АЛГОРИТМ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ
Вступление состоит из 3 элементов:
1. объяснение ключевых слов темы или цитаты;
2. общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни человека;
3. ответ-тезис на главный вопрос темы.
Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.
ТЕЗИС — это основная мысль сочинения, которую нужно аргументированно доказывать.
Формулировка тезиса, зависит от темы сочинения.
Ø По oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe, чeм вступлeниe и зaключeниe, вмeстe взятыe.
Ø Кaждoму тeзису – свoй apгумeнт!
СВЯЗКА - это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации.
______________________________________________________________________________________________
состоит из 3 элементов:
1. Обращения к литературному произведению - называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем — «произведение», чтобы избежать фактических ошибок).
2. Его интерпретации - здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то»? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.
3. Микровывода (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу... » и т. п
|
ПАМЯТКА
Тема сочинения:
1. Определяем ключевые слова темы.
2. Задаем вопросы к ключевым словам, чтобы понять объем темы.
3. Если тема сформулирована в виде цитаты или в форме суждения, пытаемся, не искажая ее смысл, сформулировать ее в виде вопроса.
4. Рассуждаем в предложенном направлении темы, исходя из своего духовного опыта, представляем мысленно объем проблемы.
5. Выдвигаем прямой тезис / суждение/ по предложенной теме, которое раскрывает ее смысл и является прямым ответом на скрытый в теме вопрос.
КОНСТРУИРОВАНИЕ ЧЕРНОВИКА СОЧИНЕНИЯ
1.Вступление:
6. Пишем вступление (4-6 предложений), объясняющее вашу позицию в предложенном направлении темы и раскрывающее ее суть / объем/, опираясь на выдвинутый вами прямой тезис/ суждение/
2. Основная часть/ доказательство:
7. Подбираем литературное/ые/ произведение/я/, материал которых является доказательством выдвинутого вами суждения /тезиса/ во вступлении.
8. ПОДБИРАЕМ ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАТЕРИАЛ, который должен служить опорой для всех ваших рассуждений по предложенной теме, и проводим анализ произведения в аспекте предложенной темы, не забывая указать жанр произведения, назвать героев:
а) эпизоды, где решается поднятая проблема
б) мысли персонажей по предложенной теме / цитаты/
в) поступки персонажей, раскрывающие предложенную тему
г) авторская позиция в выбранном вами произведении по предложенной теме
д) и т.д.
9. Не забываем, что в ходе ваших рассуждений по теме произведение должно быть
представлено читающему, то есть из ваших рассуждений должно быть понятно,
|
о чем написано произведение, какова сюжетная канва, проблематика и т.п.
10. ПРЯМОЙ ТЕЗИС/СУЖДЕНИЕ, выдвинутый вами во вступлении,
служит опорой для анализа литературного источника, а все рассуждения
должны его раскрывать, рассматривать с разных сторон.
3. Заключение / вывод:
11. Делаем вывод из своих рассуждений по предложенной теме, согласуя
его логически с выдвинутым тезисом во вступлении.