III. Рейтинговая система, построенная на модульной основе




Построение балльно-рейтинговой системы на основе компьютерных технологий приводит к необходимости разбиения учебного материала на равноценные блоки (модули) и проведения обучения и контроля на основе этих блоков. Такое разбиение приводит к формированию модели рейтинговой системы третьего типа.
Для такой системы характерно: разделение учебного содержания на приблизительно равноценные блоки-модули; широкое использование компьютерной техники, тестовых материалов для формирования объективных инструментов оценки и высокого качества усвоения; последовательное освоение модулей; переход к изучению материала следующего модуля только при прохождении и положительном оценивании качества усвоения предыдущего модуля; модуль включает в себя не только учебный материал, но и процессы его освоения и контроля; наличие точек контроля в конце каждого модуля; общий рейтинг студента в семестре складывается из баллов, полученных в результате освоения каждого модуля и сдачи экзаменов.

Изучая особенности балльно-рейтинговой системы, можно сделать некоторые выводы в отношении наиболее удобных элементов данной системы. В практике внедрения балльно-рейтинговой системы в образовательном процессе мы считаем необходимым использование элементов всех трех моделей: разбиение программного материала каждой дисциплины на модули, единую методику подсчета балльных оценок по дисциплине, обязательное контрольное тестирование в конце курса.

Основные задачи разрабатываемой балльно-рейтинговой системы на факультете заключаются в следующем:

· получение интегрированной оценки приобретенных знаний студентами в процессе обучения;

· стимулирование самоорганизации студентов во время процесса самостоятельной деятельности;

· создание конкуренции между студентами и учебными группами;

· предоставление заинтересованным лицам информации о рейтинге студента за период обучения в вузе (потенциальные работодатели, руководители различных видов практик в организациях).


Фирмы-работодатели, имея рейтинговую информацию о студентах, могут заранее отбирать для себя квалифицированных специалистов, способных творчески мыслить, неординарно действовать, не производя затрат времени на поиск высококлассного персонала.
Необходимо отметить, что одна из первоочередных задач внедрения балльно-рейтинговой системы состоит в том, что необходимо ввести совокупную оценку работы студента за семестр и оценивать не только результаты экзаменов и зачетов, но и другие формы работы. Чем больше преподаватель хочет активировать студента для систематической работы, тем большую часть баллов необходимо давать за текущие виды работ (устные ответы, контрольные работы, тестирование, написание рефератов, выступления с докладами и т.п.). Баллы, выделенные для текущего контроля, могут распределяться различными преподавателями и кафедрами по-своему. Распределение баллов зависит от профиля подготовки, особенностей специализации и системы ценностных ориентиров, культивируемых как вузом, так и факультетом.
Особенно следует подчеркнуть то, что рейтинговая система не должна строиться на негативной основе. Нецелесообразно создавать систему штрафов и различного рода наказаний. Необходимо, чтобы баллы, начисленные за одни виды работ, не снимались при выполнении других видов работ, в том числе при изучении других дисциплин. Важная задача балльно-рейтинговой системы - это формирование у студентов созидательной направленности в деятельности. Другим важным вопросом построения балльно-рейтин-говой системы является создание условий для повышения качества обучения. Работа, выполненная лучше и качественней, должна оцениваться большим количеством баллов.
В процессе разработки системы на кафедрах факультета создан механизм балльно-рейтинговой оценки, который включает в себя определение видов самостоятельной работы, сроков их выполнения, критериев оценки, текущий учет баллов, итоговый подсчет и учет баллов. Наглядным итогом механизма балльно-рейтинговой системы являются рейтинг-листы по всем специальностям и группам, в которых указываются фамилии студентов, ранжированные по сумме набранных баллов за семестр, которые вывешиваются на информационном стенде факультета.

Рейтинговая система оценки качества подготовки студентов за период обучения предполагает накопление условных единиц в течение всего периода обучения. В зависимости от количества баллов, полученных за каждую освоенную им учебную дисциплину, студент по завершении всего периода обучения получает достаточно адекватную совокупную оценку, отражающую качество его подготовки как будущего специалиста.
Эффективность самостоятельной работы во многом зависит от четкости критериев оценки. Оценка качества самостоятельной подготовки, во-первых, ориентирована на конечный результат, во-вторых, носит сравнительный характер, создавая этим конкуренцию среди студентов в процессе обучения.

Исходя из этого, разработанная на кафедрах факультета балльно-рейтинговая система предусматривает:

· доступность получения информации о балльно-рейтинговой системе (преподаватели, кураторы групп, студенты и другие заинтересованные лица);

· наличие эффективной информационной базы данных о студентах и их балльнорейтинговых оценках, позволяющей обрабатывать, анализировать и получать оперативную информацию;

· комплексность балльно-рейтинговой оценки, ее интегрированность в систему подготовки специалистов;

· непрерывность действия системы на протяжении всего периода обучения.

Следовательно, балльно-рейтинговая система оценки качества подготовки студентов по различным специальностям позволяет:

· мотивировать и стимулировать студентов к активной самостоятельной внеучебной деятельности;

· рационально организовывать, расширять самостоятельную учебную работу студентов;

· интенсивно использовать теоретические знания в процессе выполнения практических заданий;

· давать объективную и всестороннюю оценку всей учебной и самостоятельной внеучебной деятельности.

Таким образом, студенты получают возможность проявить творческие, научно-исследовательские способности.

Практика внедрения балльно-рейтинговой системы в образовательном процессе вуза показывает, что после двух лет ее использования большинство преподавателей и студентов приняли ее и готовы работать по ней и далее. Однако для облегчения процесса ввода рейтинговой системы необходимо:

· введение балльно-рейтинговой системы не во всем университете, а только на первом курсе с дальнейшим расширением на последующие курсы со скоростью 1 курс в год;

· введение балльно-рейтинговой системы по всем специальностям одновременно (на факультете);

· проведение предварительной работы с кафедрами, чтобы они добровольно приняли новую систему оценивания;

· предварительная разработка на кафедрах сроков, критериев и методик оценивания по всем дисциплинам, по которым вводится балльно-рейтинговая система;

· в качестве психологического фактора определить однозначность введения балльнорейтинговой системы (т.е. использование ее не в экспериментальном режиме, а в качестве базовой системы оценивания).

В целом, оценивая преимущества балльно-рейтинговой системы, можно сказать, что ее использование для оценивания обученности студентов позволяет сделать следующий шаг в организации учебного процесса и создать условия для повышения качества подготовки специалистов.


 

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УЧАСТНИКОВ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ(БРС)

Студенты:

· знакомятся с содержанием учебных программ всех дисциплин, подлежащих изучению в семестре с целью организации своей учебной работы (аудиторной и самостоятельной);

· узнают о сроках проведения контрольных мероприятий, порядке начисления баллов и формирования рейтингов по дисциплине и семестру;

· выполняют все виды учебной работы (включая самостоятельную работу студента) в течение учебного семестра, года и отчитываются об их выполнении в ходе запланированных контрольно-рейтинговых мероприятий;

· сообщают куратору учебной группы или в учебно-методический отдел института (факультета) о возникших трудностях в ходе учебного процесса и принимают к исполнению его рекомендации;

· соблюдают установленный график проведения аттестаций и своевременно представляют документы, подтверждающие уважительные причины его не выполнения.

Преподаватели:

· знакомят студентов в начале изучения дисциплины с содержанием учебной программы, видами, формами и сроками оценивания результатов обучения, порядком начисления рейтинговых баллов;

· формируют пакеты необходимых учебно-методических материалов для оценивания учебных достижений студентов (контрольных заданий, тестов, рефератов и т.п.);

· организуют оценивание при аудиторной и самостоятельной работе студентов в процессе обучения;

· способствуют адаптации студентов к обучению в условиях БРС;

· организуют при необходимости работу по «добору» баллов студентами;

· принимают участие в обобщении и организации обмена опытом работы по БРС.

Заведующие кафедрами:

· разрабатывают Положение о подсчете рейтинговых баллов по дисциплине (модулю) и отслеживают его выполнение;

· организуют контроль заполнения индивидуальных планов преподавателей в части реализации БРС;

· организуют разработку и утверждение учебных программ дисциплин с дополнениями по реализации БРС);

· организуют разработку и утверждение методического обеспечения учебного процесса по отдельным видам учебной работы и оценивания результатов по дисциплинам кафедры;

· осуществляют контроль сроков проведения и достигнутых результатов в ходе текущей и рубежной аттестации по дисциплинам ведущим кафедрой;

· регулярно (не реже 2-х раз в семестр) анализируют информацию о текущей работе студентов, рубежных и промежуточной аттестаций;

· выделяют ответственного за внедрение БРС на кафедре;

· обобщают опыт работы преподавателей по БРС с целью активного внедрения прогрессивных подходов к учебному процессу.

Учебно-методические отделы институтов (факультетов):

· обеспечивают контроль своевременного представления кафедрами результатов текущей аттестации студентов, утверждение и своевременную передачу результатов в Управление организации учебного процесса и Методическое управление;

· рассматривают и анализируют подсчет рейтинговых баллов по дисциплинам (модулям);

· организуют проведение рубежных аттестаций студентов с составлением расписания и анализируют их итоги c участием кураторов учебных групп;

· проводят индивидуальную работу со студентами на основе анализа данных об их успеваемости и контролируют отработку студентами своих задолженностей в ходе семестра;

· организуют работу по перезачету или переаттестации при восстановлении студентов или при переводе их из других вузов;

· обрабатывают и анализируют информацию о результатах промежуточной аттестации студентов института (факультета) при участии кафедр;

· совместно с заведующими кафедрами определяют конкретные сроки ликвидации задолженностей с составлением расписания;

· обеспечивают публикацию рейтинговых листов – списки студентов в порядке убывания их рейтинговых баллов – на стендах институтов (факультетов);

· принимают участие в обобщении и организации обмена опытом работы кафедр по БРС и его распространении.

Кураторы учебных групп:

· разъясняют студентам правила и сущность БРС;

· совместно с учебно-методическим отделом института (факультета) участвуют в анализе результатов обучения и принимают соответствующие меры воздействия на студентов группы;

· информируют родителей (законных представителей) о возможностях получения текущей информации о результатах обучения студентов;

· обсуждают на кафедре при участии студентов оценочные листы, рекомендуют лучших студентов для приминения поощрения.

Управление организации учебного процесса обеспечивает:

· сбор, обработку и анализ информации, направляемой институтами (факультетами);

· формирование и согласование структуры и графика проведения контрольных мероприятий по всем направлениям подготовки в рамках системы БРС.

Методическое управление обеспечивает:

· анализ результатов эффективности внедрения БРС в учебный процесс;

· обучение преподавателей основам БРС;

· разработку бланков документов, используемых в БРС, и доведение их до непосредственных исполнителей.

·


 

ПРАВИЛА ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ СТУДЕНТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА, НАУКИ И ТЕХНИКИ

Освоение дисциплины оценивается суммой баллов, исходя из 100 максимально возможных, по следующей формуле:

Итоговая оценка = Количество баллов, набранных за текущую работу по дисциплине в течение семестра + количество баллов по итоговой аттестации

Итоговое количество баллов за текущую работу по дисциплине в течение семестра рассчитывается по формуле:

Текущий балл студента за работу в течение семестра = количество набранных баллов по посещаемости + количество баллов за активность + количество набранных баллов за выполнение учебной работы по дисциплине

Максимальное количество баллов, которое может набрать студент в течение семестра при выполнении семестровых контрольных мероприятий, активность и посещаемость (текущий балл за работу в течение семестра (модуля) за дисциплину) должно равняться 100 баллам.

Оценочными средствами для осуществления контроля успеваемости студентов являются: опросы, оценка докладов учащихся, зачетные семинары, реферат и итоговый зачет.

· Посещения – 25 баллов

· Реферат – 20 баллов

· Конспекты лекций – 15 баллов

· Доклады и презентации – 3 балла за выступление

· Зачетные семинары – 3–5 баллов

· Активная работа на семинаре – 1 балл за занятие

Под активностью понимается демонстрация хорошего уровня знаний по дисциплине, что может выражаться в активном участии в обсуждении проблемных ситуаций, частоте ответах на вопросы преподавателя, решении задач, участии в профессиональных мероприятиях и научных конференциях, выполнение научных работ и т.д. Преподавателем могут назначаться штрафные баллы.

Для дисциплины, завершающейся зачетом или зачетом с оценкой, применяется следующая система перевода баллов:

· 60–75 баллов – допущен к зачету

· 76–85 баллов – зачет с одним вопросом

· 86–100 баллов – автомат

·

Студент, набравший от 60 до 75 баллов, допускается к сдаче зачета в период зачетно-экзаменационной сессии. При успешной сдаче зачета в итоговую ведомость добавляются баллы до минимального уровня «Зачтено», который составляет 85 баллов.

Для студентов, не сдавших зачет, но допущенных к зачету, в зачетно-экзаменационную сессию вносится оценка «не зачтено», что является академической задолженностью. Данный студент имеет право повторной сдачи зачета по окончании зачетно-экзаменационной сессии, в период, отведенный на пересдачи.

При проведении зачета с оценкой студент, набравший от 75 до 85 баллов, допускается к сдаче зачета в период зачетно-экзаменационной сессии с оценкой «удовлетворительно», которая может быть повышена до оценок «хорошо» и «отлично» путем сдачи зачета.

Студенты, набравшие от 85 до 100 баллов получают оценку «отлично» без сдачи зачета.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: