1. Задание на дом — это самостоятельный элемент урока, который может быть разделен по времени, т. е. отдельные задания учитель дает на разных этапах урока Данное, в начале или середине-урока домашнее задание поможет направить внимание учеников в нужное преподавателю русло, подготовит восприятие нового материала. Но каждый раз необходимо повторять все задание на дом еще раз в конце урока, обязательно рекомендуя методы его выполнения и результаты фиксации (запомни, зарисуй, запиши в «Дневник наблюдений и т.д.
2. Так как объем домашнего задания может не поместиться короткую строку ученического дневника, то можно выписать задание на отдельный лист и прикрепить в общеклассном календаре природы и труда на специально отведенное место.
Опыт многих творчески работающих по природоведению учителей показывает, что только систематическая работа над содержанием и методикой домашних заданий позволяет реализовать познавательные, воспитывающие и развивающие задачи это важнейшей формы обучения.
Погорелова Н. А. Домашние задания по природоведению во II классе.—В кн.: Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведения/Сост. Л. Ф. Мельчаков. М, 1981, с. 106—114.
Домашнее задание - весьма ответственная часть урока, поэтому необходимо выделять специальное время, достаточное для того, чтобы дать его в развернутом виде. Учитель должен добиться того, чтобы объяснения домашнего задания стало важным моментом урока. От того, насколько учащиеся усвоят задание, зависит успех его выполнения. Каждый учащийся должен знать не только то, что нужно сдеать, но и как это сделать, в каком виде. Учащиеся записывают домашнее задание в свои тетради.
|
В настоящее время ко многим учебникам природоведения и естествознания созданы рабочие тетради, которые заполняются как на уроке в процессе объяснения, так и дома при выполнении домашнего задания. Рабочие тетради позволяют систематизировать учебный материал, целенаправленно организуют детей на выполнение домашних заданий. Они могут включать также внеурочные задания, для выполнения которых требуется длительное время.
Одно из важнейших условий успеха домашней учебной работы - научить учащихся работать самостоятельно. Для этого необходимо нацеливать школьников не на заучивание учебного материала, а на установление связей между сведениями, которые дает преподаватель на уроке, и сведениями, которые учащиеся добывают самостоятельно при чтении учебника.
Кроме работы с учебником, в качестве домашних заданий можно рекомендовать выполнение рисунков, оформление схем, раскрашивание. Например, при изучении темы «План и карта» можно предложить учащимся нарисовать план своей комнаты. Кроме того, дома учащиеся могут составить аппликацию из сухих листьев, плодов, семян.
Большое значение при выполнении домашних заданий имеют «Дневники наблюдений», которые позволяют организовывать систематическую самостоятельную работу учащихся по наблюдениям за окружающей природой и трудовой деятельностью людей. В качестве домашних заданий можно предположить также опыты и практические работы. Однако при характере задания следует учесть, что опыты должны быть посильны для выполнения, абсолютно безопасны и легковыполнимы в домашних условиях.
|
Много внимания учителю начальных классов приходится уделять работе учащихся дома с учебником. Задача
139l. м^афильмом показывают отдельные кадры или фрагменты, которые способствуют повторению наиболее важных вопросов.
Повторение текущего материала обычно организуют на каждом уроке в процессе проверке домашего задания, при опросе.
На уроках обобщения повторение проводится целенаправленно для углубления и систематизации изученного материала. Поэтому для организации такого урока необходимо заранее сообщить учащимся вопросы, которые будут разобраны на уроке, и дать задания по повторению учебного материала.
При повторении следует использовать непосредственные наблюдения учащихся, результаты, которые они по-лучилипри проведении опытов, сведения из прочитанной ими дополнительной литературы по данной теме.
Задача учителя - закрепить на уроке не только знания, приобретенные ранее, но повторить новый, только что изученный материал. Закрепление не ограничивается пересказом увиденного или услышанного на уроке, а может сопровождаться зарисовкой схем, пояснением опытов, демонстрируемых в классе.
Повторение может быть организовано и в виде практической работы. Обычно её следует предусмотреть в конце изучения темы или раздела. В этом случае учащиеся не только повторяют теоретический материал, но и закрепляют сформированные практические умения и навыки. Так, например, после изучения темы «Горные породы. Полезные ископаемые» можно провести обобщающую практическую работу, в процессе которой учащиеся не только вспомнят виды горных пород, но закрепят умение их различать и описывать, вспомнят о применении различных горных пород в народном хозяйстве.
|
Проведение заключительных обобщающих уроков способствует усвоению знаний по природоведению. Часто учителя, давая задания по повторению ранее изученного материала, ограничиваются указанием страниц учебника, которые учащиеся должны прочесть. Учитель, предлагая учащимся задание на дом, должен знакомить с темой следующего урока и указывать, что нужно знать из ранее пройденного, для того чтобы разобраться в новом материале. Опыт показывает, что такое задание не нацеливает учащихся на повторение определенных знаний, нужных для следующего урока. Правильнее давать задание по повторению в виде конкретных вопросов, на которые учащиеся должны ответить. Это могут быть вопросы, взятые из учебника, и тогда учитель указывает лишь их номера, но могут быть и вопросы, подготовленные самим учителем.
Вопросы обеспечивают целенаправленную работу учащихся с учебником и активизируют их мыслительную деятельность. На следующем уроке в ходе опроса или в процессе изложения нового материала перед учащимися ставятся вопросы в той формулировке, в какой они были заданы на прежнем уроке. И это является существенным фактором, стимулирующим домашнюю работу учащихся.
Вторая задача домашней работы - повторить по учебнику тот фактический материал, пройденный на уроке, который надо запомнить. Это касается определений понятий, номенклатуры, конкретных характеристик свойств предметов. Домашние задания, построенные на материале урока, должны приучать учащихся не только к правильному и последовательному изложению учебного материала, но и к умению оперировать полученными знаниями.
На первых этапах обучения дают задания по тексту учебника, приучающие учащихся работать с ним. Это пересказ статей учебника, систематизация изучаемого материала.