Священноирей Андрей Вознюк
Как звезды украшают небосвод, озаряют своим тихим светом темноту ночи, так и святые своим житием пронзают мрак мира. Так явились эти звезды старообрядческого святительства — архиепископ Аркадий Славский, епископ Алимпий Тульчинский, епископ Конон Новозыбковский и епископ Геннадий Пермский.
С разных концов распространяя христианскую веру, исполняя святительский долг, наипаче же христианский, слились во страданиях своих в Суздальской тюрьме, чтобы и там просиять исповедничеством на весь свет, а затем мирно слиться со Светом Христом!
Будущий архиепископ Аркадий (в миру Андрей Лысов) родился в 1809 году в старинном старообрядческом селе Куничи (ныне с. Кунича, епархия Кишиневская и всея Молдовы). На пятнадцатом году жизни отрок Андрей, оставив родное село, перебрался в Яссы, где был в услужении у купцов Ивана Александрова и Михаила Антонова. Но душа его стремилась к Богу, что сподвигло Андрея поселиться в Мануйловском монастыре. Некоторое время спустя Андрей переходит в Лаврентьев монастырь, где в 1829 году принимает иноческий постриг от священно-инока Дорофея с именем Аркадий (по имени постригавшего было дано ему и прозвание — Дорофеев).
В то время вся Церковь была воодушевлена идеей поиска единомысленного старообрядчеству архиерея. После Рогожского Собора 1832 года, на котором подробно обсуждалась задача поиска архиерея и учреждения кафедры, в Лаврентьеву обитель заехал настоятель Серковского монастыря инок Геронтий в поисках единомышленников, желающих отправиться в странствия с целью поиска благочестивого епископа.
После убедительных бесед инока Геронтия инок Аркадий вместе с другими иноками, имена которых — Ираклий (Сорокин) настоятель Куреневского монастыря, Игнатий, Ефросин, Дорофей, Павел (не белокриницкий), Виталий, Иоасаф и др. — всего 16 человек, — один за другим перебрались сначала в Мануйловский монастырь, затем в Славский и оттуда предприняли первое хождение на Восток для отыскания благочестивого архиерея.
|
Путешествия доброхотов явились весьма длительными и нелегкими. Иноки прошли через Константинополь, пробрались на Майнос, отсюда прошли за Бейрут до Египта, в скит Белый Камень, прожив здесь около полугода. Затем совершили еще несколько странствий через города Силистрию и Туртукай, в скит Каменный Мост, прожив в этом скиту около двух лет. Убедившись в том, что нет нигде благочестивых архиереев, иноки вернулись в Славский скит. Из 16 человек вернулись только четверо — Аркадий, Ираклий, Павел и Дорофей, остальные преставились во время странствования.
После присоединения святителя Амвросия ко Святой Церкви, в 1847 году 24 августа, Аркадий был хиротонисан на Славскую кафедру.
Служение Аркадия в архиерейском сане было весьма страдальческим. 1 сентября ново-поставленный епископ отбыл в свою епархию, при отъезде его снабдили церковной утварью, ново-освященными в Белой Кринице антимисами и ново-сваренным миром. Но уже 21 ноября того же, 1847-го, года Аркадий и поставленные для Славской епархии священник и диакон были арестованы и заключены в тюрьму в Бабадаге (Добруджа), в которой пробыли до 8 мая следующего, 1848-го, года. На протяжении 1848-1849 гг. архиепископ Аркадий освятил несколько старообрядческих церквей в своей епархии.
|
Алимпий Тульчинский, в миру Антоний, родом был из мещан города Калуги, родился в 1794 году. В 1814 году Антоний поселился в том же Лаврентьевом монастыре и уже в 1817 г. был пострижен в иноки с именем Алимпий. После 1840-х гг. он перешел на поселение в Славский монастырь. После трех лет проживания в Славской обители епископ Аркадий Славский рукоположил инока Алимпия во иерейский сан. В 1849 году епископ Аркадий вместе с епископом Ануфрием рукоположили священно-инока Алимпия во епископа Тульчинского, наместника Славского архиерея, после чего епископы возвели Аркадия в достоинство архиепископа с правом «подведомственно себе иметь… все единоверные епархии, ныне существующие и впредь еще учредитися могущие, по течению реки Дуная на правой стороне расположенные, и… во оные епархии поставлять епископов».
В 1853 году, в ходе Крымской войны, в Добруджу вступили русские войска, и в 1854 г. по тайному приказу «высшего правительства» архиепископ Аркадий Славский, его наместник епископ Алимпий Тульчинский и священник Феодор Семенов были арестованы. Узники пробыли три месяца в Киеве, три месяца
в Москве, подвергаемые частым допросам и «увещаниям», и после были заключены в тюрьму суздальского Спасо-Евфимиева монастыря.
Расставание с паствой было весьма болезненным, так как своим смирением архиереи стяжали большое почитание и любовь к себе со стороны церковного народа, что сподвигло большое количество старообрядцев переселяться в эти места. Спустя время после ареста владык была составлена духовная былина «Расплакалась братия в обители славской», которая ярко показывает, насколько велика была трагедия потери архиереев.
|
В 1859 году в Суздальскую тюрьму был доставлен очередной старообрядческий святитель — епископ Конон Новозыбковский.
Епископ Конон, в миру казак Козьма Трофимович Смирнов (Дураков), родился в 1797 году в станице Есауловой в земле Войска Донского в старообрядческой семье; отец его был донской казак, полковой писарь.
Выйдя в отставку после долгой казачьей службы, в 1845 г. Козьма принял иноческое пострижение, после чего поселился отшельником в землянке недалеко от посада Лужки (Черниговской губернии), где прожил пять лет. Подвижничеством, начетничеством и великой кротостью инок Конон стяжал уважение и почитание к себе в здешних краях. В 1850-х гг. инок Конон поселился в Белокриницком монастыре. 28 июня 1854 года митрополит Кирил после смерти письмоводителя монастыря инока Павла Белокриницкого назначил его преемником инока Конона. 20 октября 1855 г. митрополит Кирил хиротонисал инока Конона во епископа на Черниговскую кафедру.
В 1858 г. еп. Конон был в Москве схвачен, но за недостатком улик выпущен на свободу; однако 16 октября того же года снова был арестован в м. Паволочке и, «по высочайшему повелению» от 30 января 1859 г., заключен 7 апреля того же года в суздальский Спасо-Евфимиев монастырь, где и провел 22 года. На некоторое время епископ Конон переводился в единоверческий монастырь для «увещаний», но остался непреклонен в вере и снова был отправлен в прежнюю тюрьму. Во время более легкого заключения в единоверческом монастыре святитель написал толкование на 12-ю главу Третьей книги Ездры.
В 1862 году, на праздник святителя Николы Чудотворца, арестовали четвертого исповедника — епископа Геннадия Пермского, и в июне 1863 г. его заключили все в тот же Спасо-Евфимиев монастырь.
Епископ Геннадий, в миру Григорий Васильевич Беляев, родился в семье крепостных крестьян Лысьвинского завода Пермской губернии. По исполнении 18 лет покинул родительский дом и удалился в леса около Кунгура ради молитвы. Здесь жили старцы, искавшие спасения вдали от мира. Настоятелем скита был инок-схимник Никита, впоследствии арестованный и умерший в остроге в Кунгуре. Из кунгурских лесов Григорий перебрался в Уральск. В 1853 г. Григорию явился ангел, и по увещанию ангела Григорий отправился в Саратовскую губернию, на Черемшан. Поселился он у скрывавшегося там в подземной келье епископа Афанасия (Кулябина), которым и был пострижен в иноки с именем Геннадий и поставлен в иеродиаконы.
В октябре 1856 г. инок Геннадий рукоположен в сан священника, а через месяц поставлен в архимандриты. Вскоре после этого вместе со священно-иноком Пафнутием как человек, достойный принятия епископского сана, был направлен владыкой Афанасием в Москву к архиепископу Антонию (Шутову). Владыка Антоний в сослужении с Кавказским епископом Иовом, Новозыбковским епископом Кононом (Смирновым) в присутствии епископа Афанасия (Кулибина) рукоположил архимандрита Геннадия в архиереи на Пермскую кафедру 9 января 1857 г. (по др. данным, в 1856 г.). После хиротонии епископу Геннадию вручили походную церковь.
Активный и яркий темперамент епископа Геннадия способствовал делу проповеди, и святитель не однажды за проповедь истинной веры был «заключаем в тюрьмы. В 1859 году епископ был арестован, но в результате подмены его на другого человека-добровольца выбрался на свободу. В 1862 году полиция вновь попыталась арестовать еп. Геннадия, но с помощью единомышленников ему удалось уйти из-под ареста. И наконец, в том же году епископ был пойман жандармами окончательно и в 1863 году определен высочайшим указом в Суздальскую тюрьму. Еще на свободе епископ Геннадий написал Устав Церковный.
На некоторое время епископ Геннадий был переведен на «исправление» в единоверческий Никольский монастырь к миссионеру Павлу Прусскому, бывшему беспоповцу, который пытался совратить его в единоверие, но еп. Геннадий пожелал лучшим возвратиться к своему прежнему месту заключения.
Условия содержания старообрядческих святителей были весьма суровыми, регулярно сопровождались допросами и «увещаниями» оставить старообрядчество и присоединиться к никонианству. В кельях над узниками велся строжайший надзор. Арестантов-исповедников лишили даже собственных имен, пронумеровав их. О суровости заключения можно судить по переписке исповедников. В 1875 году архиепископ Аркадий писал архиепископу Антонию (Шутову): «…У меня с епископом Кононом против дверей часовые день и ночь стоят; в двери оконце вставлено с четверть; часовой в него часто смотрит. Начну писать, ум не в том стоит, что пишет: мысль больше занята, не смотрит ли часовой или кто другой; строк пять напишешь и столько раз чернила прячешь».
Тяжкие условия содержания староверческих архиереев в казематах Суздальской монастырской тюрьмы описаны также в некрологе памяти епископа Конона, опубликованном в «Русских ведомостях» (1884, № 24): «Особенно тяжело было его положение в течение первых восьми лет, которые ему пришлось высидеть в сырой, холодной тюремной камере, помещавшейся в глубоком подвале. Заключение было строго одиночное; у дверей камеры и день и ночь стояли часовые с ружьями. Тяжелые условия заключения расстроили когда-то крепкое здоровье Конона; сидевший в той же тюрьме, при одинаковых условиях другой старообрядческий епископ Аркадий Славский почти совсем лишился ног».
Из-за тяжелых условий содержания, регулярных допросов престарелый епископ Алимпий 25 августа 1859 года предал душу свою в руце Божии в заключении, прожив в тюрьме около пяти лет. Все испытания нимало не сломили волю священно-страдальца. Его похоронили в Суздале близ городского кладбища, и даже на похоронах жандармы не оставляли исповедника, надзирая за погребением.
Остальные исповедники, Аркадий, Конон и Геннадий, были выпущены на свободу только после смерти «царя-освободителя» Александра II, по именному указу нового императора от 8 сентября 1881 г., но с условием не останавливаться на жительство в обеих столицах. Святители Аркадий и Конон избрали местом жительства город Владимир, Геннадий также прожил недолго во Владимире.
Несмотря на тяжкие болезни, уже в октябре святители отправились в Саратовскую губернию, в Верхний Черемшанский Успенский мужской монастырь, к его настоятелю святому преподобноисповеднику Серапиону (с которым архиепископ Аркадий был знаком с молодых лет, когда оба жили в Славском монастыре). Святители-исповедники освятили на Черемшане соборный храм с двумя престолами.
Затем свт. Геннадий перебрался в Харьков, где образовалась большая старообрядческая община. Власти сочли опасные его пребывание в Харькове, снова подвергли его преследованию и выслали в г. Виндаву Курляндской губернии, но затем ожесточились и вновь возжелали его предать монастырскому заключению. Тогда святитель Геннадий оставил Россию и перебрался в Румынию, в Тисский монастырь.
Великий подвиг исповедничества святителей пришелся на тот период исторического времени, когда за отречение от веры, или хотя бы за лояльность, они бы преспокойно жили и были, возможно, покровительствуемые. Но святители оставались непреклонны в вере, несмотря на тяжелейшие физические и моральные испытания.
Длительное заключение в тяжелых условиях сырых и холодных казематов лишило святителей здоровья. Епископ Конон страдал до смерти тяжелейшим ревматизмом, так что не мог ни стоять, ни сидеть, а только полулежа молился, принимал посетителей, читал святые книги и писал сочинения в защиту веры. Архиепископ Аркадий также страдал тяжелым заболеванием ног.
Прожив на свободе всего по нескольку лет, они преставились ко Господу. Святитель Конон почил 21 января 1884 года, погребен рядом с архиепископом Антонием (Шутовым) на Рогожском кладбище в Москве. Спустя несколько лет, 18 ноября 1889 года, преставился и исповедник архиепископ Аркадий, он погребен также в ограде архиерейских могил на Рогожском кладбище.
Долее других прожил святитель Геннадий, самый молодой из узников, который преставился ко Господу в 1892 году в Тисском монастыре (Румыния), где и погребен. Уже при жизни святителей древлеправославные христиане почитали их святыми страдальцами за веру, и поныне память о них свято чтится христианами. Подвиг исповедничества, страдания за веру Христову и Его Церковь, народное почитание этих святителей свидетельствуют об их святости.
Память сих исповедников празднуется 18 ноября по церковному стилю (1 декабря – по гражданскому).