Методические рекомендации. 2. Так как объем домашнего задания может не поместиться короткую строку ученического




1. Задание на дом — это самостоятельный элемент урока, который может быть разделен по времени, т. е. отдельные задания учитель дает на разных этапах урока Данное, в начале или середине-урока домашнее задание поможет направить внимание учеников в нужное препо­давателю русло, подготовит восприятие нового материала. Но каждый раз необходимо повторять все задание на дом еще раз в конце урока, обязательно рекомендуя методы его выполнения и результаты фиксации (запомни, зарисуй, запиши в «Дневник наблюдений и т.д.

2. Так как объем домашнего задания может не поместиться короткую строку ученического дневника, то можно выписать задание на отдельный лист и прикрепить в общеклассном календаре природы и труда на специально отведенное место.

 

Опыт многих творчески работающих по природоведению учителей показывает, что только систематическая работа над содержанием и методикой домашних заданий позволяет реализовать познавательные, воспитывающие и развивающие задачи это важнейшей формы обучения.

Погорелова Н. А. Домашние задания по природоведению во II классе.—В кн.: Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведения/Сост. Л. Ф. Мельчаков. М, 1981, с. 106—114.

 

Домашнее задание - весьма ответственная часть урока, поэтому необходимо выделять специальное время, доста­точное для того, чтобы дать его в развернутом виде. Учи­тель должен добиться того, чтобы объяснения домашнего задания стало важным моментом урока. От того, насколь­ко учащиеся усвоят задание, зависит успех его выполне­ния. Каждый учащийся должен знать не только то, что нужно сдеать, но и как это сделать, в каком виде. Учащиеся записывают домашнее задание в свои тетради.

В настоящее время ко многим учебникам природоведе­ния и естествознания созданы рабочие тетради, которые заполняются как на уроке в процессе объяснения, так и дома при выполнении домашнего задания. Рабочие тетра­ди позволяют систематизировать учебный материал, це­ленаправленно организуют детей на выполнение домаш­них заданий. Они могут включать также внеурочные зада­ния, для выполнения которых требуется длительное время.

Одно из важнейших условий успеха домашней учебной работы - научить учащихся работать самостоятельно. Для этого необходимо нацеливать школьников не на за­учивание учебного материала, а на установление связей между сведениями, которые дает преподаватель на уроке, и сведениями, которые учащиеся добывают самостоятель­но при чтении учебника.

Кроме работы с учебником, в качестве домашних зада­ний можно рекомендовать выполнение рисунков, оформ­ление схем, раскрашивание. Например, при изучении темы «План и карта» можно предложить учащимся нарисовать план своей комнаты. Кроме того, дома учащиеся могут составить аппликацию из сухих листьев, плодов, семян.

Большое значение при выполнении домашних заданий имеют «Дневники наблюдений», которые позволяют ор­ганизовывать систематическую самостоятельную работу учащихся по наблюдениям за окружающей природой и трудовой деятельностью людей. В качестве домашних за­даний можно предположить также опыты и практические работы. Однако при характере задания следует учесть, что опыты должны быть посильны для выполнения, абсолют­но безопасны и легковыполнимы в домашних условиях.

Много внимания учителю начальных классов прихо­дится уделять работе учащихся дома с учебником. Задача

139l. м^афильмом показывают от­дельные кадры или фрагменты, которые способствуют повторению наиболее важных вопросов.

Повторение текущего материала обычно организуют на каждом уроке в процессе проверке домашего задания, при опросе.

На уроках обобщения повторение проводится целена­правленно для углубления и систематизации изученного материала. Поэтому для организации такого урока необ­ходимо заранее сообщить учащимся вопросы, которые будут разобраны на уроке, и дать задания по повторению учебного материала.

При повторении следует использовать непосредствен­ные наблюдения учащихся, результаты, которые они по-лучилипри проведении опытов, сведения из прочитанной ими дополнительной литературы по данной теме.

Задача учителя - закрепить на уроке не только знания, приобретенные ранее, но повторить новый, только что изученный материал. Закрепление не ограничивается пе­ресказом увиденного или услышанного на уроке, а может сопровождаться зарисовкой схем, пояснением опытов, де­монстрируемых в классе.

Повторение может быть организовано и в виде практи­ческой работы. Обычно её следует предусмотреть в конце изучения темы или раздела. В этом случае учащиеся не только повторяют теоретический материал, но и закреп­ляют сформированные практические умения и навыки. Так, например, после изучения темы «Горные породы. Полезные ископаемые» можно провести обобщающую практическую работу, в процессе которой учащиеся не только вспомнят виды горных пород, но закрепят умение их различать и описывать, вспомнят о применении раз­личных горных пород в народном хозяйстве.

Проведение заключительных обобщающих уроков спо­собствует усвоению знаний по природоведению. Часто учителя, давая задания по повторению ранее изученного материала, ограничиваются указанием страниц учебника, которые учащиеся должны прочесть. Учитель, предлагая учащимся задание на дом, должен знакомить с темой следующего урока и указывать, что нужно знать из ранее пройденного, для того чтобы разобраться в новом материале. Опыт показывает, что такое задание не нацеливает уча­щихся на повторение определенных знаний, нужных для следующего урока. Правильнее давать задание по повто­рению в виде конкретных вопросов, на которые учащие­ся должны ответить. Это могут быть вопросы, взятые из учебника, и тогда учитель указывает лишь их номера, но могут быть и вопросы, подготовленные самим учителем.

Вопросы обеспечивают целенаправленную работу уча­щихся с учебником и активизируют их мыслительную дея­тельность. На следующем уроке в ходе опроса или в про­цессе изложения нового материала перед учащимися ста­вятся вопросы в той формулировке, в какой они были за­даны на прежнем уроке. И это является существенным фактором, стимулирующим домашнюю работу учащихся.

Вторая задача домашней работы - повторить по учебнику тот фактический материал, пройденный на уроке, который надо запомнить. Это касается определе­ний понятий, номенклатуры, конкретных характеристик свойств предметов. Домашние задания, построенные на материале урока, должны приучать учащихся не только к правильному и последовательному изложению учебного материала, но и к умению оперировать полученными знаниями.

На первых этапах обучения дают задания по тексту учебника, приучающие учащихся работать с ним. Это пе­ресказ статей учебника, систематизация изучаемого мате­риала.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: