ЛЕКЦИЯ (тема 6.3)
Конституционно-правовой статус правительства в РФ
Метод проведения: проблемно-тематическое изложение материала.
Цель занятия: сформировать у обучаемых теоретико- и конституционно-правовое представление о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации. Познакомить слушателей с конституционно-правовыми и организационными основами организации и функционирования органов исполнительной власти.
Учебные вопросы:
1. Конституционно-правовой статус Правительства РФ.
2. Структура, порядок формирования и отставки Правительства РФ.
3. Взаимоотношения Правительства РФ с другими органами государственной власти.
Литература:
1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. /
М.В. Баглай. М., 2007.
2. Конституция Российской Федерации 1993г. Гл. 6.
3. Указ Президента РФ «Вопросы федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 1996. № 37.
4. Указ Президента РФ «О Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 12.
5. Указ Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 1998. № 18.
6. Федеральный закон РФ «О Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ.1997. № 51; 1998. № 1.
Дополнительная литература
1. Административное право: теория и практика. Укрепление государства и динамика социально-экономического развития: Материалы науч. конф. (М., 2001. 28 ноября). М., 2002.
2. Бобылев А.И., Горшкова Н.Г., Ивакин В.И. Исполнительная власть в России: теория и практика ее осуществления. М.: Издательский дом «Право и государство», 2003.
3. Виноградов В.А. Конституционно-правовая ответственность членов правительства / В.А. Виноградов // Сравнительное конституционное обозрение. 2004. № 3.
|
4. Данилин А. Электронные государственные услуги и административные регламенты: от политической задачи к архитектуре «электронного правительства» / А. Данилин. М., 2004.
5. Закон РФ «Об общих принципах организации системы органов государственной власти в субъектах РФ» // Ведомости РФ. 1993. № 30.
6. История становления и современное состояние исполнительной власти в России. М., 2003.
7. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» // СЗ РФ. 1997. № 33.
8. Салищева Н. Организация исполнительной власти в РФ: проблемы и перспективы развития / Н. Салищева // Сравнительное конституционное обозрение. 2004. № 1.
9. Указ Президента РФ «О полномочном представителе Президента РФ в регионе Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 28.
10. Федеральный закон РФ «О защите конституционных органов власти в России» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1992. № 44.
11. Шайо А. Самоорганизации власти (краткий курс конституционализма). Гл. 5 / А. Шайо. М., 2001.
12. Шувалов И.И. Взаимодействие Правительства РФ и парламента России в законотворческом процессе / И.И. Шувалов // Конституционное и муниципальное право. 2004. № 4.
Конституционно-правовой статус Правительства РФ.
Конституция Российской Федерации 1993 г. знаменует собой качественно новый этап в регулировании системы исполнительной власти и органов, осуществляющих данную ветвь единой государственной власти. Поэтому, прежде всего, следует подчеркнуть ряд принципиально новых концептуальных по характеру и значимости теоретико-нормативных положений, касающихся исполнительной власти в целом, а также форм и органов, реализующих эту власть.
|
Первое — это осуществление государственной власти в Российской Федерации на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную власти. Причем органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Второе — это нормативное положение ст. 11 Конституции об осуществлении в Российской Федерации государственной власти Президентом, Федеральным Собранием (Советом Федерации и Государственной Думой), Правительством РФ, судами Российской Федерации. Из смысла данной, а также предыдущей, 10-й статьи, вытекает, что в Российской Федерации серьезно расширился круг органов государственной власти. К ним теперь относятся представительные (законодательные), исполнительные и судебные органы. А по Конституции 1978 г. (второй абзац ст. 2 и первый абзац ст. 85) к числу органов государственной власти относились только Советы народных депутатов.
Отнесение органов исполнительной власти к числу органов государственной власти обусловливает еще один вывод, основанный на ст. 3. ч. 2 Конституции: органы исполнительной власти как разновидность органов государственной власти участвуют в осуществлении власти народа (народовластия) в России[1].
Все вышесказанное как бы приближает нас к пониманию новых явлений и процессов, а также соответствующих конституционных норм, охватывающих проблему: Правительство РФ и исполнительная власть. В этом плане по сравнению с Конституцией 1978 г. многое уточнено и поставлено на свое место в соответствии с доктриной разделения властей, местом и принципиально новым положением и ролью Президента России по Конституции 1993 г.
|
В связи с названной проблемой выделим следующее: по Конституции 1978 г. Президент России являлся высшим должностным лицом Российской Федерации и главой исполнительной власти. По Конституции 1993 г. статус Президента России серьезнейшим образом видоизменился. Исчезли формулировки о нем как о высшем должностном лице и, что особенно важно, о возглавлении им исполнительной власти.
По Конституции 1993 г. Президент России имеет качественно новый правовой статус: он является главой государства, наделен весьма широкими правами в осуществлении законодательной и судебной власти, большими полномочиями в сфере исполнительной власти. Сказанное, однако, не означает, что Президент, как это было по Конституции 1978 г., является главой исполнительной власти. Последовательное проведение в Конституции 1993 г. принципа разделения властей обусловило качественно иное по сравнению с Конституцией 1978 г. решение вопроса о соотношении Правительства и исполнительной власти Российской Федерации. Если по Конституции 1978 г. Совет Министров — Правительство —только орган исполнительной власти, то по Конституции 1993 г. исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.
И еще несколько слов об одном нововведении, имеющем отношение к характеристике Правительства и исполнительной власти в целом. В Конституции 1993 г. нет термина «государственное управление», который реже встречается и в текущих нормативно-правовых актах. Указанный термин, ранее широко использовавшийся, к сожалению, не имел четкого юридического содержания, отличался некоторой расплывчатостью, поэтому по-разному трактовался государствоведами, административистами, специалистами в области теории управления. Ясные и четкие термины «исполнительная власть», «система исполнительной власти», «органы исполнительной власти» корреспондируют концепции разделения властей, являющейся одной из теоретико-нормативных основ Конституции 1993 г.
Во многом вышесказанное обусловливает и объясняет серьезное качественное видоизменение статуса Правительства Российской Федерации, установленного в Конституции 1993 г.
Хотя правовому положению Правительства РФ непосредственно посвящена гл. 6 Конституции, многие элементы и конкретные нормы о нем содержатся и в других разделах, главах и статьях Конституции РФ.
Однако прежде чем характеризовать современный конституционно-правовой статус Правительства, необходимо коснуться вопроса о том, в чем конкретно выразились изменения его правового положения по сравнению с Конституцией 1978 г., обусловленные теми факторами, условиями и обстоятельствами, о которых говорилось выше. Во-первых, Совет Министров — Правительство Российской Федерации по названной Конституции (ст. 122) — орган исполнительной власти, подотчетный Съезду народных депутатов, Верховному Совету и Президенту России. Подотчетность Правительства высшим представительным органам власти отражала прежнюю, хотя уже во многом себя дискредитировавшую, идею всевластия и полновластия Советов. Это, в частности, было отражено в ряде положений и норм, прямо касающихся статуса и компетенции Правительства Российской Федерации. Например, нормы ст. 104 данной Конституции о том, что Съездправомочен, принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, относящийся к ведению Российской Федерации. А п. 10 указанной статьи предусматривал утверждение Съездом Председателя Правительства Российской Федерации. По сути дела, провозглашенный в Конституции 1978 г. принцип разделения властей и основанную на нем системы государственной власти оказались в решающей степени формальными, не осуществленными на практике. Они проводились в самом тексте Конституции 1978 г., хотя в ней по-прежнему были сохранены формулировка о Советах народных депутатов как политической основе Российской Федерации, определение Съезда как высшего органа государственной власти Российской Федерации, а Верховного Совета — в качестве органа Съезда народных депутатов. При этом Верховный Совет (ст. 107) определялся как постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган Российской Федерации.
В названных нормах вызывает удивление то, что Верховному Совету (распорядительный орган) прямо предписывались полномочия исполнительной власти, что совершенно не согласовывалось с принципом разделения властей, являлось посягательством на прерогативы исполнительно-распорядительной деятельности, призванной по концепции разделения властей находиться в ведении Правительства и всех других органов и звеньев, входящих в систему исполнительной власти.
Стремлением представительного органа власти - Верховного Совета изъять у Президента по Конституции 1978 г. полномочия самостоятельно назначать и освобождать от должности федеральных министров, отражающим непримиримую в этот период конфронтацию законодательной и исполнительной властей, объясняется и включение в текст Конституции 1978 г. (ст. 123) нормы о необходимости при назначении Президентом на должность министров иностранных дел, обороны, безопасности, внутренних дел получения согласия Верховного Совета. Ущемленность статуса Президента как главы исполнительной власти и самого Правительства как органа исполнительной власти проявилась в Конституции 1978 г. также в том, что Президент не мог принять по своей инициативе решение об отставке Правительства без согласия Верховного Совета. Данное ограничение являло собой один из «образцов» глубокой внутренней противоречивости положений и норм Конституции 1978 г. С одной стороны, провозглашение принципа разделения властей, а Президента — главой исполнительной власти. С другой стороны, конституционное закрепление Советов как политической основы Российской Федерации, а Верховного Совета — в качестве не только законодательного, но и распорядительного и контрольного органа государственной власти. Названные и многие другие противоречия и несогласованности, касающиеся, в частности, статуса исполнительной власти в целом и ее органов, в первую очередь Правительства Российской Федерации, требовали принципиально иного подхода, соответствующего глубоким политическим и социально-экономическим реформам в России, и реального осуществления разделения властей при их новом конституционно-правовом решении.
В Конституции 1993 г., в которой четко проведен принцип разделения властей и исключена идея полновластия Советов, по-новому представлены концепция исполнительной власти, а также пути, формы и органы, ее осуществляющие. В первую очередь это качественно новый статус как главного федерального органа исполнительной власти — Правительства Российской Федерации, который заложен в самой Конституции и продолжен, развит и конкретизирован в Федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации»[2].
Давая общую характеристику Правительству Российской Федерации как органу, осуществляющему исполнительную власть в Российской Федерации, необходимо выделить его главные, наиболее существенные черты и особенности, отличающие его от других органов в системе исполнительной власти. При этом следует подчеркнуть, что имеются в виду именно те черты и особенности статуса Правительства, которые непосредственно составляют его конституционный статус либо прямо вытекают из него. Тем самым обусловливаются и подчеркиваются одновременно характер, степень охвата, объем регулирования и изучения соответственно конституционным (государственным) правом таких феноменов, как исполнительная власть в целом и Правительство Российской Федерации в частности.
Более развернуто, вопросы его структуры, состава, компетенции, организации деятельности, правовые акты и т. д. раскрываются именно в курсе административного права. Хотя грани между этими отраслями права подчас трудноуловимы.
Во-первых, в ч. 1 ст. 110 Конституции РФ речь идет об осуществлении Правительством исполнительной власти Российской Федерации, т.е. о реализации данной власти в рамках Российского федеративного государства.
Во-вторых, Правительство Российской Федерации возглавляет единую систему исполнительной власти в Российской Федерации, а также обеспечивает согласованную деятельность органов исполнительной власти.
В-третьих, Правительство Российской Федерации — коллегиальный федеральный орган исполнительной власти. В соответствии со ст. 110 ч. 2 Конституции в его состав входят Председатель Правительства, заместители Председателя и федеральные министры. Таким образом, Конституция содержит перечень должностных лиц, которые входят в состав Правительства Российской Федерации.