УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО «МИКРОБИОЛОГИИ, ВИРУСОЛОГИИ МИКРОБИОЛОГИИ ПОЛОСТИ РТА»




ДЛЯ СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Дисциплинарный модуль 2

(Инфекция и иммунитет, частный курс)

 

Студент(а, ки)________________________________________________________

Группа №__________________________________________________________

Преподаватель______________________________________________________

 


Стоматологический факультет

 

 

Модульная единица 2.1 «Инфекция и иммунитет»

ЗАНЯТИЕ № 2.1.1

 

 

ИНФЕКЦИЯ. НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЙ ИММУНИТЕТ

 

Цель занятия:

изучить роль микро- и макроорганизма в развитии инфекционного процесса; условия возникновения инфекционного процесса; значение свойств микроорганизмов; изучить виды и формы иммунитета, неспецифические механизмы резистентности.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

  1. Понятие об инфекции. Условия возникновения инфекционного процесса. Механизмы передачи инфекции. Формы инфекционного процесса.
  2. Стадии развития и характер протекания инфекционной болезни.
  3. Патогенность и вирулентность бактерий. Характеристика факторов патогенности.
  4. Понятие об иммунитете, виды иммунитета.
  5. Неспецифические факторы защиты организма человека:

• механические барьеры;

• физико-химическая защита (рН среды, ферментативная активность лизоцима, пепсина и др.);

• клеточные факторы защиты (фагоцитоз, фагоцитирующие клетки и их
классификация). Механизм и фазы фагоцитоза. Завершенный и

незавер­шенный фагоцитоз;

• гуморальные неспецифические факторы защиты (система комплемента, β-лизины, интерфероны, лейкины, противовирусные ингибиторы, лизоцим и др.).

6. Иммунобиологическое значение интерферонов. Их получение, использо­вание.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

определять факторы патогенности (вирулентности) микробов; дать оценку значимости факторов неспецифического иммунитета.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ВЛАДЕТЬ:

анализом медицинской информации; методами анализа и оценки показателей врожденного иммунитета.


Работа № 1. Методы определения факторов патогенности и вирулентности микроорганизмов на примере золотистого стафилококка

 

Цель: изучить методы определения факторов патогенности и вирулентности золотистого стафилококка (см. теоретическую справку)

Самостоятельная работа: а)зарегистрировать результат плазмокоагулазной активности золотистого стафилококка при посеве на цитратную плазму крови. Сделать вывод.

 

«О» - посев S. aureus на цитратную кроличью плазму крови.

«К» - цитратная кроличья плазма

 

 

 

 

«К» «O»

Результат:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 
 


Вывод:_____________________________________________________________­­­__________

   
 
 
 
 
 
 
 


б)зарегистрировать результаты опыта по выявлению лецитиназной активности у золотистого стафилококка при посеве на желточно-солевой агар (ЖСА).

 

 

Результат:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в)зарегистрировать результат опыта по выявлению гемолитической активности у золотистого стафилококка при посеве на кровяной агар. Сделать вывод.

 
 

 

 


Результат:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа № 2. Цели и задачи постановки биопробы на лабораторных животных

 

Цель: ознакомиться с техникой заражения белых мышей. Обратить внимание на способы фиксации лабораторного животного (фильм).

Самостоятельная работа: записать цели заражения лабораторных животных и способы заражения в зависимости от механизма распространения инфекции и тропизма возбудителя.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа № 3. Бактерицидная функция кожи

 

Цель: определить бактерицидную функцию кожи, оценить значимость данного исследования.

Самостоятельная работа: зарегистрировать результаты опыта по изучению бактерицидных свойств кожи, подсчитать количество колоний, выросших на среде Эндо сразу после нанесения и через 15 минут, результат рассчитать по формуле (см. теоретическую справку). Сделать вывод.

 

 

Дано:

1) посев-отпечаток с участка кожи с тест-культурой на предметном стекле со средой Эндо.

 

Результат:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2) посев-отпечаток со смежного участка кожи через 15 мин после нанесения тест-культуры

 

Результат:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

     
 
 
 
 
 


Работа № 4. Бактерицидная активность лизоцима слюны

Цель: определить активность лизоцима слюны, оценить значимость данного исследования.

 

Самостоятельная работа: изучить методику определения бактерицидной активности слюны, поставить и учесть результат, сделать вывод (см. теоретическую справку).

Дано: набор для определения активности лизоцима: раствор слюны 1:20, взвесь суточной агаровой культуры микрококка, физ. раствор, пипетки, пробирки.

 

       
   


«К» «О»

Результат:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


__


Работа № 5. Фагоцитоз

 

Цель: изучить явление завершенного и незавершенного фагоцитоза.

Самостоятельная работа: микроскопировать готовые препараты-мазки стафилококка и гонококка. Зарисовать в тетради картину фагоцитоза микроорганизмов. Выявить отличительные особенности завершенного (№ 1) и незавершенного (№ 2) фагоцитоза в препаратах-мазках. Сделать вывод.

Дано: препараты-мазки, таблицы

 

Результат:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

 

Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Подпись преподавателя_________________________________________________________


Самостоятельная работа студента во внеурочное время:

I. Ответить на вопросы:

Инфекция – это_________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Условия возникновения инфекционного процесса

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Свойства возбудителей инфекционных заболеваний ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Периоды инфекционного заболевания и их характеристика______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

II. Классифицировать предложенные препараты по схеме

 

Схема классификации препаратов:

1) Название

2) Классификационное положение

3) Действующее начало. Механизм действия

4) Получение

5) Применение

6) Способ применения

1) Интерферон лейкоцитарный

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1) Продигиозан

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1) Пирогенал

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1) Тактивин

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1) Имудон

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись преподавателя__________________________________________________________


Теоретическая справка

 

к работе № 1

Методы определения факторов патогенности микроорганизмов

Методики выявления:

а) плазмокоагулазной активности бактерий

Посев выделенной культуры бактерий проводят в разведённую физ. раствором 1:4 стерильную цитратную плазму крови. Пробирки ставят в термостат при 37°С на 2 - 5 часов. При наличии у выделенной культуры фермента плазмокоагулазы происходит коагуляция плазмы, а при отсутствии данного фермента жидкость будет прозрачной.

б) фибринолитической активности бактерий

Продлив время пребывания пробирок в термостате, можно наблюдать растворение сгустка, что свидетельствует о наличии фибринолитической способности изучаемого штамма.

в) лецитиназной активности бактерий

Лецитиназная активность проявляется при посеве на агар с яичным желтком в образовании вокруг колоний характерного помутнения с радужным венчиком.

г) гемолитической активности бактерий

Гемолитическая активность проявляется при посеве на кровяной агар образованием вокруг колоний зоны просветления.

 

к работе № 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: