ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И ЦИКЛИЧНОСТЬ




3.1. Значение экономического роста

 

Экономический рост – это рост национального производства (и, соответственно, ВВП) вследствие увеличения количества вводимых факторов производства (экстенсивный рост) или рост объема производства за счет лучшего использования ограниченных ресурсов (интенсивный рост). Экономический рост решает проблему более полного удовлетворения общественных и личных потребностей. Экономический рост предполагает две фазы развития: 1) выход на кривую границы производственных возможностей (на этом этапе возможны высокие показатели роста) и 2) расширение кривой производственных возможностей (на этом этапе рост существенно замедляется). Развивающиеся страны (в том числе Россия) находятся на первом этапе экономического роста, в то время как развитые страны Запада уже прошли первый этап и находятся на втором этапе.

Наряду с понятием экономического роста существует понятие экономического развития. В понятиеэкономического развития вкладывается качественное изменение экономики, включая преобразование ее состава и структуры. Эти качественные изменения подготавливаются в процессе экономического роста, т.е. количественного увеличения ресурсов и объемов произведенного продукта приводит к осознанию необходимости в качественных изменениях. Тем самым развитие предполагает и количественные, и качественные изменения, а рост отражает только количественную сторону данного процесса. В том случае, когда эти два понятия употребляются как тождественные, имеется в виду, что количественные изменения неизбежно связаны с качественными преобразованиями (факторов производства, форм организации производства, регулирующей роли государства и др.).

Экономический рост – это важнейшая цель всех государств мирового сообщества. Обычно экономический рост оценивают по показателю роста ВВП (ВНП) или чистого валового продукта за определенный период времени (обычно за год). Однако при этом учитываются также такие показатели, как тенденции и источники роста, устойчивость роста, направление развития, обновление экономической структуры, изменение факторов производства и другие.

Несмотря на специфические различия в темпах и методах экономического роста различных стран, можно выделить прямые факторы роста (ресурсы):

· количество и качество человеческих ресурсов (предложение труда, образование, опыт, дисциплина, мотивация);

· наличие природных ресурсов (земля, полезные ископаемые, вода и др.);

· производственные ресурсы (здания, оборудование и т.п.);

· финансовые ресурсы (инвестиции);

· технологические ресурсы (наука, инжиниринг, менеджмент, предпринимательство).

К ним можно добавить косвенные факторы роста (инфраструктура и институты):

· развитость транспортной системы (сети современных автомобильных и железных дорог, воздушного и водного транспорта), наличие современных портов,

· наличие свободного доступного жилья для свободного перемещения рабочей силы;

· одинаковое качество жизни во всех регионах страны;

· наличие средств связи;

· развитость банковской системы,

· совершенство законодательства в области экономики,

· инвестиционный климат в стране,

· политика правительства.

Все перечисленные факторы, выступая со стороны предложения, определяют производственные возможности страны, физическую способность экономики к росту. В отличие от них, факторы, выступающие со стороны спроса, предполагают наличие платежеспособного населения для покупки товаров на внутреннем рынке, конкурентоспособных предприятий и конкурентоспособной продукции для выхода на международные рынки и конкуренции с импортными товарами. Для анализа возможных вариантов экономического роста обратимся вновь к кривой границы производственных возможностей (ГПВ). Пусть эта кривая построена в координатах топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и инновационных товаров (продукции машиностроения), как показано на рис. 3.1. (Напомню, что ГПВ строится обычно для отраслей экономики, в которой могут быть задействованы альтернативные ресурсы, в том числе деньги и труд).

 

 

Рис.3.1. Кривая производственных возможностей

 

Приведенная на рисунке ГПВ показывает различные варианты роста ВВП для двух

сравниваемых отраслей экономики (производство сырья и металлов и производство высокотехнологичных товаров) при неэффективном (точки A,B,C,D) и эффективном (точки E,F) использовании всех ресурсов. На рисунке схематично отражено изменение российской экономики за последние 15 лет. До 2000 года происходил спад производства высокотехнологичных товаров при росте добычи сырьевых ресурсов и, за счет этого, рост ВВП. Нынешнее положение экономики отражает точка С. Правительство поставило задачу диверсификации экономики (возвращение позиций машиностроительных отраслей, в том числе авиационной отрасли), которая отражает точка D, ресурсосбережения (выход на ГПВ) и общий рост экономики (расширение ГПВ, точка F).

Реальный объем производства (ВВП) можно представить как результат умножения трудовых затрат на производительность труда. Трудозатраты (в человекочасах) представляют собой произведение количества работников на среднее количество отработанных часов. Производительность труда (отношение количества произведенной продукции к трудовым затратам) зависит от многих факторов:

  • технологического уровня производства,
  • организации управления производством (менеджмента),
  • объема капиталовложений,
  • профессиональных знаний и опыта работников и менеджеров,
  • эффективности использования ресурсов,
  • прочие факторы.

Особенностью современного периода является переход все большего количества стран к интенсивному росту за счет повышения эффективности производства на основе массового обновления оборудования, внедрения новейших ресурсосберегающих технологий, повышения профессиональных знаний работников и улучшения организации труда. Необходимость интенсификации объясняется многими причинами: ограниченностью ресурсов (природных и трудовых), невосполнимостью природных ресурсов, необратимым вредным влиянием на окружающую среду.

 

3.2. Цикличность и формы ее проявления

Экономический цикл – это регулярные изменения основных экономических показателей (ВВП, уровня занятости, цен) относительно общей тенденции (тренда - trend) экономического развития. Внешне цикличность представляет собой подъемы и спады в экономическом развитии отдельных стран во времени, вызывая соответствующие изменения в мирохозяйственных связях и оказывая влияние на стабильность функционирования национальной экономики. Причиной цикличности является необходимость периодической реструктуризации экономики в результате воздействия внешних и внутренних факторов (политических, демографических, конкуренции в мировом масштабе и т.д.). По-существу, цикличность – это закономерный результат саморегулирования рыночной экономики, проявляющийся в смещении макроэкономического равновесия от одного его состояния к другому.

Цикличность порождает сбои в динамике экономического роста, вызывает нестабильность, придает волнообразную форму экономическому развитию в целом. Цикличность является неотъемлемой чертой экономического развития. Это относится к микроэкономике (жизненный цикл товара) и к макроэкономике (чередование подъемов и спадов). В результате экономический рост представляет собой не гладкую кривую, а волнообразную нарастающую линию (рис.3.2), причем каждая из волн имеет четыре фазы: подъем, бум, спад и стагнацию.

 

 

Рис.3.2. Цикл экономического развития

 

Временной период между фазами с одинаковыми признаками представляет собой цикл, который является общей характеристикой движения экономики. Экономические циклы, хотя и похожи друг на друга и имеют одинаковые фазы, но, тем не менее, каждый последующий цикл – это всегда качественно новый цикл. Поэтому циклический рост следует рассматривать как бы движение по спирали, причем макроэкономический цикл представляем собой множество взаимосвязанных микроэкономических циклов.

Таким образом, цикличность, как общая черта экономического развития, дает представление и о характере экономического роста. В связи с этим различают «малые » (краткосрочные) циклы продолжительностью 3-4 года (циклы Китчена), связанные с производством товаров для населения и необходимостью перепрофилирования производства. Далее идут «нормальные » (среднесрочные) циклы продолжительностью 8-10 лет (циклы Жуглара), связанные с необходимостью обновления основного капитала. Именно эти циклы являются предметом изучения экономистов и на их сглаживание направлены усилия правительств. Наконец, существуют «длинные волны » продолжительностью 40-60 лет (циклы Кондратьева), связанные с необходимостью обновления зданий, сооружений, инфраструктуры, рабочей силы и «столетние циклы», охватывающие одно или несколько столетий, которые связаны с долговременным обновлением технологического базиса общественного производства.

Нормальные циклы неоднородны по своей продолжительности и обычно имеют различную форму и длительность полуволн. Это обусловлено двумя причинами: наложением нормальных волн на длинные волны и стабилизационными действиями правительств. После второй мировой войны правительства развитых стран научились проводить демпфирование (стабилизацию) макроэкономических колебаний, уменьшая размах колебаний и сокращая длительность нижней полуволны (периоды спада и стагнации). Кроме того, в виду большей взаимозависимости экономик многих стран, наблюдается синхронизация нормальных циклов в целых регионах и даже в масштабах мировой экономики.

В последние годы на процесс экономического развития большое влияние оказывает научно-технический прогресс. Научно-технический прогресс ускоряет обновление основного капитала и приводит не только к перепроизводству товаров, но и появлению свободного капитала. Усложнение и удорожание НИОКР толкает отдельные компании к объединению в транснациональные корпорации, которые концентрируют в своих руках огромный объем капитала и контролируют сразу несколько рынков различных стран, смягчая для себя пагубные последствия кризисов. Циклы становятся все более неопределенными и менее предсказуемыми.

Процесс, который получил название «переходной экономики», можно рассматривать как начало очередного цикла развития российской экономики. Предыдущий цикл («социалистической», а точнее планово-распределительной экономики) прошел все четыре этапа развития: пережил «подъем» в предвоенные и военные годы, «бум» в начале 60-х в виде успехов аэрокосмической отрасли и других отраслей ВПК, «спад» 70-х годов в виде все увеличивающихся диспропорций в экономике и нарастающего отставания уровня жизни народа от ведущих стран Запада и, наконец, экономической стагнации («застоя») 80-х, усугубленной деградацией политической системы. По своей длительности и необходимости перестройки структуры экономики, экономических отношений между экономическими субъектами и государством, обновления технологий и оборудования этот цикл можно отнести к «циклу Кондратьева». И «верхи», и «низы» поняли, что необходимо вернуться к рыночным принципам экономического регулирования, тем более что такой переход уже успешно проводил Китай.

К сожалению, переход к новому экономическому циклу не прошел без потрясений. Распался СССР, произошел глубокий экономический спад и значительно снизился жизненный уровень основной массы населения. Экономический спад получился более глубоким и продолжительным, чем предполагали «реформаторы». Вместе с рынком пришли все его «болезни», да еще в самой острой форме («кумовство», разворовывание государственного имущества для образования начального капитала, повальная коррупция, социальное расслоение общества, бегство «криминального» капитала за границу, внутренняя и внешняя «утечка мозгов» из науки и промышленности). Начавшийся на рубеже веков подъем (в основном инициированный скачком цен на нефть) по-прежнему базируется на продаже за рубеж сырья (газа, нефти, металла, леса и т.д.) и все большим отставанием в высокотехнологичных отраслях.

3.3. Влияние сбережений на экономический рост

При рассмотрении вопроса экономического роста важную роль играет распределение валового дохода между государством, фирмами и домашними хозяйствами, отдельными группами населения, потребительский выбор и соотношение между потреблением и сбережением домашних хозяйств. Статистические исследования показывают, что существуют общие закономерности потребительских расходов в стране. Эти закономерности в отношении структуры и объемов потребления позволяют делать прогнозы производителям относительно «что и сколько производить ».

Американский экономист Кейнс первый обратил внимание, что по мере роста дохода населения потребление растет, но не в той же пропорции, в которой растет доход – потребление отстает от роста дохода. При этом относительно увеличиваются сбережения населения. Запишем еще раз уравнение ВВП по расходам Y:

Y = C + I + G + Xn,

где C – потребление (затраты) населения, I - инвестиции в бизнес, G - государственные закупки, Xn - чистый экспорт.

В развитых государствах с высоким уровнем доходов населения на первые две составляющие приходится более 70% всей суммы совокупных расходов ВВП. В условиях стабильности цен производители ориентируются на располагаемый доход домашних хозяйств Rd (R-revenue), который состоит из двух составляющих

Rd = C + S,

причем предполагается, что

S=I,

т.е. сбережения тратятся целиком на инвестиции. Полагаем также, что чистый экспорт Xn = 0 (вдействительностидоходы от экспорта идут на покрытие бюджетного дефицита, создание стабилизационного фонда и государственные закупки G). С увеличением дохода в абсолютном измерении происходит рост и потребления, и сбережений:

DY = DС + DS,

но в относительном измерении по мере роста дохода прирост потребления становится меньше, а прирост сбережений – больше.

Для измерения склонности людей к потреблению и накопления введены понятия средней склонности к потреблению (average propensity to consume APC) и предельной склонности к потреблению (marginal propensity to consume) MPC:

APC = C/Y, MPC = DС / DY.

Аналогичным образом введены понятия средней склонности к сбережению (average propensity to save) APS и предельной склонности к сбережению (marginal propensity to save) MPS

APS = S/Y, MPS = DS / DY.

Средние величины показывают, какую часть располагаемого дохода люди в среднем склонны потреблять и какую часть – сберегать. Вторые (предельные) величины являются производными первых величин в отклонениях: MPC + MPS = 1. Предельная склонность к потреблению и предельная склонность к сбережению – это величины, стабильные на небольших интервалах времени. В развитых странах MPC составляет сегодня величину 0.7 – 0.8, MPS – 0.2-0.3. Следует понимать, что речь идет об усредненных величинах. Соотношение между потреблением и сбережением зависит от возраста, индивидуальных склонностей человека, его воспитания и т.д. Есть люди, которые копят «на черный день», а есть люди, живущие по принципу «живем только один раз».

Основной психологический закон Кейнса, как показывают эмпирические проверки, находит подтверждение не только на уровне одного домашнего хозяйства, но и на макроэкономическом уровне. Функцию потребления и накопления можно записать в виде аналитического выражения или изобразить графически. Обычно для простоты потребление записывают в виде линейной функции

С = с a +MPC хY,

где сa - прожиточный минимум, который должен быть обеспечен всем гражданам независимо страны. Графическое решение ищется в координатах С-S и располагаемого дохода Rd. Начинают с построения прямой линии, выходящей из начала координат под углом 450. Это – вспомогательная линия, соответствующая С=S, т.е. равенству потребления и накопления (рис. 3.3).

 

Рис.3.3. Потребление и накопление (по Кейнсу)

 

Далее строится функция потребления, которая в точке Rd1 пересекает вспомогательную прямую. Эта точка соответствует уровню дохода, до которого доход полностью идет на потребление. Начиная с этого значения появляются сбережения, возрастающие по мере роста дохода. Обе прямые симметричны относительно вспомогательной линии 450.

С одной стороны, рынок с его конкурентной борьбой и приоритетом потребительского спроса толкает национальную экономику на повышение эффективности использования факторов производства. С другой стороны, в странах с развитым профсоюзным движением, профсоюзы не позволяют заработкам работников упасть ниже определенного уровня, поскольку снижение заработной платы вызывает снижение спроса на потребительские товары, что, в свою очередь, ведет к снижению производства и занятости. На макроэкономическом уровне это означает, что при неполной занятости превышение совокупного спроса над совокупным предложением вызывает рост производства, а значит рост занятости и ВВП.

3.4. Инвестиции и экономический рост.

В наиболее широком смысле слова, «инвестиции – это расставание с деньгами сегодня, чтобы получить большую их сумму в будущем» (Шарп У. Инвестиции, ИНФРА-М, 1997). Средства, предназначенные для инвестирования, обычно выступают в форме денег, в натурально-вещевой форме (машины, оборудование, технологии, патенты, ноу-хау и т.д.) и в смешанных формах. В зависимости от объектов вложения капитала различают реальные и финансовые инвестиции.

Под реальными инвестициями понимают вложение капитала с создание активов, связанных с производственной деятельностью и созданием новых рабочих мест. Реальные инвестиции увеличивают реальный капитал (новые цеха, технологии, оборотные средства). К реальным инвестициям все чаще относят вложения в науку, образование, подготовку и переподготовку кадров и т.п., которые, по сути дела, увеличивают производственный потенциал как в масштабах национальной экономики, так и в масштабах отдельных компаний. К реальным инвестициям относятся также результаты научных исследований, программные продукты, патенты, лицензии, ноу-хау, торговые марки и т.л. Финансовые инвестиции – это вложение капитала в ценные бумаги, прежде всего в акции, для получения дивидендов или спекулятивных целей.

В зависимости от характера участия инвестора в инвестиционном процессе инвестиции подразделяются на прямые и косвенные. Прямые инвестиции предполагают непосредственное участие инвестора в выборе объекта и формы вложения средств. Косвенные инвестиции осуществляются через организации-посредники: банки, инвестиционные фонды и т.д. В зависимости от срока возврата вложенного капитала различают краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные инвестиции. Обычно краткосрочные инвестиции имеют срок возврата до одного года, среднесрочные – от одного до трех лет, долгосрочные – от трех и более лет. По месту приложения капитала различают внутренние (внутри страны) и внешние (зарубежные) инвестиции. Внутренние инвестиции осуществляются в промышленные объекты внутри страны, внешние – в объекты за пределами страны. Сюда же относятся приобретения пакетов акций зарубежных компаний и облигаций других государств. По форме собственности инвестиции подразделяются на частные и государственные. Частные инвестиции представляют собой вложения капитала физическими и юридическими лицами негосударственной формы собственности. Государственные инвестиции осуществляются за счет бюджетных и внебюджетных средств центральными и местными органами власти в рамках соответствующих программ. Многие крупные проекты осуществляются за счет смешанных инвестиций.

Иностранные инвестиции – вложения капитала нерезидентами (как юридическими, так и физическими лицами) в промышленные объекты и финансовые институты другого государства. В свою очередь иностранные инвестиции подразделяются на прямые и портфельные. К прямым иностранным инвестициям относят вложения капитала, обеспечивающие контроль инвестора над зарубежным предприятием путем покупки контрольного пакета акций. Это дает право на участие в управлении предприятием. Портфельные инвестиции – это вложения капитала в акции зарубежных предприятий (без приобретения контрольного пакета), облигации, другие ценные бумаги иностранных государств, международных валютно-кредитных организаций с целью получения повышенного дохода на капитал за счет налоговых льгот, изменения валютного курса и т.п. Они не дают права участия в управлении предприятием

 

3.5. Инновации и экономический рост.

Инновационный процесс в современных условиях, являясь важнейшей компонентой развития экономики и научно-технического прогресса, обуславливает поступательное движение общества. В этом процессе формируются факторы экономического роста, он ведет к накоплению инновационного потенциала. Под инновациями (нововведениями) понимаются результаты творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, прогрессивных организационных форм, сопровождаемые качественными преобразованиями национального производства и экономических отношений. Инновации касаются не только области техники и организации производства, но и внутренней и международной торговли, образования и т.д.

Естественными центрами инноваций являются НИИ, ОКБ, отделы НИОКР на предприятиях, научные лаборатории ВУЗов. Инновации, которые появляются и воплощаются в развитой экономике, помимо научно-исследовательских институтов и университетов нуждаются в поддерживающей инновационную деятельность среде. Это - ассигнование необходимых денег для проведения научно-исследовательских работ, создание и поддержание научных школ и направлений, независимая экспертиза научных работ, освобождение науки от бюрократических пут и администрирования. Центрами инновационной деятельности могут быть как большие фирмы, как это имеет место в авиастроении, так и небольшие фирмы, создающие программные продукты. Коренные изменения в аэрокосмической области происходят по программам длинных циклов, в автомобилестроении – циклы короче, в производстве одежды и обуви происходят ежегодные изменения.

Суть технико-экономической теории развития состоит в том, что радикальные инновации требуют изменения мышления основной массы инженеров и менеджеров, наличия факторов производства для их реализации. В соответствии с законом цикличности экономического роста возможно замедление роста или даже некоторый период стагнации, в течение которого через систему образования и повышения квалификации должны быть подготовлены предпосылки для нового экономического роста.

Специфика инновационной деятельности состоит в том, что инновацииносятрисковый характер. Вероятность успеха воплощения новой идеи в новом продукте достигает только 8,7%; из каждых 12 оригинальных идей только одна доходит до последней стадии массового производства и массовых продаж. Американский специалист в области инноваций Твисс отмечает, что коммерческий успех достигается лишь в 10% начатых проектов, следовательно, уровень неудачи можно оценить в 90%. Иными словами, отдача от вложения капитала в инновационный процесс имеет крайне мало общего с гарантированными выплатами ссудного процента на капитал в банке или дивиденда на акции. И потому российский частный капитал, хотя и побуждается неконкурентной продукцией к инновационной деятельности, из-за высокого риска, ограниченности свободного капитала и определенного отставания науки и качества высшего образования не проявляет активности в инновационной деятельности. Поэтому основная ответственность в развитии инновационного процесса в России ложится на государство.

Регулирование инновационной деятельности. Меры воздействия государства в области инноваций можно подразделить на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и избранной в связи с этим концепцией государственного регулирования - с упором на рынок или на централизованное воздействие. В настоящее время экономисты по степени активности вмешательства государства в экономику выделяют три группы стран: в первой возобладала концепция необходимости активного вмешательства государства в управление экономикой (Япония и Франция); вторая характеризуется преобладающим упором на рыночные отношения (США, Великобритания); третья придерживается “промежуточного” варианта в экономической, в том числе и инновационной, политике: государственное регулирование сочетается с низкой степенью централизации государственного аппарата, используются косвенные методы воздействия при развитой системе согласования интересов правительства и бизнеса.

Прямые методы государственного регулирования инновационных процессов осуществляются преимущественно в двух формах: административно-ведомственной и программно-целевой. Административно-ведомственная форма проявляется в виде прямого дотационного финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия инновациям. Так, в США в 1980 г. был принят закон Стивенсона-Вайдлера “О технологических нововведениях”, предусматривающий ряд мер стимулирования промышленных инноваций. Всего из 133 млд. долл., расходуемых в США на НИОКР в 1988 г. на долю федерального правительства приходилась почти половина - 49,3%.

Программно-целевая форма государственного регулирования инноваций предполагает конкретное финансирование последних посредством государственных целевых программ поддержки нововведений, в том числе и в малых наукоемких фирмах; создается система государственных контрактов на приобретение тех или иных товаров и услуг, фирмам предоставляются льготные кредиты для осуществления нововведений и т.д. Особое место в системе “прямых” мер воздействия государства на инновационный бизнес занимают мероприятия, стимулирующие кооперацию промышленных корпораций в области НИОКР и кооперацию университетов с промышленностью. Государственная поддержка создания таких организационных формирований осуществляется в развитых промышленных странах преимущественно в виде специальных программ различных правительственных ведомств (в США это в основном Министерство энергетики и Национальный Научный Фонд - ННФ). Так, в настоящее время ННФ осуществляет четыре программы по организации сотрудничества научно-исследовательских учреждений и промышленных фирм США.

Первая из них “Промышленно-университетские кооперативные исследовательские центры” реализуется с 1973 г. Она предусматривает создание кооперативных центров на базе разработки и реализации крупный исследовательской программы, в которой участвует несколько промышленных фирм и один университет. В 1984 г. в стране насчитывалось более 100 таких центров, причем 20 из них были организованы целиком на средства ННФ. В 1985 г. в рамках этой программы ННФ приступил к реализации новой формы кооперации. Возникли “Центры инженерных исследований”, основной целью которых является помощь в повышении их эффективности и конкурентоспособности. Характерно, что государство охотнее использует свою финансовую помощь в качестве стимула при создании совместных центров по изучению научно-технических проблем, которые в силу ряда причин не являются достаточно привлекательными для промышленности.

Вторая программа начата в 1978 г. и направлена на организацию кооперации промышленности с университетами в выполнении исследовательских проектов, финансируемых ННФ в интересующих правительство областях. Партнерам по совместной исследовательской работе ННФ предоставляет субсидии.

Третья программа ставит своей задачей предоставление финансовой помощи отдельным лицам или фирмам в сфере мелкого бизнеса, обязующимся в течение полугода провести исследования какой-либо научной идеи. Наконец, цель четвертой программы состоит в развитии фундаментальных знаний о процессе технологических нововведений и оценке механизма поддержки совместно ведущихся исследований промышленности и университетов.

Косвенные методы, используемые в государственной инновационной политике, нацелены, с одной стороны, на стимулирование самих инновационных процессов, а с другой - на создание благоприятного общехозяйственного и социально-политического климата для новаторской деятельности. Ниже попытаемся кратко охарактеризовать основные методы, относящиеся к косвенным.

1. Либерализация налогового и амортизационного законодательства. Предприниматели реализуют инновационные процессы с целью получения большей прибыли. Склонность к предпринимательству вообще и инновационному в частности регулируется уровнем налогообложения прибыли.

В Великобритании налог на прибыль для стартующих инновационных компаний снижен с 20% до 1%. Потолок не облагаемых налогом инвестиций поднят на 50% - 150 тыс. ф. с. Снижен налог на прирост капитала от долгосрочных инвестиций в стартующие инновационные компании и снят налог при инвестировании в такие компании. Устранен облагаемый налогом предел в 1 млн. ф. с. на фонды, привлеченные соответствующими компаниями, для компаний с объемом основных фондов менее 10 млн. ф. с. Выделены 50 млн. ф. с. под правительственные гранты в стартующие компании. В 1997 г. в Великобритании инвестировано 295 млн. ф. с. в 690 высокотехнологичных компаний.

В США система налоговых льгот на НИОКР существует с 1981 г. Налоговая скидка предполагает возможность вычета затрат на НИОКР, связанных с основной производственной и торговой деятельностью налогоплательщика, из суммы облагаемого налогом дохода. До 1985 г. она составляла 25%, в настоящее время - 20%.

Японская модель также предполагает создание технологического приоритета, но при этом упор делается на конкретные технологии. За последние 10 лет технология строительства больших танкеров была заменена в роли ведущей технологий изготовления роботов. Иными словами, на государственном уровне определяются технологические преимущества, которые должны быть достигнуты, и стимулируется их развитие с тем, чтобы затем переводить на новые технологии все народное хозяйство.

Законодательные нормы. Они весьма разнообразны и касаются многих областей влияния на инновационную политику. Например, патентное право законодательно закрепляет права изобретателей на их открытия - интеллектуальную собственность, которая предполагает монополию автора на научно-техническое решение. Антитрестовское законодательство позволяет поддерживать необходимую жесткость конкурентной борьбы - важного фактора стимулирования инновационной активности. Это обстоятельство в определенной мере обусловливает направленность торгово-валютной политики, ориентированной на защиту интересов национального капитала в области реализации новшеств внутри страны.

Создание социальной инфраструктуры, включающее формирование единой информационной системы внутри страны. Это тем более важно, если учитывать ключевую, связующую роль информации в процессе реализации инновационного цикла, состоящего из отдельно обособившихся этапов: исследования, разработки, подготовка к производству, производство, сбыт. Обмен информацией между этапами этого цикла играет, без преувеличения, такую же роль, как и ток крови в организме человека.

При всем многообразии форм и приемов стимулирования инновационной деятельности со стороны государственных органов во всех промышленно развитых странах прослеживается, однако, нечто общее, позволяющее выделить инновационную политику в качестве специфического элемента системы государственного регулирования. Так, отмечается согласованность инновационной политики со всеми видами государственной экономической политики вообще; это проявляется в использовании единых экономических инструментов государственного воздействия, соответствующих избранному экономическому курсу. Характерным свойством инновационной политики является также широта воздействия: оно нацеливается на предложение инновационных идей, инициирует начальный спрос на результаты инновационных процессов, способствует привлечению в инновационный бизнес финансово-кредитных средств и информационных ресурсов, создает благоприятный для инноваций экономический и политический климат. Наконец, общая черта инновационной политики - учет особенностей инновационного процесса: его цикличности, расчлененности на этапы, вероятностного характера, высокой степени риска и т.д.

Для нашей страны объем инвестирования инновационных проектов, осуществляемый развитыми промышленными странами, сейчас невозможен. Следовательно, трудно рассчитывать на то, что российская инновационная продукция, кроме отдельных случаев сможет удовлетворять высочайшим требованиям инновационных рынков развитых стран.

«В масштабах российской экономики эффект от технологических инноваций пока почти не заметен, По данным за 2004 год, объем инновационной продукции составил всего 5,4% объема отгру­женной продукции промышленности. При этом принципиально новая продукция не набира­ет и одного процента, тогда как в Фин­ляндии этот показатель составляет 27,2%, в Италии и Испании — от 10 до 20%. Убедительным индикатором резуль­тативности инновационной деятельности является низкая конкурентоспособность продукции на внешних рынках: менее 2% ее общего объема на инновационных предприятиях направляется на экспорт. Наши позиции на глобальных высоко­технологичных рынках столь же незна­чительны (например, в сфере вычисли­тельной техники и фармацевтических препаратов — по 0.02%,).

Неразвитая конкурентная среда и отсутствие необходимых рыночных стимулов к инновациям, высокий, уровень концентрации производства, административные барьеры—все это неизбежно накладывает свой отпечаток на масштабы, динамику и структуру инновационной активности. Доля промышленных предприятий, осуществлявших технологические инновации, стабилизировалась на уровне 10-11%. Это - довольно скромная величина, особенно в сравнении с аналогичными показателями не только таких стран-лидеров, как Ирландия (75%), Канада и Германия (66-68%), но и Мексики (46%), Эстонии и Латвии (35-38%), Словении и Венгрии (28%). Даже в высокотехнологичных отраслях отечественной промышленности - производстве телекоммуникационного оборудования (35.5%), офисной и вычислительной техники (.40%) уровень инновационной активности соответ­ствует среднему, например, в Чехии (32%) и Турции (35%).

Основной формой инноваций, при­чем во все больших масштабах и во всех отраслях, остается импорт машин и оборудования (его осуществ­ляют 63% инновационных предпри­ятий). Компании, даже инноваци­онные, предъявляют все меньший спрос на научные исследования и разработки. За последнее десятилетие доля инновационных предприят



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: