Викторина о птицах
Для старших дошкольников
«Синичкин день»
Цель: Расширить представление детей о птицах, остающихся зимовать в наших краях. Воспитывать заботу о пернатых в осенне-зимний период времени.
Ход викторины:
- Здравствуйте, ребята. Вы знаете какой сегодня день? Сегодня 12 ноября – Синичкин день. Кто знает, почему этот день так называется?
(Рассказ взрослого о значении «Синичкиного дня»)
- Синичкин день напоминает нам о том, что птицам, оставшимся на зиму в наших краях, нужна помощь человека. Кто знает, как человек может помочь зимующим птицам? (Ответы детей)
- Чем можно подкармливать птиц зимой?
- Ребята, а вы знаете зимующих птиц?
Игра с мячом «Перелетные – зимующие»
- Сейчас мы узнаем, как вы умеете узнавать птиц в загадках.
Птичка-невеличка В сером армячишке По дворам шныряет, Крохи собирает. (Воробей) | |
Прилетела на кормушку Маленькая птица, Что за птичка с жёлтым брюшком? (Синичка) | |
Что такое – посмотри! Выпал снег, на нём огни. Это вовсе не огни! Это птицы …. (Снегири) | |
Днём спит, Ночью летает – Людей пугает. (Сова) | |
Окраской – сероватая, Повадкой – вороватая, Крикунья – хрипловатая. Знатная персон. Это же …. (Ворона) | |
Бела как снег, Черна как жук, Зелёная как лук, Вертится как бес, Стрекочет на весь лес. (Сорока) | |
Кто в берлоге ярко – красной, В черной курточке атласной? На меня он не глядит, Все стучит, стучит, стучит. (Дятел) | |
Покрупнее воробья, Вам встречаюсь часто я. Я со стаею летаю, Всюду крошки подбираю, Семечки люблю клевать И с подружкой ворковать. (Голубь) | |
Эти птички с хохолком И красивые притом, На рябину прилетели. Птички эти - …. (Свиристели) |
Физкультминутка «Шустрая синица»
|
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
(А. Барто)
- Ребята, а кто из вас знает пословицы и поговорки о птицах?
* Невелика птичка, да коготок востёр.
* Ласточка день начинает, а соловей кончает.
* Каждая птичка – хозяйка своего гнезда.
* Всякая птица своим носом сыта.
* Синичка - воробью сестричка.
* Где птица ни летает, а своё гнездо знает.
* Не нужна соловью золотая клетка, а лучше зелёная ветка.
- Теперь поговорим о приметах. Какие приметы, связанные с птицами вы знаете?
* Кукушка стала куковать - морозу больше не бывать.
* Ласточки летают низко - к дождю.
* Поздний отлет птиц – теплая зима.
* Много чаек бродит по берегу к шторму.
* Если синицы долго остаются у человеческого жилья – весна будет холодной.
* Птицы вьют гнезда на солнечной стороне - это к холодному лету, если на теневой - к теплому.
Пальчиковая игра «Дятел»
Дятел, дятел– указательные пальцы постукивают дуг о друга
Тук! Тук! Тук! – постукивают средние пальцы
Эй, приятель - постукивают безымянные пальцы
Я не жук – постукивают мизинцы
Тогда – пока – помахать рукой на прощание
|
Но похож ты на жука – погрозить указательным пальцем.
- Ребята, я хочу прочитать вам отрывок из стихотворения Б. Заходера «Птичья школа». Вы послушайте и запомните названия птиц, о которых говорит автор.
…И ровно в пять часов утра
Слетелась птичья детвора:
Воробушки, галчата,
Чижи,
Стрижи,
Щеглята,
Сороки, воронята,
Синицы и скворцы.
Щебечут и смеются,
Пищат, галдят, клюются,
Толкаются, дерутся…
Что сделаешь — Птенцы!
Но вот влетел учитель в класс,
И суматоха улеглась.
Сидит смирнее голубей
На ветках молодежь.
Учитель — Старый Воробей,
Его не проведешь! …
- Каких птенцов и птиц перечислил автор?
- Молодцы! Со всеми заданиями вы справились. Теперь послушайте стихотворение А. Яшина «Покормите птиц».
- Наша встреча подошла к концу. До свидания!
Источник:
1. Аникин В.П. «Русский фольклор» - М.: «Художественная литература», 1985.
2. Касаткина В. «Родная природа» - Н.Н.: «ДЕКОМ», 1996
https://ucthat-v-skole.ru/biblioteka/fizkultminutki/211