Гигиена использования компьютеров в образовательных учреждениях, профилактика неблагоприятного действия.




Гигиенические требования к оборудованию классов, лабораторий, мастерских. Профилактика нарушений осанки у детей.

Размеры ученической мебели:

Номера мебели: группы роста

1 1000-1150мм

2 1150-1300мм

3 1300-1450мм

4 1450-1600мм

5 1600-1750мм

6 Свыше 1750мм

Дистанция спинки – расстояние от спинки сиденья до заднего края стола, должна быть больше на 3-5см передне-заднего диаметра грудной клетки ученика. Если больше, то отмечается деформация грудной клетки. Если меньше, то ученик находится в резко стесненном состоянии.

Дифференция парты – (1/7-1/8 длины тела) расстояние между задним краем стола и площадью сиденья. Должна соответствовать расстоянию от площади сиденья к локтю ученика + 2см (локоть ученика прижат к туловищу). Если расстояние больше – когда высокий стол и низкое сиденье – развивается правосторонний сколиоз. Если наоборот, то развивается левосторонний сколиоз позвоночника.

Дистанция сиденья парты – соотношение края стола к краю сиденья. Отрицательная дистанция – край стула заходит за край стола на 4-5см. Нулевая дистанция – край стола совпадает с краем сиденья – менее желательно. Положительная дистанция – край стола отодвинут от края сиденья.

С 1-4 классы ученики должны сидеть за партой – соединение стола с сиденькой. Стол наклонный (угол=12-15°), тогда слегка напрягается затылочная мышца, если бы стол был горизонтальный, то надо самому наклонять голову и ученик быстро устает, т.к. еще не развиты затылочные мышцы, и они сами придерживают голову руками. Зрительное восприятие идет под прямым углом при наклоне стола – без утомления зрения.

Высота сиденья парты должна соответствовать высоте голени +2 см (каблук). Если она больше или меньше, то идет неправильная посадка.

Ширина сиденья = ¾ длины бедра. Если ширина больше, то ученик приближается к краю и травмирует грудную клетку. Если меньше, то ученик находится в стесненном состоянии. Должно быть углубление в задней части сиденья – обеспечивается правильная посадка.

Спинка сиденья – лучше нижняя спинка – соответствует нижнему изгибу позвоночника, верхняя спинка под нижним углом лопатки – ограничиваются движения и не служит опорой для ученика.

Универсальные парты сочетают 3 различные нормы: 6,7,8 или 9,10,11. в универсальной мебели параметры могут изменяться в пределах 3х последовательных номеров. Школьный врач обязан правильно посадить ученика. Работа проводится классными руководителями под контролем школьного врача. Для парт есть партомер – доска, на которой нанесены размеры школьной мебели с учетом ростовых особенностей.

До 14 лет нужно 2 раза изменять размеры парты. Если стол высокий, ставится подставка и создается отрицательная дистанция. Если стол низкий эту подставку ставят на этот стол и делают наклон. Школьная мебель должна быть маркирована.

В лаборатории дается 2 различных размера. Высота стола = 73см, 76,5см; стул = 44см, 47см. Столы не наклонены.

Мебель в мастерских:

S=70м² - расставлены 20 верстаков, если имеется типовой политехнический блок. S=50м² - 15 верстаков. В столярной и слесарской мастерских верстаки расставлены перпендикулярно окнам в 3 ряда. В столярной мастерской 3 размера верстаков: 1 – 75,5; 2 – 78; 3 – 80,5см. правильная поза обеспечивается за счет подставок под ноги. Правильность позы проверяется: ученика просят встать боком к верстаку и положить ладонь на его поверхность. Если рука прямая – поза правильная. В слесарских мастерских 2 размера: 1 – 85, 2 – 95см. правильная осанка подбирается за счет различных подставок. Правильность позы проверяется: ученик встает лицом к тискам, руки сгибаются в локтях, локоть ставят на поверхность тисков и если выпрямленные пальцы достают до подбородка, то поза правильная. В слесарских мастерских верстаки стоят в 3 ряда перпендикулярно окнам в шахматном порядке, а в столярных – в 3 ряда перпендикулярно окнам и параллельно друг другу.

Расстояние между рядами столов должно быть не менее 0,6м. Расстояние от стен до крайних рядов парт – 0,5-0,7м. Расстояние между рядами верстаков в школьных мастерских – не менее 120см. Расстояние между верстаками – не менее 80см.

 

Гигиена использования компьютеров в образовательных учреждениях, профилактика неблагоприятного действия.

Преимущества при работе с компьютером: доступность к нетрадиционным источникам информации. > эффективность самостоятельной работы.

Отрицательное воздействие:

-воздействие физических факторов (электростатическое поле, электромагнитное излучение в ИК-, УФ-, и рентгеновском диапазоне, ионизация воздуха, шум, вибрация, ухудшение микроклимата, светотехнические параметры дисплея – цветовая, яркость экрана, частота смена кадров;

-воздействие химических факторов (>СО2 в 2 раза, синтетические, полимерные материалы);

-вынужденная рабочая поза;

-перенапряжение зрения;

-перенапряжение мышц рук и позвоночника;

Последствия:

-электростатическое поле заряжает пылинки и препятствует их оседанию, что увеличивают риск развития аллергических реакций.

-электромагнитное поле ведет к снижению иммунитета, ссс и нс.

-шум – на цнс (не >50дБ);

-микроклимат (влажность 30%, температура 22-23ºС);

-светотехнические параметры действуют на орган зрения, утомление, плохое самочувствие;

-вынужденное положения ведет к нарушению осанки;

-перенапряжение мышц кисти ведет к заболеваниям периферических нервов и сухожилий ->профессиональный тендовагинит.

S на ученика =6м², расстояние=4м.

Кресло со спинкой, подлокотниками, изменяющими параметрами.

Требования к компьютерам:

-абсолютно безвредный для здоровья;

-полная электро- и травмобезопасность;

-отсутствие денатурирующего влияния;

-отсутствие утомляющего эффекта;

-возможность использования для разных возрастных групп;

-возможность комплектации отклонений в состоянии здоровья;

-мобильность при необходимости изменения планировки кабинетов.

-размеры экрана должны быть не менее 31см по диагонали, экранные фильтры, клавиши с давленной поверхностью в центре, не менее 13 мм, угол наклона клавиатуры 5-15°. Мощность экспозиционного мягкого рентгеновского излучения должна быть 1мкР\час на 0,5м от экрана.

Расположение компьютеров: 1. периметральное (лучше), 2. рядами (1-3 ряда). Расстояние между мониторами – 2 м, между торцами – 1-2м, температура 19-21°, влажность 55-62%, скорость движения воздуха - <0,1м\с. Уровень ионизации воздуха – положительные аэроионы: 1500-3000, отрицательные: 3000-5000/см³.

Непрерывная длительность занятий: 1-4класс – 15мин., 5-7класс – 20 мин., 8-9класс – 25мин., 10-11класс – 1 час занятий-30мин., 2часа-20мин. Количество занятий в неделю: 1-9кл. – 1урок, 10-11кл. – 2 урока.

Наблюдение за экраном видеотерминала не должно быть больше 2 часов для подростков до 16 лет и 3 часа – 16-19лет в день.

Профилактические меры: упражнения для глаз, физкультурные минутки, физкультурные паузы, массажные процедуры.

Другие средства обучения: кино, диа- и электропроекторы, физиомагнитофоны, телевидение, видеотелевидение.

Кабинеты и лаборатории – электрические розетки, телевизионная антенна, подставки к ТСО, установки зашторивания окон, экраны, наушники (40-45 дБ). Телевизоры – расстояние 3-4м от экрана, экран на 1,2-1,3м от пола, длительность передач: для начальных классов – 15-20 минут, средние и старшие классы – 20-30 минут.

В течение недели количество уроков с применением ТСО – младшие классы: 3-4, старшие: 4-6.

Кино расстояние 6-7м от экрана.

Освещенность рабочего места – 400лк, экран – 200-300лк.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: