Приложением к пояснительной записке могут быть:
- стенд с образцами видов работ или эталонное изделие;
- стенд – технологическая карта, где показана последовательность превращения деталей в готовое изделие;
- стенды с видами используемых материалов, инструментов, приспособлений (по данной теме) могут быть выполнены натуральными, в масштабе уменьшения или увеличения, имитационным (макет);
- приспособления, которые предлагаются для использования на уроке;
- макеты устройств, которые можно использовать при изучении темы в быту, на производстве и т.п.
Небрежно, неряшливо выполненные наглядные пособия, безвкусно окрашенное, прикрепленное проволочками, грубыми скобами и т.д. – антирекламны, вызывают антипатию.
Поэтому конкретная манера выполнения приложений к творческому проекту должна оговариваться в беседе с учителем. Желательно. Чтобы приложения имели действительно экспозиционное исполнение, а отделке внешнего вида уделялось самое пристальное внимание.
Требования к структурным элементам текстового документа
Титульный лист
В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения.
В центре листа формата А4 дается название проекта без слова «тема» и без кавычек. Оно должно быть кратким и точным – соответствовать основному содержанию проекта.
Ниже указываются класс, фамилия и имя учащегося, выполнившего проект (в именительном падеже).
Затем фамилия, имя и отчество руководителя проекта.
В нижнем поле по центру листа указывается название города и год выполнения работы без слова «год» и «г» (см. Приложение 1).
Содержание
- Содержание должно отражать все материалы, представляемые в пояснительной записке к защите.
- Слово «содержание» записывают в виде заголовка, симметрично тексту прописными (большими) буквами.
- В содержании перечисляют заголовки разделов, подразделов, список литературы, приложения и указывают номера листов (страниц), на которых они начинаются.
Также необходимо, чтобы в процессе выполнения работы каждый мог овладеть определенным перечнем исследовательских умений и навыков. А для этого на основе разработки конкретных проблем каждый учащийся должен научиться самостоятельно подбирать литературу по интересующему вопросу, работать с каталогами, картотеками, летописями, информационными обзорами, составлять собственную картотеку; конспектировать литературу; выступать публично с сообщением; составлять анкеты и проводить анкетирование, различные виды опросов, тестирование, изучать документацию, проводить экспертную оценку.
|
Важнейшее требование к работе – учащий представляет к защите не реферат, а действительно исследование, включающее общую экспериментальную часть с анализом опыта других людей по данной проблеме.
Включение учащихся в научно-исследовательскую работу рассматривается как эффективное средство развития интереса в какой-то узкой области профессиональной деятельности, как возможность специализации.
Исследовательская деятельность позволяет учащимся творчески реализоваться, определить интерес на последующую жизнь.
Материалы, представленные на технических носителях (дискетах), должны быть перечислены в содержании с указанием вида носителя, обозначения и наименования документов.
|
Пример оформления содержания приведен в приложении 2.
По содержанию пояснительная записка включает:
- Титульный лист.
- Оглавление (содержание).
- Введение.
- Главы основной части.
- Заключение.
- Библиографический список использованной литературы.
- Приложения.
Введение
В нем обосновывается выбор темы творческого проекта, актуальность выбранной темы, цели и задачи, стоящие перед проектантом.
Этап целеполагания подразумевает определение конкретной цели и системы задач как промежуточных (пошаговых) целей. Для четкого определения цели педагогу – руководителю проекта необходимо заполнить несколько требований к заявленной цели:
- цель выражается простыми словами, желательно одним предложением.
- цель может легко «разложена» на последовательные шаги – задачи, которые необходимо решить, чтобы добиться результата.
- цель может быть достигнута в определенных условиях.
- цель может быть достигнута усилиями:
- проектанта;
- проектанта + родители + друзья;
- учителей образовательной области «Технология».
- Вы сможете легко определить, достигнута цель или нет.
Сформулировав цель, необходимо очень четко определить систему целеподчиненных задач – тех ступенек, поднимаясь по которым, мы доберемся до вершины – идеального результата.
Для того, чтобы построить систему задач, следует последовательно отвечать себе на вопрос: «Что нужно сделать, чтобы достичь цели?».
В результате может возникнуть целая пирамида задач, на каждом этапе которой будут находиться все более мелкие и конкретные задачки, а в основании те, которые уже не «поддаются» делению.
|
Построенная таким образом система последовательных задач определяет логику творческого проекта и систему действий, направленных на достижение обозначенной цели.
Также формулируются планируемый результат и основные проблемы, рассматриваемые в проекте, указываются межпредметные связи, сообщается для кого предназначен проект и в чем его новизна.
Во введении также можно дать характеристику основных источников получения информации (официальных, научных, литературных и т.п.)
Актуальность – обязательное требование к любой проектной работе.
Основная часть
Содержание основной части проекта должно отвечать теме проекта.
От формулировки цели необходимо перейти к указанию конкретных задач, которые предстоит решать в соответствии с ней. В основную часть должен входить раздел по разработке вариантов по решению проблемы, рассматриваемой в проекте. Важно дать объективную оценку каждому из предлагаемых вариантов и обосновать свой выбор в отношении одного из них.
Также необходимо представить список всего использованного оборудования и правила техники безопасности при работе с ним.
В технологической части проекта необходимо составить технологическую последовательность и разработать технологические карты поузловой обработки изделия.
Варианты ее оформления
1-й вариант
№ п/п | Описание операции | Графическое изображение | Оборудование, инструменты, приспособления |
2-й вариант
№ п/п | Название операции | Эскиз | Описание операции | Инструменты, приспособления |
Далее необходимо рассмотреть экономическую и экологическую оценки проекта.
Перед тем, как что-либо изготовить, надо взвесить, во что обойдется предлагаемая работа. Какая будет выгода или убыток? Ответы на эти вопросы дают экономические расчеты.
Таким образом, необходимо учить школьников поступать рационально, проявлять предприимчивость, находчивость, смекалку, чтобы изготовить полезную вещь с минимальными материальными затратами, из недорогих материалов (или даже из них отходов, «утиля», обрезков) и, вместе с тем, наделив ее целым рядом достоинств.
В данном разделе необходимо дать:
- обоснование расхода необходимых материалов, средств, энергии для изготовления изделия;
- определение себестоимости изготавливаемого изделия;
- определение цены изделия, предполагаемой прибыли.
В экологическом обосновании необходимо спланировать использование отходов (например, остатки ткани можно использовать для изготовления прихватки и т.п.), также необходимо уделить внимание обоснованию того, что изготовление и эксплуатация проектируемого изделия не повлекут за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека.