарплату). Итог выполнения технологической карты – расчет расценки за единицу продукции;
3. первичный учет выполненных работ. Виды первичной документации (наряды на выполненные работы, учетные и путевые листы и т.д.), их правильное оформление;
4. организация, нормирование и оплата труда (работа бригады при ежедневном учете, по безнарядной системе с повременным финансированием). Ребята готовят сведения о работе бригады с ежедневным учетом выполненных заданий по безнарядной системе;
5. знакомство с такими понятиями, как хозрасчет, прибыль и рентабельность производства;
6. подведение итогов деятельности ученических производственных бригад (анализ фактических затрат по бригаде и сравнение их с плановыми показателями или показателями отделений или предприятия).
Составляя план учебно-производственной бригады, учащиеся определяют общий фонд рабочего времени в соответствии с учебным планом по трудовому обучению. Для определения конкретных производственных заданий каждое звено составляет на неделю план-наряд, где указываются виды труда, его объем. Это дает возможность в случае необходимости вносить соответствующие коррективы в работу школьников.
Существенное значение в экономическом воспитании имеет и учет роста производительности труда учащихся, причем учет систематический, позволяющий знать, каков конкретный трудовой вклад каждого из них в общее дело.
Повысить эффективность профориентационной работы в УПК, школах помогают и кабинеты профориентации. Их оборудование позволяет конкретно и наглядно раскрыть содержание ведущих профессий, необходимых на региональном рынке труда. Такие кабинеты, являясь своего рода методическими центрами профориентации, располагают художественно оформленными наглядными материалами.
+Действенную помощь работникам образования в проведении профориентации могут оказать родители, ибо они прежде всего заинтересованы, кем станут их дети. Поэтому отцов и матерей следует активно привлекать к пропаганде тех профессий, к которым они имеют отношение. Конечно, агитируя за ту или иную профессию, надо помнить, насколько она отвечает здоровью молодых людей. Хорошо, если учитель, классный руководитель познакомит и родителей, и учащихся с профессиями, потребность в которых испытывает их район, город, с возможностью устройства на работу, а также расскажет о том, есть ли на производственном участке условия для повышения квалификации, интеллектуального уровня, развития организаторских способностей.
Дифференциация ориентационной работы открывает простор для более глубокого и всестороннего изучения учащимися профессии, снижает вероятность ошибок в профессиональном самоопределении выпускника. Отмечая роль родителей в области профориентации, остановимся на этом более подробно. Как свидетельствуют социологические исследования, определяющим фактором при выборе подростком будущей профессии является сегодня семья. Более половины отцов и матерей в целом правильно ориентируют подрастающее поколение, когда речь идет о выборе жизненного пути. Однако нередко бывает и так, что старшие либо «подталкивают» своих детей в высшие учебные заведения, не учитывая их склонностей и возможностей, либо стремятся пристроить их после окончания школы на «престижное» теплое местечко. Все это наносит непоправимый ущерб обществу, ибо человек, не любящий свою профессию, не испытывает удовлетворения в труде, а стало быть, не может реализовать в полной мере свои творческие возможности. Словом, успех профориентации школьников во многом зависит от того, насколько подготовлены к этому их родители. Помочь им могут педагогические знания (лекции и беседы об этапах развития трудовой активности детей, их возрастных особенностях, о роли семьи в воспитании любви к труду и простейших трудовых навыков). Формы и методы работы с родительской общественностью весьма разнообразны. Это групповые и индивидуальные собеседования, общешкольные и классные родительские собрания, педагогические и экономические чтения, научно-практические конференции, посвященные проблемам профориентации школьников с учетом общих или региональных потребностей в трудовых ресурсах.
Профессиональная ориентация учащихся может осуществляться классными руководителями совместно с родительской общественностью и представителями промышленных предприятий по следующей примерной программе:
1. ознакомление учащихся-подростков с потребностями региона в тех или иных профессиях, определение их места, роли и значения в различных отраслях, перспективы развития каждой профессии в будущем;
2. раскрытие основного содержания трудовой деятельности специалистов данной профессии, ознакомление школьников с инструментами, машинами и материалами, необходимыми в процессе труда, а также с их использованием в народном хозяйстве;
3. краткая характеристика физических и психологических особенностей, связанных с выполнением работы по избранной профессии, объема знаний, умений и навыков, которые необходимо приобрести, чтобы плодотворно трудиться в области данной профессии, специфики ее физических и этических норм.
4. демонстрация учащимся творческих возможностей труда по той или иной профессии; возможностей творческого роста, приобретения знаний, производственной квалификации; романтических сторон профессии; трудностей, присущих данной профессии.
5. знакомство школьников с основными путями подготовки специалистов по той или иной профессии: с учебными заведениями, где можно приобрести профессию, предприятиями, использующими специалистов данной профессии; условиями работы (обстановка, зарплата, отпуск и т.д.).
Изучение опыта ряда школ показывает, что профориентация дает определенный эффект тогда, когда она не сводится к проведению отдельных мероприятий, а складывается в целостную систему, являясь постоянной, неотъемлемой составной частью учебно-воспитательного процесса. Н.K. Крупская отмечала, что марксистская педагогика «...считает вопросы профориентации, вопросы выбора профессии составной частью политехнизации школы» [4].
Система профориентации в школах охватывает все стороны ее деятельности: преподавание основ наук, уроки технологии, внеклассную и внешкольную работу, деятельность учащихся в МУПК, ученических производственных бригадах, школьных лесничествах, строительных отрядах и т.д. Профориентация в школе может стать стройной, целостной, эффективной системой лишь в том случае, если подготовка детей к труду и сознательному выбору профессии будет начинаться с первого класса и продолжится до окончания школы. В этой работе должны участвовать педагогический коллектив, родители, общественность, представители предприятий, учебных заведений.
Библиографический список
1. Крупская, Н.K. О коммунистическом воспитании / Н.К. Крупская. – М: Мол. гвардия, 1956. – С. 358.
2. Макаренко, А.С. Трудовое воспитание / А.С. Макаренко. – М.: Просвещение, 1964. – С. 108.
3. Бабанский, Ю.К.. Веление времени / Ю.К. Бабанский. – М.: Мол. гвардия, 1985. – № 7. – С. 224 – 225.
4. Крупская, Н.К. Педагогические сочинения / Н.К. Крупская. – М., 1959. – Т. 4. – С. 503.
5. Профориентация в системе экономического воспитания школьников. – Челябинск: ЧГПИ, 1987. – 66 с.
Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та. Сер. 3.
Трудовое воспитание и профессиональное
самоопределение школьников. – 2001. – Вып.3.