Опыт работы по теме: «Влияние дидактических игр на развитие математических способностей у детей дошкольного возраста» Бусыгина Ирина Николаевна
В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. В игре нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети - творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры.
Дидактические игры являются своеобразным средством обучения, отвечающим особенностям ребенка, включающиеся во все системы дошкольного воспитания.
Изучая значимость дидактических игр в обучении дошкольников, я пришла к выводу, что педагогика располагает огромным багажом дидактических игр и материалов, разработаны целые системы. Самые известные из них – дидактические материалы М. Монтессори, Фр. Фребеля, Е. Тихеевой, логические блоки Дьенеша, палочки Х. Кьюнзенера.
Дидактические материалы можно условно разделить на 2 большие группы. К первой относятся материалы, открывающие детям максимум возможностей для проявления самостоятельности при их использовании. Это разнообразные конструкторы и конструктивные материалы; сюжетно-образные и сюжетно-дидактические игрушки; природные материалы – шишки, солома, куски дерева, желуди т. п. Эти материалы позволяют детям свободно экспериментировать, широко используя их в игре, и добиваться разнообразных результатов, при этом ребенок свободен в выборе способов преобразования и получает удовольствие от любого результата.
Во вторую группу входят дидактические материалы, специально созданные для развития определенных способностей и умений. В них заранее заложен результат, который ребенок должен получить при овладении определенным способом действий. Это разноцветные кольца разной величины, ярко окрашенные шары, игрушки-вкладыши, кубики, мозаики, которые обеспечивают развитие определенных способностей детей
|
В процессе игры с дидактическими материалами решаются задачи ознакомления детей с формой, цветом, величиной. Осуществляется интеллектуальное развитие детей – способность находить в предметах общее и различное, группировать и систематизировать их по выделенным свойствам. Дети учатся восстанавливать целое на основе его частей, а также недостающую часть, нарушенный порядок и т. д.
И так, дидактические материалы вызывают большой интерес у детей, так как позволяют активно действовать и получать разнообразные результаты. Общий принцип деятельности, заложенный в них, открывает широкие возможности для решения дидактических задач разного уровня сложности: от самых простых (собрать пирамидку с тремя одинаковыми кольцами) до самых сложных (собрать цветущее дерево из элементов мозаики). В связи с этим одни и те же дидактические материалы помогают обеспечить участие в игре каждого ребенка и развитие его познавательных способностей в зависимости от возрастных возможностей и индивидуальных особенностей. Дидактические материалы также позволяют педагогу постепенно усложнять деятельность ребенка и способствовать его развитию.
Процесс обучения может осуществляться с помощью специально организованной среды, помогающей развертыванию самостоятельной познавательной деятельности, а так же путем подбора дидактических игровых материалов, стимулирующих активную деятельность детей и их взаимодействие со взрослыми и сверстниками.
|
Традиционно дидактическая игра используется прежде всего в качестве средства познавательного развития детей: развития восприятия, памяти, мышления; расширения и уточнения представлений об окружающем мире. Дидактическая игра позволяет решать задачи познавательного и социального развития в единстве.
Сущность дидактических игр заключается в том, что для взрослых она – средство развития детей, а для детей – игра. Таким образом, в дидактической игре обучение неразрывно связано с воспитанием каждого ребенка и всего детского коллектива.
Работая с детьми в младших группах, я подобрала необходимую литературу дидактических игр на развитие элементарных математических представлений. Предлагаемые игры создают условия для развития восприятия внешних признаков предметов. Играя с детьми, мы учились различным приемам зрительного, слухового и осязательного обследования, помогающим различать и выделять качество предметов, сравнивать их по этим качествам и обозначать соответствующим словом. Так возникают сенсорные эталоны (семь цветов спектра, геометрические фигуры, величина).
Все дидактические игры я условно разделила на части:
1) Игры, способствующие развитию целенаправленного слухового восприятия, такие как «Кто разбудил Мишку», «Что выбрал Петушок?», «Звуковые загадки», «Колпачок и волшебная палочка». Общая цель этих игр – открыть для малыша особый мир звуков, сделать их значимыми. Большинство игр имеет характер загадок, в которых дети по звуку отгадывают его источник. Вначале мы играли в игру «Кто разбудил Мишку?», в которой дети отгадывают источник звука – голос своего ровесника или озвученную игрушку. Аналогичная «колпачок и волшебная палочка». Кроме того, детям интересны яркие и красочные загадочные атрибуты, волшебная палочка, колпачок. Позднее мы стали играть в игру «Звуковые загадки» и «Что выбрал петушок?», где дети под руководством взрослого улавливают особенности знакомых звуков и передают их характер с помощью доступных им средств: движением, звукоподражанием или словом. Это способствует тому, что дети начинают целенаправленно сравнивать звуки между собой, различать их. Для успешного развития детского слуха очень важно проводить их систематически.
|
2) Игры, развивающие целенаправленное восприятие цвета. Эти игры содержат два типа обучающих задач:
- задачи на целенаправленное развитие цветовых тонов;
- задачи на правильное название цветов.
Главный методический принцип использования этих игр – их многократное повторение. Но поиграв 2-3 раза в одну игру, дети теряют интерес, поэтому одну и ту же игру мы проводили с разными атрибутами. Например: игра «Подбери чашку к блюдцу». Нужно подобрать соответственно по цвету. Решая эту же задачу, мы меняли картинки: «Подбери крышку к кастрюльке», «Крышку к домику». И каждый раз игра проходила успешно из-за введения новых карточек.
В увлекательной форме проходила игра «Потерялась рукавичка». Дети не сидели за столами, они принимали активное участие, двигались вместе с тем, решая дидактическую задачу – подбирали пары рукавичек для вымышленных зверушек, которые перепутали свои варежки. Аналогично проводили игру «Спрячь бабочку в цветок».
В часы утреннего приема мы рассматривали мягкие разноцветные яркие клубочки, называя цвет, форму, величину. Дети искали для маленького красивого клубочка большой красный клубок – помпоны разного цвета, их можно сжать, погладить.
С большим интересом дети рассаживали зверушек в яркие коробочки поезда такого же цвета: желтая уточка сядет в желтый вагончик, красный поросенок - в красный вагончик.
Игра «Помоги Незнайке написать письмо» более сложная. Перед ребенком на столе мы разложили два, позднее три листа картона синего, красного, желтого цвета с прорезанными окошечками – геометрическими фигурами. Дети должны не только правильно закрыть квадратную прорезь квадратом, но и обязательно соответствующего цвета.
В игре «Спрячь мышку в домик», также решается задача на правильное название цвета. Дети получают знания в увлекательной игре.
Дети очень любят воздушные шары. Играя в игру «Улетающие шары», дети подбирают шар к ниточке. Если цвет подобран не верно, шар улетает. Однажды мы заменили пособие из бумаги на воздушные шары, это вызвало радостные чувства у детей. Я видоизменила эту игру. Перед детьми были шары четырех цветов: красный, желтый, зеленый и синий. Дети закрывали глаза, а я в это время убирала один шар. Затем спрашивала, какого шара не стало? Эта игра продолжалась довольно долго, дети не раз просили ее повторить. В дальнейшем мы добавили и другие цвета.
Детям нравится строить и мастерить что-либо своими руками. Именно это мы и использовали в игре «Строим домик для матрешек (зверюшек)». Для матрешек в красной одежде я просила строить домик из красных кубиков, для матрешек в синей одежде – домик из синих кубиков и т. п. Чтобы интерес не пропал, мы заменяли персонажей на разноцветных зверушек, мы строили аналогичные гаражи для машин – синий для синей машины, желтый для желтой машины.
Почти безошибочно дети справлялись с заданием подобрать игрушку по цвету. Перед детьми раскладываются 4 цветных листа (или коробки) и предлагается разложить красные игрушки на красный лист, желтые игрушки на желтый лист и т. п.
В игре «Кто скорее соберет» мы решали задачу на развитие мелкой моторики и различие цветов. На столе лежат кольца от пирамидок, по сигналу дети начинают собирать пирамидки. Алена – желтую, Ваня – красную и т. д.
Для четкого представления величины предметов мы использовали народные игрушки – матрешки, пирамидки, коробочки-вкладыши. Эти игрушки учат сравнивать и соизмерять предметы – по высоте, ширине и длине. Например: «Что изменилось?», «Волшебные клубочки», «Собери картинку», «Нанизывание больших и маленьких бусин (чередование)», «Подбери пару».
Были подобраны игры на ознакомление детей с формой окружающих предметов – объемных и плоскостных. Мы играли в игры «Что привез Мишутка?», «Не ошибись Петрушка», «Закрой окошко», «принеси и покажи», «Чей коврик лучше?». В предлагаемых играх преследуется еще одна важная цель – учить детей согласовывать действия обеими руками и развивать координацию руки и глаза. В этих играх создается ситуация, в которой возникает необходимость внимательно рассмотреть предмет и выделить форму («Закрой окошко», «Принеси и покажи», а еще в этих играх дети обучаются рациональным приемам зрительного обследования форм.
В работе с детьми средней группы для развития различных видов памяти использую такие игры как: «Выложи дорожку», «Запомни картинку», «Что изменилось?», «Сравни и расскажи», «Сколько осталось?», «Где они живут?», «Сколько вместе».
В упражнении «Покажи картинку» я предлагаю детям рассмотреть несколько предметов на одном столе, запомнить их и найти эти предметы на картинках на другом столе. При этом добавляю картинку с другими предметами. Для смыслового запоминания сначала просила ребенка как бы связать эти предметы в небольшой рассказ: «Зайчик взял карандаш и стал рисовать в тетрадке», «У мишки на столе стоит посуда» и т. д. составив с ребенком рассказ, продуктивность запоминания увеличилась до 4-6 слов. Иногда в своей работе я применяю логический прием запоминания по признакам, по выделению отличительных черт, свойств предметов.
Для того, чтобы развить устойчивое внимание у дошкольников, проводила такие игры как: «Летает -,не летает», «Запрещенное движение», «Выгляни в окошко», «Так бывает или нет?» и т. п., где детям по словесному указанию нужно выполнить определенное движение. В этих упражнениях происходит сочетание устойчивого внимания и двигательных действий ребенка.
Используя игры «Где они живут?», «Сколько осталось?», «Сколько вместе?», учила детей преобразовывать равенство и неравенство и наоборот. Играя в такие дидактические игры как: «Какой цифры не стало?», «Путаница», «Исправь ошибку», «Убираем цифру», «Найди соседей», дети научились свободно ориентировать свои действия.
Дети охотно выполняли игровые задачи, например: встать так, чтобы справа от тебя была Лиза, а стул сзади и пр. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять положение того или иного предмета по отношению к другому. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственных ориентировок у детей: «Найди похожую», «Расскажи про свой узор», «Путешествие по комнате» и т. д.
В начале года познакомила родителей с задачами развития детей в данном возрасте, подготовила выставку познавательной литературы, дидактических игр и пособий. Иногда предлагаю родителям самим поиграть в некоторые игры, чтобы убедиться, как увлекательны и интересны наши занятия.
Используя различные дидактические игры в работе с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал.
Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.