Проектирование технологического компонента развивающей образовательной среды
В качестве развивающей образовательной среды, понимается такая образовательная среда, которая способна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса. В принципе, образовательная среда может рассматриваться как развивающая, если эта среда обеспечивает возможности,
во-первых, для удовлетворения и развития субъектом своих потребностей на всех иерархических уровнях;
во-вторых, для усвоения личностью социальных ценностей и органичной трансформации их во внутренние ценности.
Весь комплекс таких возможностей, обеспечиваемых конкретной образовательной средой и составляет ее развивающий психолого-педагогический потенциал.
Качество образовательной среды может быть оценено путем анализа качества пространственно-предметного компонента этой среды, качества ее социального компонента и качеством связей между пространственно-предметным и социальным компонентами этой среды. Собственно, содержание такого рода связей или, другими словами, педагогическое обеспечение развивающих возможностей и составляет технологический компонент образовательной среды.
На становление и развитие ребенка, формирование его личностных качеств влияет множество факторов: особенности семейного воспитания, ближайшее социальное окружение, пространственно-предметное окружение, социокультурная обстановка и т. д. Сочетание этих факторов в различных вариациях задает образовательную среду с определенными характеристиками и с различными развивающими возможностями.
Образовательную среду определяют по-разному.
|
Образовательная среда представляет собой совокупность специально организованных педагогических условий развития личности.
Образовательная среда – это взаимодействие различных социальных институтов в целях обеспечения полноценного достижения целей обучения, воспитания и развития ребенка.
Образовательная среда – система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и предметно-пространственном окружении. Образовательная среда составляет диалектическое единство всех пространственно-предметных и социальных компонентов, взаимообусловленных и тесно связанных между собой. Образовательная среда имеет определенную структуру.
Витоляд. Алябертович. Ясвин (доктор псих.наук,профессор.гл.научн.сотрудн. федеральн.инст.развит.образован) предлагает структурную модель образовательной среды, содержащую четыре компонента: пространственно-предметный, социальный, психодидактический и субъектов образовательного процесса.
1. Пространственно-предметный компонент – это архитектурные особенности здания, оборудование, особая атрибутика учебной обстановки.
2. Социальный компонент – определяется присущей именно данному типу культуры формой детско-взрослой общности.
3. Психодидактический компонент – содержание образовательного процесса, осваиваемые способы деятельности, организация обучения. Внутри данного компонента даются ответы на вопросы чему и как учить.
4. Субъектов образовательного процесса. Как подчеркивает Татьяна. Ник. Щербакова, люди организуют, создают образовательную среду, оказывают на нее постоянное воздействие, но и образовательная среда влияет на каждого субъекта образовательного процесса.
|
Таким образом, образовательная среда представляет собой совокупность материальных факторов и межличностных отношений субъектов.
Алгоритм педагогического проектирования развивающей среды
предлагается системный методический подход к педагогическому проектированию учителем образовательной среды, согласно которому осуществляется взаимосвязанное проектирование каждого из трех компонентов образовательной среды: пространственно-предметного, социального и технологического, — в контексте организации системы возможностей для удовлетворения всего иерархического комплекса потребностей и реализации личностных ценностей всех субъектов образовательного процесса.
Таким образом, педагог, проектирующий образовательную среду, может пользоваться соответствующим алгоритмом ее проектирования.
1. Определить образовательную идеологию (модальность образовательной среды) и стратегию ее реализации.
2. Определить конкретно-содержательные цели и задачи предполагаемого образовательного процесса в данной среде, на основе функций образования:
· предметно-деятельностного оспособления учащихся,
· обеспечения функциональной грамотности учащихся,
· обеспечения личностного роста учащихся.
3. На основе поставленных целей и задач разработать соответствующее содержание образовательного процесса с учетом иерархического комплекса потребностей всех его субъектов (учащихся, родителей, администрации, себя самого и других педагогов):
|
· физиологических потребностей;
· потребности в безопасности;
· потребности в любви, привязанности и принадлежности к группе (потребности усвоить мировоззренческие принципы, нормы морали, идеалы группы, принимаемой за эталонную);
· потребности в уважении, самоуважении и признании (потребности в признании со стороны общества; потребности в труде, общественнополезной деятельности; потребности сохранить или улучшить самооценку; потребности в удовлетворении интересов; потребности в реализации склонностей; потребности в эстетическом оформлении окружающей обстановки; потребности в самостоятельной выработке мировоззрения; потребности в достижении высокого уровня профессионального мастерства);
· потребности в самоактуализации.
4. Разработать проект технологической организации образовательной среды на основе системы следующих психодидактических принципов:
· организации деятельности;
· организации стимулов;
· организации взаимодействий.
5. Разработать проект пространственно-предметной организации образовательной среды, который удовлетворяет следующим требованиям:
· гетерогенности и сложности среды;
· связности ее функциональных зон;
· гибкости и управляемости среды;
· обеспечении символической функции среды;
· индивидуализированности среды;
· аутентичности среды.
6. Разработать проект социальной организации образовательной среды, который удовлетворяет следующим требованиям:
· взаимопонимание и удовлетворенность всех субъектов образовательного процесса взаимоотношениями;
· преобладающее позитивное настроение всех субъектов образовательного процесса;
· авторитетность педагогов;
· степень участия всех субъектов в управлении образовательным процессом;
· сплоченность и сознательность всех субъектов образовательного процесса;
· продуктивность взаимодействий в обучающем компоненте образовательного процесса.
7. Провести экспертизу разработанного проекта образовательной среды на основе следующих формальных параметров ее дескрипции (описания):
· модальности;
· широты;
· интенсивности;
· степени осознаваемости;
· предполагаемой устойчивости;
· эмоциональности;
· обобщенности;
· доминантности;
· когерентности;
· социальной активности;
· мобильности.
Используя данный алгоритм педагогического проектирования образовательной среды, педагог может реально оптимизировать образовательный процесс, выйти на новый творческий уровень своей профессиональной деятельности.