Основные психотехнические приемы начала ведения группы.




З.Организационная структура занятия по педагогическому тренингу.

Занятие, организованное для учителей, имеет среднюю продолжительность 3 часа и состоит из трех основных этапов.

Начальный этап - разминка.

Направлена на создание теплой, доброжелательной атмосферы в группе. Она состоит из нескольких упражнений и имеет следующие цели:

1. Знакомство психолога с группой. Проводятся упражнения «Презентация», «Скульптура»,

2. Снятие напряжения и усталости. Используется упражнение «Убежище»,

3. Формирование у участников внутреннего состояния, необходимого для выполнения основной части занятия. Проводится упражнение «Песочный домик», 2Дипломатический прием»

Разминка заканчивается, если психолог видит, что участники группы стали свободнее, раскованнее в действиях и словах, в группе возникла доброжелательная обстановка. Обычно разминка занимает 10-15% общего времени занятия (20-25 минут).

Основной этап - собственно педагогический тренинг.

Выполнение основной части осуществляется в определенной последовательности:

Построение модели профессиональной ситуации. Предлагается проблема, моделирующая определенную педагогическую ситуацию. Например, воспроизвести беседу учителя с подростком, который нарушил дисциплину и сорвал урок. Группа садится амфитеатром и на импровизированной сцене ставятся стол и два стула. Один учитель играет роль подростка, другой - учителя,

Обсуждение. Каждый член группы высказывает свое мнение и дает оценку происходившего. Учителя обмениваются мнением, как нужно действовать в подобной ситуации.

Проигрывание реальной ситуации «Что я делаю в такой ситуации». Выделяются один- два случая, которые вызывают затруднение у учителей. Психолог предлагает проиграть в группе эту ситуацию.

Обсуждение «Что нужно делать». Психолог направляет внимание на поиск таких способов общения с ученикими, с помощью которых модно получить положительный педагогический результат. Между учителями осуществляется активный обмен опытом.

Проигрывание ситуации «Как надо делать». После нахождения эффективных способов педагогической деятельности желательно предложить группе ситуацию, чтобы они могли попробовать применить новые способы и приемы работы.

Основной этап занятия должен занимать примерно 70% времени (2часа).

Заключительный этап - позитивное окончание занятия.

Данный этап состоит из двух частей:

1. Групповая рефлексия, обсуждение того, что произошло на занятии. Основное внимание психолог направляет на то новое, что приобрели члены группы: новые знания, опыт работы, навыки. Они оценивают общую организацию работы, высказывают пожелания. Данный этап занимает 15% времени (27-30 минут),

2. Обмен оптимистическими, радостными, приятными для всех членов группы пожеланиями, выражением благодарности за поддержку. Если групповая рефлексия прошла напряженно и переросла в спор, где обнаружились противоположные точки зрения, можно провести упражнения «Унисон», «Скажи приятное».

Психотехника ведения группы педагогического тренинга.

Существуют психотехнические правила управления группой тренинга.

5. Единоличное управление группой.

Один психолог должен управлять группой на протяжении всего цикла тренинга. Психолог работает в группе, опираясь на собственную индивидуальность, проявляя свои стилевые особенности, свой внутренний опыт. При передаче группы другому специалисту слушатели вынуждены постоянно адаптироваться к разным ведущим, их манере и стилю. Можно организовать работу так, чтобы один психолог (игротехник) был основным ведущим, а второй ассистировал или наблюдал, не включаясь в игровой процесс.

6. Подготовка психолога к ведению группы.

Психолог должен предварительно поработать над своей внутренней настройкой. Существуют различные способы:

4. За 10-15 мин до начала занятия рекомендуется пройтись по коридору или улице, стараясь поддерживать непродолжительные разговоры с различными людьми по незначительным поводам (разработка артикуляции, активизация коммуникативного поведения),

5. В спокойной обстановке следует сделать несколько психотехнических упражнений для расслабления, обретения внутренней свободы и способности к эмоциональной трансляции,

6. Продумать сценарий занятия, записать его на небольшом листе бумаги, с тем, чтобы почувствовать внутреннюю уверенность в успехе,

7. Вспомнить что-то приятное и радостное, воспроизвести это событие в своем воображении, чтобы сформировать оптимистический настой перед занятием.

Основные психотехнические приемы начала ведения группы.

«Прием эмоционального штурма». С первых минут занятия психолог работает в группе динамично, эмоционально, максимально проявляя свой стиль и свою манеру. Для этого он должен чувствовать себя довольно уверенно и испытывать внутренний азарт.

«Прием мягкого вхождения в контакт с группой». Начало ведения занятия может быть

осторожно-мягким, без свободного выражения индивидуальности ведущего. До тех пор, пока

психолог не почувствует группу и не наладит с ней психологический контакт, он действует в исследовательской манере, проводит предварительную диагностику группы как предмета своего предстоящего воздействия.

Выбор того или иного подхода зависит от следующих факторов:

8. Внутреннего состояния психолога,

9. Профессионального опыта и уровня мастерства.

10. Индивидуально-психологических особенностей,

11. Знакома ли группа психологу или он работает с ней впервые,

12. В каком состоянии находятся члены группы,

13. Принимают ли члены группы ведущего или не совсем доверяют ему.

Какой бы прием не выбрал психолог, через 10-15 минут после начала занятия возникает эмоциональный коммуникативный и психоэнергетический «симбиоз» психолога и группы, ситуация взаимопонимания и взаимочувствования. При отсутствии психологического контакта происходит или подавление группы ведущим или группа начинает манипулировать психологом.

Построение содержания группового занятия.

Для занятия должна быть выбрана одна стержневая идея, которая фиксируется в названии. Должны прорабатываться только те вопросы, которые связаны с темой. Психолог должен направлять коллективное мышление по единому руслу (исключение составляет тот факт, когда один из участников группы начинает говорить о чем-то наболевшем).

Сценирование занятия.

Составление плана занятия - это разработка сценария игрового действия группы. Психолог должен выстроить общий процесс движения группы:

14. С какого упражнения или игровой ситуации нужно начинать психологическую разминку,

15. Какие упражнения или задания включать в основное содержание тренинга,

16. Каким образом занятие следует закончить.

Необходимо прогнозировать результаты, которые могут быть достигнуты, а также время, затраченное на каждый вид деятельности (должен продумать варианты, если возникает неожиданная проблемная ситуация).

7. Авторская позиция психолога в педагогическом тренинге.

Желательно, чтобы при разработке сценария тренинга психолог выбрал упражнения, игры интересные для него самого и близкие его манере ведения группы. В таком случае он обычно уверенно работает, свободно импровизирует и вносит эмоциональную окраску в свои действия. Авторство психотренера в том, что разработанные другими специалистами упражнения и игры, он проводит по-своему.

8. Коммуникативные и содержательные связи между упражнениями и играми в педагогическом тренинге.

Занятие обычно состоит из 4-6 упражнений. Их подбор и последовательность подчиняются единой логике, соответствующей теме занятия. Чтобы тренинг получился цельным и органичным, желательно продумать также коммуникативные и содержательные связи между теми или иными эпизодами. Для этого каждый психотренер имеет свой набор фраз-связок: «У нас хорошо получается. Продолжим», «Кто еще хочет поиграть?»

9. Динамика группового занятия.

Динамика занятия закладывается в организационной структуре. Психолог подводит группу к кульминации постепенно. Обычно она появляется в конце 2-го часа занятия. Это может выражаться в различной форме: решение важной проблемы, разрешение спора или конфликта, оказание психологической помощи какому-то члену группы.

После кульминации в группе наблюдается спад активности, расслабление, успокоение, удовлетворение, групповая активность возвращается на исходный уровень, с которого группа начинала занятие.

10. Диалог в группе.

На занятии необходимо организовать обмен мнениями и опытом между учителями и психологом. Недопустимы ситуации, когда психолог слишком много времени уделяет только одному из участников.

Для активизации участников, включение их в обсуждение психолог может задавать такие вопросы: «Кто хотел бы высказать свое мнение?», «Кто согласен?», «У кого из вас есть такой же опыт?», «Вы хотите что-то добавить?». Очень важно, чтобы психолог был внимателен к членам группы, почувствовал индивидуальность каждого. Внимание к учителям должно быть безоценочным, без выделение кого-либо. Нейтральная доброжелательность психолога ко всем участникам способствует созданию в группе ровной, положительной атмосферы и взаимного доверия.

Психолог должен демонстрировать группе положительное отношение: доброжелательность, гибкость, умение понять каждого и в каждом увидеть что-то ценное и интересное. Недопустимы резкие критические замечания, высокомерное поведение ведущего. Ю.Психологическая активизация группы или отдельных ее участников.

Если группа или кто-то из участников чувствуют скованность, неуверенность или зажатость, необходимо с эмоциональным нажимом, глядя в глаза участникам, сказать такие слова: «Вы все сможете! Я уверен, что у вас все получится!» Можно использовать упражнение «Великан», «Да-нет».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: