Социальная сущность общества.




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

Экзаменационный реферат на тему:

«Общество – развивающаяся система»

 

Выполнил:

ученик 9а класса

Синицын Евгений Дмитриевич

 

 

Осташков,

СОДЕРЖАНИЕ

I. Введение…………………………………………………………..3-4

 

II. Основная часть

Глава I. Общество: социальная сущность, система и подсистемы общества………………………………………………………………..5-10

Глава II. Человек и общество…………………………………………11-15

Глава III. Общество как социальный организм: государство и гражданское общество………………………………………………..16-18

 

III. Заключение………………………………………………………19

 

IV. Список изученной литературы…………………………………….20

 

 

В В Е Д Е Н И Е

Об обществе, как и о природе, можно сказать, что оно постоянно течет, движется, изменяется. Общество, как и природа, представляет собой противоречивое единство стабильности и нестабильности, устойчивости и изменчивости, покоя и движения. Поэтому социальный анализ предполагает рассмотрение общества не только с точки зрения его структуры, но и с точки зрения его изменения и развития.

Из понимания общества как системного явления, возникающего из многообразных и сложных связей и взаимодействий его неоднородных структурных компонентов, очевидно, что оно не может находиться в застывшем состоянии. Общество - это живой подвижный социальный организм испытывающий на себе воздействие как внутренних, так и внешних сил, результатом чего является постоянное изменение его структуры. Социальные изменения и социальное развитие (т.е., собственно социальная динамика) имеют всеобщий характер, в силу чего актуальной становится проблема раскрытия причин и источников данной динамики – сил, влияющих на социальные трансформации.

Общество является целостной системой, обладающей материальной основой. В нем складываются различные отношения, которые тесно переплетены друг с другом и оказывают друг на друга то или иное воздействие.

Общество — исторически сложившиеся формы взаимодействия людей. Это целостная, развивающаяся система, на которую оказывают влияние множество факторов: природный, демографический, экономический, политический, религиозный, национальный и др. В зависимости от своей мировоззренческой позиции философы при анализе общества отдавали предпочтение одному или нескольким факторам или считали их все одинаково важными.

Цель данного реферата состоит в доказательстве того, что общество как система не стоит на месте, постоянно движется и развивается.

 

Для достижения поставленной цели можно выделить следующие задачи:

· раскрыть и объяснить основные этапы развития общества как обособившейся от природы исторически развивающейся формы жизнедеятельности людей;

· показать, что ход исторического процесса зависит от объективных условий и субъективных факторов;

· показать, что наряду с теориями, в которых обнаруживается доминирование материально-экономического фактора общественного развития, существуют концепции, опирающиеся на приоритетную роль духовного фактора.

Актуальность работы определяется тем, что развитие общества как система зависит от каждого отдельно взятого человека. Человек зависим от общества. Общество – сложный механизм, в прогрессивном развитии которого каждый индивид играет свою собственную роль.

 

 


 

О С Н О В Н А Я Ч А С Т Ь

Глава I.

Общество: социальная сущность, система и подсистемы обществ.

Взгляд на общество как некую развивающуюся систему в значительной степени был присущ во все исторические времена. Так, если мыслители античности понимали общество как часть Космоса, то было естественным рассматривать его как продолжение природных и космических закономерностей. Для религиозных концепций устройство и цель общества божественно предопределены и предполагают процесс очищения, просветления человека для встречи с богом. Идеалистический подход к обществу как развивающейся системе наиболее ярко представлен с философской системе Гегеля, где Абсолютный дух познает себя посредством человеческой истории, растворившись с человеческом материале и затем вместе с растущим сознанием человека, поднимается на новую ступень – этим и определяется направление развития человеческого общества. В основе марксистского понимания общества как развивающейся системы лежит представление об объективных законах общественного развития. По Марксу, из определенной формы материального производства «…вытекает, во-первых, определенная структура общества, во-вторых, определенное отношение людей к природе. Их государственный строй, и их духовный уклад определяется как тем, так и другим». Отсюда процесс общественного развития предстает как «естественноисторический процесс», в основе которого лежит действие объективных социальных законов в сочетании с субъективным фактором.

В чем видятся источники развития общества? Представители разных мировоззренческих систем называют разные источники. Среди них – мир природы, взаимодействие общества с окружающей природной действительностью, которая является источником практически всех средств для существования человека. Также источником развития общества являются продукты человеческой деятельности и, прежде всего, труда. Развитие общества тесным образом связано с уровнем существующей техники, технологии, средств труда. Источник развития общества усматривается и в духовной сфер, в мире человеческой субъективности, в мире идей, в морально-религиозном, духовном совершенствовании общества.

Таким образом, под обществом можно понимать определенным образом организованную систему взаимоотношений людей друг с другом и природой, которая исторически сложилась и развивается в результате совместной деятельности и взаимоотношений людей, обусловлена потребностями производства и воспроизводства их жизни и регулируется обычаями, нормами, ценностями.

Социальная сущность общества.

В вопрос о понимании сущности социальных связей и отношений исторически сложилась два подхода: материалистический и идеалистический. Согласно материалистическим представлениям, в обществе главная роль отводится материальным, экономическим, производственным отношениям, а идеологические, духовные, политические, правовые и другие отношения вторичны и определяются первыми. Совокупность этих отношений определяет сущность данной общественно-экономической формации и специфику ее социальных связей и отношений. В соответствии с идеалистическими представлениями, в основе социальных связей и отношений лежит некое духовное начало как объединяющий системообразующий принцип, который может выступать в виде идеи единого Бога, расы, нации и т.п. В этом случае главенствующая роль в общественном организме принадлежит идеологии, в частности, государственной.

Следует отметить и то обстоятельство, что во многих философских взглядах на общество, в общественно-политических концепциях, в том числе и в современных, признается, как значение материальных, экономических отношений, так и духовных, идеологических, способствующих объединению общества в единое целое. То есть современный социальный анализ предполагает спектр всевозможных связей, включающих как идеи, так людей с их деятельностью и предмет материального мира.

 

Система общества.

В социально-философской литературе уже традиционно общество рассматривается как система. При этом, все в большей степени оно представляется как целостная система во взаимосвязи, взаимообусловленности составных внутренних частей и структурных преобразований. Высказываются идеи формирования единого целостного общественного организма в планетарном масштабе. Эти идеи имеют под собой реальную почву. Интеграционные процессы в экономической, политической и духовной деятельности, нарастающие явления глобализации, тесная взаимосвязь и информированность людей разных стран друг о друге стали настолько значительными, что современное общество все в большей степени превращается в глобальную систему и предстает как единый целостный организм, жизненное пространство которого охватывает все страны и континенты. Практически это единение проявляется в укреплении взаимосвязей между социальными системами посредством торговли, военных альянсов, культурных взаимоотношений, в создании международных политических и деловых сообществ, закрепляемых декларациями, различными международными документами.

Все это накладывает свой отпечаток на внутрисистемные изменения общества, его внешние отношения к среде, на ход и направленность исторического развития в целом.

Соответственно возникает потребность изучения общества с позиции его целостности. При таком понимании на первый план выходят его общие интегративные свойства, что позволяет оценивать в целом как внутреннее состояние общества, так и характер его поведения во внешней взаимосвязанной с ним среде. Сущность современных общественных явлений, их взаимосвязь, функциональная значимость и направленность раскрываются с наибольшей полнотой при рассмотрении их как системных явлений. Значение системных свойств и особенностей общества дает возможность более отчетливо представить характер внутрисистемных изменений во взаимосвязи происходящих в обществе массовых событий и выделить общую направленность изменений целостного общества.

Актуальность такого рассмотрения развивающегося общества обусловлена существующими внутренними и внешними противоречиями общественной жизни. Становится все более очевидным, что современная цивилизация, нерационально эксплуатирующая биосферу, достигла своего апогея. Обстановка на планете коренным образом изменилась, дела идут хуже, чем ожидалось. По-прежнему обостряются глобальные проблемы, попытки их преодоления не приводят к ощутимому успеху. Проявляется определенная неспособность человеческого разума, его научных, теоретических и практических действий к нахождению путей решения многих жгучих проблем современности. Данные обстоятельства делают целесообразными попытки изучения общественных процессов с позиции системных представлений, учитывающих взаимосвязь внутренних и внешних общественных отношений и требующих поиска новых системных оснований в реализации задач, стоящих перед современным обществом. В этой связи социально-философский аспект исследования системных свойств и особенностей общества приобретает особое значение. В рамках социальной философии в деталях, фактах социальной действительности проявляются особенные и общие системные черты единого целого, на основе которых возможно структурирование философской системной концепции исторического развития общества, что способствует выявлению социальных системных особенностей, не учитывающихся вне системного подхода, но обусловливающих изменение целостной общественной системы и направленность ее исторического развития.

 

Общество – это…

Говоря об обществе, можно отметить, что это многостороннее образование, представляющее собой сложное сплетение множества разнообразных связей и отношений людей. Оно проходит последовательные стадии качественных превращений, и общие закономерности этой системы определяют характер элементов, входящих в эту систему, направляют их развитие. Отсюда, всякий элемент этой системы может быть правильно понят лишь в связи с целым.

Современное общество может быть охарактеризовано как целостное и устойчивое образование, функционирующее на основе внутренних механизмов воспроизводства, самоуправления и самоорганизации. Целостность общества обеспечивается общественным производством или многообразным процессом, включающим в себя: воспроизводство самих людей, материальное производство, т.е. создание материальных условий жизни; духовное производство, т.е. производство знаний, опыта, ценностей; управление людьми, обеспечивающее координацию деятельности и целостность общества. Каждый из названных аспектов общественного производства жизни предполагает систему специфических общественных отношений или форм взаимодействия, взаимосвязи. Среди них могут быть названы: семейно-бытовые, производственные, социальные, духовные, идеологические, политические, которые в развитом обществе складываются в его специфические подсистемы, выполняющие необходимые для всего социального организма функции. Важнейшие подсистемы общества: экономическая, социальная, политическая, духовная.

Подсистемы.

Экономическая подсистема представляет собой совокупность форм производственной деятельности и отношений людей в этом процессе.

Важнейшими элементами производства являются работники, их труд и материально-технические средства производства, т.е. производительные силы общества.

В процессе производства складываются многообразные отношения между людьми, среди которых главные:

1) производственно-технологические, связанные с характером и уровнем развития техники и производственных технологий;

2) организационно-экономические, связанные с вопросами организации и управления производством;

3) социально-экономические, включающие в себя отношения, возникающие в процессе производства, обмена, распределения и потребления благ и услуг, создаваемых в процессе производства.

Вся система экономических отношений регулируется социальными нормами, а также нормами права и зависит от характера собственности на средства общественного производства. Собственность определяет, кто обладает экономической властью, кто распределяет доходы от хозяйственной деятельности и намечает перспективу развития производства. Формы собственности связаны со степенью реального обобществления производства и, в целом, развития общества.

Духовная подсистема включает в себя совокупность форм духовной деятельности людей, связанных с удовлетворением их духовных потребностей, важнейшие из которых – познавательные, нравственные, эстетические, религиозные, потребность в общении.

По мере развития общества в нем возникали различные отрасли духовного производства, направленные на удовлетворение многообразных духовных потребностей. Это и научные институты, занимающиеся познанием природы, общества, человека. Это и средства массовой информации, направленные на удовлетворение потребностей в обмене информацией. Это воспитание и образование человека, в том числе нравственное, эстетическое, религиозное, осуществляемое высшими учебными заведениями, детскими дошкольными учреждениями, школами, в учебных религиозных учреждениях, с помощью искусства, а также в кругу семьи, друзей, с помощью органов правопорядка и средств массовой информации.

Духовная система общества связана с формированием мировоззрения, сознания человека и общества, поэтому ее значение переоценить невозможно.

Социальная подсистема представляет собой совокупность конкретно-исторических социальных общностей и групп, взятых в их взаимодействии и специальных институтов и учреждений, регулирующих эти взаимодействия или отношения.

Существование социальной подсистемы связано с социальным расслоением и неравенством людей, возникшими с разделением труда и специализацией в общественном производстве на определенном историческом этапе развития человеческого общества. Процесс разделения труда и возникновение института собственности способствовали формированию относительно обособленных социальных общностей и групп, выполняющих только им свойственные функции и занимающих определенное положение в обществе. Они в своей основе, при влиянии факторов, связанных с территорией, языком, верованиями и т.д., сформировали социальную структуру общества, в которой могут быть выделены:

· классовая структура;

· этническая структура;

· демографическая структура отражает соотношение людей по полу, возрасту, их рождаемость, смертность, миграции и т.д.);

· профессионально-образовательная структура;

· поселенческая структура.

Политическая подсистема представляет собой совокупность государственных и политических организаций, институтов и учреждений, регулирующих политические отношения. Возникновение этой подсистемы общества связано с усложнением социальной структуры общества и возникшей необходимостью согласования действий и интересов количественно и качественно разнородных социальных групп.

Политическая система общества имеет сложное строение. Ее центральным элементом является государство – социально-политический институт общества, наделенный верховной властью на определенной территории и использующий ее для управления поведением людей, социальных групп и объединений.

Государство может иметь различные формы правления и формы государственного устройства. Функционирование государства, как правило, осуществляется на основе конституции или основного закона государства, закрепляющего основы политического, социально-экономического строя, права и обязанности граждан, механизм образования, принципы функционирования основных государственных органов, основы избирательной системы и т.д. В правовом государстве конституция также ограничивает власть или сферу деятельности государства закреплением всего, кроме того, что разрешено законом. Также важнейшими признаками правового государства являются – верховенство закона и всеобщность права, которые в равной мере распространяются на всех граждан, в том числе и на органы государства, разделение законодательной, исполнительной и судебной властей.

Политическая система включает также совокупность партий, движений, организаций, институтов и т.д. Их деятельность обусловлена необходимостью реализации интересов своих групп, которые могут не совпадать с интересами других. Важнейшим элементом политической системы является политическое сознание, которое включает осознание гражданином своей групповой принадлежности и вытекающих отсюда интересов, определение политической позиции относительно власти, своего гражданского статуса, своих прав, свобод, обязанностей. В целом влияние политической системы на социальные и экономические отношения в обществе велико.

Таким образом, общество включает в себя много разнообразных и отличных друг от друга систем и подсистем.


Глава II.

Человек и общество.

Человек и общество – противоречивое социальное единство. Как человек не может состояться без общества, так и общество являет собой результат человеческой деятельности и взаимоотношений людей. Человек в процессе своей жизнедеятельности непрерывно реализует свой внутренний потенциал в разнообразных формах, образуя при этом все новые связи с явлениями окружающей действительности, создавая новые предметы и отношения, т.е. осуществляя процесс объективации. В тоже время, опираясь на социальную базу, человек воспроизводит себя как субъекта, как неповторимый, уникальный феномен, индивидуально сочетающий в себе совокупность биологических, социальных и духовных качеств, т.е. осуществляется субъективация человека в обществе.

Считается, что возникновению и укреплению тесного взаимодействия человека и общества способствовала естественным образом возникающая система личной взаимозависимости людей, обусловленная технологическими требованиями общественного производства. В начале – при переходе от этапа охоты и собирательства к ручному труду, затем – к машинному, индустриальному обществу. Еще более прогрессировал процесс взаимосвязи и взаимозависимости человека и общества в современных условиях научно-технической революции, доходя до проявления антигуманных тенденций и возникновения глобальных проблем человечества.

Если можно говорить о разных формах и содержании общественных систем, возникающих в конкретно-исторических условиях, то можно говорить и об определенных типах людей: как о деятельных, активных, творческих, так и о безликих, растворившихся в абстрактных социальных качествах, утративших свою индивидуальность, свое «я», что в значительной степени может явиться результатом отчуждения от средств собственности, культуры, образования и т.д. В этой связи важно разобраться с понятием личности.

В системе гуманитарного знания проблеме личности отводится важное место. Так, исследованием ее прав и обязанностей занимаются юристы, проблемами воспитания и образования – педагоги, особенностями внутреннего психического мира – психологи, как элемента социума личность изучают социологи и т.д.

По-своему подходит к изучению личности и философия, уделяя ей стол важное внимание, что в ней возникла особая ветвь – персонализм. В этой философской концепции подчеркивается особый универсальный статус личности и приоритеты ее свободного и многогранного развития.

В истории философской мысли прослеживаются различные варианты решения проблемы развития, взаимодействия личности с окружающей конкретно-исторической средой. Так, например, в учении Джона Локка, родившийся человек рассматривался как tabula rasa и, что на этой доске напишет окружающая среда, таким человек и станет. Плохая среда создает плохого человека, который в свою очередь не может изменить плохую среду – таким образом, создавался порочный круг.

В противоположность такому вульгарно-материалистическому подходу к пониманию личности Людвиг Фейербах предложил иную идеалистическую концепцию формирования человека, личности. Соглашаясь с предпосылкой Локка о возможностях изменения социальной среды, он возражал против пассивности индивида и считал, что возможно и должно изменение сознания индивида, которое и окажет свое соответствующее воздействие на развитие социума, т.е. именно самосознание человека направляет его развитие.

Как показала историческая практика, в условиях любого общества особенно актуальной остается, выдвинутая еще Фейербахом, задача самосовершенствования личности. В этой связи всегда своевременным звучит совет, данный когда-то Львом Толстым молодому Николаю Рериху: «Случалось ли в лодке переплывать быстроходную реку? – спрашивал писатель, глядя на картину Рериха «Гонец». – Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесет. Так и в области нравственных требований: надо рулить всегда выше».

 

Личность.

Говоря о понимании личности в различных философских системах, нужно отметить следующее. Например, российский персонализм в лице Н.А. Бердяева рассматривает личность не из чего-либо внешнего, а как нечто неповторимое, уникальное, самоценное, понимаемое лишь из нее самой. Для Бердяева, личность есть духовная реальность, а суть ее в свободе.

Такое понимание личности фактически совпадает с понятием индивидуальности в философской системе Н. и Е. Рерихов, опирающейся на восточную философскую традицию, а их понятие личности носит иной характер. Согласно представлениям Н. и Е. Рерихов, индивидуальность человека в своей основе вечна, духовна и находится в процессе постоянного развития и совершенствования, а личность – это временная структура человека, возникающая в связи с его конкретным воплощением, проявляющаяся в физической, эмоциональной и ментальной сферах жизнедеятельности человека и служащая инструментом для совершенствования индивидуальности. То есть у Рерихов индивидуальность, как и у Бердяева, личность, – это духовная реальность, а личность – это душа.

В марксистской традиции, у современных ее последователей, например, Э. Ильенкова, личность трактуется как совокупность отношений человека к самому себе как некоему «другому» или отношение «Я» к самому себе как к некоторому «Не-я». То есть, только вступая в сложные общественные отношения, индивид становится личностью, обретает статус социального индивида.

Как выяснилось, в различных теоретических построениях понятие личности далеко не одинаково, так что имеет смысл говорить о некоторых рабочих, достаточно условных, определениях понятий «индивид», «личность», «индивидуальность». Достаточно удачными представляются следующие: «индивид – это обозначение человека, взятого как «особь», единичный представитель… «homo sapiens»; личность – это социологическая трактовка индивида, включающая в себя обретение им набора социокультурных ролей и вызревание во внутреннем мире совокупности ценностных ориентаций. Индивидуальность – это культурологическое выделение индивида, при котором на первый план выходит его самобытность, неповторимость, оригинальность». Здесь понятие индивидуальности указывает на своеобразие индивида.

Как следует из сказанного, новорожденный человек – это еще не личность, а индивид. Личностью человек становится в результате социализации – процесса усвоения индивидом определенной совокупности социальных норм и ценностей, позволяющих ему жить в качестве полноправного члена общества. Благодаря процессу социализации осуществляется воспроизводство общественной жизни, продолжается история общества.

Развивая тему, следует отметить, что история общества складывается из поступков людей. Но почему люди совершают какие-то конкретные поступки? Известно, что всякий сознательно совершаемый поступок мотивирован. Что такое мотив?

Мотив – это внутреннее побуждение к действию, связанное с определенным стимулом. Один и тот же предмет может вызывать у разных людей противоположные реакции. Стимулом для деятельности становится то, что представляет интерес для человека.

Интерес – это направленное внимание личности на определенный предмет, объект. В основе интереса лежит потребность.

Потребность – это состояние нужды в чем-либо. Если это состояние вызвано физиологической или биологической нуждой организма, то потребность будет называться физиологической или биологической. Если это состояние вызвано проблемами социального бытия индивида, то потребность называется социальной. Если человек, испытывает нужду в так называемой духовной «пище», то речь будет идти о духовных потребностях, т.е. желании общаться с произведениями высокого искусства, красотой, стремлении к гармоничным человеческим отношениям, нравственному совершенству, творческому самовыражению, проявлению религиозных чувств и т.п.

Таким образом, в конечном счете, поведение человека, его поступки детерминированы его потребностями. Важную роль в формировании потребностей личности играет социальная среда, которая выступает как в виде микросреды, так и макросреда.

Гармоничное сочетание трех уровней потребностей дают гармоничного человека. Доминирующие же, сильные потребности в чем-либо находят свое выражение в конкретных ценностных ориентациях.

Важным философским вопросом является вопрос о ценностях человеческого существования. Сложные взаимоотношения между человеком и обществом окружающей природой действительностью направляют его не только к познанию мира, объективных законов существования, но постоянно вынуждают дифференцировать свое отношение к фактам его бытия, по-разному оценивать действительность, с которой приходится сталкиваться. Оценка эта происходит в зависимости от значимости фактов, явлении для человеческой жизни, удовлетворения его потребностей. Таким образом, ценность – это предмет или качество человеческой жизни, которое является значимым для человека и может носить как материальный, так и духовный характер.

Ценности формируют ценностные ориентации, которые выражают личную значимость определенных явлений в жизни человека, направленность его духовные устремлений и практической деятельности.

Существует раздел философии – аксиология, предметом изучения которого являются ценности. Изучение человеческих ценностей представляет большой практический интерес. Ценности тесным образом связаны с мировоззрением человека и выражают собой особый аспект отношений человека к миру, окружающей действительности, смыслу своей жизни и деятельности. В этой связи можно вспомнить притчу о строителях собора в Шартре. На вопрос о том, как они оценивают свое участие в строительстве, первый ответил, что он совершает трудную работу и только; второй ответил: «Зарабатываю хлеб семье»; третий же с гордостью сказал: «Я строю Шартрский собор!».

 

Ценности.

В своей совокупности ценности, ценностные ориентации становятся своеобразным фундаментом в жизнедеятельности человека. В то же время ценности служат важнейшим фактором в процессе интеграции, объединения людей в сообщества. Имея общие ценностные ориентации, люди быстрее приходят к общественному согласию, оптимальному решению возникающих проблем. При их отсутствии или утрате неизбежно возникает социальное напряжение, угроза дезинтеграционных процессов в обществе. Таким образом, ценности – это важнейший системообразующий фактор культуры. Содержание ценностей позволяет судить об обществе в целом.

Говоря о ценностях, следует отметить то, что начиная с античности в философии ведется спор о природе ценности. Одни мыслители трактуют ценность как нечто объективное, существующее независимо от человека, свойство реальности, тогда происходит отождествление истины и ценности. Например, знаменитый вопрос Сократа: «Что есть благо?» свидетельствует, что человека интересует и ценность объекта, явления и истина, которая представляла бы объект таким, каков он есть сам по себе. Другие сводят понятие ценности к субъективным оценочным суждениям, т.е. исходя из воли, чувств, потребностей субъекта, его трансцендентальных особенностей. Например, неокантианцы источник ценностей видят в разумной воле, обеспечивающей акты выбора. По Францу Брентано, источником ценностей являются акты любви и ненависти. Представляется, что оптимальный ответ предполагает учет обеих позиций. Следует определить ценность не свойствами предметов и явлений самих по себе, а их вовлеченностью в человеческую жизнь. При этом установление значимости может быть сопоставимо с социальной позицией, уровнем культуры, нравственности оценивающего субъекта. Очевидно, что между субъективно желаемым и ценностью могут возникать противоречия.

Многообразие потребностей, интересов человека и общества формирует сложную систему ценностей, которая может быть классифицирована по разным основаниям. Если брать проблему ценностей человеческого существования в самом общем плане, тогда в качестве критериев выступают общечеловеческие ценности, к которым относят истину, добро, красоту. Именно они выражают степень, как духовного развития, так и социального прогресса человечества. К общечеловеческим ценностям также обычно относят: здоровье, семью, определенный уровень материального благосостояния, качество общественных отношений, обеспечивающих социальную справедливость, право, свободу, самореализацию личности и др.

При более узком подходе к определению ценностей, выделяют: экономические, политические, эстетические, нравственные, религиозные ценности. Ценности могут различаться по субъекту – носителю ценностного отношения, т.е. личностные, групповые, национальные, общечеловеческие. Также можно говорить о материальных ценностях, производственно-потребительских, социальных благах, культурном наследии, предметах религиозного культа и – духовных ценностях. Таким образом, развитая система ценностей позволяет осуществлять оценку действительности с позиций должного и недолжного, справедливого и несправедливого, благого и пагубного, красивого и безобразного и т.д. с позиций человека, социальной группы, человечества.

Среди ценностей человеческого существования важная роль может быть отведена эстетическим ценностным. Эта проблема рассматривается в разделе философского знания, который получил название эстетика. В нем занимаются исследованием искусства, форм его осознания, закономерностей развития художественной культуры. Значимость эстетических идей для общества отмечалась еще философами античности. Так, пифагорейцы, Сократ, Платон пытались осмыслить эстетические категории. Аристотель исследовал влияние искусства на человека его, воспринимающего и пришел к выводу, что искусство приводит к «катарсису», т.е. очищению человека.

 

 


Глава III.

Общество как социальный организм:

государство и гражданское общество

 

Говоря об обществе как социальном организме, в том числе его экономической, духовной, социальной и политической подсистемах, следует отметить, что различные качественные и количественные характеристики его подсистем могут формировать различные его состояния, что и является предметом обсуждения проблемы – государство и гражданское общество.

Из выше сказанного ясно, что государство всегда является, в большей или меньшей степени, выразителем общей воли своих граждан. Это защита страны от нападения извне, охрана общественного порядка, поддержание стабильного экономического развития, охрана окружающей среды и т.п. Если при этом граждане имеют возможность свободного решения своих частных проблем, оставаться личностями, то в этом случае речь идет о демократическом государстве или, как его назвал К. Поппероткрытом обществе. По сути это и есть гражданское общество.

Если же государство распространяет свою волю на все сферы жизнедеятельности человека, пытаясь взять под свой контроль не только общественную, но и частную жизнь, строго регламентируя деятельность его членов, что-то позволяя, что-то запрещая или предписывая по своему произволу, то мы имеем образец тоталитарного строя или, по терминологии К. Поппера, закрытое общество. Вот как он выделяет их различия. «В нашем образе жизни между законами государства, с одной стороны, и табу, которые мы привычно соблюдаем, с другой, существует постоянно расширяющаяся область личных решений с ее проблемами и ответственностью. И мы знаем важность этой области. Личные решения могут привести к изменению табу и даже политических законов, которые более уже не представляют собой табу. Возможность рациональной рефлексии по поводу встающих перед человеком проблем – вот что составляет коренное различие этих двух типов общества».

То есть гражданское общество предполагает сферу реализации особенных, частных интересов отдельных индивидуумов – это и является причиной возможного усложнения отношений между государством и гражданским обществом. В этой связи Н.А. Бердяев писал: «государство по своему происхождению, сущности и цели совсем не дышит и не движется ни пафосом человеческой личности, хотя оно имеет отношение и к свободе, и к добру, и к личности. Государство есть, прежде всего, организатор природного хаоса, оно движется пафосом порядка, силы, мощи, экспансии, образования больших исторических тел. Принудительно поддерживая минимум добра и справедливости, государство никогда не делает этого из любви к добру и из доброты, доброта чужда государству, оно делает это потому, что без минимума добра и справедливости наступит хаос и грозит распадение исторических тел». Судьба личности не интересует государство, что и является основой вековой борьбы, трагического конфликта, который, по выражению Бердяева, представляет собой «непреодолимую парадоксию». Суть ее заключается в том, что личность признает за государством его определенную ценность и готова действовать в нем, неся жер



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: