В. ГРИГОРЬЕВ
7 июля 1986 года
ЦХСД, ф. 89, оп. 51, д. 4, л. 3
(копия).
На документе есть помета А. Лукьянова: «Сообщить о согласии. 7.07.[19]86 г.».
№ 70
Записка В. Чебрикова в ЦК КПСС
от 26 февраля 1987 г[ода]
Особая папка
Совершенно секретно
Комитет
государственной безопасности СССР
26.02.[19]87 № 346-Е
ЦК КПСС
Об итогах работы органов КГБ по розыску
авторов антисоветских анонимных материалов
в 1986 году
В 1986 году на территории страны 1519 авторами было изготовлено и распространено 11 480 анонимных материалов (9520 листовок и 1960 писем) антисоветского и политически вредного содержания, а также учинено 879 враждебных надписей.
По сравнению с 1985 годом число составителей такого рода материалов и учинителей надписей возросло на 143, а количество распространенных ими листовок и сделанных надписей увеличилось на 2683 экземпляра.
Некоторый рост анонимных проявлений вызван распространением на территории Казахской ССР материалов, отражающих недовольство решением Пленума ЦК Компартии Казахстана по организационному вопросу (с 17 по 31 декабря 1986 года отмечено 128 случаев распространения 780 листовок, 3 писем и учинения 76 надписей националистической, антирусской направленности).
Наибольшее количество анонимных проявлений зафиксировано на территории Украины, Казахстана, Латвии, Белоруссии, в городах Москве и Ленинграде.
В результате принятых мер в 1986 году установлено 1237 авторов антисоветских анонимных «материалов», в том числе 28 допустивших высказывания террористического характера в отношении руководителей КПСС и Советского государства и 96 — угрозы физической расправы над представителями мест-ного партийного, советского актива и должностными лицами.
|
Из общего количества разысканных авторов 26,6 процента составляют студенты и учащиеся школ и профтехучилищ, 19,4 процента — рабочие, 19,3 процента — служащие, 15,3 процента — пенсионеры, 2,6 процента — колхозники и 16,8 процента — лица без определенных занятий, а также отбывающие наказание в исправительно-трудовых учреждениях.
В числе разысканных 88 членов и кандидатов в члены КПСС и 195 комсомольцев.
Причинами изготовления и распространения установленными авторами антисоветских и клеветнических материалов являются: враждебные убеждения — 10, националистические настроения — 27, влияние идеологической диверсии противника и политическая незрелость — 390, хулиганские побуждения и корыстные цели — 212, неправомерные действия в отношении [н]их должностных лиц на местах и личные обиды — 35, психические заболевания — 206 человек. Причины изготовления анонимных материалов остальными 357 авторами в настоящее время выясняются.
В отношении разысканных лиц приняты меры профилактического, воспитательного характера. Наиболее злостные анонимы привлечены к административной*, а отдельные — к уголовной ответственности**. 206 анонимов, оказавшихся психически больными, определены через органы здравоохранения на лечение.
Комитет госбезопасности продолжает работу, направленную на повышение результативности в розыске авторов и распространителей антисоветских и клеветнических материалов.
Сообщается в порядке информации.
Председатель Комитета
В. ЧЕБРИКОВ
ЦХСД, ф. 89, оп. 51, д. 10, лл. 1–2
(копия).
На документе есть помета: «Тов. Горбачеву М.С. доложено». Подпись В. Болдин.
|
*Генеральный секретарь ЦК КПСС М. Горбачев и члены его Политбюро ЦК КПСС, секретари ЦК КПСС руками «карающего меча партии» – КГБ жестоко преследовали инакомыслящих граждан страны вплоть до января 1991 года. Политбюро ЦК КПСС и КГБ следили за созданием и работой общественных организаций, выступавших с критикой советского режима. Так, 24ноября 1988 года на Политбюро ЦК КПСС был рассмотрен «Вопрос вне повестки заседания, об обществе "Мемориал"» (ЦХСД, ф. 89, оп. 42, д. 23. лл. 1–5).
**Доктор философских наук Э.Ю. Соловьев, исследуя большевистскую судебно-карательную систему, отмечал: «При авторитарно-политическом режиме КПСС, пришедшем на смену тоталитарному режиму ВКП(б), лагерная система подвергалась умеренной либерализации: число заключенных сократилось на 2-3 порядка, труд не стал умерщвляющим... И все-таки советская зона и при Брежневе, и при Андропове, и даже при Горбачеве по-прежнему оставалась государственным работным домом...» (Соловьев Э.Ю. Переосмысление талиона (Карательная справедливость и юридический гумманизм) //Новый мир. №1 (945). М.: 2004. С.134).
№ 71
Совершенно секретно
Ст-1448
№ Ст-44/3с от 24.III.1987 г[ода]
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Секретариата ЦК Коммунистической партии
Советского Союза
О совершенствовании работы, связанной
с загранкомандировками представителей
творческой и научной интеллигенции
1. Согласиться с соображениями, изложенными в записке отделов ЦК КПСС по данному вопросу (прилагается).
Отделу ЦК КПСС по работе с заграничными кадрами и выездами за границу определить совместно с отделами культуры и административных органов ЦК КПСС меры по практическому претворению в жизнь содержащихся в записке предложений.
|
2. Поручить Отделу ЦК КПСС по работе с заграничными кадрами и выездами за границу совместно с другими отделами ЦК КПСС и Комитетом госбезопасности СССР переработать действующее Положение о порядке выезда за границу лиц, осведомленных в государственных секретах, и внести на утверждение ЦК КПСС проект нового положения по этому вопросу.
Результаты голосования:
Принято на заседании Секретариата ЦК
24.III.—1987 г[ода]
Секретари ЦК
т. Лигачев Е.К. — за
т. Зайков Л.Н. — за
т. Долгих В.И. — за
т. Слюньков Н.Н. — за
т. Бирюкова А.П. — за
т. Медведев В.А. — за
т. Никонов В.П. — за
т. Разумовский Г.П. — за
ЦХСД, ф. 89, оп. 51, д. 3, л. 1
(копия).
№ 72
Секретно
Приложение
к п. 3с № 44
ЦК КПСС
О совершенствовании работы,
связанной с загранкомандировками
представителей творческой
и научной интеллигенции
1. В осуществлении международных связей нашей страны важное место отводится культурным обменам с зарубежными странами, в которые вовлекается все более широкий круг представителей творческой интеллигенции. За годы XI пятилетки в загранкомандировки выезжало более 105 тысяч деятелей культуры, искусства и литературы, солистов и исполнителей.
Абсолютное большинство командируемых достойно представляют нашу Родину за рубежом, ярко и убедительно демонстрируют достижения советской многонациональной культуры и искусства, ведут большую информационно-пропагандистскую работу, способствуют нейтрализации антисоветской деятельности окопавшихся на Западе диссидентов. Выступления мастеров советского искусства становятся эффективным средством политического воздействия на зарубежную общественность, помогают ей правильно понять внутренние перемены, происходящие в СССР, внешнеполитические инициативы Советского государства.
Культурные обмены приходится осуществлять в условиях острого идеологического противоборства, постоянного массированного давления со стороны средств буржуазной пропаганды, а нередко и в обстановке шантажа и грубых провокаций спецслужб империалистических государств. Свидетельство тому — многочисленные попытки сорвать выступления советских творческих коллективов и солистов в США, Франции, Швейцарии, ФРГ и других странах.
Центральные и республиканские министерства и ведомства, творческие союзы, местные партийные органы проводят большую, целенаправленную работу по подбору деятелей культуры и исполнителей, изучению и оценке их профессиональных и морально-политических качеств.
Существенную помощь в изучении командируемых за рубеж оказывают органы государственной безопасности, представляющие в необходимых случаях в Отдел ЦК КПСС по работе с за-граничными кадрами и выездам за границу и комиссии по выездам за границу при местных партийных органах информацию, с учетом которой принимаются решения о зарубежных поездках.
Сложившаяся система подбора творческих кадров для за-гранкомандировок проверена многолетней практикой и в основном себя оправдывает. Она, как правило, позволяет избегать серьезных ошибок, помогает предотвратить выезды лиц, чье пребывание за рубежом может нанести ущерб нашей стране. В 1981—1985 г[одах] отделами ЦК КПСС и местными парторганами были отстранены от поездок около 600 творческих работников по мотивам политического и морально-бытового характера.
Нынешняя международная обстановка предъявляет все возрастающие требования к подбору командируемых за границу деятелей советской культуры и искусства. Это диктуется активизацией подрывной работы спецслужб противника, различного рода зарубежных антисоветских центров, прилагающих немало усилий, чтобы найти среди советских людей, выезжающих за границу, идейно нестойких, податливых на буржуазную пропаганду, имеющих деформированное представление о нравственных ценностях, склонить их к предательству или к невозвращению на Родину (за последние 5 лет не возвратилось 25 человек).
Осуществляемая в нашей стране в соответствии с решениями XXVII съезда партии и январского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС перестройка, дальнейшая демократизация всех сторон жизни советского общества, расширение гласности, принятые за по-следнее время решения по вопросам дальнейшего расширения обменов в гуманитарных областях, воссоединения семей и возвращения на Родину соотечественников вызвали позитивный отклик среди зарубежной общественности, поставили наших идеологических и политических противников, в том числе сионистские и прочие антисоветские организации, в затруднительное положение. В этих условиях они стали действовать более изощренными методами, тщательнее маскировать свои подрывные акции, искать новые пути и средства реализации враждебных Советскому Союзу планов.
Все это настоятельно требует от партийных и государственных органов, творческих союзов, организующих зарубежные поездки, повышения общего уровня работы по подбору, изучению и подготовке к выездам за рубеж представителей творческой интеллигенции, преодоления имеющихся в этой области недостатков и устаревших подходов. Еще нередко допускаются поверхностное изучение и необъективная оценка их профессиональных и, особенно, морально-политических качеств, проявления формализма, безответственности и предвзятости, что влечет за собой как выдачу разрешений на выезд исполнителям, не способным с честью представлять нашу культуру за рубежом, так и необоснованные отказы в зарубежных поездках. Имели место случаи, когда на основании отдельных отрицательных сведений морально-бытового характера, причем подчас малозначительных, а иногда и недостаточно проверенных, местные партийные органы отказывали в выдаче рекомендаций для выезда за границу даже видным деятелям культуры и искусства, пользующимся в силу своего высокого профессионального мастерства широким признанием как в нашей стране, так и за рубежом. Такие отказы травмируют их, воспринимаются как выражение политического недоверия и ущемление их прав.
Положение усугубляется тем, что в командирующих организациях, особенно в Министерстве культуры СССР, должностные лица уклоняются от разъяснения творческим работникам причин отвода от командировок даже в тех случаях, когда для этого имеются веские основания, намекая при этом на решение вышестоящих партийных органов, в том числе и ЦК КПСС.
Не способствовала выработке обоснованных решений о выезде за рубеж и существовавшая в некоторых отделах ЦК КПСС практика, когда при рассмотрении кандидатур, рекомендованных в загранпоездки, принимался во внимание лишь их профессиональный уровень и упускались из поля зрения политические и моральные качества.
С учетом изложенного полагали бы целесообразным внести некоторые коррективы в практику рассмотрения вопросов о выезде в загранкомандировки представителей творческой интеллигенции.
Прежде всего необходимо усилить индивидуальный подход к рассмотрению предложений о выезде за границу деятелей культуры, искусства и литературы, умело сочетая требовательность и принципиальность с чуткостью, доброжелательностью и доверием к лицам этой категории, всякий раз глубоко вникая во всю совокупность их личных и гражданских качеств, тщательно взвешивая последствия как положительного, так и отрицательного решения. Их характеристики, принятые в коллективах в условиях гласности и одобренные местными партийными органами, брать, как правило, за основу при принятии решений о командировании.
Исходить из того, что всю полноту ответственности за выдачу рекомендаций представителям творческой интеллигенции для выезда за рубеж несут руководители министерств, творческих союзов, ведомств, первичные парторганизации и местные партийные органы.
При этом имеется в виду, что Комитет госбезопасности СССР и его органы на местах будут направлять в отделы ЦК КПСС и в комиссии по выездам за границу при ЦК компартий союзных республик, крайкомах и обкомах партии информацию в отношении лиц, командируемых за границу, относящуюся к компетенции органов государственной безопасности СССР и основанную на конкретных и проверенных материалах. Они могут информировать соответствующие партийные органы и о других достоверных данных в тех исключительных случаях, когда эти сведения имеют принципиальное значение для решения вопроса о командировании за границу.
Отделам ЦК КПСС при определении своего отношения к загранкомандировкам представителей творческой интеллигенции учитывать не только их профессиональные, но и морально-политические качества, всесторонне оценивать поступающую в связи [с этим] информацию, вырабатывать единое мнение относительно целесообразности командирования, не допускать необоснованные отстранения от поездок за границу. В случае же принятия решения об отводе от загранкомандировки того или иного представителя творческой интеллигенции руководителям командирующих организаций обеспечивать, если этому не препятствуют особые обстоятельства, своевременное и аргументированное разъяснение ему причин, по которым поездка не может состояться.
2. Возникает также необходимость уточнить порядок направления за границу советских научных работников, осведомленных в государственных секретах. Имеется в виду повысить ответственность министерств и ведомств за определение степени осведомленности и своевременное рассекречивание сведений, потерявших свою актуальность, изучить возможность участия этой категории специалистов в мероприятиях международных организаций, их выездов по общественной линии, в составе специализированных тургрупп и другие вопросы.
В связи с этим полагали бы целесообразным поручить Отделу ЦК КПСС по работе с заграничными кадрами и выездами за границу совместно с другими отделами ЦК КПСС и Комитетом госбезопасности СССР переработать действующее Положение о порядке выезда за границу лиц, осведомленных в государственных секретах, и внести на утверждение ЦК КПСС проект нового Положения по этому вопросу.
С КГБ СССР (т. Бобков Ф.Д.) согласовано.
Проект постановления ЦК КПСС прилагается.
Просим рассмотреть.
Зав. Отделом ЦК КПСС по работе
с заграничными кадрами и выездами за границу
С. ЧЕРВОНЕНКО