ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ




 

ВЕДОМОСТЬ - ХАРАКТЕРИСТИКА СТУДЕНТА - ПРАКТИКАНТА

ПО НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКЕ 9 семестр 162 ч / 4,5 ЗЕ

1. Ф.И.О. студента практиканта Кускова Екатерина Александровна

2. Факультет Психологии и педагогики Курс 5 Группа Б - 04061

3. Направление 44.03.01.Педагогическое образование Профиль: Дошкольное образование

4. Учебный год 2018 – 2019 г.

5. Сроки прохождения практики «01» февраля 2019 г. по «06» марта 2019 г.

6. База практики (МБОУ, адрес) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 78 «Ивушка», 1 корпус, ул. Декабристов,4.

7. Руководитель организации Куликова Ирина Владимировна

8. Руководитель практики Аюпова Зульфия Фануровна

9. Руководитель практики от ВУЗа Толмачева Вера Владимировна

10. Должность (в качестве кого работал) воспитатель

Цель практики:

Формирование профессиональных умений и навыков самостоятельного решения научно-исследовательских задач, подготовка к написанию выпускной квалификационной работы и формирование личностных качеств и умений, необходимых педагогу-исследователю. Сбор исследовательских данных для написания выпускной квалификационной работы по теме «Нетрадиционная техника рисования эбру как средство развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста». На практике обосновать возможность развития творческого воображения посредством техники эбру у детей старшего дошкольного возраста и разработать методические рекомендации по совершенствованию данного процесса.

Задачи практики:

Приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, а также подбор необходимых материалов для выполнения выпускной квалификационной работы; систематизирование и углубление теоретических и практических знаний по художественно-эстетическому развитию детей в ДОО, формированию умений их применения при решении конкретных научно-исследовательских задач в соответствии с темой выпускной квалификационной работы; получению компетенций самостоятельной работы по сбору и обработке научной, статистической, методической информации и практических данных; совершенствование приемов самостоятельной исследовательской деятельности (глубокое изучение литературы по разрабатываемой проблеме, рассмотрение или разработка критерий оценки согласно исследовательской деятельности, подбор адекватных методов исследования для решения задач констатирующего исследования, анализ состояния образовательной практики по изучаемой проблеме); формирование умений проведения и описания констатирующего этапа исследования по теме выпускной квалификационной работы.

 

Диагностический инструментарий, разработанный студентами:

Для решения поставленных практических задач были использованы различные методы и тесты, исследовательская работа проходила в несколько этапов.

Констатирующий этап эксперимента представлен двумя сериями.

Цель первой серии: определить уровень развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

В первой серии использовались три методики.

Первая методика - Тест креативности «Эскизы» Е. Туник. Ее цель: определить уровень развития вариативности воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Задача: превратить в различные изображения одинаковые фигуры (круги), приводимые в квадратах при помощи техники эбру.

Далее проводилось исследование уровня развития гибкости воображения у детей старшего дошкольного возраста. Для этого были использованы Творческое задание «Нарисуй сказку» (О.М. Дьяченко).

Третья методика - тест Е.П. Торренса, целью которого являлось определение уровня развития оригинальности мышления.

Детям дается задание дорисовать десять незаконченных стимульных фигур. А так же придумать название к каждому рисунку.

В соответствии с вышеперечисленными критериями были охарактеризованы уровни развития творческого воображения. Каждый уровень был охарактеризован на основе требований, отраженных в ПООП «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы:

Низкий уровень 10-17 баллов:

У детей данного уровня редко возникает потребность в творчестве, не умеют сознательно ставить цели деятельности, преднамеренно искать и находить эффективные средства и приемы их достижения. Дети не способны входить в изображаемый образ, вносить дополнение, изменение при преобразовании знакомого материала. Не могут самостоятельно найти новые способы, быстро реагировать и ориентироваться в новых условиях. У детей отсутствует индивидуальный «почерк» продуктов деятельности, рисунки отражают уже знакомые сюжеты. Результаты творчества не всегда соответствуют элементарным художественным требованиям. Дети не могут самостоятельно выбрать замысел рисунка, не умеют использовать средства выразительности, отражать в рисунке сюжет и его элементы.

Средний уровень 18-24 балла:

Дети этого уровня довольно часто обращаются к творческой деятельности, увлечены ею, у них развито творческое воображение. С небольшими затруднениями преобразуют уже знакомый материал, применяют известные способы изображения в новых ситуациях. Способны входить в изображаемый образ, вносить дополнение, изменение при преобразовании знакомого материала (легкость и продуктивность деятельности - беглость). Не всегда самостоятельно могут найти новые способы, быстро реагировать и ориентироваться в новых условиях (умение предлагать большое многообразие идей, способность к быстрому переключению с одного образа на другой - гибкость). У детей редко присутствует индивидуальный «почерк» продуктов деятельности, в основном рисунки отражают уже знакомые сюжеты. Результаты творчества соответствуют элементарным художественным требованиям. Дети затрудняются в самостоятельном выборе замысла рисунка, не всегда могут использовать средства выразительности, отражать в рисунке сюжет и его элементы.

Высокий уровень: 25-30 баллов:

Дети этого уровня часто обращаются к творческой деятельности, доставляющей удовольствие своими результатами. Воображение устойчивое, образы живые и отчетливы. Искренне увлечены работой, демонстрируют эмоциональность и устойчивость интереса к изобразительной деятельности. Способны входить в изображаемый образ, вносят дополнение, изменение, преобразование знакомого материала. Самостоятельно находят новые способы, быстро реагируют и ориентируются в новых условиях (умение предлагать большое многообразие идей, способность к быстрому переключению с одного образа на другой - гибкость). У ребенка присутствует индивидуальный «почерк» продуктов деятельности, своеобразие манеры исполнения (своеобразие творческого мышления, необычное употребление элементов - оригинальность). Результаты творчества соответствуют элементарным художественным требованиям. Дети умеют самостоятельно выбирать замысел рисунка, использовать средства выразительности, отражать в рисунке сюжет и его элементы.

Инструкция для испытуемого: Добавь любые детали или линии к основному изображению так, чтобы получились различные интересные рисунки. Рисовать можно как внутри, так и снаружи круга. Придумай название каждому рисунку.

Время выполнения задания - 10 минут.

Задание оценивается по следующим показателям: Беглость число адекватных задаче рисунков. Вариативность - число изображенных классов (категорий) рисунков. Например, изображения различных лиц относятся к одной категории, изображения различных животных также составляют одну категорию. Оригинальность - оригинальным считается рисунок, сюжет которого использован один раз (на всей выборке). Таким образом, один рисунок — 1 б., одна категория — 2 б., один оригинальный рисунок – 3б.

Полученные результаты заносились в протоколы, на основании которых были определены уровни развития вариативности воображения у детей старшего дошкольного возраста в процентном соотношении.

По результатам исследования можно увидеть, что 15% детей показывают высокий уровень развития вариативности воображения, у этих детей предметы наделены оригинальным образным содержанием преимущественно без повторения, ведет самостоятельные поиски, пробы наилучшего решения задания, создает новые комбинации из усвоенных ранее элементов. Воображение устойчивое, образы живые и отчетливы. 45% детей показали средний уровень развития творческого воображения. Эти дети вносят в свои работы, придуманные, необычные не похожие на другие, образы, но допускают повторение. С затруднениями преобразуют уже знакомый материал, применяет известные способы изображения в новых ситуациях. Интерес достаточно устойчивый, образы живые, отчетливые, но дети не всегда могут сознательно ставить цели действия, преднамеренно искать и находить эффективные средства и приемы их достижения. Были и такие дети (40%), которые не могут привнести в работу что-то свое, затрудняются найти способ изображения того или иного предмета, не оригинальны в изображении, дорисовывании форм. Интерес к деятельности неустойчивый, создаваемые образы неотчетливые. Их можно отнесли к низкому уровню развития творческого воображения.

Далее был исследован уровень развития гибкости воображения у детей старшего дошкольного возраста. Для этого было использовано Творческое задание «Нарисуй сказку» (О.М. Дьяченко).

Для достижения поставленной цели детям выдали контурный рисунок на сказочную тему (2 экз.), цветные карандаши или краски; 2 варианта рассказа, кульминационный момент которого иллюстрирует рисунок. Ситуация в 2 вариантах описывается противоположная. В нашем случае дети получили рисунок изображающий воина и фею.

Исследование проводилось со всеми испытуемыми одновременно, но задания дети выполняли индивидуально. В первой серии исследования читался первый вариант рассказа и предлагался контурный рисунок с предложением раскрасить его. Затем попросили детей объяснить, почему они выбрали тот или иной цвет для раскрашивания. Вторая часть задания была проведена через некоторое время с теми же детьми. Прочитав дошкольникам второй вариант сказки, дали этот же не раскрашенный контурный рисунок и предложили его раскрасить.

Результаты диагностики: высокий-33%, средний-40%, низкий-27%

Третья методика - тест Е.П. Торренса, целью которого являлось определение уровня развития оригинальности мышления.

Детям дается задание дорисовать десять незаконченных стимульных фигур. А так же придумать название к каждому рисунку.

Проанализировав полученные результаты, можно увидеть, что высокий уровень развития широты, произвольности, устойчивости творческого воображения имеют 40% детей, средний уровень наблюдается у 33% детей и низкий уровень – у 27% детей. Что подтвердило результаты ранее используемых методик по диагностике творческого воображения у группы детей старшего дошкольного возраста.

Дети способны входить в изображаемый образ, вносить дополнение, изменение при преобразовании знакомого материала (легкость и продуктивность деятельности - беглость). Они не всегда самостоятельно могут найти новые способы, быстро реагировать и ориентироваться в новых условиях (умение предлагать большое многообразие идей, способность к быстрому переключению с одного образа на другой - гибкость).

Обобщив результаты исследования, видно, что 31% детей имеют низкий уровень развития творческого воображения, 39% детей – средний и 30% детей - высокий уровень.

Во второй серии проводилась беседа с педагогами, изучались и анализировались планы работы воспитателей, для выявления состояния проблемы по использованию техники эбру в развитии творческого воображения в практике работы ДОО.

Беседа с педагогами, а так же изучение и анализ перспективных планов работы воспитателей, позволили сделать вывод о том, в дошкольном образовательном учреждении не используют технику эбру в работе с детьми старшего дошкольного возраста. В планах работы намечены цели развития творческого воображения у детей, но с использованием других средств: аппликации, рисования, лепки и т.д. Педагоги знакомы с техникой эбру, но не владеют ей. Педагоги отмечают, что техника эбру должна использоваться со старшего дошкольного возраста, один из педагогов ответила, что эбру - это сложный вид и его нужно использовать с младшего школьного возраста. По мнению педагогов использование нетрадиционной техники рисования эбру вызовет интерес у детей к творческой деятельности не только во время проведения непосредственно образовательной деятельности, но и в повседневной деятельности дома с родителями. Трудность использования техники эбру в практике работы ДОО, по мнению педагогов, заключается в том, что педагоги не владеют данной техникой, а также сложность методического и материально-технического обеспечения.

Согласно цели нашей выпускной квалификационной работы, было принято решение составить методические рекомендации по повышению творческого воображения (потенциала) у детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования –эбру.

Программы используемые при проведении исследовательской деятельности в старшей группе ДОО.

Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки».

«Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий» под авторством Т.Г. Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова и др.

 

Проведение констатирующего эксперимента по теме ВКР:

Исследовательская работа проходила в период с октября 2018 по февраль 2019 года. Базой для проведения экспериментальной работы было определено Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 78 «Ивушка». В качестве испытуемых выступили дети старшей группы «Винни-Пух», в количестве 22 человек, 22 родителя и 6 педагогов, коллектив ДОО.

Цель констатирующего этапа эксперимента: определение уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Основными задачами констатирующего эксперимента стали:

1. Изучение исходного уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста;

2. Выявление состояния проблемы по использованию техники эбру в развитии творческого воображения в практике работы ДОО.

Результаты констатирующего этапа эксперимента, показали, что существует проблема, которая заключается в том, что развитие отдельных компонентов творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста остаются без должного внимания педагогов и родителей. Отсюда вывод, что существует необходимость создания определенной системы работы по развитию творческого воображения у старших дошкольников, подбор наиболее эффективных средств и методов, методическое просвещение педагогов и родителей по данной проблеме.

Разработка методических рекомендаций (проекта) по теме ВКР для образовательных организаций:

В ходе разработки методических рекомендаций перед исследователями стояли следующие задачи:

Наблюдение за результативностью педагогического процесса в определенных педагогических условиях развития творческого воображения старших дошкольников.

Повышение уровня развития творческого воображения старших дошкольников в процессе ознакомления с техникой «эбру».

Решая поставленные задачи, исследователи исходили из того, что педагогическими условиями развития творческого воображения старших дошкольников являются:

Организация занятий по рисованию с использованием нетрадиционных изобразительных приёмов.

Сотрудничество воспитателей и воспитанников.

Ознакомление с произведениями искусства.

Организация зон изобразительной деятельности в групповых комнатах и изостудии детского сада.

Разнообразие изобразительных средств и оборудования, способствующих развитию творческого воображения.

Взаимосвязь изобразительной деятельности с другими занятиями в детском саду.

Взаимодействие воспитателей с родителями для помощи в организации художественной развивающей среды в домашних условиях.

Организация наблюдений в природе.

В ходе работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с техникой «эбру» рекомендуется использовать задания, упражнения на занятиях и в самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста, позволяющие не только изучить технику «батик», но и успешно применять ее в своей художественной деятельности.

Помимо упражнений и отдельных заданий, которые можно организовывать в работе с детьми в свободное от занятий время, был разработан план работы с детьми.

Исходя из второй задачи, также были разработаны мероприятия для родителей, направленные на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с техникой эбру.

Также были составлены планы-конспекты мероприятий для педагогов, направленные на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с техникой эбру.

Выводы и предложения руководителя практики:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Итоговая оценка: ________________________ Дата: «07» марта 2019г.

 

Руководитель практики: _______________ / З.Ф. Аюпова

(подпись) (И.О.Ф.)

Руководитель организации: _______________ / И.В. Куликова

(подпись) (И.О.Ф.)

МП

Руководитель практики от ВУЗа: _______________ / В.В. Толмачева

(подпись) (И.О.Ф.)

 

 

 

 

 

 

 

СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: