Рекомендации по использованию метаязыка.




Чтобы речевое общение было максимально эффективным, общаясь, нужно быть максимально гибким. Метаязык чрезвычайно важен для укрепления деловых отношений с окружающими. При речевом общении нужно обращать внимание на используемые стандартные фразы и клише и пытаться исключить их или заменить на те, которые способствуют эффективности общения. Следует выработать в себе умение понимать метаязык собеседника, что поможет понять его истинные цели и чувства и противостоять давлению с его стороны.

 

 

Умение говорить

Умению говорить, или ораторскому искусству, обучали еще в античности. Оно предполагает умение точно формулировать свои мысли, излагать их доступным для собеседника языком, ориентироваться в общении на реакцию собеседника. Конечно, разговор по канонам античной риторики в наши дни будет выглядеть экстравагантно, по, тем не менее, для успешного делового общения основами культуры речи необходимо владеть.

Речь в деловом общении направлена на то, чтобы убедить собеседника в своей точке зрения и склонить к сотрудничеству.

Убедительность определяется:

• психологическими факторами, самой атмосферой беседы, которая может быть благоприятной или неблагоприятной, доброжелательной или недоброжелательной;

• культурой речи.

Культура речевого общения включает в себя, прежде всего, свободное владение языком: умение четко и ясно выражать свои мысли как в устной, так и в письменной форме.

Выделим характеристики речи, которые определяют ее эффективность.

1. Простота и доступность.

Речевая культура в деловом общении выражается в оценке уровня мышления собеседника, его жизненного опыта и в обращении к собеседнику на понятном для него языке. В деловом разговоре нужно употреблять простые, ясные и точные слова, грамотно формулировать свою мысль. Эффективность речи во многом определяется способностью говорить на простом и понятном языке.

Никто не будет выслушивать то, что ему непонятно. При Екатерине II виновный в употреблении непонятных иностранных слов осуждался на прочтение 100 стихов из поэтического творчества профессора Санкт-Петербургской академии красноречия В. К. Тредиаковского.

Использование непонятных слов и выражений в речи типа: "Ваша каузальная атрибуция представлена не в тех соматических висцеральностях" может, с одной стороны, создать у собеседника впечатление их значимости и весомости. С другой стороны, человек, воспринимающий такую речь, может уйти в психологическую защиту и отказаться воспринимать доводы своего оппонента.

При этом, в ходе общения со специалистами узкого профиля нужно пользоваться языком, принятым в их среде, включая в свою речь профессионализмы и специфические выражения, тогда будет проще наладить контакт со слушателями, ибо они услышат в произносимых словах: "Я такой же, как и вы. Мне понятны ваши заботы".

2. Эмоциональная окрашенность речи. Слова и эмоциональная нагрузка.

Являясь средством передачи информации, слова сами по себе не несут эмоционального содержания. Будучи записанными, они абсолютно бесстрастны. Истинный смысл высказывания познается лишь путем понимания подтекста, обстоятельств разговора и способа использования отдельных слов.

Деловое общение, несмотря на всю свою регламентированность, в той или иной степени эмоционально окрашено. Так, слово "мой" однозначно сигнализирует об эмоциональной вовлеченности говорящего. Например, слова "мои коллеги", "моя организация", в отличие от слов "коллеги", "организация", несут эмоциональную нагрузку. Выражение "мой руководитель" показывает эмоциональную связь с начальником, в то время как слово "руководитель" демонстрирует дистанцию. Фраза "Моя страна в период кризиса испытывает финансовые трудности" показывает глубокое знакомство с проблемой и эмоциональную вовлеченность в нее, и наоборот, фраза "У России серьезные экономические проблемы" показывает, что это проблемы государства, а не говорящего.

Производили впечатление и хорошо запоминались эмоционально окрашенные фразы известного политика В. С. Черномырдина. Приведем некоторые из них:

"Были у нас и бюджеты реальные, но мы все равно их с треском проваливали".

"Говорят, наш спутник без дела висит. У нас много чего висит без дела, а должно работать!"

"Когда моя... наша страна в таком состоянии, я буду все делать, я буду все говорить! Когда я знаю, что это поможет, я не буду держать за спиной!"

"Нам в жизни повезло, что это, по сути дела, историческое время выпало на нашу долю. Радуйтесь!"

3. Четкость произношения.

Необходимо тщательно следить за своей дикцией, за тем, как произносится каждое слово. Слова нужно произносить отчетливо, иначе возможны неприятные недоразумения. Нередко люди путают на слух звуки П и Б, Т и Д, С и Ш. Только правильная артикуляция всех звуков гарантирует, что говорящий будет верно понят слушателями.

4. Учтивость.

В любом разговоре легко забыть о необходимости быть корректным и любезным. Мы нередко напоминаем детям о том, что нужно говорить "пожалуйста" и "спасибо", по необходимо и самим время от времени напоминать себе о необходимости быть вежливыми со всеми, с кем приходится общаться.

Умение говорить проявляется в умении вести диалог с деловым партнером.

Высказывания без ориентации на собеседника носят форму монолога. Сумма потерь информации при монологическом общении может достигать 50%, а в некоторых случаях – 80% объема исходной информации.

Наиболее эффективной формой общения является диалог, в основе которого лежит умение задавать вопросы.

Еще античная риторика знала семь классических вопросов, способных упорядочить пестроту внутреннего диалога. Последовательный ряд, состоящий из вопросов "что?", "кто?", "где?", "какими средствами?", "почему?", "как?", "когда?", позволяет охватить всю проблемную ситуацию для ее вербально-логического анализа.

Вопрос – это выраженная в вопросительном предложении мысль, направленная на уточнение или дополнение исходной, базисной информации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: