Вопрос 1. Система социального обеспечения и социального обслуживания населения. Состав расходов бюджетов разных уровней на социальную политику




Лекция: Финансовое обеспечение социальной политики

 

Социальное обеспечение — это система обеспечения нуждающихся граждан различными пособиями и компенсационными выплатами: пенсиями, пособиями, субсидиями, льготами и другими видами помощи.

Социальное обеспечение — форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств бюджетов всех уровней и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.

Социальное обеспечение может быть имущественным (деньги, вещи, услуги) или неимущественным (например, психологическая помощь).

Виды социального обеспечения делятся на две группы:

1) Социально-обеспечительная помощь - оказывается тем категориям нуждающихся, которые:

а) имеют определенный источник средств к существованию, но он был ими временно утрачен и должен быть восстановлен в связи с объективной возможностью устранения причины необеспеченности;

б) обладают постоянным источником средств к существованию, но его размер очень мал и не в состоянии обеспечить элементарное существование;

в) возможно, не утрачивают постоянный или основной источник средств к существованию, но в силу сложившихся, как правило, непредвиденных, экстраординарных обстоятельств, оказываются в состоянии нуждаемости, например, в результате расстройства здоровья, стихийных бедствий и катастроф и в других случаях.

Помощь имеет временный характер и не является основным источником средств к существованию. К ней относятся:

- пособия;

- компенсации;

- льготы;

- некоторые виды социальных и медицинских услуг за счёт средств фонда обязательного медицинского страхования;

- предоставление предметов первой необходимости (одежда обувь, продукты питания) малоимущим гражданам и семьям.

2) Социально-обеспечительное содержание – преследует цель предоставить человеку необходимые и достаточные для жизни средства. Это значит, что государство обязуется направить в адрес нуждающегося, дать ему то, без чего естественное существование человека как биосоциального организма невозможно.

Социально-обеспечительное содержание сводится к двум видам:

1) пенсии;

2) часть социальных услуг, оказываемых стационарными учреждениями социального обслуживания населения.

Основанием деления видов социального обеспечения является их форма: денежная (все виды пенсий и пособий) и натуральная (содержание граждан на полном государственном обеспечении в стационарных учреждениях социального обслуживания, санаторно-курортное лечение, предоставление предметов первой необходимости, компенсации и льготы).

Социальное обслуживание — это деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам.

Законодательство предусматривает следующие виды социального обслуживания:

- материальная помощь;

- социальное обслуживание на дому;

- стационарное социальное обслуживание;

- временный приют;

- дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания;

- консультативная помощь;

- реабилитационные услуги.

Основное финансирование из бюджетов направляется на предоставление услуг надомного обслуживания для пожилых людей и людей с ограниченными возможностями, срочное социальное обслуживание (адресную социальную помощь: финансовую, продуктовую, вещевую). Немаловажную роль играет

предоставление временного приюта с обеспечением питания, медицинской помощи, образования.

Социальная защита в РФ построена на принципах разграничения полномочий и расходных обязательств между федеральным бюджетом, бюджетом субъектов РФ, местными бюджетами, а также государственными внебюджетными фондами.

За счет средств федерального бюджета осуществляется:

1. Пенсионное обеспечение

2. Социальное обслуживание населения

3. Социальное обеспечение населения за счет средств федерального бюджета осуществляется пенсионное обеспечение:

- Государственных (федеральных) служащих, судей

- Военнослужащих

- Участников ВОВ

- Граждан, пострадавших в результате радиационных аварий или техногенных катастроф

- Инвалидов и других категорий населения

При этом основным источником пенсионного обеспечения является Пенсионный фонд РФ.

Помимо пенсионного обеспечения Федеральный бюджет несет прямые обязательства по социальному обеспечению безработных граждан, выплачивая им пособие по безработице.

За счет средств Федерального бюджета выплачиваются пособия и компенсации гражданам, пострадавшим в результате радиационных аварий и ядерных испытаний.

В Федеральном бюджете предусматриваются значительные средства на поддержку федеральным льготникам, которые передаются регионам через фонд компенсаций.

Вопрос 2. Планирование и финансирование расходов на социальную обеспечение и на проведение мероприятий по социальной защите отдельных категорий граждан.

 

Одним из направлений использования общественных фондов потребления, бюджетных средств является содержание нетрудоспособных и престарелых граждан, оказание материальной помощи отдельным группам населения (одиноким матерям, семьям, потерявшим кормильца, многодетным семьям и др.)

Объем средств, выделяемых на социальную защиту граждан, зависит от уровня экономического развития страны, состояния сферы материального производства. Источником формирования фондов, из которых финансируются мероприятия по социальной защите населения, является национальный доход, созданный трудоспособными гражданами и прошедший затем перераспределение через бюджетную систему и внебюджетные фонды.

Мобилизуемые в бюджет и внебюджетные фонды, денежные средства позволяют государству осуществлять социальную политику.

Средства государственных целевых внебюджетных фондов, являются финансовой гарантией конституционных прав граждан России на социальную защиту в случае старости, болезни, неблагоприятного социального и экономического положения некоторых групп населения:

1. В соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР был создан Пенсионный фонд Российской Федерации, цель которого — государственное управление пенсионным обеспечением граждан. Пенсионный фонд формируется главным образом за счет страховых взносов предприятий всех форм собственности, лиц, работающих по найму, и ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации. Предприятия и организации всех форм собственности обязаны вносить в Пенсионный фонд взносы.

Концентрируемые в Пенсионном фонде средства используются для выплаты государственных трудовых пенсий, пенсий инвалидам, пособий для детей в возрасте от полутора до шести лет, компенсаций пенсионерам и др.

2. Вторым по величине социальным внебюджетным фондом является Фонд социального страхования РФ, образованный в соответствии с Указом Президента. Цель его — финансирование выплат пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, уходу за ребенком до полутора лет, финансирование организации санаторно-курортного лечения и отдыха и др.

Источниками формирования Фонда социального страхования являются:

• страховые взносы предприятий и организаций всех форм собственности;

• ассигнования из республиканского бюджета РФ;

• добровольные взносы юридических и физических лиц и др.

Из федерального бюджета финансируются:

• комплекс мероприятий по социальной защите населения.

• выплата пенсий военнослужащим, компенсация Пенсионному фонду РФ расходов по выплате государственных пенсий и пособий, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством РФ за счет федерального бюджета;

• финансирование федеральных программ: «Дети сироты», «Дети инвалиды», «Дети Севера», «Планирование семьи», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Организация летнего отдыха детей» и др. Основной объем бюджетных средств, направляемых на социальную защиту населения, проходит через региональные и местные бюджеты.

Эти средства используются:

• на строительство и содержание домов интернатов для престарелых и инвалидов;

• на обеспечение инвалидов средствами передвижения, протезами;

• на их обучение и трудовое устройство;

• оказание им санаторно-курортной помощи;

• социальную помощь малоимущим, многодетным семьям, одиноким матерям;

• на проведение молодежной политики и др.

Кроме бюджетных ресурсов территориальные органы исполнительной власти используют для оказания материальной помощи этим слоям населения средства, мобилизуемые в региональные и местные внебюджетные фонды. За счет средств этих фондов решаются жилищно-коммунальные проблемы пенсионеров и малоимущих граждан, проведение оздоровительных кампаний для детей, мероприятий для молодежи и др.

Планирование бюджетных ассигнований ведется финансовыми органами по видам мероприятий. Расходы на пенсии, пособия планируются по видам пенсий, пособий исходя из среднегодового числа получателей и среднего расхода на одного получателя. При этом используются статистические данные органов Министерства труда и социального развития РФ, демографические расчеты и утвержденные размеры пенсий и пособий.

Расходы на содержание домов интернатов планируются по числу мест в них и среднегодовому расходу на одного человека.

Расходы на заработную плату работников социальных учреждений рассчитываются по штатному расписанию этих учреждений и ставкам заработной платы, установленным для бюджетных учреждений.

Расходы на мероприятия по социальной защите населения

Социальная политика является приоритетным направлением деятельности государства, позволяющим реализовать права и гарантии гражданам, провозглашенные Конституцией РФ и другими законодательными актами.

Реализация таких прав и гарантий предполагает предоставление гражданам социальных услуг для выравнивания уровня предоставления населению этих услуг во всех субъектах РФ и местных образованиях.

Однако в условиях сложного финансового положения, в котором находится Россия, государство в лице своих органов оказывается в состоянии обеспечить лишь минимальный уровень социальных услуг различным категориям населения: пенсионерам, семьям, потерявшим кормильца, лицам с низким уровнем доходов, матерям одиночкам и др.

Поэтому становление России как социально ориентированного государства предполагает развитие новых адекватных современным условиям институтов социальной сферы в дополнение к прежней системе социального обеспечения.

Одной из таких структур является система социального обслуживания населения, предоставляющая населению — престарелым, инвалидам, многодетным, неполным и молодым семьям, другим категориям нуждающихся граждан — бесплатно или на льготных условиях разные виды социальных услуг.

Такая деятельность осуществляется через сеть сложившихся учреждений: домов интернатов, социальных приютов, социально-реабилитационных центров и т.п. и посредством создания новых форм социального обслуживания социальных центров, телефонов доверия, служб срочной психологической помощи и поддержки и др.

Программно-целевой принцип реализации социальной политики является приоритетным. Для этого разрабатывается ряд программ, например, федеральные программы «Молодежь России», «Планирование семьи», «Дети сироты» «Дети инвалиды» и др., основной целью которых является создание организационных, правовых и экономических механизмов реализации социальной политики.

В настоящее время во многих субъектах РФ приняты законодательные акты о социальных стандартах, в соответствии с которыми каждому жителю предоставляется гарантированный минимальный перечень жилищно-бытовых, социально-культурных услуг, представленных в денежном или натуральном выражении.

При этом главными должны стать мероприятия по поддержке наименее защищенных слоев населения с соответствующим разграничением ответственности между федеральными и территориальными органами власти и местного самоуправления.

В дальнейшем по мере проведения реформ в системе социальной защиты населения будет разработана нормативная база для формирования бюджетов на основе государственных минимальных социальных стандартов. Предоставление социальных услуг будет осуществляться на конкурсной и лицензионной основе при увеличении объема бесплатных и субсидированных социальных услуг.

Значительные изменения внесены в систему социальных пособий и льгот, пенсионное обеспечение и социальное страхование.

Главными направлениями в реформировании фондов социального страхования являются:

• пересмотр некоторых условий отдельных выплат по болезни, беременности и родам;

• постепенный переход к финансированию пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей в пределах 1,5% фонда заработной платы с возмещением расходов, превышающих этот уровень;

• отказ от субсидирования санаторно-курортных мероприятий (не предусматривается финансирование из бюджета путевок на лечение наименее обеспеченных категорий населения через местные органы социальной защиты);

• перевод страховых выплат по инвалидности в систему обязательного пенсионного страхования.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. На каких принципах построена социальная защита в РФ?

2. Назовите виды социального обеспечения и дайте им определение.

3. Что является источниками формирования Фонда социального страхования?

4. Законодательством предусмотрены виды социального обслуживания – назовите их.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: