п. а ч. 3 ст. 286 – с приминением насилия либо с угрозой его применения, данным признаком охватывается применение как физического так и психического насилия от побоев до тяжкого вреда здоровью по ч. 1 ст. 111; ч. 2,3,4 ст. 111 – квалифицируется по сов-ти;
п. б ч. 3 ст. 286 – с применением оружия или спец. средств под кот. понимается использование ДЛ поражающих ср-тв указ. предметов, или их использование по назначению.
п. в ч. 3 ст. 286 – под тяжкими последствиями понимают последствия в виде крупной аварии, длительной остановки транспорта или производственного процесса. Применительно к юр. лицам – нарушение дея-ть ор-ций причинение значительного мат. ущерба, причинение смерти ппо неосторожности, самоуправство, либо попытку самоубийства потерпевшего и т.д.
Ст. 286 следует отграничивать от ст. 203, 285, и от более спец. видов превышения ст. 289, 290, 292, 292.1.
70. Превышение должностных полномочий. Отграничение от смежных составов преступлений.
1. Непосредственным объектом преступления является деятельность
конкретного государственного органа, учреждения, органа местного само
управления, воинской части.
При особо квалифицированном виде преступления (ч. 3 ст. 286 УК) дополнительным объектом является личность (жизнь, здоровье, телесная неприкосновенность, свобода, достоинство).
2. Объективная сторона преступления характеризуется совершением ак
тивных действий. Мнение о возможности превышения должностных пол
номочий путем бездействия1 не получило поддержки в российской уголов
но-правовой доктрине. Действительно, превысить полномочия, ничего не
совершая, невозможно. В этом случае можно говорить о бездействии вла
сти, должностного лица, о невыполнении своих служебных обязанностей.
Не случайно законодатель, определяя злоупотребление должностными
полномочиями, говорит об использовании их должностным лицом, а при превышении должностных полномочий — о совершении действий, явно выходящих за пределы полномочий должностного лица.
3. По своему характеру действия, превышающие должностные полномо
чия, могут выразиться в совершении действий:
а) относящихся к компетенции вышестоящего должностного лица дан
ного ведомства или учреждения (например, начальник управления мини
стерства подписывает документ, который может подписать только замести
тель министра);
б) являющихся компетенцией должностного лица другого ведомства
(например, комендант общежития с целью выявления лица, совершившего
кражу, производит обыск в комнатах проживающих в общежитии граждан,
тогда как таким образом имеет право действовать только сотрудник право
охранительных органов);
в) отнесенных к компетенции коллегиального органа (например, судья
выносит решение единолично, тогда как по закону решение должно быть
принято в составе суда);
г) при отсутствии условий и обстоятельств, когда закон или другие нор
мативные акты допускают совершение таких действий (например, работ
ник милиции применяет оружие с нарушением правил, установленных за
конодательством);
д) которые не имеет право совершать никто (например, начальник из
бивает подчиненного; работники медицинского вытрезвителя издеваются
над доставленными в состоянии алкогольного опьянения гражданами).
Часть 1 ст. 286 УК указывает, что совершенные должностным лицом действия должны явно выходить за пределы его полномочий. Термин «явно» предполагает очевидность, что осознается как самим должностным лицом, так и другими лицами.
4. Состав превышения должностных полномочий является материаль
ным и требует наступления определенных последствий.
Последствия, предусмотренные ч. 1 ст. 286 УК, — существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства понимаются так же, как и при злоупотреблении должностными полномочиями (см. комментарий к ст. 285 УК).
Правильно отмечает А. В. Галахова, что понятие существенного вреда при превышении власти может характеризоваться с количественной (размеры вреда) и качественной (оценка важности нарушенных интересов) сторон1.
5. Между фактом превышения должностных полномочий и наступившими последствиями должна быть установлена причинная связь. Если превышение должностных полномочий не повлекло указанных последствий, налицо должностной проступок, а не преступление. Субъектом преступления по ч. 1 ст. 286 УК является любое должностное лицо, кроме лиц, указанных в ч. 2 данной статьи.
6. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме умысла.
7. От злоупотребления должностными полномочиями превышение должностных полномочий отличается тем, что в первом случае должностное лицо действует в формальных пределах своей компетенции, но вопреки интересам службы, а во втором имеет место формальный выход за пределы своих полномочий.
8. Превышение должностных полномочий лицом, занимающим государственную должность РФ или субъекта РФ, или главой органа местного самоуправления является квалифицированным видом (ч. 2 ст. 286 УК) (об этих понятиях см. примечания к ст. 285 УК).
9. Особо квалифицированные виды превышения должностных полномочий предусмотрены ч. 3 ст. 286 УК. Это превышение должностных полномочий: с применением насилия или угрозой его применения (п. «а»); применением оружия или специальных средств (п. «б»); причинением тяжких последствий (п. «в»).
Применение насилия или угроза его применения должны быть совершены в связи с исполнением должностным лицом своих служебных обязанностей, а не в связи с личными отношениями.
В необходимых случаях представители власти могут совершать действия, не входящие в круг их служебных обязанностей, но необходимые для предотвращения правонарушений (работник милиции, не находящийся на дежурстве, имеет право пресечь совершение правонарушения и задержать нарушителя).
Применение оружия или специальных средств (резиновые дубинки, наручники, слезоточивые газы и др.) регулируется специальными нормативными актами.
Незаконное применение табельного оружия и специальных средств с нарушением установленных правил рассматривается как превышение должностных полномочий.
Если незаконным применением оружия потерпевший был умышленно убит, деяние следует квалифицировать как убийство и превышение должностных полномочий по совокупности (см. п. 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 января 1999 г. № 1 «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)»). Также по совокупности следует квалифицировать умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, совершенное в результате превышения должностных полномочий группой лиц или в отношении двух или более лиц, поскольку деяние, предусмотренное ч. 3 ст. 111 УК, является более тяжким преступлением, чем преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 286 УК.
Причинение легкого и средней тяжести вреда здоровью включается в состав квалифицированного превышения должностных полномочий и дополнительной квалификации не требует.
Тяжкие последствия устанавливаются судом с учетом всех обстоятельств дела (размер материального ущерба, длительное нарушение работы учреж дения, существенное нарушение законных прав и интересов многих людей, причинение вреда здоровью нескольких лиц, причинение смерти по неосторожности).
Тяжкие последствия могут иметь место в случае насилия или применения оружия. В этих случаях в процессуальных документах (обвинительное заключение, приговор) необходимо указывать все квалифицирующие признаки, что должно быть учтено при определении меры наказания.
В случаях, когда должностное лицо совершает убийство либо причиняет тяжкий или средней тяжести вред здоровью при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, содеянное должно квалифицироваться только по ст. 108 или только по ст. 114 УК1.
71. Присвоение полномочий должностного лица.
1. Непосредственным объектом преступления является правильная деятельность конкретного государственного органа, учреждения или предприятия, а также авторитет государственных органов и органов местного самоуправления.
Объективная сторона преступления выражается в совершении активных действий. Виновный, выдавая себя за должностное лицо, совершает действия, которые входят в полномочия этого лица. Например, секретарь руководителя государственного органа или учреждения, используя официальные бланки и печать, составляет, подписывает и выдает документ, кото рый может выдать только должностное лицо; технический работник правительственного учреждения звонит по спецсвязи и дает распоряжение.
Данный состав является материальным и требует наступления вредных последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций.
Если лицо в целях самоутверждения, бахвальства или стремления возвыситься в глазах окружающих выдает себя за представителя власти или иное ответственное лицо, но при этом не совершает действий, нарушающих чьи-либо права или.законные интересы, состава данного преступления не будет.
3. Субъектом преступления является государственный служащий или
служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным
лицом.
По признаку субъекта данное преступление отличается от основной группы преступлений, предусмотренных в гл. 30 УК. Его помещение в эту главу объясняется тем, что деяние непосредственно связано с работой государственных учреждений и нарушает их нормальную деятельность.
Если частное лицо выдает себя за должностное и при этом совершает общественно опасные действия, оно несет ответственность по другим статьям УК, например за мошенничество (ст. 159 УК).
4. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыс
лом. Субъект желает представиться должностным лицом и совершить на
этом основании действия, существенно нарушающие права и законные ин
тересы граждан или организаций.
Мотив преступления на квалификацию деяния не влияет, но учитывается при назначении меры наказания.
72. Получение взятки, её признаки, виды. Отграничение от смежных составов преступлений.
Объектом получения взятки является основанная на законе деятель
ность государственного аппарата и авторитет органов власти и управления.
Предметом взятки могут быть любые материальные ценности или блага материального характера, в том числе изъятые из оборота (например, оружие).
Пленум Верховного Суда РФ в п. 9 постановления от 10 февраля 2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» указал: «По смыслу закона предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т. п.). Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами»1.
Взятка как материальная выгода может носить замаскированный характер (фиктивное оформление на работу, уплата завышенных гонораров за научное или литературное произведение, лекцию, консультацию, дача в долг денег без отдачи, заключение заведомо проигранного пари и т. п.). Взятка может передаваться под видом подарка ко дню рождения, новогоднему празднику, дню 8 марта и т. д.
Выгоды нематериального характера, например хвалебный очерк о должностном лице в газете или телевизионной передаче, положительная рецензия на научную работу должностного лица и т. п., предметом взятки не являются. Также не признается взяткой вступление с должностным лицом в интимные отношения с целью добиться от него желаемого действия.
3. В ст. 575 ГК РФ указывается, что не допускается дарение, за исключе
нием обычных подарков, стоимость которых не превышает 3000 руб., работ
никам медицинских, образовательных организаций, организаций, оказы
вающих социальные услуги, и аналогичных организаций гражданами, нахо
дящимися в них на лечении, содержании или воспитании, супругами и
родственниками этих граждан; лицам, замещающим государственные долж
ности РФ, субъектов РФ, муниципальные должности, государственным и
муниципальным служащим, служащим Банка России в связи с их должност
ным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей.
Означает ли это легализацию взяток в небольшом размере? Согласно п. 1 ст. 572 ГК РФ договор дарения не признается законным в случае встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства. Таким образом, если под видом подарка осуществляется плата за действия в интересах дарителя, сделка дарения считается ничтожной, а «подарок» можно признавать взяткой.
4. При определении предмета взятки высказывается мнение, что им мо
гут быть и неимущественные права, если они обладают признаками дели
мости и оборотоспособности. Речь, в частности, идет об интеллектуальной
собственности, например о праве на авторство. Если передача права на ав торство в перспективе дает возможность получить гонорар, продать патент, такую передачу можно рассматривать как взятку. Если же передача интеллектуальной собственности должностному лицу дает последнему только моральное удовлетворение или повышает его престиж в глазах окружающих, деяние не образует дачи-получения взятки.
5. Объективная сторона получения взятки заключается в принятии
предмета взятки лично от взяткодателя или через посредника.
В п. 9 названного постановления Пленума отмечается, что, если имущественные выгоды в виде денег, иных ценностей, оказание материальных услуг предоставлены родным и близким должностного лица с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя, действия должностного лица следует квалифицировать как получение взятки.
Поскольку взятка передается за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, в объективную сторону состава получения взятки входит совершение соответствующего действия (бездействия). Так, незаконное снижение суммы налога или таможенных платежей за взятку будет являться действием, а несоставление протокола работником милиции о хулиганских действиях лица образует служебное бездействие.
6. В доктрине рассматриваются два вида взятки: взятка-подкуп и взят
ка-вознаграждение. Взятка-подкуп дается или до совершения должност
ным лицом обусловленного действия (бездействия), или после совершения
по предварительной договоренности. При этом не имеет значения, совер
шает должностное лицо в отношении взяткодателя законное действие или
незаконное. Например, чиновник оформляет лицензию на законном осно
вании, но получив при этом взятку. Если за взятку совершается незакон
ное действие (бездействие), это отягчает ответственность должностного ли
ца и образует квалифицированный состав получения взятки.
Взятка-вознаграждение дается после выполнения действий должностным лицом без предварительной договоренности с ним. Например, если судья вынес обоснованное решение по сложному наследственному делу и выигравший процесс наследник в знак благодарности передает судье материальные ценности — имеет место взятка-вознаграждение.
Взятка за общее покровительство или попустительство по службе дается как бы на перспективу, чтобы обусловить благоприятные для дающего действия должностного лица в будущем.
Согласно п. 4 названного постановления Пленума к общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности. К попустительству по службе следует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, нереагирование на его неправомерные действия.
7. Особый случай — передача взятки за действия (бездействие) в инте
ресах взяткодателя другого должностного лица. Так, взятка передана про
курору одного района за то, чтобы он поспособствовал прекращению уго ловного дела, прокурором другого района; взятка передана вышестоящему начальнику, который дает указание подчиненному совершить какое-либо действие, которое он сам совершить не может.
8. Получение взятки будет оконченным с момента принятия предмета взятки независимо от того, было ли выполнено действие (бездействие), за которое она давалась. Необходимо только установить, что взятка была дана именно за совершение действия или бездействия в интересах дающего. Оконченным преступление считается с момента получения хотя бы части передаваемых ценностей, если обусловленная взятка передается в несколько приемов1.
9. Требование взятки должностным лицом образует покушение, а переговоры с взяткодателем о размере взятки, сроках ее передачи, характере выполняемых за взятку действий — приготовление к преступлению.
В соответствии с ч. 2 ст. 30 УК приготовление к преступлению, предусмотренному ч. 1 комментируемой статьи, ненаказуемо.
10. В практике встречаются случаи, когда должностное лицо получает
ценности в виде взятки, но требуемых действий совершить не может и
не собирается. По этому вопросу Пленум в п. 20 названного постановле
ния дал следующее разъяснение: «Получение должностным лицом либо
лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной
организации, денег, ценных бумаг и других материальных ценностей яко
бы за совершение действия (бездействия), которое он не может осущест
вить из-за отсутствия служебных полномочий или невозможности исполь
зовать свое служебное положение, следует квалифицировать при наличии
умысла на приобретение указанных ценностей как мошенничество по
ст. 159 УК РФ». Такая позиция представляется весьма спорной, хотя она
давно сложилась и в судебной практике, и в уголовной теории. Мошенни
чество является преступлением против собственности, когда лицо, совер
шающее хищение чужого имущества, выступает в качестве субъекта пре
ступления, а лицо, передавшее имущество мошеннику, является потерпев
шим.
Взяткодатель сам совершает преступление и поэтому не может признаваться потерпевшим и требовать возвращения ему ценностей, переданных в качестве взятки.
В случае получения должностным лицом ценностей за действия, которые он не может совершить, содеянное следует квалифицировать как подстрекательство к даче взятки. Если же взятка передана без предварительного согласования, должностное лицо совершает незаконное приобретение имущества, которое подлежит конфискации в доход государства. Действия дающего образуют покушение на дачу взятки.
Аналогично следует решать вопрос, когда лицо, выступившее посредником, присваивает ценности, данные ему для передачи должностному лицу в качестве взятки2. Такой субъект является не мошенником, а подстрекателем к даче взятки или пособником в этом преступлении. Позиция, которую занял по этому вопросу Верховный Суд РФ, противоречит принципам российского законодательства.
11. Субъект получения взятки — должностное лицо.
12. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом, т. е. сознанием, что материальные ценности переданы (услуги материального характера оказаны) за совершение действия или бездействия в интересах взяткодателя, и желанием получить незаконную материальную выгоду путем использования своего служебного положения в интересах взяткодателя.
13. При совершении взяточничества нередко участвуют не только взяткодатель и взяткополучатель, но и посредники и другие соучастники. УК РСФСР в ст. 174' предусматривал специальную ответственность за посредничество во взяточничестве. УК РФ отказался от выделения такого состава.
Действительно, посредничество выражается чаще всего в пособничестве (ведение переговоров с взяткодателем и взяткополучателем, организация их встречи, передача должностному лицу взятки) или в подстрекательстве и пособничестве (предложение лицу дать взятку и оказание при этом содействия). Поэтому действия посредника должны рассматриваться как различные формы соучастия в даче или получении взятки в зависимости от того, кому оказывается содействие.
Пленум в п. 8 названного постановления отметил, что уголовная ответственность посредника во взяточничестве в зависимости от конкретных обстоятельств по делу и его роли в даче или получении взятки наступает лишь в случаях, предусмотренных ст. 33 УК.
Подстрекательство к получению взятки может выражаться в предложении должностному лицу выполнить за взятку какие-либо действия. Например, секретарь судебного заседания предлагает судье отпустить арестованного под залог с получением за это взятки.
Пособничество — в подыскивании возможных взяткодателей, предоставлении помещения для переговоров или получения взятки и т. п.
Соучастником в получении взятки может быть и должностное лицо, и служащий государственного учреждения, и частное лицо.
14. Совершение должностным лицом за взятку незаконного действия
(бездействия) образует квалифицированный состав получения взятки, преду
смотренный ч. 2 ст. 290 УК.
Если должностное лицо за взятку совершает должностное или иное преступление, например злоупотребление должностными полномочиями, действия такого субъекта должны квалифицироваться по совокупности.
73. Дача взятки и её отличие от смежных составов преступлений.
Объектом дачи взятки является основанная на законе деятель
ность государственного аппарата и авторитет органов власти и управления. Пленум Верховного Суда РФ в п. 9 постановления от 10 февраля 2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» указал: «По смыслу закона предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т. п.). Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами»1. Объективная сторона заключается в действиях по передаче должностному лицу (лично или через представителей) материальных ценностей или выполнении бесплатных услуг и создании иных выгод материального характера.
4. В большинстве случаев -между взяткополучателем и взяткодателем су
ществует предварительная договоренность о взятке, которая может иметь
место непосредственно перед передачей взятки. В случае, когда такая дого
воренность отсутствует и инициатива исходит от взяткодателя, окончен
ным преступлением дача взятки будет с момента принятия ее должност
ным лицом.
Попытка дать взятку при отказе принять ее должностным лицом должна рассматриваться как покушение.
Приготовление к даче взятки без отягчающих обстоятельств (ч. 1 ст. 291 УК) уголовной ответственности не влечет. Приготовлением к даче взятки может считаться ведение переговоров с должностным лицом о размере взятки, ее форме, характере действий, которые должно выполнить должностное лицо за взятку, собирание денег для взятки, подготовка услуг материального характера, например приобретение туристической заграничной путевки и т. п.
Поскольку взятка дается за совершение действия (бездействие) в интересах дающего, такие действия должны быть обусловлены. При даче взятки за общее покровительство или попустительство по службе следует устанавливать, в чем должно выражаться покровительство или попустительство.
5. Субъектом дачи взятки может быть как частное, так и должностное
лицо, которое дает взятку другому должностному лицу в связи с исполне
нием служебных обязанностей.
Действия должностного лица, предложившего подчиненному по службе работнику для достижения желаемого действия (бездействие) в интересах своей организации дать взятку другому должностному лицу, Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 10 февраля 2000 г. № 6 рекомендует рассматривать как исполнение преступления, а действия работника, выполнившего такое поручение, как соучастие в даче взятки. В этом случае подчиненный работник выполняет функции посредника в даче взятки. Если передающий (по указанию начальника) деньги должностному лицу не знает, что это взятка, он не должен нести ответственность.
6. Субъективная сторона дачи взятки характеризуется прямым умыслом. Мотив преступления не влияет на квалификацию, но должен учитываться при назначении меры наказания.
7. Квалифицированный вид рассматриваемого преступления — дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия).
8. Примечание к ст. 291 УК устанавливает поощрительную норму, освобождающую взяткодателя от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.
Основная цель данной нормы — облегчить борьбу со взяточничеством, раскрытие данных преступлений и изобличение взяточников в государст венном аппарате. Кроме этого учитывается, что при вымогательстве взятки инициатива исходит от должностного лица и взяткодатель ставится в условия, когда ему трудно, а иногда и невозможно защитить свои права законными средствами.
Добровольное сообщение о даче взятки правоохранительным органам свидетельствует о раскаянии взяткодателя и желании помочь органам следствия изобличить взяточника.
Пленум в п. 22 названного постановления указал, что сообщение (письменное или устное) должно признаваться добровольным независимо от мотивов, которыми руководствовался заявитель. Не может признаваться добровольным сообщение, сделанное в связи с тем, что о даче взятки стало известно органам власти.
Также не может признаваться достаточным анонимное сообщение о получении взятки без указания взяткодателя, так как в этом случае отсутствует доказательство преступления и неизвестен основной свидетель, т. е. взяткодатель.
Пленум в п. 24 названного постановления указал, что освобождение взяткодателя от уголовной ответственности по мотивам добровольного сообщения о совершении преступления не означает отсутствия в действиях этих лиц состава преступления. Поэтому они не могут признаваться потерпевшими и не вправе претендовать на возвращение им ценностей, переданных в виде взятки. Материальные ценности в этом случае подлежат обращению в доход государства. В случае вымогательства взятки, если взяткодатель был вынужден передать должностному лицу материальные ценности, они должны быть возвращены владельцу.
9. В ряде случаев при вымогательстве взятки лицо, у которого взятка вымогается, до ее передачи сообщает о факте вымогательства в правоохранительные органы. Затем имитируется передача ценностей под контролем правоохранительных органов с целью изобличения взяточника и задержания его с поличным. Поскольку при этом передающий материальные ценности должностному лицу субъект не имеет умысла совершить преступление и действует с согласия и под контролем правоохранительных органов, его действия не являются дачей взятки, и после надлежащего оформления вещественных доказательств ценности должны быть возвращены владельцу.
Такие действия правоохранительных органов, направленные на раскрытие тяжкого преступления и изобличение взяточника, следует отличать от провокации взятки, т. е. преступления, предусмотренного ст. 304 УК.
Инсценировка дачи взятки с переписанными купюрами денежных знаков (отмеченными предметами взятки) является оперативным приемом раскрытия преступления и применяется во всем мире. В этом случае должностное лицо, вымогая взятку, уже покушается на получение взятки, демонстрируя умысел.
Провокация взятки — это действия, создающие фиктивную ситуацию дачи-получения взятки в отношении должностного лица, не имеющего умысла совершить преступление (см. комментарий к ст. 304 УК).
74. Служебный подлог.
Осн. непоср. объект – интересы гос. власти либо гос. службы, либо службы в ОМС.
Доп. и фак. объекты отсудствуют.
Предмет преступления – офиц. док-нт – это док-нт выполненный на мат. носителе предоставляющий какие либо права, либо освобождающий от обяз-ти или возлагающий обяз-ть, либо удостоверяющий юр. факт и имеющий соотв. реквизиты (штамп не яв-ся).
Объективная сторона – состав формальный, деяние выражается в совершение служебного подлога.
Выделяют 2 вида подлога: интеллектуальный и физический.
При интеллектуальном подлоге в док-нт вносятся заведомо ложные сведения, либо составляется полностью поддельный док-нт.
При физическом подлоге – в док-ты вносятся исправления, искажающие их действительного содержания.При этом на док-нт воздействуют хим. физ., тепловыми, механическими и др. способами. Для обнаружения подделки назначается суд. почерковедческая, автороведческая, химическая и др.экспертизы.
Субъективная сторона – вина выраженная в виде прямого или косвенного умысла, обязательное значение имеют мотивы: корыстная либо иная личная заинтересованность.
Субъект – спец. - гос. служащий, либо служащий ОМС, кот. не яв-ся ДЛ, вменяемый и достигший 18 лет, а также ДЛ вменяемое и достигшее 18 лет.
Состав преступления предусм. ст. 292 следует отграничивать от ст. 286, 292.1, 327.
По сравнению со ст. 286 ст. 292 – яв-ся более спец. нормой.
По сравнению со ст. 292 ст. 292.1 – яв-ся более спец. нормой, они разграничиваются по предмету преступления в ст. 292 – предметом яв-ся любые офиц. док-ты, а в 291.1 – паспорт гр-на РФ выдаваемый ин. гр-ну, либо ЛБГ, а также иные офиц. док-ты необходимые для получения гр-ва РФ. По деянию: в ст. 292 – подлог (подделка), а в ст. 292.1 – действия альтернативные. Первое действие – выдача паспорта РФ ин. гр-ну или ЛБГ – кот. яв-ся незаконная, либо подделка паспорта гр-на РФ или иного док-та необходимого для получения гр-ва. По субъективной стороне: в ст. 292 – вина в виде прямого умысла, в ч. 1 ст. 292.1 – вина также в виде прямого умысла, в ч. 2 ст. 192.1 – неосторожная форма вины (хотя может быть и умысел), кот. выражается как в виде легкомыслия так и неб-ти.
Отличие от ст. 327 подделка док-тов:
ст. 292 Служебный подлог | ст. 327 – Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, гос. наград, штампов, печатей, бланков. |
1. По объекту: | |
гос. власть, интересы гос. службы или службы в ОМС | порядок управления в сфере контроля за оборотом офиц. док-тов |
2. По диспозиции: | |
предусмотрен один состав преступлений | 2 состава: подделка – в ч. 1,2 ст. 327; использование – в ч. 3 ст. 327. |
3. По объективной стороне: | |
в ст. 292 – служебный подлог – т.е. подделка 2-х видов интеллектуальный и физический | отв-ть предусмотрена за подделку 2-х видов, а равно использование поддельного док-та |
4. По субъективной стороне: | |
обязательное значение имеют след. мотивы – корыстная либо иная личная заинтересованность. | мотив подделки не имеет никакого значения, однако обязательное значение имеет цель подделки в ч. 1 ст. 327 – дальнейшее использование поддельного док-та, квалиф. значение имеет цель сокрытие иного преступления либо облегчение его совершения, мотив и цель использования не имеет никакого значения |
5. По субъекту: | |
субъект специальный с 18 лет | общий с 16 лет |
6. По предмету: | |
офиц. док-ты | офиц. док-ты, а также гос. награды РФ, СССР, РСФСР, штампы, печати, бланки, ч. 1,2 ст. 327, либо только офиц. док-нт ч. 3 ст. 327. |
75. Халатность, ее отграничение от смежных составов преступлений.
Осн. непоср. объект – гос. власть, либо интересы гос. службы или службы в ОМС.
Доп. непоср. объект – отношения соб-ти, а также права и законные интересы гр-дан или ор-ций, а также охраняемые законом интересы общ-ва или гос-ва.
Преступление – безпредметное.
Объективная сторона – состав материальный, признается оконченным в момент причинения крупного ущерба, размер кот. в соотв. с примечанием к ст. 293 превышает 100 тыс. руб, либо в момент причинения существенного вреда правам и законным интересам гр-дан или ор-ций, а также охр. законом интересам общ-ва или гос-ва (это оценочная категория) существенного вреда – к такому вреду может быть отнесено причинение тяжкого вреда здоровью, самоубийство, дезорганизация дея-ти юр. лиц, нарушение инфроструктуры,нарушение дея-ти объектов жизнеобеспечения населения и.т.д.
Деяние выражается в форме бездействия, кот. может быть как чистым так и смешанным, при чистом бездействие ДЛ не выполняет свои обяз-ти, при смешанном бездействии ДЛ не надлежащим образом выполняет свои ДЛ обя-ти (не в полном объеме, либо не должным образом).
Субъективная сторона – преступление неосторожное, вина может выражаться как в виде легкомыслия так и небрежности.
Субъект – ДЛ достигшее 18 лет.
Ст. 293 следует отграничивать от ч. 2 ст. 109, ч. 2 ст. 118, ст. 168, 285;
а также 215, 215.1, 216, 217, 219.
От ст. 285 халатность отличается формой вины ст. 285 – умысел; халатность – по неосторожности.
А по отношению к др. составам преступления халатность яв-ся более спец. нормой.
76. Общая характеристика преступлений против правосудия.
Преступления против правосудия — это предусмотренные ст. 294—316 гл. 31 УК умышленные общественно опасные деяния (действия или бездействие), направленные против интересов государственной власти и посягающие на установленную законом деятельность суда и органов, обеспечивающих эту деятельность, способствующих решению задач и достижению целей правосудия.
Преступления против правосудия характеризуются высокой общественной опасностью, поскольку совершаются всегда умышленно и могут причинить вред не только правосудию, но и гарантированным конституцией правам и свободам граждан.
Система преступлений против правосудия включает:
^ преступления, совершаемые должностными лицами «от правосудия» (ст. 299—302, частично ст. 303, ст. 305 УК);
^ преступления, совершаемые лицами, обязанными содействовать органам правосудия (частично ст. 303, ст. 307,
308, 310-312, 315 УК);
^ преступления, совершаемые лицами, к которым применяются меры правового принуждения (ст. 313, 314 УК);
■^ преступления, совершаемые иными лицами, препятствующими осуществлению правосудия (ст. 294—298, 304, 306,
309, 316 УК).
Общественная опасность данных преступлений заключается в подрыве государственной власти путем дискредитации судебной власти, унижения ее авторитета, утраты веры в справедливость правосудия.
Основные объекты преступных посягательств — интересы государственной власти, установленный в государстве порядок правосудия, т.е. интересы правосудия. Дополнительные объекты — жизнь человека (см. ст. 295 УК), чужая собственность (см. ст. 312УК),честь,достоинстволичности(см.ст. 297 УК), свобода человека (см. ст. 301 УК). Возможны и факультативные объекты — честь, достоинство, здоровье человека (см. ст. 302 УК), свобода человека, его собственность, жизнь, здоровье (см. ст. 305, 309 У