Послание на тему абсолютного слепого следования и иджтихада, новшеств, науки калям, и др.
بسم الله الرحمن الرحيم
От Мухаммада Ибн Абдуль Ваххаба – Абдуллаху ибн Мухаммаду ибн Абдуль Латыфу1, да укрепит его Всевышний Аллах.
Ассаламу алейкум уа рахматуЛлахи уа баракятух2, а затем:
Дошли до нас с вашей стороны письма, в которых содержится порицание и грубость в мой адрес, и когда было сказано, что ты был с ними (теми кто писал эти письма), меня затронуло это, поскольку Аллах, Пречист Он, распространил о тебе хорошее упоминание, и послал в сердца своих рабов любовь к тебе, такую, которую не дал в отношении многих людей, по причине того, что упоминается от тебя касательно твоего противоречия порочным правителям.
И также: по той причине, что я знаю от тебя любовь к Аллаху и Его Посланнику, и хорошее понимание, и следование истине, даже если противоречат тебе ваши большие имамы. И поскольку я встречался с тобой около 20 раз, и мы учили вместе кое-что из тафсира, и хадиса, и ты передал мне часть "Сахиха" аль-Бухари, написав ее, и передав в сносках к ней цитаты из шархов, и сказал касательно вопроса Имана, который упомянул аль-Бухари в начале "Сахиха": "Это является истиной, которую я исповедую перед Аллахом", и мне понравились эти слова, поскольку они противоречат мазхабу ваших имамов-мутакаллимов.
И ты также мы обсуждали подробно некоторые научные вопросы, и я передавал от тебя тем, кто обучается у меня, то чем наделил тебя Аллах, из числа хорошего понимания, и любви к Аллаху и вечной жизни. И по этим причинам, я не думал, что ты поспешишь в этом вопросе, потому что те, кто вышли в нём против меня, ошибающиеся при оценке с любой стороны, поскольку, если истина – у их оппонента, то их ошибка ясна, а если истина с ними, то следует призывающему к Аллаху призывать, используя лучшие методы, кроме как с теми, что проявили несправедливость, и приказал Аллах своим двум Посланникам – Мусе и Харуну – чтобы они сказали Фараону мягкие слова, быть может, он устрашится или задумается.
|
И следует судье – да возвысит его Аллах посредством подчинения Ему – когда испытывает его Аллах этим постом – вести себя согласно адабу, который упомянул Аллах в своей Книге, которая ниспослана, чтобы разьяснить людям то, в чём они разногласят, и прямым руководством, и милостью для глубоко убежденных людей.
Из из этого адаба – то, чтобы не отвратили его те, которые лишены убежденности (Ар-Рум, 60), и чтобы он удостоверлся, когда до него доходят сплетни мунафиков, и нечестивцев, и не торопился.
И описал Аллах мунафиков в своей Книге посредством их качеств, и упомянул ответвления лицемерия, чтобы избегать их, и также держаться в стороне от людей, у кого есть эти качества. И Аллах описал их красноречием, красотой изложения, хорошо подвешенным языком, и даже хорошим обликом, как это пришло в Его Слове: "Когда ты смотришь на них, их тела восхищают тебя. Когда они говорят, ты слушаешь их слова" (аль-Мунафикун, 4), и описал их хитростью, ложью, и издевательством над верующими, в начале суры "Аль-Бакара", и описал их двусмысленными словами, и описал их тем, что они входят в споры между людьми с тем, что не любят Аллах и Его Посланник, в Его Словах: "О Посланник! Пусть тебя не печалят те, которые стремятся исповедовать неверие.." и до конца аята (аль-Маида, 41), и описал их презрением к верующим, и их действиям, и описал их и другими качествами в сурах "аль-Бакара", и "Бара" (ат-Тауба), "аль-Киталь" (Мухаммад), и других, советуя своим верующим рабам остерегатья этих качеств, и тех, кто описан ими.
|
И запретил Аллах своему Пророку подчиняться им во многих местах, так как же будет разрешенным подобному тебе принимать от подобных им?! И хуже этого намного – быть тебе убежденным, что они из числа людей знания, и посещать их в их домах, и возвеличивать их, и я не говорю это именно о ком-то конкретном, однако как совет, и поясняя то, что содержится в Книге Аллаха, касательно политики этого мира и религии, поскольку большинство людей отбросили это за свои спины.
Что же касается того, что упомянуто вам про меня: то я не пришёл с этим опираясь на невежество, однако я скажу – а вся хвала и благодарность Аллаху, и Он – источник сил – что истинно, меня наставил мой Господь на прямой путь, посредством правой веры, религии Ибрахима, который не был из числа мушриков. И я не призываю - и вся хвала за это Аллаху - к мазхабу какого-то суфиста, или факиха, или мутакаллима, или имама, из числа тех имамов чей статус я возвеличиваю, как Ибн аль-Каййим, аз-Захаби, и Ибн Касир, и другие – однако, я призываю к Одному лишь Аллаху, которому нет сотоварища, и призываю к Сунне Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, которую он завещал первым из своей Уммы и последним. И надеюсь, что я не отвергну истину, если она придёт ко мне, однако призываю в свидетели Аллаха, и Его ангелов, и все творения, что если придет к нам от вас хоть одно слово из истины – то мы непременно примем ее, и выбросим всё, что противоречит ей, из слов моих имамов, кроме как Посланника Аллаха, ведь он не говорит нчиего кроме истины.
|
И описанием ситуации будет сказать: не скроется от вас то, на чем были Посланник Аллаха и его сподвижники, и табиины, и табии табиины, и имамы, подобные аш-Шафии, Ахмаду, и подобные им, из числа тех, касательно прямого пути которых единогласны люди истины, и также то, на чем были те, кому была предопределена хорошая участь от Аллаха из числа их последователей.
И не скроется от вас те многочисленные новшества, что внесли люди в их религию, и то, в чём они противоречили пути своих предшественников, и я нашёл, что поздние из них - большинство из них заменило и исказило религию.
И имамы, и главы, и самые знающие, и самые поклоняющиеся и аскетичные из поздних, подобные Ибн аль-Каййиму, хафизу аз-Захаби, хафизу Имаду Ибн Касиру, хафизу Ибн Раджабу, крайне сильно порицали людей своего времени (относящихся к числу ученых), которые лучше Ибн Хаджара (аль-Хейтами), и автора "Аль-Икна", по единогласному мнению.
И когда аргументировал против них кто либо из людей их времени многочисленностью, и согласием на их пути, они ответили: "Это из самых больших доказательств на то, что это ложно", ведь Пророк, мир ему, рассказал, что его Умма последует путём иудеев и христиан, шаг за шагом, "..до такой степени, что если они войдут в нору ящерицы, вы войдете в нее" (Ахмад, ат-Табарани, ат-Таялиси, аль-Хаким, Абдур-Раззак, и др, шейх Аль-Альбани назвал хорошим)
И упомянул Аллах в Его Книге – что они разделили свою религию, и стали партиями, и они написали книгу своими руками и сказали – "это от Аллаха", и что они оставили Книгу Аллаха и действия согласно ей, и направились к тем книгам, что ввели их предки. И рассказал, что Он завещал им единство, и что они впали в разногласие не по причине исчезновения религии, однако впали в разногласия после того, как пришло к ним знание, по причине зависти и несправедливого отношения друг к другу, "И они раскололи свою религию на книги, и каждая партия радуется тому, что есть у них" (аль-Му'минун, 53).
И если поймет верующий, слова правдивого: "Вы непременно последуете путями тех, кто был до вас", и обратит к ним своё сердце, то станет ясным ему, что эти и им подобные аяты, не касаются лишь народа, который был, и ушёл, как думают об этом невежды. Однако, поймёт он, то что пришло от Умара, да будет доволен им Аллах, что он сказал: "Ушёл тот народ, а лишь имеет Аллах ввиду этим вас" (Ибн Аби Хатим, 496)
И возложил Аллах на своих рабов, чтобы в каждой молитве они просили у Него наставление на прямой путь, путь тех, к кому Он проявил свою Милость, а не тех, на кого он разгневался, и заблудших. И кто познал религию Ислам, и то, во что впали люди из ее изменения- познает ценность этого дуа, и мудрость Аллаха в узаконивании его.
И суть дела – является ли обязательным на каждом мусульманине требовать знание о том, что ниспослал Аллах на своего Посланника, и не оправдан никто в оставлении этого абсолютно? Или обязательно ему следовать "Ат-тухфа" (аль-Хейтами), к примеру? И самые знающие из поздних, и крупные из них, как Ибн аль-Каййим, порицали это предельным порицанием, и сказали, что это изменение религии Аллаха, и аргументировали на это тем, что будет очень долго описывать здесь, аятами Книги Аллаха, и словами Посланника Аллаха, предельно ясными для тех, кому Аллах пролил свет на сердце.
Те же, кто разрешают это, или обязывают к этому, (абсолютное слепое следование мазхабам поздних, включая их нововведения) аргументируют лишь очень слабыми сомнительными доводами. Однако, самым крупным из их сомнений является то, что мы – не уполномочены на это (обращение к Корану и Сунне), и не способны на это, и не способен на это никто, кроме муджтахида, и что мы нашли наших отцов на этом, и мы идём по их следам.
И у учёных есть опровержения этого сомнения в таком размере, что это достигает отдельного тома, и из самых ясных опровержений – Слово Всевышнего Аллаха: "Они взяли своих монахов и священников господами помимо Аллаха" (Ат-Тауба, 31), и разьяснил этот аят Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в хадисе Ади Ибн Хатима.
И это то, на чём вы сегодня, в основах религии, и в ответвлениях, и я не знаю, чтобы они (яхуды и христиане), превосходили вас в этом хоть на зёрнышко, однако разьясняется правдивость слов Пророка: "..вы последуете за ними шаг за шагом..".
И также обьяснили этот аят и муфассиры, и я не знаю между ними в этом разногласия, и из лучшего толкования это то, что сказал Абу Алия: "Они не поклонялись им, и если бы священники и монахи приказали бы им это, они бы не послушались их. Однако, они имея книгу Аллаха, сказали: "Мы не опередим наших ученых ни в чём, и что они нам прикажут то и сделаем, а то что они нам запрещают – покончим с этим".
И это послание не считается установлением доказательства, или ответом на то, чем аргументировал оппонент, однако я предлагаю ему от себя справедливость, и подчинение истине, а если же вы хотите опровергнуть меня, со знанием и справедливостью, то у вас есть книга "И'лям аль-мукиин" Ибн аль-Каййима, которая находится у Ибн Фийруза в Мушрифе, и он очень развернуто поговорил об этой основе, и упомянул много сомнительных доводов ваших имамов, о которых даже не знаете ни вы, ни ваши отцы, и ответил на них, и аргументировал против них ясными категоричными доказательствами, из числа которых: запрет Аллаха и Его Посланника именно того, что вы делаете, и то, что Пророк, мир ему, и его сподвижники, знали об этом еще до того, как это произошло, и предостерегали людей от этого, и рассказали, что останутся на религии только одиночки, и что Ислам станет чуждым подобно тому, каким чуждым он был в начале.
И вы знаете, что когда Амру ибн Абаса спросил Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в самом начале Ислама: "Кто с тобой на этом?", он ответил: "Свободный и раб", то есть: Абу Бакр, и Биляль. И раз Ислам станет чуждым, подобно тому, каким он был в начале, то сколь же невежественен тот, кто аргументирует многочисленностью людей, и их согласием на какой-то вещи, и другими сомнениями, подобными этому сомнению, которое является великим доводом у тех, кто его придерживается, и презренным перед Аллахом, и перед обладающими знаниями из числа Его творений. Как сказал Аллах: "О нет! Они говорят тоже, что и говорили предыдущие" ("аль-Муминун", 81). И я не знаю ни одного довода, которым вы аргументируете, кроме как упомянул Аллах в Его Книге, что кафиры аргументировали им на считание ложью Посланников, и подобно этому – согласие людей, и подчинение старшим, и тому подобное.
И тот, кому Аллах даровал познание религии Ислам, к которой призывал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поймёт ценность этих аятов, и доводов, и нужду людей в них. А если вы утверждаете, что эти имамы упомянули это (обязательность возвращаться к Корану и Сунне) лишь тем, кто был уполномочен на это, то они ясно сказали об обязательности этого на красном и черном, мужчине и женщине, и нет ничего после истины, кроме как заблуждение! И слово тех, кто сказал, что это трудно – кознь шайтана, которую он построил против людей, сбивая их от следования прямым путем – единобожием, религией Ибрахима. А если разьяснилось вам, что эти имамы ошиблись – то расскажите мне истину, чтобы я вернулся к ней.
И я лишь написал это вам, снимая с себя ответственность перед Аллахом, и призывая к Аллаху, чтобы получить награду призывающих к Аллаху, хоть я и думаю, что вы не примете это, и что у вас тот, кто порицает порицаемое, и кто порицает эти вещи у вас, подобен для вас тому, кто порицает Посланника Аллаха, мир ему, и его сподвижников.
Однако ты, по причине того, что я думаю есть в тебе, из подчинения Аллаху, я не считаю далеким, что наставит тебя Аллах на прямой путь, и раскроет твоё сердце к Исламу. И когда ты прочитаешь это, если отвергнет это твоё сердце, то не будет это удивительным, истинно, удивляться надо лишь тому кто спасся – как он спасся? Если же прислушается твое сердце в чем-то, то на тебе- много и смиренно умолять Аллаха, и выстаивать перед ним в земном поклоне, особенно во времена ответа на мольбы, подобные последней трети ночи, и после молитвы, и после азана.
И также прибегать к переданным от Пророка дуа, особенно к тому, что пришло в "Сахихе", что Пророк, мир ему, говорил: "
اللَّهُمَّ رَبَّ جِبْرَائِيلَ ، وَمِيكَائِيلَ ، وَإِسْرَافِيلَ ، فَاطِرَ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ ، عَالِمَ الْغَيْبِ وَالشَّهَادَةِ ، أَنْتَ تَحْكُمُ بَيْنَ عِبَادِكَ فِيمَا كَانُوا فِيهِ يَخْتَلِفُونَ ، اهْدِنِي لِمَا اخْتُلِفَ فِيهِ مِنَ الْحَقِّ ِ بِإِذْنِكَ ، إِنَّكَ تَهْدِي مَنْ تَشَاءُ إِلَى صِرَاطٍ مُسْتَقِيمٍ
"О Аллах, Господь Джибриля, Микаиля и Исрафиля, Творец небес и земли, Знающий явное и скрытое! Ты выносишь решение между своих рабов в чём они разошлись! Выведи меня в том, в чем возникло разногласие, с твоего дозволения, истинно, ты выводишь кого пожелаешь на прямой путь!"
Так будь же настойчив в этом дуа, когда обращаешься к тому, кто отвечает нуждающемуся, когда он взывает, и говори: "О давший знание Ибрахиму, дай мне знание!"
А если же является трудным для себя противоречие людям, то подумай о словах Всевышнего Аллаха: "Затем, мы наставили тебя на путь из повеления. Следуй им, и не потакай страстям тех, которые не обладают знанием – они нисколько не спасут тебя от Аллаха" (Аль-джасия, 18-19), и "Если ты подчинишься большинству присутствующих на земле, они заблудят тебя с пути Аллаха" (аль-Ан'ам, 116). И подумай над словом Посланника Аллаха в "Сахихе": "Начался Ислам странным, и затем снова станет странным, таким же образом, как и начинался", и над словом Посланника: "Истинно, Аллах не забирает знание просто так, однако забирая ученых, и когда умирает ученый, выбирают себе люди невежественных главарей, которые выносят фетвы не опираясь на знание, и заблуждаются и заблуждают других", и над словом Посланника Аллаха: "Вы должны держаться за мою Сунну, и Сунну праведных халифов ведомых прямым путём после меня", и над его словом: "Сторонитесь же нововведенных вещей, ведь каждое нововведение – заблуждение", и аяты, и хадисы касательно этого – многочисленны, и приведены в книгах, специально написанных по этой теме.
И воистину, я тебя люблю ради Аллаха, и молил Аллаха за тебя в моей молитве, и я мечтал до этих писем, чтобы Аллах наставил тебя к своей прямой религии, и не мешало мне написать тебе ничего, кроме мысли о том, что ты не примешь, и последуешь путем большинства, однако никто не может воспрепятствовать тому, что дает Аллах, и не является ни одна вещь, из тех что Он дал, имеющей большой вес для Него, и как было бы хорошо для тебя, если ты будешь в конце этого времени Фаруком для религии Аллаха, каким был Умар, да будет доволен им Аллах, в его начале. И истинно, если ты будешь с нами, то мы возьмем своё право от тех, кто грубит нам.
Что же касается этого шайтанской фантазии, на которую он ловит людей и которую преукрасил для них различными видами преукрашений – о том, что кто пошёл этим путём, тот приписал себя к иджтихаду, и оставил следование за людьми знания, то это лишь малая часть от преукрашений шайтана, как сказал Всевышний: "Они внушают друг другу преукрашенные слова, обольщая" (аль-Ан'ам, 112).
Ведь то на чём я, и то, к чему я призываю – это и есть истинное следование за учёными, ведь они завещали людям это, и из самых известных из них своими словами об этом – ваш имам аш-Шафии, сказавший: "Обязательно случится так, что вы найдете от меня то, что противоречит хадису. Так знайте же, что всё, что противоречит хадису – то призываю вас в свидетелели, что я вернулся от этого!"
И также – я в противоречии этому алиму, не противоречу ему один, и когда разошлись я и аш-Шафии, к примеру, в вопросе хукма мочи тех животных, чьё мясо сьедобно, и ты выберешь слово о том, что оно наджас, которое противоречит хадису об истории посетителей Пророка из племени аль-Урайна, и хадису Анаса, о том, что Пророк, мир ему, совершил молитву в загонах баранов, и сказал этот несправедливый джахиль: "Ты что, более знающий о хадисе, чем аш-Шафии?". Я же ответил: "Я не противоречил аш Шафии без того, чтобы иметь имама, которому я последовал, однако напротив, последовал тому, кто подобен аш Шафии, или более знающий чем он, и противоречил ему, и аргументировал этими хадисами"
И когда он сказал: "Ты более знающий, чем аш-Шафии?", я сказал: "А ты более знающий, чем Малик, и Ахмад?", и возразил ему тем же, чем он возразил мне, а далиль является защищённым от возражающего, и последовал я слову Всевышнего Аллаха: "А если же вы разногласите в чем то, то верните это к Аллаху и Его Посланнику" (Ан-Ниса, 59). И я последовал за теми людьми знания, кто последовал за доводом, и не делал аргументацию Кораном или хадисом от себя самого, чтобы направлялись ко мне те претензии, что были высказаны.
И это – если уступить вам, а так, известно, что на самом деле вы следуете за Ибн Хаджаром (аль-Хейтами), и не обращаете внимание на тех, кто противоречит ему, будь это какой-либо Посланник, или сподвижник, или табиин, или даже сам аш-Шафии, и вы не обращаете внимания на слова аш-Шафии, если они противоречат слову Ибн Хаджара (аль-Хейтами), и также и другие – их следование – следование за некоторыми поздними, а не за имамами.
И ханбалиты – самые малые люди вхождением в новшества, и в то же время, большая часть "Аль-Икна", и "Аль-Мунтаха"4, противоречит мазхабу Ахмада и текстам от него, и знает это тот, кто знает. И я не противоречу вам в том, что когда люди знания единогласны в чем-то – то обязательно следовать им, проблема лишь в той ситуации, когда они разногласят. Обязательно ли мне принимать истину от того, кто пришёл с ней, и возвращать вопрос к Аллаху и Посланнику, следуя за людьми знания? Или брать от части из них, не имея никакого довода, и утверждать, что я на истине в этом слове? Так вот, вы – на втором, и это то, что порицал Аллах, и назвал ширком – и это брание ученых господами. А я на первом, и призываю к этому, и диспутирую за это, и если будет истина с вами, то мы вернемся к ней, и примем ее от вас.
И если ты хочешь посмотреть в "И'лям аль-муукиин", то посмотри спор в ней, который провел автор между мукаллидом (слепо следующим) и обладателем довода. А если же придет тебе в голову, что Ибн аль-Каййим – приверженец нововведений, и что аяты, которыми он аргументировал, не имеют такой смысл, то обратись к Аллаху, и проси Его чтобы Он наставил тебя, касательно истины, вокруг которой разошлись, и будь обьективен, анализируя, диспутируя, и поищи тщательно слова людей знания во время Ибн аль-Каййима, таких как хафиз аз Захаби, и Ибн Касир, и Ибн Раджаб, и других, и из того, что относят к аз-Захаби, эти слова:
"Знание – это "Сказал Аллах", "сказал Его Посланник", "Сказали сподвижники, без противоречия в этом среди них"
И не является знанием глупое воздвигание разногласия между словом Посланника и словом факиха"
И если ты не последуешь за ними, то посмотри на слова имамов до них, таких как хафиз аль-Бейхакы в его книге "Аль-Мадхаль", и хафиз Ибн Абдуль Барр, и аль-Хаттаби, и подобных им, и тех кто до них, таких как аш-Шафии, и Ибн Джарир, и Ибн Кутейба, и Абу Убейд, и они те, к кому возвращаются в понимании слов Аллаха, и слов Его Посланника, и слов саляфов. И берегись толкований и шархов тех, кто искажает слова от их значения, истинно, они являются отрезающими от Аллаха, и Его религии.
И подумай над тем, что содержится в книге "Аль-И'тисом" ("Неуклонное следование за Сунной") в "Сахихе" аль-Бухари, и тем, что сказали люди знания в ее шархе, представляется ли тебе что то из того, о чем ясно сказал Пророк в достоверном от него хадисе, что разделится его Умма на 73 течения, и рассказал он, что все они в Огне, кроме одной группы, и затем описал ее, что это те, кто стоит на том, на чем был Посланник и его сподвижники. В то время как вы признаете, что вы не на их пути, и говорите, что вы не способны на это, и что не способен на это никто кроме муджтахида, и твердо заявляете, что не получает пользы от слов Аллаха, и слов Его Посланника, никто, кроме муджтахида, и говорите: запрещено остальным искать прямое руководство в словах Аллаха, и словах Его Посланника, и словах сподвижников Посланника Аллаха, и вы твердо заявили и засвидетельствовали, что вы не на их пути, признаваясь в вашей неспособности на это.
И если вы признаете, что обязательным на первых поколениях являлось следование Книге Аллаха, и Сунне Его Посланника, и запрещено им было отклоняться от этого, и что эти книги, лучше из которых, если бы появились во времена Умара ибн аль-Хаттаба, то он поступил бы с ними, и с их авторами самым суровым образом, а если бы появились во времена аш-Шафии, и Ахмада, то они крайне сильно бы порицали их – то о если бы я понял, когда это Аллах запретил эту обязанность, и вменил в обязанность то, что было запретным?!
И когда произошла малая часть от этого, даже не напоминающая то, на чём вы, во времена имама Ахмада, то он очень сильно порицал это, и когда его достигло известие от одного из его сподвижников, что он передает от него его мнения в Хорасане, он сказал: "Призываю вас в свидетели, что я отказался от этого!", и когда увидел, что один из его сподвижников записывает его слова, выразил ему порицание, и сказал: "Ты пишешь мою точку зрения, от которой я завтра могу отказаться, требуй знания также, как мы требовали". И когда его спросили о книгах Абу Саура, он сказал: "Каждые книги что были введены – являются новшеством". И известно, что Абу Саур – из больших людей знания, и Ахмад хвалил его, и в то же время запрещал людям смотреть в книги людей знания, которых он хвалил и возвеличивал.
Также, когда взял один из имамов хадиса книги Абу Ханифы, то разорвал с ним отношения Ахмад, и написал ему: "Если ты оставишь книги Абу Ханифы, то мы придем к тебе, и дашь нам послушать книги Абдуллаха ибн Мубарака". А когда ему упомянули некоторые его спутники что в этих книгах (Абу Ханифы) есть польза для того, кто не знает Коран и Сунну, он сказал: "Если ты знаешь хадис, у тебя нет нужды в них, а если ты не знаешь его, то не разрешается тебе смотреть в эти книги!"
И сказал также имам Ахмад: "Меня удивляют люди, которые знают иснад хадиса и его достоверность, а затем придерживаются мнения Суфьяна, в то время как Аллах говорит: "Пусть же остерегаются те, кто противоречат его приказу, что их постигнет фитна, или мучительное наказание" (ан-Нур, 63). А знаешь ли ты что такое фитна? Фитна это ширк ".
И известно, что ас-Саури в его глазах имел огромный статус, и он называл его амиром правоверных (в знаниях), и если это – слова Ахмада о книгах, которые мы сейчас мечтали бы увидеть, то что же сказать о книгах, авторы которых сами признали, что они не из числа людей знания? И засвидетельствовано за них об этом, и возможно, некоторые из них умерли, не зная что такое религия Ислам, с которой послал Аллах своего Посланника, да благословит его Аллах и приветствует?
И ваше сомнение, которое толкнули вам в сердце – что вы не способны понимать слова Аллаха, и слова Его Посланника, и слова праведных предшественников. И мы уже упомянули ранее, что Пророк сказал: "Вы непременно последуете путями тех, кто был до вас, шаг за шагом..", и поразмысли над вашим сомнительным доводом, я имею ввиду слова – "Мы не способны на это..", и поразмысли над тем, что рассказал Аллах о яхудах, в Его Слове: "Они сказали: "Сердца наши покрыты завесой". О нет, это Аллах проклял их за их неверие!" (аль-Бакара, 88). И в Его Слове: "Мы ниспосылали тебе ясные аяты, и не веруют в них только нечестивцы" (аль-Бакара, 99), и поразмысли над Его Словами: "Истинно, мы сделали его Кораном на арабском языке, быть может, вы поразмыслите" (аз-Зухруф, 3), и Его Словами: "Мы облегчили Коран для поминания, но есть ли среди вас вспоминающий?" (аль-Камар, 22).
И ищи тщательно толкования этих аятов из книг людей знания, и узнай о ком они были ниспосланы, и слова и действия, которые были причиной ниспослания этих аятов, а затем сопоставь это всё с их словами: "Мы не способны понимать Коран, и Сунну", и найдешь подтверждение правдивости слов Пророка: "Вы непременно последуете путями тех, кто был до вас..", и других многочисленных хадисов с подобным смыслом, и пусть будет история принятия Ислама Сальманом аль-Фариси у вас на уме.
Ведь в ней пришло, что не было на религии Пророков никого, кроме одного за одним, и дошло до того, что последний из них сказал при смерти Сальману: "Я не знаю больше ни одного на земле, кто стоит на том, на чём мы, однако приближается время Пророка". И вспомни вместе с этой историей слово Аллаха: "Разве в века, что были до вас, не было тех, кто запрещают нечестие на земле? Такими были очень немногие, из тех кого мы спасли" (Худ, 116)
И будет верным для того, кто искренен сам с собой, и боится наказания Вечной Жизни, поразмыслить над тем, чем описал Аллах яхудов в своей Книге, особенно над тем, чем Он описал их учёных, и раввинов, включая их скрывание истины, и смешивание истины с ложью, и сбивание с пути Аллаха, и поразмыслить над упомянутыми Аллахом качествами их ученых, такими как их ширк, и иман в джибта и тагута, и их слова, обращенные к кафирам, что они на более верном пути, чем те, которые уверовали. И описал их так Аллах, потому что Он знал, что все то, что делали они, непременно совершит эта Умма, и действительно, так и произошло.
И если будет трудным для тебя противоречить большим, и не примет твой разум эти слова, то представь в твоём сердце, что Книга Аллаха – лучшая из книг, и самая большая среди них в различении между истиной и ложью, и что Аллах, Свят Он, знал о разделении своих рабов, и их разногласии, до того, как сотворил их, и упомянул Он в своей Книге: "Мы ниспослали тебе Книгу лишь затем, чтобы ты разьяснил им то, в чем они разошлись, и верным наставлением, и милостью" (Ан-Нахль, 64), и почуствуй же своим сердцем эти, и подобные им основы, обдумывая их, и представь их своему сердцу, и истинно, оно инша Аллах уверует в них в общем.
И подумай над словом Аллаха: "Когда же говоришь им – следуйте за тем, что ниспослал Аллах, они говорят: "Нет, мы последуем за тем, на чем застали наших отцов" (Лукман, 21), и над повторением этой основы во многих местах Корана. И также, подумай над словом Аллаха: "Неужели вы спорите со мной касательно имен, которые придумали вы, и ваши отцы? Аллах не ниспосылал о них никакого доказательства" (аль-А'раф, 71). И каждый довод, который вы выдвигаете – вы найдете изложенным в Коране, и некоторые из них будут во многих местах.
И прочувствуй же своим сердцем, не подходит для Мудрейшего, который ниспослал свою Книгу как исцеление от невежества, и различение между истиной и ложью, чтобы Он приводил эти доводы, и повторял их, при том, что у мусульман нет нужды в них, и оставлял доводы, в которых они нуждаются, зная о том, что его рабы разделятся. Такое исключено для Мудрейшего из мудрых!
И также тем, что облегчит тебе противоречие тем, кто отступил от истины, даже если они будут из числа самых знающих и умнейших и авторитетнейших людей- то, что произошло в этой Умме, когда она разделилась в вопросах, связанных с основами религии, и качествами Всевышнего Аллаха, и преимущество (в численности и распространённости) тех, кто заявляет о познании, и стоит на том, на чем стоят сторонники каляма (мутакаллимы), и то, что они называют дорогу Посланника Аллаха хашавизмом, ташбихом (уподоблением), таджсимом (приданием Аллаху тела). Наряду с тем, что если ты почитаешь любую из книг каляма, о которых они утверждают, что изучение этого – обязательно на каждом, и что это основа религии – то ты увидишь, что эта книга он ее начала и до конца не аргументирует ни на один вопрос, содержащийся в ней, каким-либо аятом из Книги Аллаха, или хадисом от Посланника Аллаха. А исключением является, когда они упоминают священные тексты, чтобы исказить их.
И они сами признают, что они не взяли свои основы из Откровения, однако взяли их из своих разумов, и признают, что они противоречат в этом саляфам.
Подобным этому является то, что упомянул автор "Фатх аль-Бари" в вопросе Имана, к слову аль-Бухари: "Иман – это слово и дело, увеличивается и уменьшается". Он упомянул иджма саляфов на этом, затем упомянул от аш-Шафии, что он передал иджма касательно этого, и также упомянул, что аль-Бухари передал иджма, но затем, после этого, привел слова поздних (противоречащие этому), и не опроверг их.
И если ты посмотришь на "Книгу Единобожия" в конце "Сахиха" (аль-Бухари) – поразмысли над названиями разделов, что приведены там. И если почитаешь книги саляфов, и тех кто последовал их пути из числа более поздних, то поразмысли над тем, что они передают иджма на обязательность веры в Качества Всевышнего Аллаха, и принятия их, и на то, что кто отрицает что-то из них, или сделал та'уиль чему-либо из текстов, связанных с атрибутами, тот наклеветал на Аллаха, и вышел против единогласного мнения людей знания. И поразмысли над тем, что они передают иджма о том, что наука каляма является нововведением и заблуждением, и даже сказал Абу Умар Ибн Абдуль Барр: "Единогласны люди знания всех времен со всех стран, что приверженцы каляма – приверженцы нововведений, и заблуждений, и они по мнению всех учёных не входят в число ученых". И слова об этом вопросе могут растянуться.
И суть в том, что люди каляма оставили вещь, на которой собрались все мусульмане, и даже самые невежственные творения об Аллахе – идолопоклонники, к кому был послан Пророк, мир ему, не противоречили в этом, и ввели от себя этот калям, и противодействовали им своим разумам. Ведь вы даже не способны увести ваших простолюдинов от их естества, на котором создал их Аллах! А затем, наряду со всем упомянутым, последовало за мутакаллимами большинство тех, кто говорит об основах религии, кроме тех, кому Аллах уготовил хорошую участь, и они подобны белой волосинке на теле черного быка, и ненавидят их люди, и обвиняют в таджсиме.
И наряду с этим, люди каляма и их последователи – относятся к числу самых искусных и сообразительных людей, и у них есть ум, понимание, и память, которые изумляют умного человека. И они, и их последователи – признают, что они противоречат саляфам. Дошло до того, что когда имамы-мутакаллимы сделали опровержение философам, на их та'уиль аятов приказа и запрета, как к примеру их слова о том, что подразумевается под постом –скрывание наших тайн, а под хаджем – посещение наших шейхов, а под Джибрилем – великий разум, и тому подобное из их лжи, и они опровергли это, ответив, что это противоречит тому, что известно предельной степенью очевидности из религии Ислам. И ответили на это философы: "Вы сами отрицаете возвышенность Аллаха над Его творениями, и его Возвышенность над Троном, в то время как это упомянуто в Коране, и Пророками, и единогласны на этом все мусульмане, и даже люди других религий, так с чего же наш та'уиль будет искажением, а ваш верным?!" И не нашел ни один из мутакаллимов, что на это ответить.
И что я хочу сказать – это то, что их мазхаб, наряду с тем, что он испорченный сам по себе и противоречащий разуму – он противоречит еще и религии Ислам, и Корану, и Посланнику, и всем саляфам, и они сами упоминают в своих книгах, что они противоречат саляфам. А затем, наряду со всем этим, разошлось их новшество среди знающих и невежд, до такой степени, что покрыло всю землю от Востока до Запада.
И я призываю тебя поразмыслить над этим вопросом. И то, что саляфы очень много говорили, и писали в основах религии, и опровержении словам мутакаллимов, и их идеям. И из тех, кто упомянул это, из числа поздних шафиитов – аль-Бейхакы, аль-Багави, Исмаил ат-Тейми, и те кто были после них, как хафиз аз-Захаби. Что же касается ранних шафиитов, таких как Ибн Сурейдж, ад-Даракутни, и других, то все они на этом, так поищи же в их книгах, и если ты придешь ко мне хоть с одним словом от кого то из ранних шафиитов, кто не порицал мутакаллимов, и не делал им такфир, то не принимай от меня ничего никогда! И наряду со всем этим, это распространение этого новшества у вас – предельное, распространилось оно среди вас так, что дошло до того, что вы начали утверждать, что мутакаллимы это и есть ахли-Сунна, уаЛлаху аль-мустаан!
И к удивительнейшему относится то, что в вашей местности можно найти тех, кто дает фетву одному человеку словом какого-то имама, второму – словом другого имама, а третьему – третьим словом, противоречащим первым двум, и это считается достоинством, и знанием, и сообразительностью, и говорится – "Такой то дает фетвы в двух мазхабах", или больше. И известно у людей, что цель его в этом – желание величия на земле, и показуха, и пожирание имущества людей не по праву. А когда я противоречу слову алима опираясь на того алима, кто более знающий чем он, или подобный ему, если на его стороне довод, и не говорю ничего от себя – вы говорите об этом такие суровые слова! И также если вы услышите, что я дал фетву, которая противоречит иджма' людей знания, то вот в таком случае против меня нужно высказываться.
И дошло до меня, что вы взбудоражились по этой причине, и если вы утверждаете, что это – порицание мункара (порицаемого), то о если бы вы восстали против опаснейших вещей, которые творятся в вашей местности, и противоречат двум основам Ислама – свидетельству "Ля иляха илля Ллах", и свидетельству "Мухаммад – Посланник Аллаха".
Из этих вещей – и это самое страшное из них – это поклонение идолам у вас, идолам из числа людей, камней. Один режет жертву для них, другой дает им обет, третий требует ответить на призывы и спасти от горестей, другой призывает их смиренно в море и на суше, и утверждают, что прибегание к ним приносит пользу в этом мире и в Вечной Жизни, даже если ослушаться Аллаха!