Классификация духов, вызывающих душевные болезни




 

Помимо перечисленых в «Чжуд-ши», в буддизме существуют многочисленные системы классификации демонов и духов. Здесь мы обсуждаем только те, которые вызывают душевные заболевания. Но какой бы из подходов мы ни обсуждали - тантрический, медицинский, или общебуддийский - все они сходятся в следующем: злые духи, призраки, демоны и негативные силы - результат омраченности сознания.

Другими словами, их происхождение - это три яда, три состояния ума, возникающие вместе с «я». Три яда образуют три основных класса гдон, демонов или дурных воздействий.

Эти гдон включаются в более широкий термин гек (бгегс), что буквально означает «препятствие», или «преграду». Среди 84 геков, упоминаемых в сутрах, а это есть число, согласующееся с 84 тысячами загрязнений ума, перечисленных Буддой, и 84 тысячами заболеваний, происходящих от них, существует 1080 духов, которые описываются как осознающие демоны, или злобные духи, известные как гДон. Эти 1080 геков вызывают расстройства ума. Иногда говорится, что 360 из них происходят из умственного яда неведения, 360 из умственного яда желания, И 360 из умственного яда ненависти*20.

Существует много различных систем для классификации демонов и негативных сил, но гдон обычно разделяют на три группы: 1) демонические духи, воздействующие сверху; 2) демонические духи, воздействующие снизу; 3) демонические духи, воздействующие из середины.

Демонические духи, воздействующие сверху, - это «управители планетарных сил». Они не являются планетами в физическом смысле, это негативные демонические воздействия. Они подразделяются на пять категорий в соответствии с пятью элементами. Эти планетарные силы — демоны, описаны в главе 80 третьей тантры «Чжуд-ши». Их вредоносное влияние вызывает эпилепсию, внезапные параличи и припадки.

Говорят, что они в основном атакуют мозг и нервную систему и наносят удары очень неожиданно: внезапная потеря сознания - один из таких симптомов.

Эти планетарные силы - такие же как другие гдон. Они воплощают собой яд омрачения и в таком виде путешествуют во времени и пространстве, излучая пагубные воздействия. Если ваши пути пересекаются, вы внезапно подвергаетесь их воздействию, что выражается в виде эпилепсии, судорог, паралича и различных припадках. Столкнувшись с ними лицом к лицу, вы немедленно теряете сознание21.

Очень трудно лечить заболевания, вызванные демоническими планетарными влияниями, средствами обычной медицины. Рекомендуется лечение мантрами, медитацией и ритуалами. Одно из тантрических лекарств, используемых для этих болезней, - кровь убитого человека на кончике ножа. Если им коснуться губ пациента, он очнется (можно использовать и сухую кровь).

В тибетской психиатрии известны дни, на которые, подчиняясь астрологическому ритму, выпадает активность этих демонических сил22.

Демонические духи снизу - это негативные влияния змеиных духов, или нагов (кЛу-гдон). Наги живут преимущественно в океане. Их демоническое воздействие (описанное в главе 81 третьей тантры «Чжуд-ши») - причина проказы, а также множества других заболеваний и нарушений.

Нас не очень удивляет то, что эпилептические расстройства классифицируются как психические заболевания, поскольку так на них смотрят и на Западе. Но включение проказы в группу психических заболеваний представляется крайне странным.

Действительно, по тибетским представлениям считается, что кожные заболевания тесно связаны с психикой, поскольку внутренние праны, соотносимые с умом, взаимодействуют с внешними пранами и внешним миром через поры кожи. Проказа особенно считается первичным психическим заболеванием, результатом непоправимо плохой кармы человека. Вследствие сильных, грубых, злых мыслей, слов и действий в мире появилось столько негативного, что это привело к общей дисгармонии жизненных сил. Поэтому змеиные духи, наги, получили возможность с легкостью распространять свое пагубное воздействие на людей, что проявилось ужасным заболеванием - проказой. 81-я глава, которая описывает нагов, проказу и продолжающееся вырождение человеческой расы, считается наиболее эзотерическим разделом «Чжуд-ши».

Некоторые истории в тибетской мифологии поддерживают ту точку зрения, что именно наги являются первичным источником злых духов и что все духи, вызывающие серьезные душевные заболевания, происходят от них (это подтверждает мысль о том, что духи порождены скорее неведением, чем желанием или ненавистью). Один тибетский миф рассказывает, как даже Ваджрапани - эманация силы Будды - не справился однажды с королем нагов Вашудхари.

Вашудхари просто дохнул на Ваджрапани горячим паром и Ваджрапани почернел и обессилел. Потребовалось вмешательство легендарной божественной птицы Гаруды, чтобы справиться с королем нагов23.

Эта история указывает на то, что могущественную силу дурной кармы нелегко обуздать. Проказа - самое жуткое выражение психического нездоровья и нечистоты; мы думаем, что можем спрятаться от нашего духовного уродства, поскольку оно не проявляется непосредственно, но это не так. Оно пронизывает нас, порождая душевные и телесные заболевания.

Пример с проказой иллюстрирует основы психосоматической теории болезней тибетской медицины. В отличие от современной психосоматической теории, тибетская медицина рассматривает не только одного индивидуума в пределах одной жизни. Тибетская теория видит нынешнюю ситуацию человека как продолжение и следствие предыдущих этапов существования его «психоморального континуума», т.е. как карму прошлых жизней.

Более того, говорится о взаимосвязанности всех и вся и в этой жизни, и в прежних неисчислимых зонах. Ибо накапливающаяся кармическая сила проявляет себя в различные периоды времени в виде специфических заболеваний.

Современная эпидемия рака, например, может быть объяснена именно таким образом.

Демоны «из середины» вызывают целый ряд душевных заболеваний от легкой депрессии до полного безумия. Считается, что весь этот класс демонов атакует сердечный центр (в котором находятся душевные силы) и таким образом приводит к потере контроля над умом. Считается, что эти демонические силы входят в тело через психический канал на безымянном пальце, канал, ведущий к сердечному центру24.

Демоны из «середины» подразделяются на четыре семейства: королевские, аристократические, обыкновенные и «мясники», т.е. очень враждебные. Душевные заболевания, вызванные королевской семьей демонов из «середины», вылечить легче всего. Класс враждебных «мясников» вызывает заболевания, наиболее трудные для излечения, и считается, что врач при работе с пациентом, пораженным ими, подвергается их негативному влиянию. Поэтому ему рекомендуется использовать больше средств защиты при лечении таких пациентов.

Демоны из «середины» бывают трех типов - мужского, женского и среднего. Эти типы соотносятся с тремя главными ядами ума, который их образует - гнев, привязанность и неведение. Их проявление отличается соответственно.

Применение соматических средств может помочь при душевных расстройствах, вызванных этими демонами, но самыми эффективными считаются мантра и медитация, а также особые «мантрапилюли» (тантрические лекарства, приготовляемые ламами и обладающие силой и благословением сотен тысяч мантр), а также употребление внутрь фактически написанных мантр, которые скатываются в пилюли.

Тибетский врач, или лама-врач, должен знать демонологию. Для того чтобы лечить психические заболевания (отдельной специальности психиатра не существует). Зная отличительные черты различных демонов, он может распознать их присутствие по поведению пациента, которое отражает характер демона. Знания астрологии также используются в диагностике, так как в разные временные циклы активнее те или иные демоны.

Кроме наблюдения за поведением психического больного и исследования истории его болезни, врач может диагностировать присутствие демона по пульсу и анализу мочи.

Кроме того, присутствие демона может быть установлено по некоторым отметкам на теле. В своем комментарии к «Чжуд-ши», Мипхам Ринпоче перечисляет следующие телесные признаки различных семейств духов из «середины» (и добавляет пятое семейство к перечисленным выше). «Если наблюдается помутнение глаз, если имеются изменения в кровеносных сосудах в глазных белках, если на белках есть очень маленькие черные точки или если глаза выглядят помутневшими или раздраженными - все это признаки одержимости королевским духом (ргйал-по)». Мипхам Ринпоче замечает, что эта группа чаще других ответственна за сумашествие.

Признаки других классов духов таковы: мясистые наросты на правом локте в форме тибетской буквы ра («аристократы»), наросты на левом локте в форме копья («жрецы»), на левом колене в форме буквы га без горизонтальной черточки («обыкновенные»), и на подошвах в форме рыбы или буквы ня (самый нижний класс, или «мясники»)25.

Существует особый тип пульса, который указывает на присутствие духа; он называется «призрачный пульс» (гдон-рца). Этот пульс характеризуется крайне непостоянным и аритмичным биением. Например, он может отбивать: 1-2-3-стоп; затем 1-2-3-4-5-стоп, затем 1-2. Этот пульс описан в первой главе четвертой тантры.

Процесс гадания по моче весьма сложен. При этом используется астрологическая схема (по всей видимости, китайского происхождения). Над чашкой с мочой помещается сетка из девяти квадратов (см. иллюстрацию). Она называется мебага (сме-ба-дга). Ее девять квадратов представляют собой «дома» девяти духов, называемых садак (са-бдаг), или демоны - хозяева местности.

Девять разновидностей садака соотносятся с девятью квадратами.

 

1. Боги (лХа)

2. Люди (ми)

3. Привидения (гДон)

4. Место кремации (дур-са)

5. Дом (кханг)

6. Поля (шинг)

7. Предки (пха-мес)

8. Сам человек (ранг)

9. Потомки (бу-тсха)

 

Существует особый вид пузыря, образующегося на поверхности мочи, который выглядит как рыбий глаз (он так и называется); он указывает на присутствие духа. Когда он появляется на моче и входит в один из девяти квадратов, врач узнает, какой тип духа вредит пациенту.

Эти девять демонов - «хозяев места» не упоминаются как отдельная группа в психиатрических текстах «Чжуд-ши». Это происходит потому, что группа в главе 77 -элементалы - частично заимствована из индийской традиции, тогда как садаки- добуддийские бонские божества Тибета, которые были привнесены в тибетский буддизм. Как бы то ни было, садаки и элементалы пересекаются как типы - духи предков, боги, духи и т.д. Более того, их объединяют типично демонические качества, такие как привязанность к определенным местам и ревнивое отношение к ним.

Садаки также относятся к духам, которые вызывают сумасшествие. Некоторые ламы и врачи считают, что именно садак причиняют психологические беспокойства медитирующим, которые попадают в неприятности в состоянии глубокой медитации.26

Большое количество типов и имен «демонов» демонстрирует широкий диапазон негативных сил, признаваемых тибетской системой. В ней равно сосуществуют как детализированная точка зрения относительно «темной» стороны в основном невидимых, нематериальных миров, так и широкое видение безграничных сияющих миров Будды.

Тибетская классификация духов, их специфических качеств и особенностей поведения есть исследование негативных тенденций в макрокосме, а также микрокосме ума индивидуума. «Приведения» и «злые духи» считаются не просто проекциями нездорового ума. Ибо хотя они и происходят из проекций, говорится, что они реальны в относительном смысле, т.е. с ними приходится иметь дело. Согласно буддистской точке зрения, как и все появляющееся и взаимозависимое, они происходят из привычек и страстей.

Следовательно, демоны могут пониматься как привычки, которые становятся все сильнее и сильнее, пока не примут форму таким же путем, каким субъектно-объектное разделение событии дня оказывается в наших снах. Сны нереальны, но мы переживаем их как реальные, когда спим. Вся сансара такая, говорят тибетцы; призраки такие же точно.

То, что классификации демонов в такой степени пересекаются друг с другом, демонстрирует богатство культуры, из которой они вышли, и то, как глубоко вплетены в нее эти понятия. Это взаимное наложение может оказаться для нас полезным в попытке понять, что тибетцы имеют в виду, говоря о демонах. У нас не может быть четкого представления об их очертаниях, формах и именах, а скорее мы можем получить впечатление об их типах и проявлениях.

Например, существуют демоны, называемые «хозяевами места». Как следует из их названия, они очень привязаны к определенной территории и опасны для любого, кто в нее вторгается. Но многие другие типы демонов и злобных духов также имеют свойство гневаться, когда другие вторгаются на их территорию. Это пример одной из возможностей контакта с духом, когда возникает конфликт, а затем и «овладение».

В главе 77 третьей тантры описывается такой вид помешательства, при котором упоминаемые в ней элементальные духи вторгаются в человеческое существо и сводят его с ума в соответствии со своим собственным характером. Происходит это тогда, когда человек осквернил место духа. Также такой человек должен иметь какую-то душевную слабость, которая позволяет ему поддаться влиянию этих негативных воздействий.

Это указывает на то, что тибетская медицинская психиатрия учитывает влияние «вибраций» окружающей среды на душевное состояние индивидуума. Эманации различных мест могут оказывать вредные воздействия. Так, негативные влияния различных мест в связи с духами, которые их населяют, были перечислены великим философом-святым XIV столетия Лонгченпой. Говоря о местах, которые плохи или хороши для медитации, он Упоминает, что надгробные памятники и некоторые храмовые комнаты обладают отравляющими эманациями из-за мужских проказливых духов (ргйал-гонг)., которые «заставляют чувствовать головокружение и увеличивают количество мыслей, окра шенных ненавистью». Женские духи, сен-мо (бсен-мо) обитают в местах с затхлым воздухом, таких как пещеры, где «рождается похоть и чрезмерные чувства подавленности и приподнятости»27.

В главах «Чжуд-ши» по психиатрии говорится также, что, оставаясь в одиночестве в безлюдных местах или просто оставаясь в одиночестве, человек рискует подвергнуться вторжению в это время. Это демонстрирует важность восприятия вибраций окружающей среды и ясное понимание дурного воздействия изоляции. Однако это касается только тех, кто не укреплен дхармической практикой. Ибо людям, практикующим дхарму, напротив, советуют оставаться в одиночестве. Серьезные йоги проводят годы в одиночестве в созерцательном уединении. Великие тантристы практикуют созерцание в местах кремации как раз потому, что сильные негативные духи, живущие там, подлежат трансформации и обузданию дхармой; они добавляют силы практике тантриста. Этот пример показывает, как дхармическая практика помогает сопротивляться яду духов сумасшествия и преобразовывать этот яд в нектар осознавания.

Похожая картина в другой группе духов, называемых «духи предков». Например, среди садаков существует демон предков, о котором мы можем думать как о духе генетической наследственности. Дух предков также упоминается среди элементалов главы 77. Пожалуй, они слегка отличаются друг от друга тем, как и где они воздействуют, но в основном они похожи, по крайней мере, в том, как их распознают и поклоняются им в различных обществах. Можно сказать, что этот дух предков представляет собой негативные силы и душевные предубеждения, которые являются результатом обособления себя от психологического, семейного и культурного наследия - не очень искусного обособления. Опять-таки, для сравнения: в практике дхармы необходимо отсекать привязанности и привычки, но делать это нужно искусным способом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: