ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ. УПРАЖНЕНИЯ.




 

Упражнения для начинающих (№№ 1—29) (Темпы следует брать умеренные, по усмотрению педагога)

Упражнение № 1. Дл я выработки верного певческого тона. Петь на наиболее правильно звучащем гласном звуке и на удобной части диапазона, транспонируя по полутонам вверх и вниз в пределах октавы.

Упражнения №№ 2, 3, 4, 5. Дл я работы над правильной атакой звука. Петь в умеренном темпе, точно атакуя каждый звук, на наиболее правильно звучащем чистом гласном звуке. Для многих голосов полезно упражняться в правильном начале звука, используя слоги ма, ля, фа и четко произнося при этом согласный звук.

Упражнения №№ 6, 7, 8, 9, 10, 11 полезны для работы над выравниванием гласных. Их следует петь в умеренном темпе на средней части диапазона, следя за единообразием звучания всех гласных звуков, за их единой позицией. Для начального звука надо выбирать наиболее правильно звучащий гласный и чередовать его с другими. Когда относительная ровность достигнута, можно петь эти упражнения сольфеджируя их. Упражняясь на слогах, следует следить за четкостью согласных звуков.

Упражнения №№ 12, 13, 14, 15, 16 следует давать с целью выработки legato в гаммообразных ходах. Их надо петь спокойно, следя за тем, чтобы переход от звука к звуку осуществлялся без толчков и подъездов, плавно и точно. Все звуки следует давать в равной силе. Петь их вначале лучше вокализируя на наиболее удобном гласном звуке. Надо следить за четким оформлением первого звука упражнения, по которому следует ровнять остальные. Когда legato на одном гласном звуке начнет получаться, можно переходить к пению их, сольфеджируя или чередуя гласные.

Упражнения №№ 17, 18, 19, 20, 21, 22 рассчитаны на освоение legato в трезвучиях и арпеджио. Замечания к их исполнению те же, что и к предыдущей группе. В упражнениях 21 и 22 полезно делай crescendo к верхнему звуку и diminuendo — к нижнему.

Упражнения №№ 23, 24, 25 рассчитаны на подготовку выработки подвижности. Их следует петь в темпе allegretto легким светлым звуком, точно атакуя первый звук и выделяя сильные доли такта. Дл я выработки подвижности можно употребить упражнения №№ 4, 5, 11, 14, 16, 19 давая их в относительно быстром темпе. Для работы над staccato полезно петь упражнения 2, 3, 4, 5, 13, 14, 20, а также чередовать legato и staccato в упражнениях 23, 24, 25.

Упражнения №№ 26, 27, 28, 29 взяты из упражнений М. Глинки. Они служат для выравнивания голоса. Их надо петь медленно, связно, 644 прямо попадая на нужную ноту. Интервалы в упражнениях 26, 28 связывать точно, переходя от йоты к йоте, не тянуть, без portamento. Петь иа гласном звуке, а округленное, свободным, «вольным» звуком в пределах среднего регистра. до - ре - ми - ре - до - ре - ми - ре - до 1/4 20 Основы вокальной методики 645 Bel. la 19 13 15 16 17 м 20 ifl jl^TTT j 2 2 • 23 S 4 M. Глинка 1/4 20 Основы вокальной методики 647 М. Глинка 28 М. Глинка Упражнения для выравнивания гласных и развития артикуляции (№ № 30—44)

Упражнения №№ 30 —33 способствуют выравниванию гласных. Их следует употреблять в дополнение к упражнениям 6—11. Гласные и а наиболее далеки по укладу языка, потому особенно важно научиться их хорошо артикулировать и переходить из одного в другой без изменения работы гортани, то есть, не меняя певческого тембра. Остальные гласные легко «подстроить> либо к и (е), либо. к, а (о, у). Полезно произведение, которое впевается, в начале петь на и и а как это дано в примере 33.

Упражнения №№ 34—41 способствуют выработке активности губ, четкости согласных, отработке уклада языка.

Упражнение №34 — следить за четким и активным произношением звука д. Упражнение следует петь и на слоги ре, ми, ля, зо. Сначала в умеренном темпе, потом быстро.

Упражнения 35—36 — петь иа слоги зо, зэ, ля, ми, пэ, тэ, до, активно, утрированно произнося согласные.

Упражнение 37 —для выработки краткого произнесения слога Шй. Полезно петь на слог не. Следить за ровностью всех звуков.

Упражнение 38 — петь на слоги пой, дай, лей и другие сочетания. Следить за активностью согласных.

Упражнение 39 — полезно для развития подвижности губ. Следует резко переходить от формы губ при е, к форме губ при о.

Упражнение 40 — для развития активности и подвижности губ. Следует четко выдерживать ритмический рисунок и активно произносить согласные. Можно использовать и другие звукосочетания: ре, на, я, до и т. п. 648. Упражнения 34—40 полезно петь также сольфеджируя звуки с четким произношением согласных. - г ц

Упражнение 41 — пример упражнения со словами из сборника М. Э. Донец-Тессейр, выпуск IV. Следует четко артикулировать согласные и ясно произносить гласные. Постепенно убыстрять темп, переходя в скороговорку. Можно давать и другие сочетания слов. Д л я работы над произношением согласных и гласных полезно петь упражнения Ваккаи, целиком построенные на произношении поэтического текста, а также брать отрывки фраз из произведений, построенных по типу скороговорок.

 

 

Упражнения для выравнивания регистров женских голосов (№№ 42—56)

Упражнения №№ 42—56 следует употреблять с целью сглаживания регистровых переходов у женских голосов. Они изложены в тональностях для меццо-сопрано. Их надо давать с учетом индивидуального характера высоты переходных звуков. 42—50 — упражнения для сглаживания перехода от медиума в грудной регистр. Переход у меццо-сопрано обычно находится на ре, у сопрано — на фа. 51—56 — для сглаживания перехода от медиума к головному регистру.

Упражнение 42 — нисходящая гамма из пяти нот, которую надо начинать в звучании медиума и, спускаясь на ре, перейти в грудной регистр, заменив гласный звук а иа у и ослабив звучание на piano. Спускаясь ниже, следует более смело включать грудной регистр и переходить на округленное а.

Упражнение 43 — нисходящее трезвучие через переход. Высоко позиционно взяв верхний звук переходить на средний, включая осторожно грудное звучание и сохраняя высокую позицию. Затем перейти на нижний звук, так же сохраняя головное резонирование. Как вариант этого упражнения полезно от верхней ноты трезвучия portamento переходить к нижней, эластично перейдя регистровый переход.

Упражнение 44 — нисходящая гамма из восьми нот. Имеет целью сглаживать регистровый переход при большем захвате звуковысотного диапазона. Замечания к исполнению те же, что и в упражнениях 42—43.

Упражнение 45 — соединение грудного регистра и медиума с возвращением обратно в грудной регистр. Обратить внимание на то, что взяв нижнюю ноту, перед тем как делать portamento вверх, звук надо ослабить. Это помогает сделать более легким регистровый переход.

Упражнения 46—50 рассчитаны иа овладение звучанием медиума ниже переходных нот и грудным — несколько выше перехода. Умение переходить на одной и той же ноте от одного характера звука к другому, вырабатываемое такими упражнениями, ведет к постепенному сглаживанию перехода. Первый звук надо брать чередуя медиум и грудь.

Упражнения 51—54 для сглаживания перехода от медиума к головному регистру. Начиная с си—до следует округлять звуки, что при сохранении опоры помогает перейти к нотам головного регистра. На нотах выше си.—до следует особенно следить за округлостью гласных, не позволяя им «площиться», «отрываться от груди». 651.

Упражнения 55—56 рассчитаны на выработку сохранения ровности голоса' на большом, диапазоне. Их следует давать, когда освоены переходные звуки на более простых упражнениях.

 

Упражнения для выравнивания регистров мужских голосов (№ 57—-70)

Упражнения 57—70 следует употреблять с целью достижения регистровой ровности мужских голосов. Упражнения даны ни изложении для баритона с переходными нотами ре—ми-бемоль. Для басов не следует понижать на малую терцию, а для теноров — повышать. В этих упражнениях всегда надо учитывать индивидуальность расположения переходных нот у ученика.

Упражнения 57—64 рассчитаны на овладение фальцетом и умение переходить от грудного звучания к фальцетному. На основе выработки этого умения можно обрести микстовое звучание голоса, позволяющее петь весь диапазон без регистровой ломки.

Упражнение 57 рассчитано на отработку перехода от трудного звучания к фальцетному на одной ноте. Оно захватывает участок, где сравнительно легко удаются оба эти характера звучания. Для исполнения этого упражнения надо использовать наиболее легко, естественно звучащий гласный звук и следить за спокойствием и достаточной опорой дыхания. Упражняться надо на mezzo-forte. Как forte так и piano затрудняют легкий переход от одного звучания к другому.

Упражнение 58 служит выработке сглаженного перехода от грудного 654. регистра к фальцетному. Грудные звуки перед переходом надо облегчать и использовать темный тембр гласных. Остальные примечания те же, что и в упражнении 57.

Упражнение 59 служит выработке фальцетного звучания на том отрезке голоса, где оно легко удается н перенесения этого звучания ниже переходных нот насколько это возможно. Освоение фальцетного звучания на грудном отрезке диапазона будет способствовать образованию мнкстового звучания — главной цели подобных упражнений.

Упражнения 60—64 рассчитаны на выработку фальцетного, а затем мнкстового звучания непосредственно на средней части диапазона. Дл я этого следует добиться фальцетной атакн звука, что удается на средней части диапазона только на едва слышном piano. Найдя это легкое фальцетное звучание надо тренировать его на упражнениях типа 60—64, пока мышцы не привыкнут к фальцетной работе на этом грудном участке диапазона. После отработки фальцета можно увеличивать силу звучания и подключать грудной регистр. Прн этом голос приобретает мнкстовый, смешанный характер.

Упражнения 62—63 даны как пример чередования фальцетного н смешанного звучания. В упражнении 64, как и н других упражнениях, которые поются для выработки смешанного звучания, надо особое внимание уделять атаке первого звука, которая должна иметь фальцетный характер. Упражнения следует петь на округленное а.

Упражнения 65—70 служат для выработки смешанного прикрытого звучания верхнего регистра мужских голосов, что удается легче при применении гласных темного тембра о н у. Выполняя эти упражнения следует пользоваться плавной подачей дыхания и меняя позиций звука эластично переводить гласный звук.

 

Автор: Ханин Б.

Москва 2019 г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: