Автор: Зуев Валерий Михайлович, педагог дополнительного образования Лицея № 7.
Актуальность проекта.
Необходимость решения проблемы военно-патриотической подготовки учащихся старших классов обусловлена тем, что президент Российской Федерации сделал заявление, в котором обратил внимание чиновников и общества на очень низкий процент населения нашей страны, занимающейся регулярно физической культурой и спортом (15%), охарактеризовав этот фактор как очень печальный и настораживающий.
В Федеральном Законе РФ «О воинской обязанности и военной службе» сказано, что юноша, имеющий первый спортивный разряд по военно-прикладным видам спорта, имеет право выбирать вид и род войск для прохождения службы по призыву.
Сокращение срока службы в армии по призыву предъявляет повышенные требования к физическим, морально-волевым и психологическим качествам юношей для их адаптации к воинской службе.
Военно-патриотическая подготовка, как и другие направления в работе с подрастающим поколением, имеет свои стадии развития, особенности и закономерности. В зависимости от целей и задач общества на определённом этапе его развития, от ведомственных интересов, хода научно-технического прогресса, культурных потребностей постоянно меняется и дифференцируется содержание, организационные формы, методические приемы. В нашей в стране накоплен позитивный опыт в области военно-спортивного воспитания, но, к большому сожалению, за годы, связанные с реформированием различных сфер общественной жизни много положительных начинаний было утрачено.
Сегодня, опираясь на государственные приоритеты в области воспитания учащейся молодежи, военно-спортивное воспитание выполняет в системе дополнительного образования важную социальную роль. Прежде всего, оно обеспечивает полноценное и гармоничное развитие учащихся – основу их физического и психического здоровья, поддерживает высокую умственную и социальную активность, улучшает здоровье обучающихся, повышает физическую и спортивную подготовленность,формирует знания, умения и навыки, необходимые для становления мировоззрения и характера будущего гражданина, способного успешно работать, служить на гражданском и военном поприще.
|
В настоящее время военно–спортивному воспитанию стало уделяться внимание в образовательных учреждениях разного типа. Занятия военно-прикладными видами спорта осуществляются в основном за счет часов, выделенных на дополнительное образование. Несмотря на то, что в России регулярно проводятся соревнования различного масштаба по военно-спортивным играм: «Зарница», «Орленок», «Победа», однако в условиях лицея ограничены возможности ребёнка для занятия практической спортивно– оздоровительной деятельностью.
Значимость этого проекта усилена тем, что лицей является участником краевого проекта «Школа – территория здоровья». В пользу решения этой проблемы свидетельствует тот факт, что в г. Минусинске отсутствует трасса военно - прикладной полосы препятствий, поэтому в рамках приоритетного направления деятельности секции считаем необходимым организовать учебно-тренировочный процесс и проведение соревнований на военно-прикладной полосе препятствий.
Разработчиком данного проекта накоплен определенный методический опыт по организации и проведению занятий по военно–прикладному многоборью.
|
Слабое методическое и материальное обеспечение по военно-прикладным видам спорта также порождает много нерешенных проблем в учебно-тренировочном процессе, что отрицательно влияет на качество подготовки учащихся к службе в армии и участию в соревнованиях.
Данный проект направлен на решение методических и организационных проблем для качественной организации военно-спортивного воспитания в лицее, основанного на принципах интеграции общего и дополнительного образования.
Разработчики и исполнители проекта надеются, что реализация данного проекта поможет педагогам дополнительного образования, учителям физической культуры и основ безопасности жизнедеятельности на основе творческого применения военно –прикладной полосы препятствий повысить качество обучения и нацелить учащихся на телесное и духовное самосовершенствование.
Основная идея проекта:
Интеграция общего и дополнительного образования и объединения ресурсов муниципальной сети для оборудования военно–прикладной полосы препятствий на пришкольной территории МОУ«Лицей № 7» в интересах образовательных учреждений города Минусинска
Цель деятельности:
Создание клуба на базе МБОУ «Лицей № 7»г.Минусинска и организация военно-спортивной подготовки обучаемых.
Цель как ценность: комплексное развитие прикладных навыков, физических качеств юношей допризывного возраста, становление норм здорового образа жизни будущих солдат.
|
Задачи проекта и способы их решения:
1.Создать проектную группу с целью привлечения ресурсов образовательных учреждений города и Управления образования администрации г. Минусинска для строительства военно-прикладной полосы препятствий.
2.Разработать Устав клуба, определить основные направления деятельности и распределить зоны ответственности между участниками.
3.Организовать учебно-методическое сопровождение проекта в целях реализации программ «Пулевая стрельба», «Полиатлон».
4. Построить военно-прикладную полосу препятствий, объединив финансовые возможности трех образовательных учреждений.
5. Создать постоянно действующую web - страничку на сайте Управления образования и на сайте лицея, отражающую содержание деятельности клуба.
Ожидаемый результат:
–построена военно-прикладная полоса препятствий и созданы оптимальные условия для комплексного развития прикладных навыков, физических качеств обучающихся основной и старшей ступени лицея;
–установлена норма здорового образа жизни у 30 % учащихся;
–вовлечены в деятельность клуба учащиеся, родители и педагоги лицея;
–создана постоянно действующая web - страничка на сайте Управления образования и на сайте лицея.
Сроки реализации: 9 месяцев; 01.04. 2008 – 31.12. 2008 года
Этапы:
–подготовительный с 1 апреля – 1 мая, продукт- утвержденная смета расходов на строительство военно- прикладной полосы препятствий; наличие договора с подрядчиком, финансовое обеспечение;
–основной – май – декабрь, продукт – военно- прикладная полоса препятствий; 3 декада декабря - утверждение Устава;
–аналитический - апрель, продукт - карта рефлексии ценностных и смысловых оснований проекта;
–отчётный – май, продукт – пакет документов.
Содержание подготовительного этапа
Сроки | Деятельность | Участники | Ожидаемый результат |
Апрель | Подготовка сметы на строительство военно – спортивной полосы | Зуев В.М. Ременникова Е.А Проектная группа | утвержденная смета расходов на строительство ВППП финансовое обеспечение |
Май | Составление договора с организацией, выполняющей строительные работы | Братилова Г.П. Зуев В.М. Антонова Е.П. | наличие договора с подрядчиком |
Содержание основного этапа
Сроки | Деятельность | Участники | Ожидаемый результат |
Май | Определение состава участников клуба | Родители Педагоги учащиеся | Список заинтересованных лиц |
Июнь | Разработка учебно-методического сопровождения проекта: Программы «Стрелковый спорт», «Полиатлон» | Зуев В.М. | программы |
Июль | Правила соревнований на ВППП | Рекомендованы Федерацией России по полиатлону и ВПМ | правила |
Август | Подготовка чертежей снарядов комплекта ВППП, таблиц с нормативами | Зуев В.М. Ременникова Е.А. Ощепкова Н.Н. | Проектно-сметная документация |
Сентябрь | Организация секций полиатлона и пулевой стрельбы | Администрация лицея Зуев В.М. | Работа секций по расписанию |
Октябрь-ноябрь | Строительство трассы военно-прикладной полосы препятствий | Администрация лицея Подрядчик Зуев В.М. | Трасса ВППП |
Декабрь | торжественное открытие военно- прикладной полосы препятствий | Братилова Г.П. Антонова Г.П. Филиппенко А.Н. Зуев В.М. | военно- прикладная полоса препятствий; |
Содержание аналитического этапа
Апрель 2009 | Анализ деятельности основных направлений клуба, в частности, по приоритетному направлению - реализация программ «Пулевая стрельба», «Полиатлон». | Совет клуба Зуев В.М. Антонова В.П. Бейдина В.П. | Анализ результатов деятельности клуба по приоритетному направлению. Динамика достижений учащихся по выполнению учебно – тренировочных норм и спортивно – разрядных норм. Карта рефлексии ценностных и смысловых оснований проекта. |
Содержание отчётного этапа
Май | Выступления в СМИ Информация на сайте Тиражирование идеи проекта | Статьи в местных газетах, выступления на телевидении Сайт Статья в методический журнал |
Целевые группы
Проект рассчитан на учащихся лицея второй и третьей ступени обучения. Тип проекта–практико–ориентированный. Продукт проекта – оборудованная военно- прикладная полоса препятствий.
Целевая группа представляет собой учащихся разных категорий в количестве 826 человек, родителей учащихся - 120 человек, 30 педагогов физической культуры и основ безопасности жизнедеятельности, жителей микрорайона -240 человек. От успешной реализации проекта выиграют не только учащиеся лицея № 7, но и учащиеся других школ города, так как трасса военно –прикладной полосы препятствий (ВППП) будет расположена на спортивной площадке, поэтому заниматься на ней можно в любое время.
При занятиях на трассе ВППП учащиеся получают всестороннее физическое развитие и различные прикладные навыки. Выигрывают родители, ведь их дети приобщаются к спорту, получают дополнительные навыки и знания, которые впоследствии им очень пригодятся при службе не только на военном, но и гражданском поприще. Педагоги дополнительного образования и учителя физической культуры получают в свой арсенал дополнительные материально – технические и методические возможности по организации учебно-тренировочного процесса и проведению соревнований. Занятия военно-прикладными видами спорта (без преувеличения!) можно считать профессионально ориентированной работой для силовых структур и гражданских вузов, имеющих военные кафедры.
Допущения и риски
В качестве риска рассматриваем занятость родителей, педагогов и формальное отношение отдельных лиц к идее проекта.
Негативные тенденции могут возникнуть в условиях недостаточного финансирования проекта, резкого скачка цен на материалы, необходимые для изготовления спортивных препятствий трассы. Если такое произойдет, то в этом случае необходимо будет пересматривать смету расходов. Сроки установки ВППП будут передвинуты.
Факторы, способствующие и препятствующие реализации проекта
Несомненно, к факторам, способствующим реализации проекта, является создание клуба на базе МОУ «Лицей № 7». Созидательный настрой всех лиц, заинтересованных в функционировании и развитии военно– спортивного направления. Это Управление образования администрация города Минусинска, администрация и педагогический коллектив лицея № 7, разработчики и участники проекта.
Руководство организации подрядчика официально подтвердило о возможности выполнения взятых обязательств по изготовлению снарядов для трассы военно – прикладной полосы препятствий, установка будет произведена качественно и в намеченные сроки.
Ресурсное обеспечение проекта
Имеющиеся ресурсы | Недостаточные ресурсы |
Кадровые | Финансовые |
Временные; | |
Аудиторная база (частично)
| |
Методическая база
| Материально – технические |
Способы оценки достигнутых результатов проекта(на уровне деятельности обучающихся).
Чтобы обеспечить измеримость поставленной цели, отражающей её качество, предложены следующие показатели:
а) нормативы для определения уровня развития военно-прикладных навыков обучающихся по возрастам;
б) показатели уровня физического развития обучающихся(высокий, средний, низкий);
в) одобрены единые классификационные требования для выполнения спортивных разрядов обучающимися.