Задача студентов: представить действующих лиц (возможно количественное расхождение с текстом-источником), т. е. указать их имена и фамилии, статус; разделить описанные в тексте действия на явления; прописать реплики, которыми обмениваются действующие лица, т. е. подать в диалоговой форме основной конфликт действия; заключить необходимую информацию в ремарки.
Схема:
Сценарий «…»
Обязанности (режиссер, костюмер, сценарист и т.д.)
Действующие лица:
Сцена 1
…
Сцена 2
…
Сцена 3
…
Педагогический вывод или мораль
Пример:
Фрагмент статьи В.В. Розанова «Афоризмы и наблюдения»:
«... ученик на испытании зрелости писал работу и написал уже за половину, когда из дому прибежала служанка и сказала, что “их батюшка кончается”. Доложили директору и всей испытательной комиссии, сейчас же передали и ученику. Быстро пробежали «черняк» работы, он был удовлетворителен, т. е. почти удовлетворителен, а ученик был плох, “еле-еле”… Однако написано было столько, что засчитаться за работу, т. е., пойдя в округ, там засчитаться, она не могла бы. Конечно, ученик мог сейчас прервать экзамен, и директор ему это предложил, то тогда он должен был бы писать так называемую “запасную тему”, и кто знает, какова она, в запечатанном конверте, а эта была легка, бесспорно и ясно – легка, а главное – почти написана. Трудно и мучительно было всем, я думаю – больше всего директору и комиссии, однако думать было некогда. “Что же, отца вы уже не спасете, а вам жить надо”, – сказал кто-то из учителей, и я верю – это был лучший из учителей, т. е. 8 лет наблюдавший усилия ученика и живо их в эту минуту совместивший в воображении, отца же ведь он не видел, а такие вопросы и в такие минуты решаются темпераментом, живым образом, перед глазами стоящим фактом, а не отвлеченным понятием долга. Ученик остался писать. Нет преступника – есть преступление; нет виновного – есть только все страдающие... Но главное, что я хочу спросить – где здесь воспитание?».
|
Действующие лица:
Пантелей Петрович, директор гимназии.
Михаил Иванов, ученик 8-го класса.
Николай Иванович, учитель словесности, экзаменатор.
Петр Нилович, учитель словесности, член экзаменационной комиссии.
Федор Федорович, дежурный учитель.
Учителя гимназии, члены экзаменационной комиссии.
Швейцар гимназии.
Служанка.
Фойе гимназии.
Явление I
Швейцар, служанка.
Швейцар. Куда это вы, барышня, торопитесь? Идет экзамен на испытание зрелости. Никого не велено пускать.
Служанка. Мне нужно Михаилу Никифоровичу Иванову передать, что их батюшка кончается.
Швейцар. Ждите здесь. Пойду доложу.
Коридор гимназии.
Явление II
Директор гимназии. Николай Иванович, Петр Нилович, учителя словесности, дежурный учитель, другие учителя.
Пантелей Петрович. Николай Иванович, что Вы скажете о гимназисте Иванове?
Николай Иванович. Плох, Пантелей Петрович. Еле-еле подошел к экзаменам.
Пантелей Петрович. Посмотрите, Николай Иванович, в каком виде у него сочинение. Достаточно ли этого, чтобы работа была засчитана?
Николай Иванович. Хорошо, Пантелей Петрович. Сейчас взгляну на его опус.
Николай Иванович уходит. Пантелей Петрович, повернувшись к учителям, размышляет вслух, ни к кому не обращаясь конкретно.
Пантелей Петрович. Конечно, надо бы поступить по-христиански, по-людски и отпустить Иванова домой попрощаться с отцом. Но …
|
Возвращается Николай Иванович.
Николай Иванович. Нет, Пантелей Петрович, того, что написано, еще недостаточно, чтобы работа была засчитана в округе. Но предложенная тема сочинения близка гимназисту Иванову. Невзирая на свою слабую подготовленность, именно по теме, близкой к экзаменационной, он выступал на одном из уроков. Если он в логической последовательности завершит свое рассуждение, то работа будет засчитана. Трудно сказать, какие будут предложены темы осенью, на переэкзаменовке.
Пантелей Петрович. Да, Вы правы. Если Иванова сейчас отпустить домой, то ему придется писать сочинение осенью. И получение аттестата зрелости окажется под вопросом.
Пантелей Петрович (обращаясь к дежурному учителю). Федор Федорович, пригласите сюда гимназиста Иванова.
Явление III
Те же и Михаил Иванов, ученик 8-го класса.
К директору гимназии и группе учителей подходит Михаил Иванов.
Пантелей Петрович (обращаясь к Михаилу Иванову). Михаил, Вам уже сообщили, что Ваш батюшка умирает?
Михаил Иванов. Да, Пантелей Петрович, я знаю.
Пантелей Петрович. Вы можете идти домой. Но я хочу Вас поставить в известность, что сочинение в том виде, в каком Вы его сейчас написали, не может быть отправлено в округ. Экзамен Вам не зачтется, Вы должны будете его сдавать осенью. Вы обдумайте сложившуюся ситуацию и придите к определенному решению: завершить работу над сочинением или немедленно идти домой прощаться с батюшкой.
Михаил Иванов (в растерянности, грустно). Я подумаю, Пантелей Петрович.
|
Пантелей Петрович (обращаясь к учителю Петру Ниловичу). Петр Нилович, ведь Вы тоже учили Иванова, может быть, поможете ему сделать этот трудный выбор.
Петр Нилович подходит к Михаилу Иванову.
Петр Нилович (обращаясь к Михаилу Иванову). Миша, я тебе не чужой человек. Я давно знаю тебя, мы с тобой не раз выбирались из труднейших обстоятельств. Послушай, что я тебе скажу на этот раз. Я, к сожалению, не знаю твоего отца, но уверен, что Никифор (пауза) …
Михаил Иванов. Иванович.
Петр Нилович. Да, уверен, что Никифор Иванович – прекрасный человек. Но он смертельно болен. Ты, твоя матушка и младшие сестры ожидали этого трагического конца. Но смерть, как всегда бывает в жизни, приходит неожиданно и в самый неподходящий момент. Конечно, ты можешь уйти с экзамена, чтобы попрощаться с батюшкой. Но тогда тебя ждет переэкзаменовка. Как она пройдет, никто не знает. Сейчас же тебе осталось дописать сочинение и сдать остальные экзамены, чтобы получить документ об образовании. В сложившейся ситуации это очень важно: ведь вся забота о матери и сестрах ложится на твои мужские плечи. С аттестатом об окончании гимназии ты можешь найти более оплачиваемую и удовлетворяющую тебя службу.
Михаил Иванов. Спасибо, Петр Нилович. Я подумаю.
Стоящие поодаль учителя перестали переговариваться. Наступила пауза. Михаил Иванов пошел в класс дописывать сочинение.
Учитель, член экзаменационной комиссии. Человечно ли это: с родным отцом нельзя попрощаться. Опять победила форма!
Карта оценки постановок
– достоверность исторических фактов;
– хронология изложения событий;
– адекватность деления сценария на сцены или явления;
– содержательность реплик (монологов) действующих лиц;
– индивидуальность и социальная принадлежность героев постановки;
– художественно-декоративное оформление;
– музыкальное оформление;
– понимание командой главной педагогической мысли текста.