ГЛАВА 9. ДЕМОНЫ B ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЕ




 

Третья тантра «Чжуд-ши» содержит пять глав по заболеваниям, вызванным непосредственно духами, и три из них касаются демонов (гдон), которые вызывают душевные расстройства. Хотя и по всем 150 главам «Чжуд-ши» разбросано много материала, касающегося душевных болезней, заголовки глав не всегда отражают широкий спектр сведений, в них содержащийся. Но те, с которыми мы здесь имеем дело, посвящены исключительно душевным болезням и злым духам, которые их вызывают.

Эти пять глав по заболеваниям, вызванным духами, которые образуют одну этиологическую группу гдон. Иногда так называют раздел «Чжуд-ши» по психиатрии, поскольку это синоним заболеваний, вызванных невидимыми силами в классическом аюр-ведическом смысле. Главы эти следующие:

Глава 77: Элементальные духи (Бйунг-по,и-гдон) Вторгаются в душу, восемнадцати видов, имеют особые отличия.

Глава 78: Демоны сумасшествия (сМйо-бйед-кйи-гдон). Вторгаются в душу как самостоятельно, так и сочетаясь с воздействием яда, трех жизненных сил, эмоций.

Глава 79: Демоны забытья (брДжед-бйед-кйи-гдон). Это буквально «демоны, приносящие беспамятство».

Глава 80: Демонические управители планет (гЗаа-йи-гдон). Вызывают эпилепсию.

Глава 81: Демоны змеиного духа (Клу-гдон). Вызывают проказу.

Все перечисленные выше демоны, понимаемые как специфические причины различных психических расстройств, называются тибетским словом «дон». гДон обычно переводят как «злой дух», или «демон». Но для большинства современных западных людей, «духи» - выдумки детского ума, воображаемые создания, которые обитают в домах и тому подобное. Слово «демон» также вызывает в воображении образы дьяволических сущностей, тварей мифологических, нереальных.

Мы не можем себе представить, что любая серьезная религия, философия или культура - не говоря уже о медицине - может верить во что-то, что мы считаем всего лишь плодом нашего воображения. Так почему же тибетская буддийская психиатрия помещает этих демонов в центре своей системы?

 

 

Что такое эти демоны?

 

Для тибетцев «демон» - термин символический. Он обозначает широкий спектр сил и эмоций, которые обычно находятся за пределами сознательного контроля и которые препятствуют благополучию и духовному развитию.

Чтобы составить некоторое представление о масштабах сил, которые обозначаются этим термином, следует только рассмотреть знаменитых «четырех демонов», которые встречаются во всей буддийской литературе и представляют собой препятствие на пути к просветлению. Это: демон агрегатных состояний - хрупкость тела и ума; демон клеш - опустошающая сила дурных эмоций; демон удовольствия—заманчивая ловушка комфорта; демон смерти - тот, кто приходит неминуемо и пресекает эту жизнь, а с ней и возможность духовного роста.

Очевидно, что ни один из них не демон в узком смысле этого слова. Эти «бесы», как и прочие демоны, - либо внутренние факторы, которые оказывают влияние подсознательно, либо внешние, которые почти неотвратимо препятствуют реализации более высоких устремлений.

Эти силы варьируют от едва уловимых, неотъемлемых и неосознанных склонностей до непреодолимых порывов вроде секса, и для практикующего, согласно Патрулу Ринпоче, они могут выглядеть как леность, похоть, дурная компания, дуалистическое мышление, повышенная чувствительность, чрезмерная эмоциональность, привязанность к богатству, сектантство, духовная гордость и склонность к безмятежности11.

Ламы часто сравнивают восставание таких негативных сил против практикующего, который пытается очистить свое обыденное сознание, с ситуацией в стране, где люди хотят положительных перемен, а правительство делает все, чтобы не допустить этого. Ясно тогда в психоаналитическом смысле, что эти демоны выступают в роли подсознания, пытающегося воспрепятствовать более высоким устремлениям суперэго.

Демоны, таким образом, - прежде всего психологический феномен, связываемый со множеством душевных и эмоциональных омрачений. Среди всех типов демонов, главным образом, говорят о двух: рожденных от надежды и рожденных от сомнения. А они в свою очередь происходят от изначального неведения, которое хватается за иллюзию постоянного «я». Это хватание за «я», которое Шантидева называет «великим призраком» - причина всего вредного, всего страха и боли в этом мире. Это - центральный вопрос буддизма.

Вот как объясняла это своему своему ученику Ма-Чиг-Ла чудесная йогиня XII столетия: «То, что мы называем демоном, очень-очень большое и все черного цвета. Тот, кто его видит, поистине напуган и дрожит с головы до пят, но демонов на самом деле не существует.

А правда такова: все, что бы то ни было, препятствующее достижению просветления, и есть Демон. Даже любовь и страстные отношения могут стать демонами, если препятствуют твоей практике. Но величайшим демоном из всех является вера в существование себя, как независимого и вечного начала. Пока ты не разрушишь эту привязанность к себе, демоны будут то возносить тебя, то заставлять тебя падать»12.

Тем не менее, хотя они и понимаются как психические явления, считается, что некоторые типы демонов обладают внешним существованием. Но если обычные тибетцы могут живо верить в эти внешние негативные силы как в реальных демонов, то образованные тибетцы, как объясняет Теодор Буранг, относятся к ним как «к ментальным сущностям, являющимся в основном проекциями низшего порядка; или же как к психическим полям энергии естественной, природной, либо порожденной умом»13.

В этом смысле важно помнить, что до прихода буддизма Тибет был полностью шаманской цивилизацией, веровавшей во все типы персонифицированных сил ума и природы, таких как бесы, божества и им подобные. Эта культурная тенденция воспринимать вещи в такой терминологии перешла в буддизм с измененным значением.

Более того, сам буддизм помещает существование всех типов чувствующих существ в колесо жизни. У некоторых из них нет физических тел. Ад, например, считается спроецированнным состоянием ума, переживаемым тонким телом, или телом света, и возникает силой своих собственных непрекращающихся дурных деяний. Рай сходным образом божественно приятен, и испыты-вается духовным телом света, или даже вовсе не телом, а только сознанием. Так, высочайшие небесные состояния - это пребывание в погруженности в размышления.

Более того, в мире голодных духов имеется два класса: собственно голодные духи, которые не причиняют никому вреда и страдают сами; и другие, терзающиеся духи, — потоки сознания, разгуливающие по вселенной в состоянии возбуждения и несчастья, причиняя вред непроизвольно, по привычке. Последние обычно обозначается термином «внешние демоны».

И даже эти так называемые внешние демоны, имеют отношение к душе: они часть взаимодействия между микрокосмом и макрокосмом, и главенствующим здесь является ум, сознание. Например, некоторые типы демонов связывают с природными стихиями. Они, так сказать, «вызываются» при нарушении внутренних стихий в теле - как происходит в случае «стихиальных духов» при шизофрении. Негативные эмоции тревожат внутренние стихии, внутренние стихии беспокоят стихии внешние, что приводит к нападению духов стихий - это выглядит как демоны ветра, града и т.п.

Так считается, что природные катастрофы происходят в ответ на коллективные эмоциональные беспокойства человеческих существ.

Тибетцы чувствуют себя очень комфортно, объединяя этот широкий спектр сил под одним заголовком «демон», хотя современное западное сознание, без сомнения, понимает это с трудом. Несмотря на то что даже в нашем собственном языке, то, что мы называем демоном может означать (по Вебстеру) «нежелательная или дурная эмоция, персонифицированная черта или обстоятельство», тогда как «черт» может быть «настроением, страстью, или свойством, которое овладевает, разжигает или беспокоит».

Таким образом, в терминологии Тибета, сложившейся задолго до фрейдистской терминологии, понятия «демоны» и «черти» использовались как нарицательные имена для тех сил жизни и эмоций, которые могут привести сознание к безумию.

Для того чтобы еще лучше понять, что именно тибетцы имеют в виду под «демоном», гдон, мы можем с пользой для себя поближе взглянуть на само слово.

гДон— это тоже самое тибетское слово, что употребляется для будущего времени глагола дон, который означает «являться причиной, вызывать появление, принуждать». Это исходное значение этого глагола. С изменением использования он начал значить скорее «вымещать» (т.е. приобрел отицательное значение - Прим. перев). Он также используется со словом «мантра» и означает «произносить магическое заклинание», которое, как мы знаем, означает «излучать изначально присущую вибрацию», для того чтобы вызвать изменение на тонком уровне сознания и бытия14.

Так что более подходящим значением существительного «гдон» будет что-то вроде «излучение воздействия». Что касается привидений, демонов и злых духов, то они и понимаются как существа или силы, излучающие негативные воздействия.

Нам придется вернуться к основам буддийской философии, чтобы глубже понять это.

Весь мир — в буддийском представлении - непостоянное движущееся проявление вибраций. Мы - это «пучок восприятия», так сказать. Ничто не твердо - ни наши тела, ни «я», ни горы, ни звезды. Все временно, и мельчайшие частицы бытия, которые мы называем атомами, а буддисты зовут «дхармами» - «дэ», постоянно изменяют свое строение. И даже сами эти частицы являются вибрациями, не твердыми по своей сути, а изменяющимися. Эта вселенная подобна безбрежному полю электромагиитной энергии.

Поэтому все обусловленное существование состоит из излучения энергетических вибраций, испускаемых как лучи или силовые поля, обладающие различными скоростями, а значит плотностью, пересекающиеся и взаимодействующие в согласии с гармонией кармического равновесия.

А поскольку душевные омрачения лежат в основе этих проявлений, и поскольку все существа в этом мире обладают преходящим существованием соответственно своей карме, то есть соответственно ходу вибраций, установленному для самих себя посредством действий тела, речи и ума в бесчисленных жизнях, то миры обусловленного существования населены многими типами существ и сил, не все из которых видимы невооруженным глазом, а некоторые и вовсе лишены телесных форм.

гДон, согласно этой внешней интерпретации - это существа или силы, «сгустившиеся» в результате особенно дурных и ядовитых кармических вибраций.

Поскольку почти все в буддизме имеет как минимум три уровня толкования, мы можем подойти к этим демонам на психологическом, внутреннем уровне. Совершенно точно так же, например, как все миры сансары существуют вовне, они существуют и внутренне. Мы постоянно умираем и перерождаемся раз за разом также как боги, животные, духи, жители адов. И где бы мы ни находились, наши мысли, чувства и действия захватывают нас.

Психологическое толкование так называемых демонов и призраков заключается в том, что на некоторых уровнях они являются воплощенными формами, которые мы придаем нашим негативным проекциям, тем темным силам в нас, которые слишком ужасны, чтобы быть принятыми сознательно, почему они и проецируются вовне, обращаясь против нас самих. В терминах западной психологии это может быть объяснено как чуждые нашему «я» бессознательные побуждения, которые проецируются в виде разрушительных сил, воспринимаемых как внешняя форма, которая затем овладевает нами (визуально-слуховые галлюцинации и т.п.). Это, так сказать, наши собственные призраки. То есть проекции в нашей личной жизни.

Призраки - это также отпечатки душевных привычек и мыслительных моделей, чья бессознательная хватка так сильна, что они постоянно, не осознаваясь, проецируются на мир. Это приводит к искажению в восприятии реальности и разного рода неприемлемому или безумному поведению.

На внутреннем уровне этих демонов также можно понимать как негативные архетипы коллективного бессознательного; архетипы, которые овладевают нами изнутри. Юнг утверждал, что

зло происходит из коллективного бессознательного, и это то бессознательное, которое «овладевает» нами. «Огромная сила «объективного психического», — писал Юнг, — во все эпохи называлась «демоном» или «Богом» с единственным исключением недавнего прошлого. Мы стали столь дерзки в вопросах религии, что теперь правильно говорим «бессознательное»...».15

С абсолютной или «тайной» точки зрения подлинной природой этих демонов является пустота. Они не имеют собственной природы и как таковые не существуют. Это отображено в одной из частей истории жизни Миларепы - знаменитого тибетского поэта, йога и святого.

Однажды Миларепа покинул свою пещеру для медитации чтобы набрать хвороста. По возвращении он обнаружил нескольких демонов, сидящих в его пещере и насмехающихся над ним. Миларепа перепробовал все, что пришло ему в голову, чтобы покорить и изгнать их. Сначала он попытался умилостивить их как духов-охранителей места, затем он использовал медитацию и мантру гневного излучения Будды, но они продолжали нападать на него. Тогда вдруг в озарении он сказал: «Милостью Марпы [его гуру] я уже полностью осознал, что все существа и явления есть ум. Сам по себе ум есть прозрачность Пустоты»16. На этом демоны исчезли.

Комментируя эту известную историю Трунгпа Ринпоче пояснил: «Это было начало периода изучения Миларепой того, как справляться с демонами, что есть то же самое, что преобразование эмоции. Ибо мы творим демонов и богов своими эмоциями»17.

Поскольку источником демонов является ум, основной предпосылкой тибетской буддистской психологии является то, что мы можем управлять умом и необузданными отрицательными эмоциями; мы можем защитить себя от тонкой энергии этих негативных влияний и избавиться от них.

Как бы ни интерпретировали демонов, их воздействие вызывает разнообразную психопатологию. Она возникает только тогда, когда сознание неустойчиво и возбуждено эмоциями до такой степени, что личность не является более функционально целостной. Буранг объясняет это в терминах пяти скандх, психических энергий, которые составляют личность и ментальное существование. Вслед за рассогласованием пяти скандх, говорит он, следует «смещение слоев личности» и «результатом является что-то вроде расщепленности сознания, с которым западный психиатр сталкивается при шизофрении».

Такие смещения есть форма душевного заболевания, которое можно лечить само по себе (чем-то вроде эмоциональной или душевной шокотерапии), но именно это условие смещенных состояний или скандх, является необходимым для захвата составных частей личности извне»18.

Поскольку демонические силы появляются в основном из негативных состояний ума, различным типам их приписываются различные специфические причины.

В тибетской традиции некоторые призраки и злые духи создаются в момент смерти; это призраки в западном смысле слова, т.е духи мертвых. Тибетский буддизм считает, что в тот момент, когда сознание покидает тело, психологическое состояние умирающего влияет на него в наибольшей степени. Если человек по той или иной причине паникует или полон ненависти, страха или сильной привязанности, энергетическая проекция паники или ненависти становится очень плотной, т. е. призраком.

Если умирающий чрезмерно привязан к своему богатству и все его мысли тянутся к нему в момент смерти, тогда часть его сознания, вместо того чтобы устремиться к промежуточным областям, предшествующим новому рождению, привлекается к объекту привязанности и блуждает вокруг, собираясь в астральную призрачную форму, мешая, например, наследникам.

Самоубийства и убийства также считаются очень неблагоприятными видами смерти из-за сильных негативных эмоций привязанностей и паники. Такой импульс отрицательной энергии обычно приводит к формированию чего-то вроде призрака в момент смерти19.

В случаях убийства, самоубийства и внезапной смерти, когда сознание не подготавливалось к этому обычными средствами, молитвой и т.п., чаще всего призывается лама для выполнения ритуала, чтобы предотвратить образование призрака или избавиться от него. Продолжительность жизни призрака такого типа ограничивается девятью годами, после чего он рассеивается.

Существуют и другие виды демонов и отрицательных сущностей, те, которые создаются намеренно, например, негативными проекциями колдуна. Человек с развитыми психическими силами, как мы бы сказали «черный маг», который понимает и может управлять космическими силами в себе и во внешнем мире, может создавать в себе энергии, для того чтобы навредить другим существам и свести их с ума, - это «призраки дурного проклятья», описанные в главе 77 «Чжуд-ши». В отличие от духовно реализованного существа, человек, который проецирует такие силы, имеет сильное «я» (эго) и корыстные намерения. Он использует свои силы для собственных же дурных целей.

Напротив, в буддизме психические силы никогда не культивируются ради них самих. Они развиваются сами по себе, по мере продвижения по пути к просветлению и используются как инструменты мудрости и сострадания. Возможность использования их для причинения вреда другим - одна из причин, почему «ключи» к тантрическим процедурам и психическим силам в религии и медицине тщательно охраняются ламами и держателями линии.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: