Деятельность епархиальной противомусульманской миссии за 1913 год.




Поле деятельности противомусульманской миссии Екатеринбургской епархии весьма обширно, ибо количество мусульман – башкир,- местных жителей Епархии, доходит до 65 тысяч душ обого пола. Эти башкиры живут преимущественно в Екатеринбургском и Шадринском уезд.

Но к этому количеству мухаммедан нужно причислить еще временно проживающих в епархии татар – мусульман, приходящих на заработки в Уральской железоделательные заводы из соседних епархий и внутренних губерний России. Число таковых рабочих на заводах свыше 30-ти тысяч душ. Приходят они из губерний: Пермской, Уфимской, Оренбургской, Вятской, Казанской, Самарской, Саратовской, Симбирской, Омской, Томской, Тобольской, Астраханской, Туркестанского края и других местностей. Хотя количество мусульман на заводах не бывает ежегодно одинаковым, однако же число их можно можно рапределить по заводам так: в Каслинском заводе 150, в Кыштымском 250, в Саймановском и Карабашском 2500, в Уфалейском 250, в Северском 100, в Полдневском 100, в г. Екатеринбурге 500, в Пышминском медном заводе 2500, в Кушве 300, в Н.-Тагиле 1500, в Н.-Туринском 3000, на Платиновых приисках 2000, на Богословеной шахте 3000, в Надеждинском заводе 4000, на Флоровских рудниках 2000, на Аузрбуховских 2500, Воронцевских 1500, Богословский завод 250, в Верхотурье 300, на Азбестовых приисках 2000, в Алапаевском заводе 500, в г. Камышлове 250, в г. Ирбите 500, в г. Шадринске 500, и в других заводах и местах в виде торговцев татар более 1000, точное количество мусульман в епархии определить трудно, да и нет в том особой надобности, ибо уже из этого видно, какая деятельность, и сколько деятелей, требуется для ознакомления этих мусульман с христианством, а равно сколько средств требуется в содействие миссии, хотя бы печатанием и распространением брошюр и листков с христианском содержанием, но татарскою письменностью. Каждому из нас понятно, что публичных бесед с мусульманами по вопросам «веры» устраивать нельзя по причине фанатичности мусульман. А потому нам приходится пользоваться единственным средством проповеди среди них – это печатание брошюр и листков татарскою письменностью и распространением и распространением их среди татар в возможно большом количестве. Как показал уже наш трехлетний опыт, этому способу христианской проповеди благоприятствует современное стремление мусульманской молодежи к просвещению, или вернее к знанию и ознакомлению с науками, а также и самим христианством. Молодежь весьма охотно берет и читает наши брошюры и листки с сведениями о православии, несмотря на запрещение со стороны старых фанатиков. Чтение наших брошюр производит на мусульман сильное впечатление, несмотря на их предубеждение против христианства. Те места в брошюрах, где христианство очевидно возвышается пред мусульманством, удивляют их и приводят в недоумение:

- Книжки хороши: но не может быть, чтобы христианство было выше ислама! Это в книжке написано неверно. У нас, ведь, Бог един, а у христиан их много, да еще иконы идолы у них есть! Говорят они.

И вот нам лично неоднократно приходилось слышать на рынках и вокзалах железных дорог, как старые башкиры и татары кричали своей молодежи:

- Не берите книжки! В них порицается наша вера и жизнь, а христианство ставится выше ислама.

Однако же, после краткого им объяснения содержания книжек, сами же кричавшие подходили и просили себе у нас книжку… но молодежь берет брошюры и просит еще «новых». И и вот таким образом в течение года нами было роздано брошюр: а) «Земная жизнь Господа нашего Иисуса Христа» 250; б) «Совет ищущему истинного блаженства» 1100; в) Св. История Ветхого Завета 93; г) «Краткое объяснение Троичности Единого Бога» с русским и татарским текстом 200; д) вновь вышедшего листка «Уйнапшык» (блуд), содержание которого возвышает христианство пред мусульманством, 65 штук. Автором последнего листка был молодой мулла, проживающий ныне 4 месяца в Каслинском приюте и увезенный отсюда башкирами насильно из опасения его перехода в христианство. Так же вот и в прошлом году были увезены башкирами из приюта трое, желавших креститься, но двое из них, ныне Иван Голиков и Борис Топорков возвратились к нам и приняли православие, а третий до сего времени скрывается от родителей где-то «в киргазах», а нам пишет и обещается приехать креститься.

Кроме указанных брошюр, перечитанных татарскою письменностью, были напечатаны для раздачи следующие листки на русском языке:»Краткая характеристика Корана», «Беседа о пророках», «Мухаммедов аллах не Бог», «О необходимости Боговоплощения для спасения рода человеческого», «Превосходство христианства пред мухаммеданством», «Ответ хулителю христианства, Абдулханну», «Беседа с муллами о христианстве и мусульманстве», «Открытое письмо мусульманам всей России» и многие другие. Беседы на русском языке раздавались русским, живущими с поблизости башкирами, что оказывается весьма необходимым, ибо приходится нередко слышать добрые отзывы о мусульманстве со стороны христиан и даже защиту его со стороны русской интеллигенции в печати, тогда как мусульманство в существе своем есть грубое язычество. Листков роздано свыше 2500 экз.

Всех наших мессионерских поездок по селениям и заводам было 20 – попреимуществу в более или менее важные в миссионерском отношении пункты. О каждой поездке было донесено, и письменно и лично, Его Преосвященству, более важного содержания беседы были налагаемы письменно и представляемы на благорассмотрение Его Преосвященству, а равно кратко записывались и в миссионерский дневник, которого уже вышло из печати два выпуска в 350 страниц. Во время своих миссионерских поездок мы пользовались всяким удобным случаем для личных рассуждений с мусульманами по вопросам веры, и страрались для того же посещать дома мусульманских мулл. В вагонах железной дороги всегда искали случая поговорить с проезжающими купцами из мусульман других губерний и городов и раздавали им постоянно, имеющиеся при нас брошюры. Кроме того, мы рассылали брошюры почтою в разные селения и города к знатным из мусульман, в книжные магазины и редакции татарских газет. Затем, мы посылали и лично вручали брошюры членам причтовых сельских и городских церквей для возможной раздачи их инородцам, и за содействие их нам в этом деле воздаем им благодарность.

Отсылали мы брошюры в г. Троицк, - где живет святоша Зайвулла, землевладельцу Алексею Гавриловичу Куликову для раздачи их паломникам, во множестве являющимся туда для поклонения святоше и лечения от недугов греховных. Г. Куликов удостоверяет успех этих брошюр в среде мусульман г. Троицка и у паломников.

В распространении брошюр нам содействовали надзиратель приюта Гавриил Симашов, из крещеных татар Уфимской губернии, и новокрещенные – Боголюбов, Топорков и Голиков.

Наши миссионерские помощники также раздавали брошюры, нами отсылаемые им, в чем один помощник – о. Богомолов – прислал свой отчет за 1913 год с уведомлением, что он просветил св. крещением язычника из чуваш, но второй помощник, о. Мамин, молчит до сего времени. Впрочем, при ведении дела проповеди христианства среди мухаммедан и в борьбе с мусульманством посредством печатанных татарскою письменностью брошюр, Епархиальному Миссионеру не представляется особого труда обходиться и без помощников, особенно, когда находятся желающие помогать ему лица из мирян, понимающие татарский язык. Помощники же, незнающие татарского языка, и не имеющие в малейшей любви к этому великому и св. делу, не могут приносить пользы миссии и даже могут вредить делу, волею и неволею. Лучше всего умножать количество издаваемых брошюр и листков: а распространять их в народе не сотавит особого труда. У «помощников» эти брошюры иногда складываются на особый стол и украшают собою, или только разнообразят, их домашнюю библиотеку. А иной сделает и так: отдает все полученные брошюры в какую-нибудь контору и даже не оправдается, берет ли их кто-нибудь. Но миряне, взявшие брошюры по любви к христианству, раздают их весьма толково и при случае отстаивают свою «веру». Таков Алексей Гаврилович Куликов в г. Троицке, таков содержатель станции Алферов в Кыштыме, таковы солдаты в г. Екатеринбурге и кондуктора на железных дорогах, в деревне Сушиной землевладелец Сибиряков и многие другие. В г. Камышлове Степан Казанцев так же продолжает оказывать содействие миссии распространением брошюр.

Кроме сего сами молодые башкиры ближних и дальних селений, иногда за 60-80 верст, являются к нам и просят «хорошую книжку», в чем и бывают удовлетворены с избытком, для раздачи другимю в настоящее время слух об издаваемых Комитетом брошюрах распространился далеко и разошелся по многим углам великой России, ибо таковые книжки составляют новость для мусульманского мира, хотя и не очень приятную. Хотя иные старики кричат: «Попа этого нужно отдать под суд за унижение нашей веры», однако же брошюры наши расходятся в народе быстро и сообщают мухаммеданам верные сведения о христианстве, о котором кроме хулы они никогда ничего не слыхали. Читающие начинают понимать теперь и троичность Божества и значение иконопочитания у христиан.

Как оказывается, мусульмане «ишаны» (святоши) и муллы теперь подсылают в Каслинский приют, под видом желания научать русский язык, лучших из молодых мулл знатоков корана и всего ислама для состязаний с нами по вопросам о христианстве и исламе; да еще, кажется, для того, чтобы подкреплять мухаммеданство в питомцах приюта и особенно возвратить в ислам принявших христианство взрослых башкир. Вот и ныне в приюте проживали Сулейманов и Хайруллин, изучая христианство и защищая ислам пред новокрещенными Голиковыми, Топорковым и Боголюбовым. Однако же, вероятно, для себя неожиданно сами подпали под влияние православия, что и выразилось в составлении ими брошюры «уйнашлык», порицающей мусульманство за его многожество и духовный мрак, и восхваляющей христианство и «Иисуса Христа, Спасителя человечества».

Правда, принимающих Православие еще немного. Так, в 1912 году таковых было 12 человек, в 1912 году – 14 человек, ныне крестилось 6 человек и 3 русских женщины удержаны от уклонения в мухаммеданство, да еще приготовляются к принятию христианства 8 человек. Но и за это воздадим славу Господу Богу нашему!

В самом приюте ныне было только 6 человек, кроме новокрещенных – Боголюбова, Голикова и Топоркова, да мусульманина Шайдуллы Шарафтдинова, недалеко от христианства, обучающихся ныне в Булзинской сельскохозяйственной школе, с пособием им от Комитета пищею и одеждою. Вероятно и главною причиною сокращения числа питомцев в приюте служит хороший урожай хлебов и обилие скота, от чего башкиры стали сыты и склонны ко сну. Принятие православия прежними питомцами приюта немало также пугает мусульман, ибо они почувствовали немощь ислама в борьбе с христианством, а нас считают «колдуном», провораживающим к себе, к вере Христовой, детей их… По этим причинам замечается как бы некоторое усиление упорства мусульман против христианского просвещения… Но все это пройдет, и даст Бог еще умножится число башкирят в приюте, ибо и в прежние годы бывало, что число питомцев в приюте то уменьшалось, то снова увеличивалось. Однако же и ныне христианство не перестает привлекать к себе мусульманскую молодежь. Вот и Сулейманов и Хайрулин усердно изучают христианство, принимают к сердцу его истину и дают обещание содействовать распространению его среди мухаммедан, состоя еще в мусульманстве, каковое обещание и начали они приводить в исполнение своею брошюрою, напечатанною в 1200 экземплярах, которые будут разносить в среде мусульман голос их, похваляющий Христа и христианство, и наоборот – проницающий мусульманство.

В Каслинском приюте ежедневно в послеобеденное время, в течение не менее двух часов, нами велись религиозные беседы с питомцами, а иногда совершается краткое богослужение на татарском языке, при содействии надзирателя Симашева и при участии новокрещенных питомцев. Всех новокрещенных питомцев с их семействами теперь насчитывается 32 человека.

Инородческий миссионер Екатеринбургской епархии, протоиерей Александр Миропольский[1].


[1] Миропольский Александр, прот. Деятельность епархиальной противомусульманской миссии за 1913 год / прот. Александр Миропольский // ЕЕВ. – 1914. – №6. – С.105–111.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: