Воспитатель: Конькова Е.А.




Образовательная область: Познавательное развитие.

 

Программное содержание:

- I

1. Расширять представления детей о планете Земля.

Дать понять, что все люди должны заботиться о том, чтобы на ней была жизнь.

2. Формировать желание любить и беречь Землю.

3. Расширять представления детей об охране природы.

4. Закрепить знание правил поведения в природе.

- II

1. Активизировать словарь детей словами: глобус, планета Земля.

2. Закрепить умение использовать в ответах выразительные средства: стихи, пословицы, поговорки.

- III

1. Воспитывать у детей чувство гордости за свою планету.

Она является общим «домом» для всех людей, животных, птиц и т.д.

2. Продолжать формировать у детей навыки учебной деятельности: внимательно слушать воспитателя, товарищей.

3.Продолжать учить детей пользоваться и распространенной формой ответа, дополнять высказывания товарища.

Материал к НОД:

1. Глобус

2. Карточки с иллюстрациями – ягоды, орехи, грибы, деревья, животные.

3. Плакаты: Охрана природы, береги природу.

4. Картинки к дидактической игре: «Экологическая пирамида»

5. Магнитофон.

6. Фишки

7. Значки: «Знаток природы»

Предварительная работа:

1. Рассматривание атласа мира, карты мира.

2. Беседы на темы: «Охрана природы», «Правила поведения в природе», «Что такое Земля», «Твоя страна, твой народ».

3. Рассказ воспитателя: «Значение воздуха для природы и человека».

4. Разучивание загадок о Земле, лесе, море, глобусе. Разучивание пословиц и поговорок про Землю.

Методы обучения: рассказ, беседа, самонаблюдение, экспериментирование, игра, логические рассуждения;

Ход НОД:

Воспитатель (В): -На ноге стоит одной

Крутит – вертит головой,

Нам показывает страны,

Моря и океаны.

Что это? Глобус

 

В: - Верно, это глобус, маленькая модель огромной земли, где живем все мы. Земля - это наш общий дом. Посмотрите на глобус: в какие только цвета он не раскрашен – голубой и белый, желтый и зеленый. Это сделано для того, чтобы глобус мог как можно больше и понятнее рассказать нам о Земле.

Вопрос: - Посмотрите, какого цвета на глобусе больше всего?

- Верно, голубого. И в песнях поется: «Голубая планета Земля!».

Вопрос: - Как вы думаете, что обозначено голубым цветом?

- Правильно: моря и океаны, реки и озера.

Вопрос: - А что может обозначать белый цвет на глобусе?

- Верно, это цвет снега. Есть на земле такие места, где круглый год всюду сплошные снега. Вечная мерзлота. Это Северный и Южный полюса.

Воспитатель показывает на глобусе.

В: - Желтый цвет – это пустыни. Там один песок, совсем нет растений и воды. Коричневым цветом обозначены горы.

Воспитатель показывает на глобусе.

Вопрос: - А что обозначено зеленым цветом, как вы думаете?

- Правильно, зеленым цветом на глобусе обозначены леса. Вот посмотрите, их не так уж и много на нашей планете.

В: - Лес – наше богатство! Давайте вместе подумаем, почему? Закройте глаза. Представьте себе, что в теплый солнечный день вы оказались в лесу.

Звучит запись пение птиц, дневной лес.

В: - Под ногами мягко шуршат листья, над головой щебечут птицы. В лесу прохладно и свежо, приятно пахнет грибами, травами. А почему так легко дышится в лесу? Кто может сказать?

В: - Правильно. Деревья поглощают все вредные газы, и выделяют чистый кислород, которым мы дышим.

Лес – это кладовая самых вкусных и полезных продуктов.

 

Давайте вспомним, что растет в лесу?

 

- Ягоды /малина, ежевика, клюква/– дети называют и показывают картинки.

 

 

- Орехи.

- Грибы /Лисички, опята, белые/- дети называют и показывают картинки.

- Но есть и ядовитые грибы – поганка, мухомор – показывает на картинке.

 

Вопрос: - А какие деревья растут в наших лесах?

Дети называют и показывают иллюстрации – 4-5 видов деревьев.

 

 

В: - В лесу живут звери и птицы. Назовите лесных птиц.

/Дятел – санитар леса. Кукушка, клест, соловей…/

Назовите диких зверей – обитателей леса.

/Волк, медведь, лиса, заяц…/

 

В: - В Башкирских лесах водится еще и медоносная пчела – бурзянка.

Лесной мед - самый полезный душистый и вкусный.

Вот такие богатства таит в себе лес!

Давайте вспомним пословицы о лесе.

Лес – богатство и краса. Береги свои леса.

Много леса – не губи!

Мало леса – береги!

Нету леса – посади!

Прочитайте детям стихотворение6«Наша планета».

Наша планета Земля

Очень щедра и богата.

Горы леса и поля –

Дом наш родимый, ребята.

Солнышко рано встает.

Лучиком день зажигает.

Весело птица поет –

Песнею день начинает.

Как хороши, приглядись,

Клены, березы и елки!

Пенью у птицы учись,

А трудолюбью у пчелки!

В: - Чтобы наша Земля всегда была цветущей и зеленой, вес люди должны бережно относиться к природе. Как вы думаете, что это значит, как мы должны вести себя?

Ответы детей

Побеседуйте с детьми о правилах поведении в природе.

 

В: - А теперь послушайте стихи про одного маленького мальчика.

 

Цветок на лугу

Я сорвал на бегу.

Сорвал, а зачем-

Объяснить не могу.

В стакане он день постоял –

И завял.

А сколько бы он на лугу простоял?

/В. Викторов «Цветок»/

В: - Хорошо ли поступил этот мальчик? А почему?

Ответы детей.

В: - Я надеюсь, что вы, ребята, так делать не будете.

А сейчас давайте поиграем в игру которая называется «Воображалки».

Включается запись «летний луг»

«Воображалки» (прием Эмпатии).

- Закройте глаза и представьте себе, что вы – ромашки растущие на лугу. Опишите себя.

(Опорные вопросы для проведения игры)

- Какие вы?

- Где вы живете?

- Что вы любите?

- Чего бы вам хотелось?

- Кого вы боитесь?

Дети отвечают на вопросы по очереди, дополняют ответы детей друг друга.

Примерные ответы детей:

- Я – красивая ромашка…

- У меня тонкий, длинный, зеленый стебелек, белые лепестки – реснички и желтая серединка.

- Я расту на лугу; надо мной летают бабочки…

- Вокруг меня стрекочут кузнечики, ползают божьи коровки…

- Я люблю, когда светит солнышко, когда дует теплый ветерок..

- А мне нравиться дождик…

- Я не люблю когда мне холодно.

- Я боюсь девочек – они любят рвать цветы и делать букеты или плести венки.

- Я боюсь мальчиков, они рвут и топчут цветы.

- Я боюсь коров: они едят цветы и траву. И тд.

В: - А теперь представьте, что вы воробушки.

Примерные ответы детей:

- Я – маленький серый воробей.

- Я живу в городе. Питаюсь хлебными крошками, поедаю червяков и букашек.

- У меня тонкие ножки, я ловко прыгаю по дорожке, умею громко чирикать…

- Я люблю летать высоко в небе, люблю прыгать с ветки на ветку и клевать зернышки…

- Я люблю сидеть на ветках деревьев, люблю купаться в пыли под ласковыми лучиками солнышка…

- Я не люблю холодный ветер и дождь.

- Я боюсь мальчишек с рогатками и камнями.

- Я боюсь кошек.

- Я боюсь злых людей – ни могут поймать меня и обидеть… и т.д.

В: - Вот видите, как много опасностей подстерегает и маленьких птичек и цветы и растения. Но я думаю, что вы добрые ребята, любите птиц, животных, бережно относитесь к растениям.

Все живое на Земле связано между собой. Все растения, животные, насекомые обитают на нашей планете не случайно: они бывают необходимы друг другу. Даже самая маленькая букашка кому-то нужна.

Сейчас мы все это постараемся представить в виде пирамидки.

Дидактическая игра «Экологическая пирамидка»

- Вот знакомая вам птица /показывает картинку/.

-

- Как ее зовут?

- Верно, это дятел. А что нужно дятлу для жизни, чем он питается?

- Червячками, жучками, букашками.

- А откуда он их достает?

- Из-под коры деревьев.

- Вот почему дятел живет в лесу на деревьях.

- А что нужно дереву, чтобы оно росло?

· Солнце – оно дает свет и тепло.

· Вода – она нужна всему живому.

· Земля – почва, где находятся необходимые питательные вещества.

В: - А будет дерево расти на камнях? Как вы думаете?

А теперь представьте себе, что случится с дятлом, если вдруг исчезнет вода? Солнце? Все букашки?

Воспитатель показывает наглядно на пирамидке.

 

 

Рассмотрите с детьми схему

Почва нужна дереву, чтобы оно росло. букашкам –дерево, они питаются его корой, а дятлу для пищи нужны насекомые, которые прячутся под корой дерева

Всем им нужна вода и солнце.Вода- это влага,солнце-это тепло и цвет.А без них нет жизни на земле.

 

 

В:- А если не будет дятла и не останется на земле ни одной птицы?

Ответы детей.

В: - Конечно! Тогда погибнут все деревья от вредных насекомых.

Вот видите, как важно все-все, что есть в природе. И мы, люди, должны об этом помнить, любить и беречь нашу природу, нашу Землю.

Игра «Брейн-ринг».

Быстро отвечаем на вопросы:

Вопросы и загадки о природе.

1. У какого животного есть иголки?

2. Кто в лесу всю зиму спит?

3. Где растут ромашки?

4. Она нужна всему живому. Что это?

5. Где живет дятел?

6. Оно дает свет и тепло.

7. В какое время года на деревьях распускаются листочки?

8. Лев – дикое или домашнее животное?

9. Назовите домашних птиц, которые умеют плавать.

10. Когда собирают урожай с полей и огородов?

11. У какого домашнего животного есть рога и копыта?

12. Какое животное можно назвать длинноухим?

13. У какого дерева иголки, как у ежа?

14. Где живет белка?

15. Назовите перелетных птиц.

16. Как называется домик для птиц, сделанный руками человека?

17. Как заяц готовиться к зиме?

18. Назовите зимующих птиц.

19. Что любят снегири и синички? И т.п.

За каждый правильный ответ даётся какой то приз,

Подводятся итоги.

 

Использованная литература:

1. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников.-М.: Изд. центр "Academia", 2001.

2. Рыжова Н. «Экологическое воспитание в детском саду». – М.:Изд. «Карапуз» 2001 г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: