ДЛЯ СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
Дисциплинарный модуль 2
(Инфекция и иммунитет, частный курс)
Студент(а, ки)________________________________________________________
Группа №__________________________________________________________
Преподаватель______________________________________________________
Стоматологический факультет
Модульная единица 2.1 «Инфекция и иммунитет»
ЗАНЯТИЕ № 2.1.1
ИНФЕКЦИЯ. НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЙ ИММУНИТЕТ
Цель занятия:
изучить роль микро- и макроорганизма в развитии инфекционного процесса; условия возникновения инфекционного процесса; значение свойств микроорганизмов; изучить виды и формы иммунитета, неспецифические механизмы резистентности.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
- Понятие об инфекции. Условия возникновения инфекционного процесса. Механизмы передачи инфекции. Формы инфекционного процесса.
- Стадии развития и характер протекания инфекционной болезни.
- Патогенность и вирулентность бактерий. Характеристика факторов патогенности.
- Понятие об иммунитете, виды иммунитета.
- Неспецифические факторы защиты организма человека:
• механические барьеры;
• физико-химическая защита (рН среды, ферментативная активность лизоцима, пепсина и др.);
• клеточные факторы защиты (фагоцитоз, фагоцитирующие клетки и их
классификация). Механизм и фазы фагоцитоза. Завершенный и
незавершенный фагоцитоз;
• гуморальные неспецифические факторы защиты (система комплемента, β-лизины, интерфероны, лейкины, противовирусные ингибиторы, лизоцим и др.).
6. Иммунобиологическое значение интерферонов. Их получение, использование.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
определять факторы патогенности (вирулентности) микробов; дать оценку значимости факторов неспецифического иммунитета.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ВЛАДЕТЬ:
анализом медицинской информации; методами анализа и оценки показателей врожденного иммунитета.
Работа № 1. Методы определения факторов патогенности и вирулентности микроорганизмов на примере золотистого стафилококка
Цель: изучить методы определения факторов патогенности и вирулентности золотистого стафилококка (см. теоретическую справку)
Самостоятельная работа: а)зарегистрировать результат плазмокоагулазной активности золотистого стафилококка при посеве на цитратную плазму крови. Сделать вывод.
«О» - посев S. aureus на цитратную кроличью плазму крови.
«К» - цитратная кроличья плазма
«К» «O»
Результат:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
![]() |
Вывод:_______________________________________________________________________
![]() | |
![]() | |
![]() | |
![]() |
б)зарегистрировать результаты опыта по выявлению лецитиназной активности у золотистого стафилококка при посеве на желточно-солевой агар (ЖСА).
Результат:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в)зарегистрировать результат опыта по выявлению гемолитической активности у золотистого стафилококка при посеве на кровяной агар. Сделать вывод.
![]() |
Результат:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа № 2. Цели и задачи постановки биопробы на лабораторных животных
Цель: ознакомиться с техникой заражения белых мышей. Обратить внимание на способы фиксации лабораторного животного (фильм).
Самостоятельная работа: записать цели заражения лабораторных животных и способы заражения в зависимости от механизма распространения инфекции и тропизма возбудителя.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа № 3. Бактерицидная функция кожи
Цель: определить бактерицидную функцию кожи, оценить значимость данного исследования.
Самостоятельная работа: зарегистрировать результаты опыта по изучению бактерицидных свойств кожи, подсчитать количество колоний, выросших на среде Эндо сразу после нанесения и через 15 минут, результат рассчитать по формуле (см. теоретическую справку). Сделать вывод.
Дано:
1) посев-отпечаток с участка кожи с тест-культурой на предметном стекле со средой Эндо.
Результат:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) посев-отпечаток со смежного участка кожи через 15 мин после нанесения тест-культуры
Результат:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
![]() | ||
![]() | ||
![]() |
Работа № 4. Бактерицидная активность лизоцима слюны
Цель: определить активность лизоцима слюны, оценить значимость данного исследования.
Самостоятельная работа: изучить методику определения бактерицидной активности слюны, поставить и учесть результат, сделать вывод (см. теоретическую справку).
Дано: набор для определения активности лизоцима: раствор слюны 1:20, взвесь суточной агаровой культуры микрококка, физ. раствор, пипетки, пробирки.
![]() | ![]() |
«К» «О»
Результат:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__
Работа № 5. Фагоцитоз
Цель: изучить явление завершенного и незавершенного фагоцитоза.
Самостоятельная работа: микроскопировать готовые препараты-мазки стафилококка и гонококка. Зарисовать в тетради картину фагоцитоза микроорганизмов. Выявить отличительные особенности завершенного (№ 1) и незавершенного (№ 2) фагоцитоза в препаратах-мазках. Сделать вывод.
Дано: препараты-мазки, таблицы
Результат:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Подпись преподавателя_________________________________________________________
Самостоятельная работа студента во внеурочное время:
I. Ответить на вопросы:
Инфекция – это_________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Условия возникновения инфекционного процесса
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Свойства возбудителей инфекционных заболеваний ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Периоды инфекционного заболевания и их характеристика______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
II. Классифицировать предложенные препараты по схеме
Схема классификации препаратов:
1) Название
2) Классификационное положение
3) Действующее начало. Механизм действия
4) Получение
5) Применение
6) Способ применения
1) Интерферон лейкоцитарный
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1) Продигиозан
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1) Пирогенал
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1) Тактивин
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1) Имудон
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подпись преподавателя__________________________________________________________
Теоретическая справка
к работе № 1
Методы определения факторов патогенности микроорганизмов
Методики выявления:
а) плазмокоагулазной активности бактерий
Посев выделенной культуры бактерий проводят в разведённую физ. раствором 1:4 стерильную цитратную плазму крови. Пробирки ставят в термостат при 37°С на 2 - 5 часов. При наличии у выделенной культуры фермента плазмокоагулазы происходит коагуляция плазмы, а при отсутствии данного фермента жидкость будет прозрачной.
б) фибринолитической активности бактерий
Продлив время пребывания пробирок в термостате, можно наблюдать растворение сгустка, что свидетельствует о наличии фибринолитической способности изучаемого штамма.
в) лецитиназной активности бактерий
Лецитиназная активность проявляется при посеве на агар с яичным желтком в образовании вокруг колоний характерного помутнения с радужным венчиком.
г) гемолитической активности бактерий
Гемолитическая активность проявляется при посеве на кровяной агар образованием вокруг колоний зоны просветления.
к работе № 2